Каждую неделю мы публикуем интервью с @дневниковцами интересных профессий и необычных хобби.Сегодня у нас в гостях Berkley — популярный радио-диджей, обладатель фирменного голоса, автор «курса молодого бойца» для радиоведущих, который — мы надеемся! — скоро станет доступен широкому кругу читателей, и человек, у которого не бывает в эфире плохого настроения.— Какой вопрос вам чаще всего задают, узнав о вашей профессии?B: Два вопроса обычно. «Как ты так быстро находишь песню в программе по заявкам?» и «А мне привет передашь?» Хотя, конечно, сейчас люди более сдержанно относятся к сообщению, что я ди-джей. Раньше искреннего интереса было больше. Видимо, потому что радио имело больший вес. Зато 90% процентов по-прежнему говорят: «Ух ты! Круто!», что очень лестно.
— Вы начали свою работу на радио, не имея ни опыта, ни профильного образования. Каким попутным ветром вас занесло в эту профессию?B: Один мой приятель (ведущий), раз позвал меня посидеть в студии, пока он трудится. И меня, как большинство тех, кто видел процесс, озарило : «Ну и работа! Сидишь, просто болтаешь, музон ставишь, вообще не напрягаешься, а тебе зарплата капает! Вот она должность мечты!». Была мысль «Я тоже так могу!». Практика показала, что я действиельно могу, но «не напрягаешься» и «просто» — это иллюзия. Однако, мне действительно очень хотелось. Так что пришлось терпеть любые насмешки , что угодно и не получать, по-началу, за это ни копейки. Главное — было большое желание работать на радио.
— Когда работа мечты стала повседневной реальностью, много таких иллюзий разбилось?B: Практически все иллюзии развалились еще в самом начале. Мне казалось, что ведущий на радио – это небожитель, который не задумываясь выдает гениальную тираду, он знает все песни, всех исполнителей, он гений, звезда все его хотят. И все вокруг него бегают с коммерческими предложениями вселенского масштаба. А он такой: «Ах, оставьте, я так устал от этой суеты!». Ну, в общем, это иллюзии. Рынок маленький, станций в Петербурге хоть и много, но никто ни за кем не бегает с предложениями больших зарплат и великих свершений. Небожители ездят на метро. А гениальные тирады лучше придумывать за 10-15 минут до выхода, иначе опять будешь нести бред про :«дождик пошел, а обещали снег», «дорогие мои, как же хорошо, что пятница!» и так далее.
— «День Радио» (фильм и спектакль) — реализм, гротеск или фэнтези?B: Это три в одном. Очень, очень смешной спектакль. Люди, написавшие эту пьесу, знали про нашу кухню всё и поварились в ней достаточно. Везде, конечно, ситуация разная, но есть моменты совершенно одинаковые. Мне было смешно до слез.
— Расскажите про свой самый первый эфир.читать дальшеB: Это был адский ад! Воскресение, 7 утра, я стучу зубами об микрофон, у меня скачут диски, я вывожу не те фейдеры. Я несу чудовищную чушь. И мне кажется, что весь Питер, прямо сейчас, приник к радиоприемникам, слушает и осуждает. Прямо весь! Поголовно. В общем, мания величия на марше. На самом деле слушало меня крайне мало народа. В воскресение в 7 утра, обычный человек известно что делает и это точно не внимательное отслушивание запинающегося радийного новичка. И, ко всему этому ужасу, примешивался очень качественный и искренний восторг. Я в эфире. Я могу. Словом, это был очень мощный момент. Все кончилось хорошо, меня никто не расстрелял на выходе из студии за глупость.
— Какое это вообще ощущение, когда знаешь, что незримо присутствуешь в жизни миллионов людей, сопровождая их в дороге, дома, на работе?
B: Это ощущение ответственности за каждое сказанное слово. Я делаю ошибку, или просто говорю глупость, потому что лень готовить выход – и мне очень стыдно. Хороший выход, остроумный и содержательный, наоборот вызывает прилив сил и, соответственно, настроение повышается. Прямой связи со слушателем у меня нет, но это не меняет положения вещей. Я всегда чувствую ответственность.
