Пишет
Забайкалье. Урановый рудник для атомного проектаВ 1945 году, 24 июля, на Потсдамской конференции Трумэн в разговоре со Сталиным как бы вскользь упомянул, что США обладает оружием огромной разрушительной силы. Сталин никак не отреагировал, и Трумэну даже показалось, что он не понял, о чём шла речь.
Но Сталин понял. В СССР уже шла работа над атомным проектом, внимательно изучались немецкие документы и донесения разведки. Совсем не было только одного. Не было советского урана в достаточном количестве...
Его поиски велись по всей стране. С самолётов с радиометром на борту, которые, прижимаясь к рельефу, обшаривали каждый километр. И здесь, у реки Средний Сакукан, что течёт в районе Кодарского хребта, радиометр зашкалило... Внизу была отвалившаяся от скалы глыба, блестевшая маслянистым уранинитом.

«
ЛЭП» на
Яндекс.ФоткахДалее 42 фотографии и текст
Для маркировки местности пилоты скинули вниз обрывки газет. Вскорости на лошадях на место вышли геологи. По дороги лошади погибли - им было нечего есть. Ягель съедобен для них мало. Геологи дошли и выжили. Выяснилось, что в ущелье находится рудопроявление (пока что месторождением это не называли) с аномально высоким количеством урана - до 30%. Чаще встречалось процентное содержание, в то время как в мире нормой были руды с долями процента.
Работа велась быстро. Стране нужно было атомное оружие. Постановлением Совета Министров СССР № 172-52сс от 15.01.49 организуется Борский исправительно-трудовой лагерь при Ермаковском свинцовом рудоуправлении. Конечно, "свинец" был не свинцом, про что знали и зеки, и даже местные эвенки.
Дорогу пробили вдоль реки. Она до сих пор летом автопроезжаема наполовину своей длины - Урал едет относительно свободно. Вот примерно в таком состоянии, идти можно, причём довольно удобно.

«Дорога вдоль Среднего Сакукана» на Яндекс.Фотках
Дорога велась от посёлка Чара. Рядом с посёлком был построен аэродром, который эксплуатировался до нынешних времён, там садились самолёты местной авиации, вроде Ан-2 и Ан-24. Поначалу дорога являла собой зимник, но затем в болотистых местах были сделаны лежни, и дорога стала внесезонной. Брёвна тоже о сих пор сохранились отлично, несмотря на то, что прошло 60 лет.

«Лежнёвая дорога» на Яндекс.Фотках
Вдоль дороги встречаются обширные развалины. Вероятно, это было какое-то подсобное хозяйство при руднике.

«Развалины вдоль дороги» на Яндекс.Фотках
Над речками были возведены мосты. У бурных рек они не сохранились, но вот мелкие до сих пор с ними.

«Мост на дороге» на Яндекс.Фотках
Крупный мост через речку Средний Сакукан обрушился своим центральным пролётом, но его деревянные основания стоят.

«Мост через Средний Сакукан» на Яндекс.Фотках
Дорога здесь уходит в сторону ущелья серпантином, чтобы можно было подняться тяжёлому ЗиС-151. Рядом с мостом находится также грустный памятник - могила геолога Нины Азаровой. Молодая женщина погибла при разведке угольного месторождения для нужд лагеря. Это горы, это непредсказуемый Кодар, уголь нашёлся на хребте. Выпал снег, а в конце августа здесь уже осень, а тут день шахтёра. Нина спешила к товарищам на празднование, пренебрегла безопасностью и сорвалась. Напарник прибежал уже к мёртвому телу. Нину похоронили у реки, недалеко от моста. Впоследствии её именем был назван обширный ледник у перевала "25 лет Советской Латвии".

«Мост через Средний Сакукан сверху» на Яндекс.Фотках
Выше по течению реки, у слияния с ручьём Медвежий, находится изба гидрометеостанции. На фото можно рассмотреть баню у избы. Сейчас метеорологов там нет, но изба жилая и служит пристанищем туристов, которые ходят в ущелье или просто проходят рядом.

«Баня при избе метеостанции» на Яндекс.Фотках
Сама изба ГМС выглядит так. Дымок из трубы - в ней топится печка. Тепло и влажно. Погода на улице дождливая, высохнуть не получилось, но зато согрелись...

