Искатель @сокровищ
Пишет Lance:
Расскажи.URL записи
Сегодня с коллегой — слово за слово — вспомнили Сергея Александровича. Коллега сетует: дочь входит в тот возраст, когда в школе начинают говорить про поэтов начала двадцатого века уже достаточно глубоко, чтобы вызвать интерес, в том числе к личностям, — и дочка при этом достаточно умна, чтобы не довольствоваться тем, что рассказывает пожилая деликатная учительница. Коллега далеко не ханжа, умный ироничный дядька, — но его всерьез занимает: оно ли нужно? Как в анекдоте: так-то всё хорошо в нашей системе образования, если не брать во внимание, что наших детей учат глубоко вникать в причинно-следственные связи в творчестве алкоголиков, б***й и суицидальных сумасшедших.
Я впрямь не знаю, что сказать. «Оно ли нужно?». Да нет, если честно. В одиннадцать хочется думать, что поэт безупречен, как лорд эльфийский. Что у него там всерьёз про родину и про берёзки. Это тупо и скучно, зато понятно. Берёзки отдельно, реальная жизнь отдельно. Что он там знает себе, ветошь драная. То ли дело я.
Не знаю, что сказать. «Оно ли нужно?» — да нужнее всего на свете, если честно. В одиннадцать, двенадцать, дальше — я бы по потолку от счастья бегал, если бы знал, что век назад жили не клоуны декоративные, с берёзками своими ё***и, а такие же живые люди, и у них происходило в жизни такое, что мне со своей первой влюблённостью, со своими пальцем деланными проблемами переходного возраста остаётся разве что накрыться простынёй и ползти на кладбище, орошая короткий путь слезами отчаяния и помахивая транспарантом «Как скучно я живу».
Хорошо: было бы дано произведение само по себе. Еще куда ни шло. Не всё вот так покатит, но кот учёный, как минимум, не вызовет вопросов. Так нет. Никогда. Одно с другим — неразрывно. Нас ведь постоянно учат, трогая сухонькой рукой лощёные седые букли: «Этим оборотом поэт хотел сказать, что...». Этим оборотом поэт хотел сказать, что лучше б тебя подняло да шлёпнуло, ржавая ты пассатижь!
Свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест?
1. Да! | 382 | (100%) | |
Всего: | 382 |
"Не буду их читать" - верещат они. Да не читайте!
Почему же не буду? Буду. Именно потому буду, что они живые, настоящие люди, со страстями, ошибками, слабостями, с поиском себя и правды, который знаком любому мыслящему человеку, а не монополизированный Львом нашим Николаевичем Толстым, мизогином, пытавшимся бороться с мизогонией, латентным геем-гомофобом, правдоискателем с двойной моралью, и просто гением и домашним тираном.
После этого я лично убедилась в том, что Лермонтов тоже м*дила та еще, пришла в восторг и по-новому взглянула на многие, многие вещи.
Факты из биографии, которые при желании можно привязать к творчеству, но железобетонно доказать, что они имеют отношение к нему, почти невозможно, скорее всего, упомянуты не будут. Это уж вы сами разбирайтесь, если интересно, могла ли повлиять на общее настроение произведений определённого года несчастная любовь или во всём виновато зверское похмелье.
И дело не только в том, что скандальные вещи в школе рассказывать неприлично или что надо создать положительный образ великого человека, но и в сильно ограниченном времени. Пройти надо много, а времени мало. Если бы всё время в школе уделялось только литературе, возможно, нашлось бы время и кости перемыть писателю, и книжки чуть ли не под лупой исследовать. И собрались все там на этом несчастном уроке не ради личности, а ради того, что эта личность создала всё-таки. Если чересчур перегнуть палку и больше обратить внимание на биографию (особенно скандальную), могут возникнуть вопросы: а на кой мы изучаем творчество именно этих людей? Он больше всего запомнился тем, что пьянствовал, громил квартиру и бил жену? И что такого? Дядя Вася из квартиры сверху тоже такой! И даже горланит чего-то в рифму, когда напьётся. И почему мы тогда проходим не дядю Васю, а какого-то хмыря из Серо-буро-малинового века, чем он лучше?