— Вот вы пишете, что «Слушатель — животная нежная. Его надо беречь, холить, лелеять, бодрить, позитивить и ни в коем случае не нервировать и не раздражать». А на практике — легко это дается?
B:Ох, нет, не всегда. Во-первых, угодить всем невозможно, так что приходиться холить и лелеять вслепую, как мне кажется правильным. Во-вторых, всегда найдутся люди, которые скажут, а в некоторых случаях напишут в сети: «Уберите из эфира эту тупицу!!! Невозможно слушать! Меня бесит,когда люди постоянно улыбаются! Этот гад смеется надо мной и бла-бла-бла… Увольте!» и, прочитав такое, мало кто захочет бодрить и позитивить. Только жечь деревни и убивать собачек! Но я обтекаю, выдыхаю и продолжаю свое дело. Потом привыкаешь к негативу, и просто не видишь его. Но это долгая работа над собой.
— Как вы себя бычно настраиваете на работу?
B: За давностью лет это происходит автоматически. Организм просто знает, что пора работать, и настроение само собой нормализуется. Если совсем погано, за 10-15 секунд до выхода могу поделать дыхательную гимнастику и заставить себя улыбаться через силу. На 30-45 секунд эффекта хватает. Но я в любом случае стараюсь до работы не позволять себя нервировать: только дзен, только положительные впечатления. Поэтому я не читаю, не смотрю и не слушаю новости. Все, что мне может пригодиться для эфира, не пересекается с политическими, экономическими, криминальными новостями. Так что я строго дозирую информацию. Особенно последнее время. Вот, к примеру, почитать Избранное – прекрасный способ настроится на рабочий лад. У меня замечательное избранное.
— Опишите свой типичный рабочий день.
B: Спички в глаза, кхе-кхе, и поехали. 11 часов: погода, пробки, господи, чего бы сейчас рассказать?! Мужик в трусах бежал за поездом? Да что за хрень они пишут в ленте ру. Что, у нас Элтон Джон? Давайте похвалим Элтона Джона, раз сказать нечего. Хороший Элтон, мать двоих детей,а все еще по турам шляется! О! Отпразднуем всемирный день железнодорожных клопов! Нет,не то. Тупо. Десять секунд. О! В Питере завтра гроза. Можно сказать, что пора отращивать жабры… Выход. Перекур. Новости. Погода. Блин, что сказать? Одна политика и мужики в трусах грабящие вино-водочный магазин! Вот! Недавно британские ученые доказали, что женщины отличаются от мужчин! Гениально,надо как-то это обыграть, чтоб смешно, но не грубо. Выход. Новости…. 16.00. Вычеркнуть песни , которые не сыграли. Не забыть телефон, коробку из под еды, сигареты, голову… Домой!
Как-то так, с вариациями.
— Потом приходите домой и... хочется просто помолчать?
B: Нет! Ну как же! Мне необходимо рассказать семейству, как оно все было трудно и как героически мне удалось предотвратить апокалипсис и спасти планету! Если серьезно, то общаться с чужими людьми желания практически нет. Дело не в голосовых связках, а в эмоциях. Я много эмоционирую на работе, и к вечеру силы остаются только на семейство. Это, к сожалению, свойство моего организма. Я знаю коллег, которые после 4 часового эфира проводят вечеринку, потом едут на концерт, а после в клуб. Меня бы уже закопали, а они превосходно себя чувствуют. Зато физический труд, типа уборки квартиры или поклейки обоев, после эфира идет на ура. Если лень не победит. Чаще всего она побеждает, и тогда только горизонтал и сериал.
— @Дневники снять стресс помогают?
B: Приходя на работу, я сначала проверяю, кто у нас спонсор,что за праздники есть в календаре, и что новенького в дайри. Мой текущий дневник — это и личный блог, и удобный способ делиться своими мыслями о работе.
