четверг, 18 сентября 2014
Пишет
Taho:
Благодаря популяризации в голливудских фильмах, культ вуду стал восприниматься, пожалуй, как один из самых страшных и непонятых. В большинстве историй о вуду речь идет про темную таинственную религию, которая вращается вокруг жертвоприношений животных, накладывании вредных заклинаний и причинения вреда другим людям с помощью кукол. Однако это довольно далеко от истины.
Поэтому давайте по порядку разберемся с заблуждениями вокруг вуду.
читать дальшеТри различных типа

На самом деле существует три основных типа культа вуду, каждый из которых развит в своей сфере и в определенном районе Африки.
Западно-африканскую магию вуду до сих пор практикует около 30 миллионов людей, особенно в таких странах, как Гана и Бенин. Здесь ритуалы и верования очень многочисленны и почти не затронуты внешним влиянием других религий.

Вуду Луизианы — это уникальный культ, который практикуется, в основном, в штате Луизиана и на юго-востоке США. Религия вуду, привезенная в Новый Свет чернокожими рабами из Западной Африки, претерпела сильные изменения под влиянием испанских и французских поселенцев, а также креольского населения.
Гаитянский тип вуду, который практикуется на Гаити, претерпел значительные изменения под влиянием французов и христианства.
Сильные параллели с христианством

На первый взгляд кажется, что религия, которая вращается вокруг духов, зелья и поклонения предкам, имеет мало общего с христианством. Однако у вуду есть явно выраженные параллели с этой мировой религией.
В случае Луизианы и гаитянского вуду, в эту гибкую систему верований были включены многочисленные христианские традиции. В центре практики вуду находятся духи, и многие из центральных фигур этого пантеона имеют христианские аналоги.
Так Аида Вебо — это девственный образ Марии, в то время как Папа Легба — является зеркальным отражением Святого Петра. В западно-африканской магии вуду существует весьма христианское понятие, такое как один Верховный Бог — правящий всем на свете.
Принятие католической церкви

В самом деле, параллели между вуду и христианством настолько сильны, что не существует никакой вражды между этими двумя религиями, и во многих областях они мирно сосуществуют. Сегодня священники обеих религий работают рука об руку, чтобы помочь принести мир и процветание в Африку, на родину вуду.
В самом деле, папа Римский Иоанн Павел II, говорил о почете, с которым он относился к практикующим вуду жрецам, признавая «основополагающую добродетель», присущую учению и верованию вуду. Иоанн Павел II даже присутствовал на церемонии вуду в 1993 г., помогая скреплению добрейшего сосуществования этих двух, казалось бы, противоположных религий.
Куклы вуду

Куклы вуду на самом деле гораздо более сложные, чем обычно изображаются в голливудских фильмах. Они не символизируют человека, в том плане, что то, что происходит с куклой, произойдет и с человеком. Кукла ассоциируется только с конкретным лицом, как правило, при прикреплении к ней фотографии человека, или какой-то его интимной вещи, например пряди волос.
Куклы вуду могут использоваться для множества различных целей, в том числе и для благих. Использование кукол вуду само по себе не является злом или темным делом, но, как и многие светские и религиозные символы, куклы могут стать орудием зла только по воле лица, которое их применяет.
Исцеление

Существуют стереотипы, что вуду — темная религия, которая создана для того, чтобы с помощью темных сил управлять людьми и приносить ущерб духу и телу. Но вуду в реальности гораздо больше используется для исцеления и траволечения. Одной из наиболее важных причин для призвания Духа в ритуалах вуду является попытка попросить его помощи в исцелении больных и раненых.

