10:34

Искатель @сокровищ

Пишет  Энисе:

Когда скрипит сердце, или Человек, который звОнит.
Ох уж эти речевые ошибки! Когда-то, говорят, стоило только сказать "дОговор" на экзамене по гражданскому праву, и тебя тут же выставляли вон с "неудом" в зачётке. Но времена меняются. Вот уже и от преподавателя слышу "катАлог", "более лучше". Да что преподаватель, сам президент делает массу речевых ошибок!
Только отгремела реформа русского языка со своими "йогУртами" и "кофе" среднего рода, а тут уж напрашивается следующая, которая разрешит говорить "моё деньрождение" и "эффективная шампунь".
Поэтому на досуге я решила собрать небольшую коллекцию типичных языковых заблуждений, многие из которых весьма распространены. Итак,
читать дальше

URL записи

Свое | Не Бест? Пришли лучше!



Вопрос: Бест месяца?
1. Да! 
497  (100%)
Всего:   497

@темы: Свое

Комментарии
18.04.2012 в 22:01

И в Эдемском саду хватает сорняков
Когда я училась, у нас кафедрой культуры речи заведовала диктор областного телевидения (одна из первых, еще "от истоков"), и нам постоянно втолковывали: если не знаете, как сказать правильно, загляните в орфоэпический словарь (это тогда был немыслимый дефицит) или слушайте, как это произносят дикторы Центрального телевидения. Прошли годы, словари стали общедоступными (но маловостребованными), первый состав кафедры практически вымер, а дикторы Центрального телевидения... которого из них?.. Для меня все стало окончательно ясно, когда по самому что ни на есть наицентральнейшему телеканалу я услышала прямой эфир с министром Фурсенко (он у нас, вроде, по образованию и науке?), который гордо вещал, что сейчас у нас полным ходом, и именно в целях поднятия культуры и пр., идет реформа образования, которая даст свои результаты уже в "ДВУХТЫСЯЧЕ восьмом году". Я тихо заплакала и выключила телевизор. И вернулась к книгам. Изданным не позже 1980 г. (когда профессия корректор еще не вымерла).
18.04.2012 в 22:12

согласно чего-то вместо согласно чему-то - очень часто... автор, очень знакомо. но это глас вопиющего в пустыне
18.04.2012 в 22:52

Хочешь Чанмина?! Делись Джеджуном!!// Может, у меня получилось дерьмо, но в него я вложила себя!!
мне, почему-то вспомнилось, что слово алкоголь в японском идет с ударение на КО. но у них слово звучит как АРУКОРУ))))
в японском языке НЕТ ударения о0 и слово "алкоголь" всеми моими знакомыми японцами произносилось слегка иначе :susp:
18.04.2012 в 23:03

Setsuna F.Seiei, японист-сан, вот я вам цитатку припасла: nya.sh/post/4198
18.04.2012 в 23:12

Хочешь Чанмина?! Делись Джеджуном!!// Может, у меня получилось дерьмо, но в него я вложила себя!!
en_trope, спасибо за экскурс)))
18.04.2012 в 23:34

Винни-Винни
Ух ты! как у вас интересно!
Меня всегда ужасно раздражало, когда употребляют слово "ложить" вместо слова "класть".
"Со вздохом я ложу свою голову на парту и занавешиваюсь волосами.", только сегодня встретила в одном тексте, даже читать дальше не захотелось.
Ещё более жесткий случай, это "покласть" вместо "положить", но встречается реже. :)
19.04.2012 в 07:09