— А как знакомство с ресурсом состоялось?
B: В далеком 2005 году, Графиня Барбосса сказала мне «Киса, почему у вас до сих пор нету дайрика?» Ну, или как-то так. И все заверте…
Мне практически сразу стало здесь удобно и хорошо. Мне понравилось, что можно обойтись без паспортных данных, можно создать себе персонажа и валять дурака и при этом записывать свои настоящие мысли и впечатления. Такая игра в себя другого, что собственно мне и нравится в интернете. Реальность – хорошо, не реальность – тоже очень забавляет. Мне нравится разделять эти две свои ипостаси, увлекательно и разнообразит жизнь.
Ну и конечно дневники подошли мне идеально. Были попытки создать блоги на других ресурсах, но все они успешно провалились. Дайри – лучше всех!
— На ваш взгляд, сильно с тех пор дневники изменились ?
B: Насчет изменений — все теперь совсем иначе. Народ выбрал короткий стиль, много перепостов и картинок. Раньше больше писали о своей жизни. Своими словами. А я люблю такое почитать. Мне интересны люди их мысли и жизнь. Но, в целом, дайри так и остался очень душевным ресурсом. Домашним, так сказать.
— В свем дневнике вы начали публиковать первые главы из «Курса молодого бойца для радиоведущих». Есть ли в планах выпустить это отдельной книгой?
B: Есть такая идея и есть даже люди, готовые опубликовать этот мастерпис, как только я его завершу. Мне бы хотелось этого. Я думаю, такая книжка была бы интересна не только молодым радиоведущим, но и немолодым радиослушателям. Я стараюсь писать весело и легко. Ну…Как получится. Держите за меня кулаки.
— Обязательно будем! И попробуем разведать какие-нибудь секреты прямо сейчас
Радиоведущий для своих слушателей — это прежде всего голос. А у вас есть специальный голос для эфира, которым вы в быту почти не разговариваете?
B: Да. Конечно. Дома я могу разговаривать как угодно, эфирный же голос строго выверенный. Он на автомате включается в момент выведения ручки фейдера. Улыбочка! Эмоция, дикция, интонации! Бодрость, уверенность, ирония! Айм ту секси! А дома я могу уныло и неразборчиво бормотать себе под нос «Куда делись деньги? Что вообще происходит, где мой второй носок? Почему я – квинтэссенция ума и красоты, и я до сих пор не на Бали? » и т.д.
— Существует ли на радио мода на какие-то определенные голоса и определенную манеру говорить?
B: Скорее, у каждой радиостанции есть определенные требования к звучанию голоса. Назвать это модой я не могу, но всегда в тренде низкие и выразительные голоса. Что называется, «бархатные». Вне зависимости от пола. Однако, одного звучания мало. За голосом должна быть личность. И тут тоже в каждой избушке свои погремушки. Но чем личность гибче и многогранней, тем легче ей будет подстроить голос под требования радиостанции.
— Радиоведущий должен звучать сексуально?
B: Хороший вопрос! Желательно. Однако, стоит уточнить, что есть «сексуальность» в понимании ведущего, а так же временной сегмент его эфира. В ночи можно и с придыханием ворковать. Хотя, я считаю, что сексуальность — это не особая манера говорить, это идет изнутри. В общем, лучше быть сексуальным и естественным и точно так же звучать.
— Профессия радиоведущего традиционно считается мужской. Для этого есть какие-то веские основания?
B: Профессионалы считают, что мужские голоса лучше воспринимаются слушателями. Шутки, исполненные мужским голосом, смешнее, мужчины могут себе позволить говорить вещи, которые в женских устах прозвучат неуместно и странно. Традиции все еще крепко сидят в нас. Но дискриминации как таковой нет, просто на многих станциях предпочитают брать на эту должность только мужчин. Но есть и станции с преобладанием женских голосов. В общем, если человек хочет на радио, он всех победит вне зависимости от половой принадлежности. Но девочкам все равно придется поднажать сильней. Но все к этому давно привыкли.