Обычно люди попадают в великие или значимые писатели всё-таки за своё творчество. Кто-то сделал весомый вклад в развитие языка; у кого-то был очень примечательный стиль; кто-то умел хорошо подмечать все социальные проблемы и писать о них по существу; кто-то первым додумался писать на какую-то тему, а все побежали следом и т. д. и т. п. Упиваться в хлам, ходить по бабам, скандалить по любому поводу и т. д. любой дурак может. А написать стоящую вещь - очень немногие. Об этом и следует говорить в первую очередь.
Что касается упомянутой в посте личной жизни исторических деятелей, там больше вероятности, что об этом расскажут на уроке. Без смакования, конечно. Но, опять же, в том случае, если подобное поведение на что-то существенно повлияло. Например, какой-нибудь король убивал всё своё время на развлечения, и из-за этого всеми государственными делами занимались его министры.
И я так и не поняла, какое отношение имеют любовные похождения Пушкина и обстоятельства его смерти к дубу у лукоморья. Туплю, простите.
Который трижды отрекался, кстати говоря.
- Успокойтесь, Эрнест! Успокойтесь, дружище! Я вас понимаю. То, что вы рассказываете, напоминает мне мой сон. То был последний мой сон, потом уже никакие сны мне не снились или были такими сумбурными, что я не мог отличить их от действительности. Вообразите себе маленький зал кукольного театра. Я за сценой, вожу кукол и сам читаю текст. Это представление Фауста. Моего Фауста. Кстати, вы знаете, что Фауст нигде так не хорош, как в кукольном театре? И посему я был столь счастлив, что рядом со мной не было никаких актеров и только я один читал стихи, которые в тот день звучали прекраснее, чем когда-либо. Но тут я вдруг посмотрел в зал и увидел, что он пуст. Это смутило меня. Где же зрители? Неужто мой Фауст так скучен, что все разошлись по домам и я не стою даже того, чтобы они меня освистали? Я в растерянности оглянулся назад и остолбенел: я предполагал, что они в зале, а они оказались за кулисами и смотрели на меня большими любопытными глазами. Как только наши взгляды встретились, раздались аплодисменты. И мне стало ясно, что мой Фауст нимало не волнует их, и что спектакль, который они хотели видеть, - отнюдь не куклы, которых я водил по сцене, а я сам! Не Фауст, а Гёте! И тогда меня обуял ужас, очень похожий на тот, о котором только что говорили вы. Я чувствовал, как они хотят, чтобы я что-то сказал, но я не мог. У меня сдавило горло. Я положил кукол на освещенную сцену, на которую уже никто не смотрел. И стараясь сохранить достойное спокойствие, молча направился к вешалке, где висела моя шляпа, надел ее и, не оглядываясь на всех этих любопытных, выбрался из театра и пошел домой. Я старался не глядеть ни направо, ни налево, поскольку знал, что они следуют за мной. Я отпер тяжелую дверь и быстро захлопнул ее за собой. Нашел керосиновую лампу, зажег. Взяв ее трясущейся рукой, прошел в свой кабинет, чтобы возле коллекции камней забыть про эту пренеприятную историю. Но не успел я поставить лампу на стол, как взгляд мой упал на окно. Там теснились их лица. Тогда я понял, что уже никогда не избавлюсь от них, уже никогда, никогда, никогда. Я сообразил, что лампа бросает свет на мое лицо - это было ясно по их большим глазам, которыми они пожирали меня.
Тем более не вижу в этом никакой проблемы сейчас, когда чуть ни у каждого первоклашки есть айфон с выходом в интернет. Пусть на уроке рассказывают про березки, не вижу в этом криминала, а ты потом найди биографию и почитай, если так интересны подробности личной жизни. Я в 9 классе на экзамен писала реферат про Есенина (это было в доЕГЭшные времена) - компьютер у меня тогда уже был, а насчет интернета не помню, большая часть информация бралась из домашних и библиотечных книг. Нашлось в них все, в том числе и чернуха, но я почему-то не испытала культурного шока от знания, что Есенин бухал по-черному и тд, у него это в стихах чуть ни прямым текстом. Для реферата информация, конечно, фильтровалась, но для себя прочитала все. Надо ли это было озвучивать на уроках? Нет, не вижу смысла. Кому надо, тот прочитает сам. Потом в старших классах я так и делала, если меня что-то заинтересовывало в кратких биографиях. В основном же как-то переживала и без всех подробностей личной жизни. Зачем они мне?