Исцеление может быть как физическим, так и духовным. Поэтому специалисты могут сосредоточиться на исцелении разбитого сердца или изменении удачи к лучшему.
Жрецы и жрицы вуду действительно признают, что они не всесильны. Когда дело доходит до диагностики и исцеления, если они сочтут ситуацию за пределами их контроля, то будут рекомендовать обратиться за помощью к современной медицине.
Красная магия

Во многих культурах считается, что белая магия служит для исцеления, а черная творит зло и темные дела. Согласно культу вуду, не существует никакой разницы между белой и черной стороной магии. При этом, когда магия используется для злых или плохих дел, она называется Красная магия. Цвет Духа — красный цвет, а когда человек позволяет злу «loa» завладеть им, его глаза становятся красными, демонстрируя присутствие зла.
Пантеон вуду

Обнаруживая поразительное сходство с христианством, пантеон духов вуду имеет три основных уровня. В верхней части находится единый Бог, который в настоящее время для человека так непостижим, что его невозможно описать. Следующий уровень – это духи, которые постоянно взаимодействуют со смертными людьми. Личности погибшего родственника играет важную роль в духовной жизни сторонников вуду, поэтому почитание предков – является важной частью вуду. Третий уровень Пантеона вуду — это сами смертные.

Одним из фундаментальных понятий вуду является связь между этими уровнями: Папа Легба является одним из наиболее важных «loa» (духов), он своего рода привратник между миром смертных и Божественным миром. Все смертные, связываясь с loa, проходят через Легба, и он открывает врата между мирами. Являясь отражением Святого Петра, он также является хранителем дома, и покровителем путешественников.
Змей

Часто можно увидеть танцы последователей вуду со змеями. Змея является чрезвычайно важным элементом в мифологии вуду. Дамбалл или Данбалла – это змея-Бог и старейший из Пантеона вуду. Говорят, что он был призван, чтобы создать мир. Дамбалл сотворил воду из своей кожи, звезды в небе появились от его колец. Он женат на Аида Вебо, и они питают друг к другу вечную любовь, что представляет собой баланс между мужским и женским началом.

Дамбалл символизирует мудрость и разум, и связан с такими символами, как белый цвет, яйца, кости, слоновая кость. Защитник беспомощных и детей младшего возраста, а также инвалидов, он перевозит души умерших в загробный мир. Жрецы и жрицы одержимые духом Damballa не говорят, вместо этого, они шипят.
Жертвоприношение животных

Жертвоприношение животных всегда играло важную роль в ритуалах вуду, но причина вовсе не в болезненном увлечении смертью или кровью. Духи (Лоа) используют энергию крови для связи со смертными, наряду с общим управлением своими повседневными делами. Жрецы вуду считают, что кровь жертвы сочетает жизненную силу животного с жизненной силой loa.

