12:00

Искатель @сокровищ
Пишет  Бастард:

Несколько слов о...
Мысль по дереву течь не может!

Только представьте себе такую картину - мысль, текущая по дереву. Такое не могли себе представить даже художники-сюрреалисты. При этом не только в устной речи, но и в книгах, можно встретить высказывание "растекаться мыслью по дереву (или по древу)". На семинарах я это слышу довольно часто, в случаях, когда кто-то хочет призвать собеседника (или выступающего) к краткости: "Давайте только не растекаться мыслью по древу".
Что это за выражение? Можно ли его использовать в таком виде?
Ответ - нельзя! Меня каждый раз передергивает, когда я это слышу.
Правильный вариант - "мысью по древу". Это не опечатка! Я не пропустил букву "л"! Фраза эта из «Слова о полку Игореве» («… мысью [мысию] по древу растекаше»). При этом даже Google, когда я искал это выражение, предлагал мне заменить "мысь" на "мысль".
Мысь - это белка. Про «мысь» я запомнил еще тогда, в школе. Это просто метафора, сравнение человеческой речи с поведением животного.

(с) Тигран АРУТЮНЯН

URL записи

(не свое)

Вопрос: Бест месяца?
1. Да! 
131  (100%)
Всего:   131
Комментарии
08.12.2009 в 12:09

гадское котейко
порой хочется видеть рядом с вопросом "Бест месяца?" еще одну возможность выбора при голосовании - "Нет!!!"
:aaa:
08.12.2009 в 12:14

Никому не обязана, ни к чему не привязана, ни на что не пригодна, потому и свободна...
меня Ваш пост улыбнул. почему - потому что мое имя в переводе с арабского переводится "мед, стекающий по дереву". а кличка моя, присвоенная в колледже - Белка.=)
а на счет Бест месяца или нет.извините, но я согласна с кот-в-небесах. интересная инфа, но на Бест не тянет)
08.12.2009 в 12:15

Не желай невозможного. В пути не торопись. И не махай рукой, ибо это от безумия.
отлично.
08.12.2009 в 12:27

Покажите мне смысл - и я совершу какую угодно глупость.
Какая "новая" информация, однако. :susp:
08.12.2009 в 12:48

"А здесь у нас будет мораль, свежая и оригинальная" (с)
может, автор ( вместе с Арутюняном) еще и в калоше пробовали сидеть ?
08.12.2009 в 12:49

педаль от огурца
Jarmila Krishtof
да ладно, я вот не знала. Так что может информация будет полезной слоупокам вроде меня.
08.12.2009 в 13:03

А мне кажется, данный образ вполне понятен. Имеется ввиду, мысль разветвляющаяся, отдельные но родственные темы. То есть, когда для подтверждения той или иной мысли мы начинаем искать доказательства спускаясь к истокам (корням), либо проецировать в различные варианты будущего, поднимаясь к кроне.
08.12.2009 в 13:03

Советник Господа Бога. || Совесть не отвечает или временно недоступна.
На личности не переходим, угу?
Бест - не бест, а часто встречается, что не знают и используют не верную цитату, а это именно цитата.
Про сидения в калоше можете найти информацию и сделать свой пост с моралью и избитыми истинами))
08.12.2009 в 13:08

наркомань и мимимишность(с)
Во-первых - новость явно не новость, хотя многие наверное впервые узнали, ну и ладно.
Во-вторых в настоящий момент это выражение уже не "неверная цитата"; оно вполне самостоятельно и используется так как используется. Даже уже свои вариации имеет, вроде "Растекаться мыслью по Игдрассилю" :) Вспоминаем о том как вообще возникают крылатые выражения, например знаменитое "скорее верблюд пролезет через игольное ушко".
08.12.2009 в 13:09

Сила Духа
Невольно задалась вопросом: это с какой же силой надо приложить белку о твердую поверхность, чтобы она аж растеклась?...
Садисты.
08.12.2009 в 13:18

Не желай невозможного. В пути не торопись. И не махай рукой, ибо это от безумия.
равнение человеческой речи с поведением животного. с поведением! а не с видом растекшейся по древу белки, хосспади, читайте текст.
и не жмите "да" вместо бла-бла-бла
08.12.2009 в 13:36

Сила Духа
Да вы что, неужели? Только с поведением? Не с видом? Потрясающе! А вы сами догадались? Да? Удивительно! Нет, это достойно восхищения! Мое Вам уважение и поклон. Никогда не была знакома ни с метафорой, ни с сарказмом. Простите мою необразованность.
08.12.2009 в 13:42

Не желай невозможного. В пути не торопись. И не махай рукой, ибо это от безумия.
Ядовитый Мечтатель а Вы простите мою.
08.12.2009 в 13:57