И в Эдемском саду хватает сорняков
Винни-Винни, фильму Ростоцкого "Доживем до понедельника" уже перевалило за 50. Это оттуда "бессмертное" высказывание учительницы начальных классов: "Я им говорю: не ложьте зеркало в парту! - Ложат!". Казалось бы, после ТАКОГО тема должна была быть закрыта навсегда, но - увы! Они-таки продолжают ЛОЖИТЬ - и не ученики - учителя! Четыре года назад я одной знакомой учительнице, руководителю городского методобъединения преподавателей русского языка и литературы помогала "причесывать" к конкурсу школьных научных работ исследование "Нарушения норм русского литературного языка в устной речи жителей города N". Я и без того знала, что дело худо, но не подозревала, что до такой степени! Безграмотность речи детей, подростков и их родителей не стала, увы, для меня новостью, но результаты по категории т.н. "образованных" (взрослые люди с высшим образованием, по преимуществу - учителя и разнообразные часто выступающие по местному TV руководители) потрясли! Учителя начальных классов продолжают "ложить", преподаватели литературы или истории ездят на "однёрке" (автобус №1) и приходят домой "со школы", математики не умеют склонять числительные, и все поголовно не знают, как правильно согласовывать деепричастные обороты (говорят в стиле высмеянного еще Чеховым "Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа"). Как выяснилось (что вполне ожидаемо) наиболее грамотная речь отмечена у людей пожилого возраста, их ошибки по-преимуществу лексические и связаны с неправильным употреблением недавно появившихся иноязычных заимствований. В общем, пора перефразировать классическую формулу "врачу, излечися сам", поменяв врача на учителя. В общем, как говаривала моя свекровь-хохлушка: "Бачилы очи, чого купувалы, жрите, пока не повылезете!"
19.04.2012 в 07:32

И в Эдемском саду хватает сорняков
Да, кстати вспомнила (это к вопросам "откуда растут ноги" и "гниет рыба"). Вы в курсе, что после последнего эпохального преобразования в системе минобразования школьников в официальных документах именуют не учениками и даже не учащимися, а "обучающимися", причем в конструкции вида: "обучающиеся 5 класса". Учителя уже привыкли и даже перестали беспомощно разводить руками: "Начальник сказал - бурундук птичка, значит, птичка, пусть летает!"
19.04.2012 в 09:33

По крайней мере, то, что я слышу - ударение на первый слог. У дикторов, преподователей, в повседневной речи. Наверняка кто-то ставит ударение на последний слог, но не так, чтобы я замечала.
19.04.2012 в 10:37

Котярсис, понятно, спасибо )))

19mam, согласование деепричастных оборотов - это да, наше очень слабое место. Я вообще-то не очень помню, когда мы его проходили в школе - в каком классе, в смысле, но очевидным становится, что большинство эти занятия благополучно прогуляло. Иногда на такие перлы натыкаешься, что хоть стой, хоть падай. ((
19.04.2012 в 10:42

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, если безграмотность исходит от учителей, можно было и не прогуливать. Из собственного профессионального опыта знаю - языковые нормы усваиваются не по учебнику, а только в ситуации прямого и непосредственного общения (даже если оно несколько одностороннее, как в случае с телевизором)
19.04.2012 в 10:50

19mam, в этом случае у нас мало остается возможностей учиться грамотному русскому языку. ТВ-дикторы уж не те, в быту мы все больше жаргонизмами свою речь пересыпаем... Плохи наши дела, как мне кажется. ((
А вот я зато вспомнила, когда Вы рассказывали про свою знакомую учительницу, курьезный случай из жизни семьи моей подруги. Там мама работает в гороно, тоже курирует всех преподавателей русского языка и литературы, сама - учитель с многолетним стажем, дома у нее вся семья изъясняется чистейшим русским, прямо любо-дорого их слушать. И вот им в контору вечно "спускали сверху" какие-то там циркуляры, в которых давали рекомендации по ударениям в каких-то словах, где, допустим, есть два варианта ударения, но одно из них является предпочтительным, и учителя должны его продвигать. В какой-то момент мама принесла домой циркуляр и, размахивая им, стала пояснять семейным, что какое-то из слов, которое все привыкли произносить так, надо теперь "ударять" эдак, и никак иначе. На робкие попытки главы семьи возразить и, ссылаясь на словарь, указать, что верных ударений вообще-то два, и можно произносить, как хочется и как удобно, мама безапелляционно ответила, что циркуляр рекомендует, поэтому всем цыц и немедленно учить новый вариант. ))))) Что ж, пороптав, домашние перестроились. Через годика два-три "свыше спустили" новый циркуляр, где предлагалось это же самое слово "ударять" в другом месте. Радостная мама прибежала домой с циркуляром, размахивая им как флагом, и провозгласила: "В стране перемены, перестраиваемся все обратно на старый вариант слова!" На что папа совершенно неинтеллигентно показал супруге кукиш и сообщил, что два раза одно и то же слово он переучивать не будет, раньше надо было думать. :-D
19.04.2012 в 11:01