Мясо и кровь животного часто готовят и употребляют, как часть церемонии. В жертву определенным духам, чаще всего, приносят тех животных, которые с ними более всего связаны: так, например, куры чаще предлагаются Дамбалле, духу-Змею.
URL записиНе свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! |
|
129 |
(100%) |
|
|
|
Всего: |
129 |
@темы:
Не свое
Как можно сравнивать вуду, древнейший культ, с жестоким и безжалостным христианством? Они действительно вынужденно сосуществуют, но нельзя назвать это "работой рука об руку". Лучше уж так, чем если христианство бы отправило культ в небытие, как это стало с большинством так называемых языческих верований.
Listen or download Канцлер Ги Da Kapa Preta for free on Prostopleer
И вот есть там строчка "не по-нашенски". На слух я её воспринимала примерно как: "Лакло сементи розанди". Подозревала в этой строчке заклинание какое-то, но любопытно же...
Полезла искать текст песни. В нём эта строчка значилась следующим образом:
"LaCroix, Cemetierre a Samedy". Поверила сразу, потому что про "Самди" уже слышала (в другой песне Канцлера). Но даже если так, понятнее, честно говоря, особо не стало. Всё-таки, что это?
Лезу копать дальше. Со словарём какая-то ерунда получалась (что-то про крест и субботу), тем более, я не была уверена , что это, собственно, за язык. Значит, снова здравствуй, Поисковник. Где-то на форуме нашёлся похожий на правду ответ доброго самаритянина:
"Да Капа Прета, бароны LaCroix, Cemetierre и Samedy (Ла Круа, Семетьер и Самеди) - лоа, духи в вуду. Первый - покровитель чёрной магии, следующие три - духи смерти, необузданных желаний и разврата".
Это уже явно что-то ближе. (Хотя в песне я слышу что-то не вполне соответствующее такой русской транскрипции, но транскрипции вообще вещь такая... многогранная). На этом бы мне и успокоиться, но что-то меня в этом ответе не удовлетворило.
Что ещё за бароны в Вуду? Что есть "Да Капа Прета"? Да и "первый" и "следующие три" тоже смутили, так как в песне их только три и есть. Про какого-то Прета, который, надо понимать, повелитель чёрной магии, в песне ни слова. К чему тогда он тут? И являются ли духи соответственно покровителями Ла Круа - смерти, Семетьер - желаний, а Самеди - разврата? Одни вопросы. Раз такое дело, копаю дальше. И вот незадача, не знает поиск никаких Ла Круа и Семеньеров (по крайней мере в связи с вуду, а не модельером Кристианом Лакруа). Что же это - выдумал самаритянин объяснение? Я решаю верить в людей, и лезу копаться в вуду (дожили, да?).
Параллельно выясняется, что представления у меня о вуду чисто голливудские. Вы, например, знали, что вуду не политеистическая (многобожие) религия, да и анимистичности там нет? Там поклоняются одному единственному верховному богу, но бог этот (Bondye или Gran Met - "великий господин") столь велик и далёк отдалён от простых людей, что прямой связи с простым человеком у него быть не может, поэтому у него есть посредники.
И вот эти посредники могут жить и в животных, и в деревьях, но поклоняясь им верующие поклоняются именно духу "спрятавшемуся" там, а не самому дереву.
Есть три категории посредников. Две категории к нашему вопросу не относятся, это "Божественные Близнецы (Marassa) - таинственное сочетание противоположных начал: добра и зла, счастья и грусти и т.д." (отражение дуализма в понимании африканскими религиями окружающего мира, я так понимаю). Отдельная категория - духи мёртвых. Но к моему вопросу относится самая широкая категория - те самые упомянутые в подсказке "Лоа"(Loa). Это различные духовные существа самого разного "профиля". Есть среди Лоа и своя богиня любви, и боги мудрости, общения, войны, бог солнца... При желании удастся наскрести аналогии со всеми когда-нибудь известными пантеонами чьих-либо богов. Хотя "боги" здесь, конечно, уже не совсем уместное слово. Отсюда, наверное, и путаница.
Все Лоа, в свою очередь, тоже делятся на три группы: Rada, Guede и Petro. (Вот оно, это Перто, точнее Петро и выскочило). У каждой группы свои церемонии, свои песни, свои ритуальные пляски, церемониальный цвет одежд, и любимые жертвоприношения (в этом хоть не врут - без жертв там никуда, правда, судя по приводимым перечням, в основном это что-то вполне безобидное, вроде зёрен кофе, хотя и животные там тоже есть).
Итак первая группа - Рада (Rada) - это своего рода "хорошие духи" (это я их так со своей колокольни условно называю - для приверженцев вуду, они все хорошие. "Loa не являются добрыми или злыми. Loa не лучше и не хуже, чем мы"). Они помогают людям, но исполняют только те просьбы, которые не несут никому никакого вреда. Но, насколько я поняла, это самые слабые из духов. Впрочем, меня, очевидно, волнуют не они, так что иду дальше.
А вот со второй группой, Guede, уже интересней. Ибо читаю следующее: "За Rada loa следует семейство Guede loa, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte."