А я напьюсь безалкогольной водки в компании своих воображаемых друзей.
Это выражение уже прижилось и я не вижу смысла говорить "нет, так нельзя, потому что тысячу лет назад это выражение иначе звучало и значило другое"
Мало ли что там было тысячу лет назад
08.12.2009 в 13:59

Радужная Сволочь!
ммм..
Новая для меня информация.
Спасибо)
08.12.2009 в 14:40

Я сама себе волшебница.
Belka9, а какое у Вас имя - стало жутко интересно!)
08.12.2009 в 15:03

Её Квадричество
Умная Эльза абсолютный +1
08.12.2009 в 15:11

Дайте мне кнут, а с его помощью я добуду себе пряник...
Да уже давно устоялся вариант с "мыслью". И выпендреж с мысью никто не оценит...
Да и вообще.. образ растекшейся по бревну белочки - это прямо хоррор какой-то. Кишки, кровишша... мило, блин.
08.12.2009 в 15:14

Её Квадричество
Лично для меня - напротив - устоялся вариант с "Мысью".
Я б попросила не обобщать ))))
08.12.2009 в 15:20

Дайте мне кнут, а с его помощью я добуду себе пряник...
Квадрик
О... а давайте посчитаемся?
Где-нибудь...
08.12.2009 в 15:21

Панда ест, стреляет и уходит.
Вот ужас то!:-/ Я поспорить готова, что в нашем учебнике по литературе ("Слово" кажется в пятом классе раньше проходили) было написано именно "мыслью". И я с тех самых пор искренне считала, что так и есть. Тем более, что все в такой форме употребляют. Ну, думала я, странное выражение, конечно. Но кто её знает, эту архаику. И вот те на, оказывается :conf3:
08.12.2009 в 15:47

Её Квадричество
Навка
ыы

можно на первый второй прям щас))
08.12.2009 в 16:03

Большинство из нас – это не мы. Наши мысли – чужие суждения; наша жизнь – мимикрия; наши страсти – цитаты.
Вы наверное один из представителей "грамма наци"? Зиг товариш Diary best Хайль как говорится. Ну если выражение растекаться мыслью по дереву еще можно представить в метафоричной форме, то растекшуюся белку я просто не представляю ))))
08.12.2009 в 16:10

Её Квадричество
Eykiti древний глагол "течь" более полисемантичен, чем современный
Раньше он означал движение как таковое.
И это было абсолютно нормально сказать: "князь утек", "воины утекли" и т.д.
08.12.2009 в 17:04

бабки от такого не дохнут
Согласна с Адино
Это действительно еще в школе при чтении "Слова..." как этимологию устойчивого ( но уже по-другому звучащего) выражения и рассматривают.
Но даже, если кто-то "прошел мимо" - не вижу в этом причин для возмущения. Что за снобизм?
А подобных "метаморфоз" десятки, если не сотни. Язык, как и жизнь, на месте не стоит.
08.12.2009 в 17:27

Н-даа...
Когда-то и фильма была женского рода. А вуаль - мужского. Ну и что? Информация любопытная, но это Ответ - нельзя! Меня каждый раз передергивает, когда я это слышу. просто смешно, извините.
"Мыслью по древу" - совершено устоявшееся выражение. Кстати, ни в одной книге не видела "мыси".
08.12.2009 в 18:17

Когда впереди пропасть, а назад дороги нет - раскрой крылья...
Не видели мыси, потому что там была именно мысль. Белку называли не мысью, а мыслью, и нет там никакой ошибки, просто значение слова поменялось.
Некоторые вот до сих пор убеждены что та же "зигзица" - это молния, или кукушка в лучшем случае. Не всем же в школе адекватно русскую литературу преподавали) Нравится человеку самоутверждаться за счет давно известных истин и отрицания метафор как факта - пусть развлекается.
08.12.2009 в 18:24

Белку называли не мысью, а мыслью
А чего ж тогда автора передергивает бедного так? И ещё кое-кого из отметившихся... Кто-то углядел в книжках мысь, значицца :D И она аж устоялась)
08.12.2009 в 18:27

Покажите мне смысл - и я совершу какую угодно глупость.
Кстати, ни в одной книге не видела "мыси".
И не увидите) Обычно пишут "мыслию", а про "мысь" упоминают в комментариях к тексту. Открытие-то не такое уж и старое.
08.12.2009 в 19:44

Хороших девочек нужно гладить по голове. Плохих - шлепать по попе. Животом.
Кстати, ни в одной книге не видела "мыси".

Вероятно, вы никогда не имели дела с оригинальным текстом, не адаптированным для школьников и широкой общественности.

Я, когда изучала древнерусскую литературу, убедилась самолично - действительно мысь, белка. И преподаватель обращал внимание на это выражение... =)