«Изба метеостанции» на Яндекс.Фотках
Внутри избы, как водится, всякие артефакты, в том числе и схема лагеря. Там всего три комнаты: прихожая, даже без пола, кухня с печкой и комнатка с двухэтажными нарами для спанья. Сохранилась старая кирпичная печь, но топится небольшая маленькая железная. Метеостанция обслуживала аэродром при посёлке Чара.

«Схема лагеря в избе» на Яндекс.Фотках
При подходе к ущелью бросаются в глаза уцелевшие столбы ЛЭП. Лагерь снабжался электричеством. От него работало освещение, в том числе и вдоль дороги при въезде в ущелье, вентиляция в урановых штольнях и освещение ограды лагеря.

«ЛЭП» на Яндекс.Фотках
Появляются бараки. Нет, эти крепкие до сих пор дома вовсе не для заключённых. Здесь жила администрация лагеря.

«Здания администрации» на Яндекс.Фотках
И решётки тут позатейливее, с претензией на красоту. Есть предположение, что в здании была касса, она и зарешечена.

«Узорчатая решётка» на Яндекс.Фотках
Недостроенный барак для вольнонаёмных. Рудник закрылся всего через два года поле открытия. Руды оказалось не так много, всё же это было рудопроявление, а не месторождение.
Специалисты жили в палатках. Впрочем, "палатка" - это не туристическая лёгкая палатка, это большая трёхслойная, и в ней не холодно зимой, если внутри топится печь.

«Недостроенный барак» на Яндекс.Фотках
Рядом с бараками самодельный музейчик - выложено то интересное, что было найдено при поисках в лагере. Кое-что (например, альпинистские кошки) было передано в краеведческий музей в Новой Чаре - посёлке городского типа и станции на БАМе, недалеко от старого посёлка Чара.

«"Музейчик" при администрации» на Яндекс.Фотках
В бараке поисковиками было устроено временно жильё, осталась печка, обрывки плёнки на окне. Впрочем, это было давно, крыша течёт, всё сырое, нары внутри разбухли...

«Барак» на Яндекс.Фотках
Печка. Такие стояли в каждой комнате домов администрации. В потолке сохранились оббитые железом выводы дымовых труб.

«Печка-буржуйка» на Яндекс.Фотках
Перед развёртыванием рудника по полную мощность нужно было провести разведку. Но... Это ж горы! Скалы.
Были вызваны альпинисты. Им предстояло осуществить сплошной каротаж стен ущелья - разметив все стены квадратами 2 на 2 метра, а в интересных местах даже метр на метр, оценить наличие урановых руд для будущих штолен. Скажу даже, что была пробита штольня из соседнего ущелья! В честь этого на скале в ущелье установлены таблички, вторая совсем свежая, июля-августа 2013 года.

«Новые таблички» на Яндекс.Фотках
Альпинисты своё отработали. Но их не отпустили - секретная ведь работа была. И не посадили. Просто "сослали" в комфортабельный Арзамас-16. Где они и основали крупнейшую в СССР школу альпинизма.

«Мемориальная табличка» на Яндекс.Фотках
Так помаленьку доходим до самого лагеря. Он небольшой. Вышка, остатки колючей проволоки...

«Сторожевая вышка» на Яндекс.Фотках
С неба срывается дождь, влажность высокая, фотоаппарат снова заливает...

«Колючая проволока лагеря» на Яндекс.Фотках
В самом лагере уцелел один барак и проходная. В проходной есть даже вот такая лавочка со спинкой.

«Проходная» на Яндекс.Фотках
Решётки уже простые и функциональные. Как по мне, так даже хлипковаты на вид... Впрочем, побегов и так было немного - а некуда. И БАМа тогда не было рядом, глухой край. Было несколько побегов, неудачных. Вернули обратно - сами сдались...

«Решётка» на Яндекс.Фотках
Остатки ограды. Камни все в красном лишайнике. Оцените скалы слева - и там тоже работали альпинисты. Горы сыпятся, порода старая, часть лагеря погребена под сыпухой, даже сюда, до середины ущелья, докатились камни.

«Ограда лагеря» на Яндекс.Фотках
Лагерь заключённых, как я уже говорил, небольшой. Вот я стою у второй вышки, разрушенной, спереди видна уцелевшая. Территория - квадрат со стороной примерно с полторы сотни метров. Но здесь максимум работало 2500 заключённых - а это к тому же больше, чем коренное население этого района в тут пору!

«Территория лагеря заключённых» на Яндекс.Фотках
Наглядная агитация - но лозунг не прочесть. Тем более что там наложение аж двух надписей.