— Как вырабатывается личный «радио-имидж» ведущего?
B: Надо посмотреть на себя критически и зайти к программному директору с вопросом, а что у нас сейчас за имидж у станции? Потом сложить два и два, чуть подправить свой, если выпирает или пошел юзом, и вперед. На самом деле, это самое сложное в работе. Я до сих пор не могу точно сказать, какой у меня имидж. В голове один, а на выходе вообще пятый. Знаю только, что он попадает в имидж станции на 100%, и хорошо. Важно не переигрывать и не натягивать чужую личину. Это трудоемкий, тяжелый процесс доступный только профессиональным актерам, и очень не долгое время.
— Ильф и Петров писали, что с возрастом с женщиной могут произойти какие угодно неприятности, но голос у нее никогда не изментся. Это правда?
B: Ну, это как повезет. Меняется внутренний мир — меняются образ мышления и интонации. А вместе с этим меняется подача. Звучание может оставаться прежним, а вот энергетика… Она подводит. Чем ты старше, тем больше давит опыт и, соответственно, меняется твоя манера ведения. В этом деле главное — следить за собой и не скатываться в возрастное высокомерие и занудство. Мне повезло в том плане, что станция, на которой я работаю, рассчитана на людей примерно моего возраста плюс минус 10, и эта целевая аудитория мне понятна. Я не льщу себе — на молодежной танцевальной станции мне было бы трудновато. Но… Всегда можно устроить «Дискотеку для тех кому за 300», и это будет удачный эфирный ход. Так что не все еще потеряно!
— Вы делаете что-нибудь специально для заботы о своем голосе?
B: Стараюсь не стареть душой и держать себя в тонусе. А чисто физиологически все пока только в мечтах. Мечтаю бросить курить, соблюдать голосовой режим. Из достижений: уже не ору «Ой мороз, мороз!» на всю ивановскую перед рабочей неделей. Алкоголь вредит голосу гораздо больше, чем курение. Так что трезвость — залог здоровья.
— Бывает, что пользуетесь своим фирменным голосом в обычной жизни для решения проблем?
B: Бывает. Например, можно сбить нервных и раздраженных граждан в очереди с толку эфирным голосом, на полную мощность спросив у них «Зачем вы это делаете?». Это звучит странно и неожиданно, так что конфликтер теряется и прекращает истерику. Иногда работает.
— Поделитесь, как коммерческий аспект радио и необходимость держать высокие рейтинги влияют на творческое самовыражение? Приходится через себя переступать и делать или говорить что-то, к чему душа не лежит?
B: Нет, я практически никогда себя не заставляю говорить то, что говорю. В нашем деле, скорее, трудно промолчать о том, о чем хочется говорить. Но с возрастом эта проблема отступает. Начинаешь понимать, что нет ничего героического в том, чтобы вопреки воле программного задвинуть пламенную телегу о политике, о плохих дорогах , о несправедливом правительстве и в конце сказать «Х*Й!» на весь город. Зачем оно? Если мы коммерческий развлекательный продукт, значит будем развлекать и зарабатывать. Такая позиция может показаться упаднической, но я считаю, что каждому стоит заниматься своим делом. Мое дело развлекать людей. Однако, если что-то очень хочется сказать, но не формат, то с помощью словарного запаса и иронии можно и сказать. Кто поймет, тот поймет, кто не поймет, тот обратит внимание. А наша любимая рекламочка, над которой мы иногда зло потешаемся в курилке, пусть безграмотна, уныла и нелепа, зато в день зарплаты приносит нам денежки на счет. На мой взгляд, творческое самовыражение ограничить невозможно, можно просто лишить человека легких и простых путей самовыражения. И иногда это даже полезно.
— Вы на радио уже без малого два десятка лет. Как вы представляете свое профессиональное будущее еще лет через 10?