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, Блеск примерчик! А я тут вспомнила, когда где-то, по-моему, в начале 80-х поднялась очередная кампания: "Евреи, бегом марш на историческую Родину", незабвенный Зиновий Ефимович Гердт сей призыв прокомментировал: "Если все евреи уедут - кто будет русских учить родному языку?". Я сначала онемела, потом кинулась к книжному шкафу - так и есть, особенно до первой половины ХХ века, пока всех, кого могли, не достали и не извели. После я специально обращала на это внимание и отметила (с некоторым изумлением): речь многих т.н. "инородцев", для которых русский язык формально не вполне как бы родной, гораздо ярче, богаче, грамотнее, чем у значительного количества "природных русаков".
19.04.2012 в 11:11

А этот пример годится и не только для русского языка. Народность-то талантливая - евреи. И речь их действительно богатейшая. Вот, к примеру, мне сразу вспомнились одесские евреи... Какой у них был роскошный язык! Да, суржик, да, много местечковых слов и украинизмов... Но в целом - там же роскошнейший словарный запас был у любой домохозяйки! Многим русским и не снилось!
19.04.2012 в 12:06

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, дело даже и не в особом таланте нации (русские в массе своей не бездарнее, надеюсь), а в чуть ли не генетически обусловленной "повернутости" еврейских родителей на воспитании и обучении детей. Но если в стране "шибко умный, шибко грамотный" стало ругательством, а закопавшийся в книгах "ботаник" - объектом насмешек и издевательств - это уже грустно, и никакой "талант нации" не спасет!
19.04.2012 в 12:22

19mam, согласна, что русские - не бездарности. ))) Но евреи целеустремленнее, что ли. Все-таки, как ни крути, но это именно в русских сказках главный герой - Иван-дурак, лежащий на печи и ею повелевающий себе во благо. Евреи много более трудолюбивы, поэтому не стоит удивляться, что их успехи столь заметны. Что касается Вашего вывода насчет "ботаников" и "шибко умных", то это даже комментировать не хочется - очень уж грустный вывод. Но справедливый, должна признать.
19.04.2012 в 12:36

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, Вот интересно - в иных язЫках есть аналог нашего "авось"?. А насчет талантливости (или даже просто "обучаемости" - уродское слово и еще более уродское понятие) - это вопрос к родителям и педагогам. У меня был один мальчик, который к 3 классу едва читал, родители махнули рукой, учительница в глаза называла дебилом. А мальчик был просто суперфлегма! Так он со мной целое полугодие рядышком сидел во время индивидуальных занятий: пока я с другими, более шустрыми и острыми, беседую, он тихонько колупается, а я его время от времени поправляю и новой вводной озадачиваю. В следующем полугдии оказалось, что он не только все усвоил, но сделал это глубже и надежнее, чем все "шустрые и острые" вместе взятые. И в школе у пацана начало налаживаться. Как же мне тогда хотелось пойти к той училке и в лоб ей дать, да что толку! Нет неспособных детей (если это, конечно, не патология, но тут к докторам), есть учителя - пофигисты и равнодушные родители!
Фразочка из моего обожаемого Гельвеция: "Люди рождаются невежественными, но они не рождаются глупыми, и нужны особые труд и метОда, чтобы сделать их таковыми, погасив даже природные способности"! Конец XVII - а лучше не скажешь!
19.04.2012 в 12:40

да, рассмотреть в мягком и спокойном малыше не дурачка, а просто ребенка с тихим характером ДОЛЖЕН каждый учитель, ибо на то он и учитель, а на поверку оказывается, что проще такого ребенка определить в дебилы и забыть о нем (забить на него). Грустная история.
19.04.2012 в 12:53

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, я помню по рассказам моей бабушки, что в начале ХХ века в русских деревнях говорили: "умненький, учителем станет". Но уже в 70-х, можно было услышать: "ну ты и дура, тебе только в пед"! А еще через четверть века началась эра всеобщих забастовок, когда бастовали все. Меня начали выпихивать в делегаты, я сразу предупредила: мне есть что сказать, но вам это не понравится. Сказало. Не понравилось. Смысл был примерно таков: забастуют коммунальщики - мы немедленно замерзнем, завшивеем и зарастем мусором. Забастуют врачи - кто-то быстренько заболеет или даже прямо на месте помрет. Забастуют учителя - последствия этого проявятся только через 15 лет, когда поколение недоучек войдет в трудоспособный возраст. Забастуют работники культуры - этого не заметит вообще никто и никогда - к тому времени, как культура умрет, тех, кто о ее существовании хотя бы помнил, давно забьют дубинами прямо посреди пещеры - чтобы не высовывались и не мешали народу спокойно переваривать мамонта. Ненавижу "играть в Кассандру" - оно само получается, к сожалению...
19.04.2012 в 13:06

