Искатель @сокровищ
Пишет alwdis:
Брюсов, Толкиен, Олди, далее везде
Читая по долгу службы Брюсова, неожиданно для себя стала лучше понимать наше фэнтези.
Причем, заметьте, речь НЕ идет о прямом влиянии оного скуШноватого поэта на стократ более интересных прозаиков. То есть мне ничто не мешает прямо спросить Олдей, Камшу, Дворецкую: в насколько, дескать, близких отношениях состояли вы с Валерием, закрывал ли он вам бледные ноги и не был ли какой ваш роман тайным плодом сей любви?
Только, если говорить серьезно, я практически уверена, что ничего интересного мне не расскажут. Брюсов не настолько ярок, чтобы влиять прямо. Он скорее интересен тем, что как хронологически первый автор русского фэнтези выражает те же мысли, что и нынешние звезды.
Да, это не ошибка: он не предтеча, он именно первый в строю.
Объясняю, что имею ввиду.
До сего дня я полагала, что русское фэнтези от западного отличается мерой психологизма. То есть на Западе пишут про приключения среди разных рас (да, есть исключения, но мы щас не о них), а в России настолько толстый слой Льва, что всегда идет описание человеческой души (можно НЕчеловеческой, "Путь Меча" и "Гроза над полем" навскидку)*.
Берем "Властелин Колец" и ищем психологизм. С лупой. Находим у полутора героев (Фродо, Горлум). Не, я ничего не хочу дурного про Толкиена сказать, по глубине философии истории он с нашего Льва шкуру спустит и над камином повесит, - просто я показываю, насколько он ПРО ДРУГОЕ.
читать дальше
_____________________
* Вполне тема для творческой работы умного школьника: "Влияние Льва Толстого на русское фэнтези". Или для курсовой... или для диплома... или... (задумчиво) или я захочу когда-нить стать дохтуром филологии %)
URL записиЧитая по долгу службы Брюсова, неожиданно для себя стала лучше понимать наше фэнтези.
Причем, заметьте, речь НЕ идет о прямом влиянии оного скуШноватого поэта на стократ более интересных прозаиков. То есть мне ничто не мешает прямо спросить Олдей, Камшу, Дворецкую: в насколько, дескать, близких отношениях состояли вы с Валерием, закрывал ли он вам бледные ноги и не был ли какой ваш роман тайным плодом сей любви?
Только, если говорить серьезно, я практически уверена, что ничего интересного мне не расскажут. Брюсов не настолько ярок, чтобы влиять прямо. Он скорее интересен тем, что как хронологически первый автор русского фэнтези выражает те же мысли, что и нынешние звезды.
Да, это не ошибка: он не предтеча, он именно первый в строю.
Объясняю, что имею ввиду.
До сего дня я полагала, что русское фэнтези от западного отличается мерой психологизма. То есть на Западе пишут про приключения среди разных рас (да, есть исключения, но мы щас не о них), а в России настолько толстый слой Льва, что всегда идет описание человеческой души (можно НЕчеловеческой, "Путь Меча" и "Гроза над полем" навскидку)*.
Берем "Властелин Колец" и ищем психологизм. С лупой. Находим у полутора героев (Фродо, Горлум). Не, я ничего не хочу дурного про Толкиена сказать, по глубине философии истории он с нашего Льва шкуру спустит и над камином повесит, - просто я показываю, насколько он ПРО ДРУГОЕ.
читать дальше
_____________________
* Вполне тема для творческой работы умного школьника: "Влияние Льва Толстого на русское фэнтези". Или для курсовой... или для диплома... или... (задумчиво) или я захочу когда-нить стать дохтуром филологии %)
Cвое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 143 | (100%) | |
Всего: | 143 |
Не говрря уже о том, что на русском языке фэнтэзи категории "возьмем человека, приплюсуем гнома, эльфа, орка (нужную расу добавить по вкусу) и отправим эту компашку в путь туда-не знаю-куда" тоже предостаточно.
По-моему, дело вовсе не в географии.
Скорее уж, почему "Гору звезды" не упомянул.
Кроме того, исследование человека в экзотических условиях было характерно ещё для романтизма, которому, кстати, и наследуют большинство фэнтези. Просто условия уже "сверхэкзотические", фантастические. Брюсов лишь выразил частное мнение. Он не влиял на культуру, а выразил культурную тенденцию.
Можно сказать и так: фэнтези как жанр наследует разным жанрам, оттого не является целостным: часть фэнтези восходит к древнему эпосу, в основе которого был экшн, а психологизм проявлялся примитивно, а часть — роману, в котором действие и является выражением психологизма.
И Брюсов тут ни причём)
Какие-то поверхностные выводы.
Толкин, кстати, этим именно и обязан своей поэтикой. Его книги, по большому счету, не столько современный роман, сколько эпос.
кхм... кому как, знаете ли...
покоробило, если честно. уж писали бы ИМХО что ли, или подобные эпитеты в море прятали...
И стихи-то у Брюсова скучные и слабые, и гениальный Высоцкий никак не мог быть знаком с его поэзией ..
Такое чувство что автор мало читал и того другого.
Что среди иностранного фэнтэзи есть глубокие работы, что большая часть русского фэнтэзи - хохотушки с большим количеством диалогов и сюжетами категории "они шли".
Не спорю, есть и плоские западные работы и глубокие русские - но что там, что там, большая часть написанного просто плоское развлекательное чтиво. Увы, хорошие произведения всегда были и будут в меньшинстве, утопая в огромном количестве низкосортной литературы.