Кстати у нас в классе были такие личности, которые услышав, что чувак шлялся, бухал, а в перерывав с бодуна писал стихи, прославившие его в веках, решили бы "И нам значит можно". В смысле не стихи писать, а все остальное.
- ПАПА!!!!
- А что? что я поделаю, если он и вправду говнюк?
- Это же Лермонтов!!
- Да и Лермонтов...
.Shamsi., просто вишенка с торта комментариев, почти ж до слёз
Вот поэт и ответил))))
И вот подумалось - наверное на уроках биологии и обж следует рассказать, к примеру, о богатом опыте, наработанном отрядом 731 с приведением фото- и пр материалов?
Видите ли, то, что Павл говорит о Петре, он говорит о себе, а не о Петре. Тут в комментариях высказались несколько человек, которые утверждают, что если подросткам честно рассказать о кисейных панталонах товарища Пушкина, о Лилечке и Осе Брик, о личной жизни гражданина Толстого до брака и в браке, а также о некоторых интересных экспериментах поэтов Серебряного века с веществами, то подростки радостно завопят: "Ы-ыыыы! Мы тоже можем! И будем! И прямо щаз будем!". И срочно поскачут наматывать кокаин и гонорею на известные части тела.
Ну так вот. Я училась в провинциальной школе, жила какое-то время в рабочем поселке в черте города и в силу этого знакома с очень разными людьми из очень разных слоев общества. И ни один из них, включая гопника Васю, который в свободное от школы время занимался тем, что в составе национал-большевистской группировки прохаживался по рынку и метелил кавказцев по любезной просьбе "старших", никогда в подростковом возрасте не проявлял тех качеств, которые отчего-то в этом треде приписывают подросткам. Гопник Вася с 13 лет пил, курил, любил женщин и бил кавказцев не потому, что он знал про шалости Пушкина и романы Цветаевой, совсем не потому.
ну и вот без разницы мне, любил ли натурщика Леохар или нет, а если любил, то как: платонически или еще как-то.
А ведь между изображением любимого человека (в камне, в слове, в музыке) и изображением чужого человека есть разница. Не так ли?
Совсем иначе звучат сонеты Шекспира, когда ты знаешь (или предполагаешь) адресата - это уже не "великий гений, вдохновленный свыше".
Это Человек писал Человеку. Это то, что чувствует пятнадцатилетний мальчик к своей однокласснице, пусть не умея так это высказать. Музыка, поэзия, живопись потому так и ценятся людьми и находят отклик в людях, что там внутри люди мыслят и ощущают теми же категориями и словами, что и немногие счастливцы, которым достался талант слагать поэмы и писать оперы.
"Я вас любил, любовь еще быть может..." - неважно, что любил пить человек, написавший эти строки, и как именно он обижал других людей, включая женщин. Он сказал то, что думали, думают и будут думать миллионы мужчин сто лет назад, сегодня и тысячу лет вперед. Таких же обычных мужчин со всеми недостатками и достоинствами, присущими мужскому полу, каким был сам поэт.
Правда о творце не может быть постыдной или скабрезной. И она не может повлиять на восприятие его произведения - потому что именно такой творец, "похабник и скандалист", это произведение создал. И огромная ошибка считать подростков глупцами, неспособными понять то, что в одном и том же человеке уживается подчас гений и мелкий жулик.
И вот подумалось - наверное на уроках биологии и обж следует рассказать, к примеру, о богатом опыте, наработанном отрядом 731 с приведением фото- и пр материалов?
Вообще, это на истории положено рассказывать. Как рассказывают про опыты нацистов, материалы которых с точки зрения исследовательской базы не только огромны, но и уникальны. И результаты этих работ были не сожжены, а исследованы в дальнейшем.
И это обязательно нужно знать.
В данном случае ТС как раз выступает в роли подростка, для которого Пушкин нарвался на дуэль, а Лермонтов ... нарцисс и ничего больше.
Вообще сам тон поста несколько странный: нам недодали, от нас утаили.
Биография - не высшая математика, хочешь - читай. Что всё на учителей пенять?