B: Мое радийное совершеннолетие, в принципе, состоялось, но еще 10 лет я, пожалуй, почирикаю. Мои бывшие коллеги очень удивляются, как можно столько времени заниматься одним и тем же. «Ну не до пенсии же погоду читать?!» А почему, собственно, и нет? Пока мозг и голос молоды, можно работать. И потом, мои амбиции лежат в творческой плоскости. Я, к примеру, вовсе не хочу занимать административную должность, быть начальником и т.д. То, что кому-то кажется блестящей карьерой, мне представляется унылой и крайне нервной работой, которая приносит больше денег, но меньше удовольствия. Гораздо меньше. На мой взгляд, так и вовсе не приносит. Поэтому, если все-таки я устарею для радио, у меня будет занятие, которое, по творческой составляющей, не уступает эфиру. Надеюсь, у меня все получится с драматургией и сценарным делом, которыми я сейчас активно занимаюсь. Учусь и все такое. Очень надеюсь. Это было бы отлично!
— Меняет ли человека эта работа?
B: Пожалуй да. Главным образом, постоянное напряжение делает нас веселыми неврастениками. Знаете, большинство ведущих, собираясь в курилке, начинают шутить. Просто видят друг друга и начинают валять дурака и острить. Как по сигналу. Неврастения во все поля, как говорит моя знакомая. Иногда, в тяжелых случаях, у ведущих может начаться мания величия и даже шизофрения. Вообще, это наше профессиональное заболевание. Понятно, почему. Ты 5 дней в неделю по пять часов говоришь сам с собой!!! Причем, не просто говоришь, а остришь, мурлычешь, руками машешь. Находка для специалиста. Ну и, конечно, спасибо профессии, теперь я умею фильтровать базар.
— Кто из радиоведущих является для вас эталоном?
B: До сих пор считаю лучшим утренним шоу дуэт Ольги Максимовой и Константина Михайлова на радио «Максимум». Вообще, в 90-х там работали превосходные ведущие. Эталона как такового у меня нет. Пожалуй, мои герои – ребята с Ленинградского радио, которые в 1942 голодные, замерзшие и еле живые умудрялись делать свою работу. И превосходно. Никто не запил, не забыл и не забил.
— Какое будущее у радио? Оно будет оставаться востребованным в текущем виде или же появятся какие-то другие его формы?
B: На мой взгляд, у радио ровное и успешное будущее. Оно будет оставаться востребованным еще сто по сто лет. Возможно, появятся какие-то его новые формы, интернет-проекты заработают в полную силу, однако радио будет жить, пока уши не атрофируются. Это удобная форма фона жизни. Радио ничему не мешает и создает приятный фон с иллюзией присутствия. Поет себе, бормочет — и хорошо. Можно делать что угодно и слушать радио. В этом наше отличие от телевизора и блогосферы. Поэтому, я думаю, радио никуда не денется.
— Ваш любимый анекдот про радио?
B: Анекдота не помню. А вот стишок есть. Помните?
Дразниться можно из окна с восьмого этажа.
Из танка тоже хорошо, когда крепка броня.
Но если хочешь довести людей до горьких слез
Их безопаснее всего по радио дразнить!
— Традиционный заключительный вопрос: что бы вы пожелали тем, кто хочет стать радиоведущим?
B: Не сдаваться! Это не самый легкий путь, но дело отличное. Достойные и талантливые профессионалы – это же просто праздник какой-то! В общем, соберите нервы в кулак и давайте к нам! На радио! У нас печеньки!
К сожалению мое знание английского не позволяет мне его послушать и оценить, но судя по фильму "Части тела" это очень смелый человек, и талантливый. Он топовый шоумен, и его статус я считаю заслуженным. А фильм отличный, кстати, самоирония -ценнейшее качество, у Говарда матьего(с) Стерна она в полном объеме представлена. Но и программного директора -свиную блевоту я тоже понимаю. Когда у тебя в студии такой персонаж, тебе нужны титановые нервы)