О-па! Вот и бароны вылезли, а точнее даже сам Самди (или Самеди, если угодно). Информации о них, по сравнению с теми же Rada, до обидного мало. Но кое-что интересное всё-таки есть:
"Группа Guede loa вульгарна и непристойна, и они создают комическое облегчение после интенсивной и строгой секции Rada. Baron Samedi и Brigitte наиболее таинственны и могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede loa всегда выдают шутки и советы."
И, наконец, третья группа - Петро Лоа (Petro loa). Противоположность "хорошим" Рада Лоа (Rada loa). Я так понимаю, это именно та часть вуду, которую мы привыкли видеть в кино, вот как её описывают:
"Petro обряды, порожденные на Гаити во времена рабства, представляют гнев и насилие. Petro loa более сильны и быстры, чем Rada. Они несут угрозу, месть и смерть. Они считаются жестокими, колдовскими и агрессивными по отношению к противникам. Они делают тяжелую работу, на которую Rada [прим: "хорошие" лоа] не способны. Однако они будут работать только для того, кто пообещает служить им. Нарушившим обещание они мстят". Вот это уже действительно напоминает мои ассоциации со словом "вуду". Тут уже встречаются серьёзные жертвоприношения (в основном, правда, всё равно животных, но голубем здесь уже не отделаешься: "они требуют боровов, козлов, овец, коров, собак и иногда останки мертвых людей из могил").
Дальше появляется спорный лично для меня момент. Имеется список Петро Лоа, вот он:
"Порядок Petro loa следующий:
Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie (также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi."
Может ли это быть тот самый Cemetierre (которого самаритянин назвал Семетьер)?
Лоа
Но в моём вопросе гораздо интереснее был некий (не упомянутый в песне) Guede. Тот, в честь которого названа вся вторая группа. "Guede — устрашающая фигура в черном. Он управляет вечной дорогой, которую каждый должен когда-нибудь пересечь — дорогой от жизни к смерти. Его символ — крест на могиле. Guede управляет доступом к загробному миру".
Итак вот он, "дух смерти", LaCroix.
Кстати, у него есть ещё два любопытных аспекта:
читать дальше
Думаю, имеет смысл привести его описание почти полностью (оно, по сравнению с другими, достаточно короткое, как мы уже выяснили, фигура эта на пару с женой "наиболее таинственная"):
Итак, вот они - первые важные подсказки и почти готовый ответ:
Baron Samedi
Итак, последний вопрос. Что значит LaCroix? Это просто одна из ипостасей барона? Или речь о кресте как его символе?
А ведь есть ещё его жена:
Maman Brigitte
И вот я добираюсь за абзаца открвоений:
"Loa Guede (духи мертвых) — огромное семейство Lоа, которые произошли из душ умерших. Так как они все члены одного и того же семейства, духовные дети Baron Samedi и Maman Brigitte, они все имеют одну и ту же фамилию — La Croix, крест. Независимо от того, какое другое имя они носят, их подпись всегда La Croix."
Некоторые их имена - это отдельные истории, как вам: Guede Ti-Mopyon Deye la Croix (Guede — Небольшой Потерянный Краб Позади Креста), Guede Fatra de la Croix (Мусор Guede la Croix), Guede Gwo Zozo nan Crefc Tone de la Croix (Guede Большой Член во Влагалище la Croix). (Кстати, всё-таки есть в этой группе лоя, кто-то кроме самого Гуэде и барона с женой.
Кстати, есть и объяснение такому поведению больших "мамы и папы", и их потусторонних "деток", суть которого: "loa Guede мертв, его нельзя наказать":
Loa Guede
Возвращаясь к объяснению, которое навело меня на правильный след. По всей видимости, его стоит считать не совсем точным:
"Да Капа Прета, бароны LaCroix, Cemetierre и Samedy (Ла Круа, Семетьер и Самеди) - лоа, духи в вуду. Первый - покровитель чёрной магии, следующие три - духи смерти, необузданных желаний и разврата".
Барон не относятся к Прета. Наш уже ставший родным Самеди Ла Круа - из группы Guede. Он не относится ни к "хорошим", ни к "плохим". Он - Хозяин кладбища. Но к тёмной магии, в общем-то, отношения, в отличие от лоа группы Прета не имеет. Да и духами разврата они не являются (просто "развратными" сами по себе. Но не покровительствующими этому. В вуду вообще нет нашего понятия "разврата", они смеются на пуританством белых людей).
Итак, что мы имеем.
Если строчка действительно звучит как:
"LaCroix, Cemetierre a Samedy."
То La Croix - это "фамилия", которую носят все в группе Guede, а также сам хранитель кладбища, и все его дети (души мертвых, ещё не ушедшие в загробный мир). Переводится как "Крест", который, собственно, их символом и является. А Samedy/Samedi и Cemetierre (Cimitiere?) - его имя. Таким образом "Ла Круа Семетье Самеди" (та самая строчка, с которой всё началось) - это одно имя духа (лоа) группы Guede. Строчка "назови лишь одно имя" из той же песни обрела новые краски.
Но в любом случае, теперь я знаю о религии вуду гораздо больше, чем когда-нибудь думала.
Большое спасибо за познавательную экскурсию в мир вуду.)