потому как, возвращясь к тексту поста - там, имхо, даны достаточно субъективные оценки
На итории, безусловно, затрагивают эти темы, но с другой что ли стороны. Я не случайно написала про биологию и обж, можно наверное сюда же и этику семейной жизни отнести, если она еще есть, были опыты по разработке противозаточных и эко. А тут инфа о научном достижении/открытии в лечении обморожений например, неразрывна с личностью его автора... если на то пошло уже. Хотя это уже оффтоп
как наш сосед-алкоголик, ога(это меня порядком удивило, как автор комментария пришел к таким выводам, какие источники он изучил) И прямо жизнь заблистала новыми краскамиПолагаю, что гопник Вася в свои 13 лет уже не имел розовых очков, чтобы их надо было срывать).
Вы пишите о приятии не только творчества, но творчества как части личности. которая совсем не обязательно, а скорее всего - совсем наоборот, будет с нимбом, и что несмотря и вопреки он сотворил вот это и вот то, и это замечательно и талантливо.
Но. Имхо - всему свое время, в том числе - для информации. Обратили внимание, что те, кто сталкивался в более старшем возрасте, например, на соответствующем факультете вуза, уже иначе воспринимали детали биографии? Я не говорю, что подростки тупые или невосприимчивые, но есть определенная зрелость души что ли. Даже перечитывая любимых писателей в разном возрасте обращаешь внимание на разные моменты и делаешь другие выводы., и все это достигаеся личным выстраданным, так сказать, опытом.
Насчет посланий любимому или не любимому человека - если адресат был значим для автора, об этом говорят даже в школе, да и найти что-то про него не составит труда. При желании именно читающего понять, глубоко прочувствовать автора, конечно. Ну а без желания изучать по программе... не знаю. Тогда это и превратится в набор скаберзностей - с кем и сколько раз за ночь. Если же говорить не о литературе, а живописи или скульптуре, разве иной раз не интересно пофантазировать - что это за дама с темными очами на такойто картине. А вдруг там какая то тайна? Впрочем, это видимо дело предпочтений
Приятно было с вами побеседовать, всего доброго
Дык самое пикантное во всем этом треде как раз то, что ТС именно то самое и сказал. Прямо вот русским по белому написал.
Что, кстати, неплохо иллюстрирует следующие факты:
- часть комментаторов как в школе не научилась анализировать чужой текст, так и после школы не сподобилась.
- никакие подробности биографии автора (либо их полное отсутствие) не помешают читателю увидеть в тексте ровно то, что читатель способен увидеть в силу возраста, умения внимательно читать текст и спокойно анализировать прочитанное.
Народ как увидел, что на "берёзки" грязными руками замахнулись, так сразу ринулся в бой. Нет бы увидеть: "Я слушал и рисовал в блокноте карандашом свои руки, хотя рисовать не умею, — просто чтобы занять себя, чтобы делать хоть что-нибудь, — чтобы не дать этой яростной, горячей, сияющей боли утопить меня целиком прямо здесь".
Ага. Подросток. Десятиклассник.
Вообще сам тон поста несколько странный: нам недодали, от нас утаили.
Я прочитала это как: "В 14 лет мы уже знали, что детей не находят в капусте, но взрослые упорно продолжали считать, что мы дураки, что мы не сможем оценить все величие творчества поэтов и музыкантов, если не будем считать их высохшими скопцами".
Nunziata, но вопрос подачи, - подачи! такого материала остается открытым. Как и вопрос времени, отводимого для этого в рамках школьной программе по литературе.
Правду говорить легко и приятно. Не этому ли нас учили великие?
Полагаю, что гопник Вася в свои 13 лет уже не имел розовых очков, чтобы их надо было срывать).
Как ни странно, гопник Вася до 30 лет оставался вполне себе милым и приятным во всех отношениях молодым человеком, почитывавшим Ницше и Гумилева, имеющим ряд милых заблуждений относительно природы человеческой злобы и доброты, способности родственников к пожиранию собственной плоти и крови, а также страшно любящим маленьких детей и мечтающим воплотить себя в многочисленном потомстве. Дальше наши пути разошлись и более не пересекались, но могу сказать, что представление о мире у гопника Васи однозначно было намного более "розовым", чем у меня.
Я не говорю, что подростки тупые или невосприимчивые, но есть определенная зрелость души что ли. Даже перечитывая любимых писателей в разном возрасте обращаешь внимание на разные моменты и делаешь другие выводы., и все это достигаеся личным выстраданным, так сказать, опытом.