19mam, сказали-то Вы хорошо, а чем дело закончилось?
19.04.2012 в 13:36

И в Эдемском саду хватает сорняков
katrin75, на митинге народ недовольно пошумел, а после начал подходить ко мне по одному и объяснять, что я, конечно, права, но не надо было такого говорить. Проголосовали - бастовать. Побастовали, натурально - бестолку. Потом до конца учебного года пахали в две смены и по выходным, чтобы скомпенсировать незапланированные каникулы и хотя бы выпускникам дать возможность программу догнать - дети-то в идиотизме нашей системы не виноваты! Нет, я прекрасно понимаю, что своя шкура ближе к телу, но нельзя же шкурность превращать в национальную идею! В общем, я уже больше 15 лет существую "вне системы" и на положении домохозяйки спокойно занимаюсь репетиторством. Ко мне приходят те, кому наша дорогая школьная система чего-то недодала, или у кого мотивация к учению слишком поздно проснулась, приходят перед первой сессией, уходят - после защиты диплома, вернее, не совсем уходят - отправляют ко мне своих друзей, знакомых и родственников, звонят, поздравляют с праздниками. Я готова нести полную ответственность за результаты своей работы, ведь, если я схалтурю, ко мне просто больше никто не придет, и мой кусочек хлебушка уползет на чужую тарелку. В общем - все нормально, живу - не тужу, да и системе без меня лучше - спокойнее! А заглядывать хотя бы на 15 лет вперед мы так и не научились...
19.04.2012 в 17:55

Жизнь - это яой. Нет кульминации, нет концовки, нет смысла и главного героя периодически ебут. © Я ВСЕ ПОНИМАЮ, НО ЭТОГО МАЛО ©
что тюль не густая, а ГУСТОЙ,
Хм.... А что такое ГУСТОЙ тюль? Жидкий стул знаю, а вот густые занавески не могу себе предствить Х__х
19.04.2012 в 19:30

ненавижу людишек..
19mam, мне есть что сказать, но вам это не понравится. Сказало. Не понравилось.
сказало?..
19.04.2012 в 19:50

И в Эдемском саду хватает сорняков
Kevo, пардон, очипятка случилась
19.04.2012 в 20:25

ненавижу людишек..
19mam, да это то всем понятно.. что очипятка.. просто...
эх, ведь точно так же все отлично понимают, что имел в виду человек, если он произнёс "в двухтысяче восьмом году", "щАвель/свеклА", "табуретка" или "моё деньрождение".. зачем так реагировать из-за таких мелочей.. ну, имхо, конешно.. человек ведь не ругнулся матом, не перешёл на инопланетный язык =\ не судит никого фразой "казнить нельзя помиловать".. это почти как опечатки, зачем из-за этого переживать, прям плакать или вешацаться.. ко всему можно привыкнуть >.>"

всё всё, молчу молчу =.=.. я всего лишь глупый необразованный ребёнок, не спорьте со мной, я всё равно ничего не пойму
(хотя про эффективную шампунь и фОльгу впервые в жизни вижу.. брр.. немножко неприятно звучит, но не более)
19.04.2012 в 20:44

читатель
Напомнило:
- Не могУ поднять ногУ.
- Не ногУ, а нОгу.
- Всё равно не мОгу! (с)
Не знаю откуда, ибо слышала уже давно.
19.04.2012 в 21:49