«Лозунг» на Яндекс.Фотках
Поднимаемся до промзоны. Здесь добывали уран, оценивали его содержание в породе и отгружали вниз. Здесь же остатки подстанции. Всё что можно, было вывезено, а остатки разрушены.

«Промзона» на Яндекс.Фотках
Аккумуляторы сжигались.

«Аккумулятор» на Яндекс.Фотках
На месте подстанции только торчащие по углам громоотводы и опоры под трансформаторы.

«Подстанция» на Яндекс.Фотках
Снова самодельный музейчик.

«"Музейчик" при промозоне» на Яндекс.Фотках
Тачка. Они ездили по таким вот дощатым направляющим, только обитым железом. Следов переднего колеса у тачки нет: то ли колесо утрачено, то ли так вот, волоком, её и толкали.

«Тачка и дорога для неё» на Яндекс.Фотках
Сеть направляющих довольно разветвлённая: она ведёт к штольням в склонах гор и к рудосбросу, ведущему на дно ущелья.

«Вид на промозону» на Яндекс.Фотках
Инструмент, как правило, большой, надёжный и примитивный.

«"Музейчик" при промзоне» на Яндекс.Фотках
Видите чёрные пятна на дне ущелья? А это бараки администрации...

«Лагерь сверху» на Яндекс.Фотках
Кто-то установил крест. На нём еле разборчива надпись: "новомученикам российским".

«Памятный крест» на Яндекс.Фотках
Радиатор двигателя. Здесь работала компрессорная установка для питания отбойных молотков в штольнях.

«Радиатор» на Яндекс.Фотках
Рудосброс. По нему из тачек и вагонеток добытую породу сваливали на дно ущелья, а там она уже погружалась на ЗиСы, которые везли её по 36-километровой дороге до аэропорта. Затем Ли-2 или Дугласы DC-3 везли её до Челябинска-40.

«Рудосброс» на Яндекс.Фотках
Отхожее место. С красивым видом на долину Среднего Сакукана.

«Туалет» на Яндекс.Фотках
Руда возилась в том числе и вагонетками. Вот остатки рельс у рудосброса.

«Рельсы для вагонеток» на Яндекс.Фотках
Чуть ближе. Это взорванная вертикальная штольня. Тут вагонетки поднимались на-гора, проезжали двухметровый отрезок пути и опорожнялись в короб. Говорят, перед взрывом внутри осталась вся техника (думаю, туда ещё и свалили всё, что не смогли вывезти). Впрочем, те штольни, что в скале, тоже малодоступны из-за льда - вечная мерзлота же.

«Взорваная вертикальная штольня» на Яндекс.Фотках
Сожжённые противогазы. Работа велась по 5 часов за смену. Перед выходом на работу бригаду осматривал медик. Штольни вентилировались - а иначе скапливался радиоактивный газ. Но противогазы и респираторы были нужны как защита от в том числе и от пыли.
Но вообще меня здесь накрыло. Стою у сгоревших противогазов, и мне страшно. Как представлю - люди, в урановой шахте, в противогазе... Адская работа! Тем не менее, тут были определённые льготы. За 150 % выработки нормы срок шёл в зачёт день за три. Паёк также шёл увеличенным - это если самолёт вовремя доставлял еду. А если были проблемы, то голодали все, зеки и вольнонаёмные, тут не было различий.

«Остатки противогазов» на Яндекс.Фотках
Тем более при таком свете. Это факел. Освещения не хватало явно. По штольням если и был электрический свет, то лишь по основным штрекам.

«Факел» на Яндекс.Фотках
Ящики для переноса породы. Так к рудосбросу носили руду из штолен в скальных стенах...

«Ящик для руды» на Яндекс.Фотках
Вот так вот добывался первый советский уран. Через два года рудопроявление иссякло, 26.02.51 вышло распоряжение о выводе контингента из Борского ИТЛ. Часть людей перевели в другие лагеря, выработавших срок выпустили на свободу. О том, как это происходило, говорит интересный факт: первая партия из 88 человек прибыла на место пьяной - конвой закрыл глаза на наличие водки. Кроме того, в списке значилось 87 человек, так как одного пропустили. Но это заметили не сразу, так как в наличии и было 87 человек: один отстал спьяну. Проспавшись, он без конвоя дошёл самостоятельно до места назначения...
Суммарная работа громадная была проделана. Капитальная. Если до сих пор многое уцелело - и стоит как памятник...