Да. "Анна Каренина" стала для меня потрясением в 30 лет - я увидела в ней то, чего на протяжении 20 лет не замечала и не могла заметить, не пережив определенные вещи. Но в том и смысл - человек не перестает расти и развиваться с окончанием школы. И уж коли мы считаем подростков способными ответить на вопрос, что думал автор, когда писал "Двенадцать", то стыдно полагать, будто они не способны отличить дурное от хорошего и дать и тому и другому свою собственную оценку.
разве иной раз не интересно пофантазировать - что это за дама с темными очами на такойто картине. А вдруг там какая то тайна?
Чтобы научить человека фантазировать, его надо изначально приучить к мысли, что за каждым творением скрывается История. И зачастую эта история намного сложнее "был платонически влюблен в графиню Иванову".
Приятно было с вами побеседовать, всего доброго
Взаимно
Правду говорить легко и приятно. я разве говорила, что надо лгать? но ведь интерпретация одних и тех же фактов может быть очень различна
и вы меня порадовали продолжением истории Васи, - вот честно.
история намного сложнее "был платонически влюблен в графиню Иванову". тут не соглашусь. Почему это быть платонически влюбленным сразу все упрощает?
С фантазией все индивидуально. Кто-то в травинке видит Вселенную, а кому то никакие "срывания покровов" не помогут)
Всего доброго еще раз)
Мне уже попадались в сети люди, которые, поджав губы, говорили "Цветаеву читать не буду, она дочку уморила". Ну и вот, человек себя лишил хороших стихов из-за "неприглядных подробностей биографии".
Я скорее о том, что времени на то, чтобы сообщить ученикам, что поэт был та еще развеселая личность, но при этом одновременно писал глубокие и нравственные (ну допустим, да) вещи - это ровно пять минут. Пусть десять даже.
тут не соглашусь. Почему это быть платонически влюбленным сразу все упрощает?
Потому что за "платонически" голову не оторвут )
Если серьезно, то между "был влюблен в Лилю" и "имел бурный роман с Лилей, которая при всем при том и даже при Маяковском любила лишь своего мужа Осипа. Аж с 14 лет". (Или с 13? Не помню). И поэт страдал не потому, что дама была недоступна, а потому, что при всей ее физической близости ее сердце принадлежало другому. Что говорит нам о том, что любовь - это не только и не столько физическая близость, и что одного лишь обладания предметом вожделения недостаточно, чтобы обрести счастье. (Тут заодно привет Сомсу и Ирэн).
Ну это я так. В порядке усложнения простых вещей.
и вы меня порадовали продолжением истории Васи, - вот честно.
Но это все один и тот же человек ) Который читал Ницше в перерывах между битием чужих лиц и очень страдал, когда девушка, с которой он только целовался, вдруг решила усесться на коленки к другому юноше (заметим, на момент этих страшных событий гопник Вася уже лет 5 как познал все физическое). В человеке одно подчас неотделимо от другого - и может быть это и есть самое важное для обучения подростка. Чтобы он и себя не записывал в злодеи/грешники/праведники/серые мышки, и других не классифицировал предвзято.
Кто-то в травинке видит Вселенную, а кому то никакие "срывания покровов" не помогут)
А кого-то надо подтолкнуть )
Всего доброго еще раз)
И вам всего доброго )
Ilwen, "Гопник Вася" вынесет убеждение, что "все такие, зачем меняться к лучшему?" - и вот это-то и плохо.
Или он вынесет: "О! Этот чувак был такой же, как я. Он пил-курил-гулял, но вот он полюбил Женщину и ничего важнее в его жизни больше не было. Ну-ка, где там моя Женщина?".
Мне уже попадались в сети люди, которые, поджав губы, говорили "Цветаеву читать не буду, она дочку уморила". Ну и вот, человек себя лишил хороших стихов из-за "неприглядных подробностей биографии".
Человек имеет право не есть мяса, не пить алкоголь, хранить девственность и не читать стихов других людей ) Мир не стал беднее от того, что Маша не прочитала сборник Цветаевой. Беда в другом: так же, как Маша осудила Цветаеву, она осудит соседку Клаву, кузину Люсю и зятя Сережу.
Я думаю, что задача (в идеале, конечно же) школы и литературы в частности - научить растущих людей не быть категоричными в суждениях относительно других людей и их жизни. Собственно, чем великие так велики - своим проникновением в суть человека. Мир делится на черное и белое только в лубке, у Толстого и Достоевского все намного сложнее и красочнее.