И в Эдемском саду хватает сорняков
Kevo, это было бы все ничего, прозвучи подобная речевая "очепятка" из уст любого другого - но не министра образования и науки. Речевая культура является отражением и свидетельством общей культуры человека, и в данном случае под культурой понимается не умение владеть ножом и вилкой или правильно подбирать галстук - это, прежде всего, культура мышления: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Я прослушала немало высказываний и выступлений вышеупомянутого министра, более того, имела несчастье наблюдать реализацию его гениальных замыслов, а в последние 10-15 лет только тем и занимаюсь, что пытаюсь разгребать последствия инициированных им экспериментов над системой образования (уж лучше бы для начала на собаках потренировался, только собак жалко!).
Опять обращусь к авторитету моего любимого Гельвеция: "Знание немногих принципов освобождает нас от знания многих фактов", и именно на этом принципе работала старая советская школа, по заслугам признанная лучшей в мире. Несколько лет назад я потеряла дар речи, узнав, что теперь в начальной школе помимо таблицы умножения учат еще и таблицу деления. Зачем!!! Объясните мне, неразумной: не проще ли ввести понятие об обратимости действия - и нет необходимости увеличивать и без того немалую нагрузку на неокрепшие детские головы! Мы в свое время это усвоили легко и без проблем, теперь-то что изменилось? Родилась другая математика?
Да, до начала всех реформ положение нашей школы нельзя было назвать совершенно безоблачным: она была нищей, технически плохо оснащенной и избыточно заполитизированной, но принципы, на которых строилась система образования, были верными, поскольку доказали свою результативность! и Учителя были, не все тогда еще вымерли, и не всех потом поразогнали. Вместо того, чтобы учить детей думать, анализировать, фантазировать, творить, им теперь забивают головы лавиной фактов, которые выветриваются из этих голов раньше, чем перевернута страница учебника - этим фактам не на чем удержаться, поскольку не озаботились для начала дать систему, опору, структуру, на которой эти факты могли бы зацепиться и удержаться. И делать это можно и нужно не занудно, а весело, интересно, занимательно. Ведь это так здорово и увлекательно - искать и находить что-то новое, самому совершать свои маленькие открытия мира, но только если кто-то с самого начала дал карту и научил прокладывать курс. В моей школе это было, моим детям повезло уже меньше, но у них были мама с папой, которые оказались способны собственными силами штопать дыры и подводить прочный фундамент под шаткую конструкцию школьных программ. И внукам моим придется в бОльшей мере надеяться не на школу, а на маму с папой, да дедушку с бабушкой. Но мы - это "уходящая натура", нас не так много осталось, а остальным придется выплывать самим на хлипком плоту, спроектированном и построенном в том числе господином Фурсенко, его соратниками и последователями.
19.04.2012 в 22:14

И в Эдемском саду хватает сорняков
Kevo, Да Бог с ним, с недообразованным министром образования, проблема гораздо глубже и серьезней, она в самОй "сверхзадаче" системы образования и воспитания. У Стругацких в "Трудно быть богом" звучит такая фраза: "Нам не надобны умные - надобны верные". И там же: "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные". Я не помню, кто из авторитетов еще в позапрошлом веке очень правильно сказал, что гораздо легче управлять нищим и неграмотным народом, чем богатым и образованным. Не отсюда ли ноги растут?
19.04.2012 в 22:33

Ща выскажус. Хе хе.)) 19mam, о какой вы вобще культуре говорите если большинство разговаривает матом? Какие тут вилки, ножи и галстуки? Кому это надо? Те кому это надо сами учатся и ходят по репетиторам. Ну и чего здесь плохого? Вы хотите што бы все были грамотными? Это не реально. Вы говорите што школьные знания не запоминаются, а зачем их вобще знать? Ну зачем? Сейчас изучается куча всего лишнего. Помоему. И кому надо учат то што им надо. Нужно для поступления- учиш, нет - к чертовой матери. Вот и всё. Всё зависит от памяти, необходимости, личных данных. И на дальнейшую жизнь это не влияет никак. Я знаю людей которые хорошо помнят то што учили в школе. В советской школе. А нафига им эти знания? Какие то физические, химические законы, какая то хрень из учебников. Единственное где они могут это применить в жизни это сказать как раньше хорошо учили и как щас плохо учат. В наше время реально не нужна география ибо извозчики довезут. Сейчас интернет есть. А просто знать это не при бы ль но! Важно только то што выгодно. Всё. Хорошо это или плохо неважно. Это просто есть.
19.04.2012 в 23:24

Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Blackened Nya, це сарказм или как?
Кстати, вот как раз против матерка в умеренных дозах ничего против не имею.