Пишет
_FOTINA:
ГЕНДЕРНОЕ ЧТЕНИЕКолонка Виктории Райхер: Он, она и проективный тестПойдем от противного. Противный, мы пошли! * * *
Я выясняла у мужа, как он читает книги. Муж упорно не понимал вопроса.
- Глазами!
- Но что для тебя главное в книге? За чем именно ты следишь по ходу произведения? Интересен ли тебе конец? О чем ты думаешь, когда читаешь?
- Что значит «о чем я думаю»? Я читаю!
- Черт, должно же быть хоть что-нибудь, что его зацепит. О, знаю, он с детства любит Шекспира.
- А «Отелло» тебе было страшно читать?
- Нет, я же заранее знал сюжет. Лет с семи.
- А что тебя особенно интересовало в «Исторических хрониках»?
- Хроники. Меня, как правило, интересует то, что я читаю.
- Ну… ладно. А кем ты хотел быть в «Трех мушкетерах»?
Скажет «Констанцией» – разведусь.
- Не помню. Слушай, ну как я могу помнить такие вещи, я «Мушкетеров» в школе читал! Вот спроси, что меня особенно интересует в «Тенденциях развития фотопечати» – сразу отвечу.
Эх.
- Послушай, но мальчики же как-то читают книги?
- Безусловно. В больших количествах.
- Так неужели никто из них не может описать своих ощущений?
- Может. Девочки.
читать дальше* * *
- Я в детстве читала «Маленькую хозяйку большого дома», – вспоминает Марина. – И очень плакала. Ужасно – так бешено влюбиться, не суметь выбрать одного из двух мужчин и покончить с собой от отчаяния. Прекрасная трагическая книга.
- Маленькая хозяйка большого дома… – вздыхает Катя. – Я ее обожала. У героини такая интересная судьба! Ее любят одновременно двое, и она влюблена в них обоих. Настоящее счастье.
- Паола Форрест, маленькая хозяйка большого дома! – хихикает Лина. – Богатая женщина живет в поместье мужа-миллионера и ни в чем себе не отказывает. Прелесть. Правда, потом у нее начинаются какие-то непонятности то ли с мужем, то ли с любовником, я точно не помню. Но помню, что у нее был собственный флигель. Она жила даже не в отдельной спальне, а в отдельном доме! И муж приходил к ней туда. Господи, да я бы все отдала, чтобы у меня не то что «отдельный дом», чтобы у меня место было на кухне, поставить себе компьютер, хотя бы на угол стола…
- Маленькая хозяйка большого дома? Джек Лондон? – Марк хмурит лоб. – Да, в юности читал. Неплохая книга. Что запомнилось? Как этот миллионер, Дик Форрест, вел хозяйство. У него там была целая система, огромное количество всякой деятельности – и животных он разводил, и зерно выращивал, и лошадей выставлял. Отлично у него это всё получалось. Я бы хотел так, да.
Наиболее впечатляющую оценку, на мой взгляд, «Маленькая хозяйка большого дома» получила от автора предисловия, написанного в СССР (так и хочется добавить «в очень средние века»). «Советского читателя, – писал забытый мной автор, – конечно, не может заинтересовать история мелких буржуазных конфликтов между героями. Лучшие страницы книги – те, где описываются годы, которые Дик Форрест провел среди рабочих».
Среди рабочих Дик Форрест провел пять с половиной страниц из двухсот девяноста шести. Мелкие буржуазные конфликты между героями, наверное, и впрямь не могли заинтересовать советского читателя, но вот советских читательниц они вполне интересовали. А советские читатели интересовались образом жизни героя-миллионера, а также маркой ружья, с которым Форрест охотился на белок. Каждому своё.
* * *
Читателей и читательниц часто характеризует непохожий подход к читаемому тексту. Я даже не говорю о монументальных произведениях Толстого или Дюма – в них война и мир, аккуратно разложенные по страницам, столь же аккуратно фильтровались: половина – девичьей, а другая половина – мужской частью аудитории. Но и менее многоплановые книги вызывают удивительно разные отклики у героев и героинь.
«Хроники капитана Блада» читаются мальчиками как история морских сражений, в которых умные и находчивые побеждают с помощью хитроумной тактики (прекрасная школа жизни). Для девочек «Капитан Блад» – это история несчастной любви героя к Арабелле. Спросите выросших мальчиков, помнят ли они, что там вообще была какая-то Арабелла.
Печальная судьба Сирано де Бержерака девочками воспринимается как чисто любовная трагедия. Для мальчика же Сирано – поэт-нонконформист, умерший в бедности и безвестности, потому что говорил правду сильным мира сего, ни под кого не подстраивался и был независимо мыслящим человеком. А это жесткого карается закоснелым и несентиментальным внешним миром – в особенности если у мыслящего человека не окажется собственных денег.
Романтическая линия сюжета большинством мальчиков воспринимается как побочная (тех книг, где только она одна и есть, мальчики, как правило, не читают). Их интересует сюжет как логическая цепочка, как игра, в которой надо выиграть. Они сочувствуют герою на пути достижения целей. Если цель – женщина, мальчики ждут развязки в виде завоевания этой женщины, но не во имя торжества любви, а для победы.
Девочки в массе читают книжки, чтобы почитать про отношения. И чтобы все поженились в конце – а если не поженятся, конец у книги плохой. Одна из выросших девочек мне рассказала, что даже Конан Дойла читала в детстве исключительно как историю отношений между Холмсом и Ватсоном. Причем несправедливых, тяжеловатых отношений – ведь Ватсон так любил Холмса, а бесчувственный сыщик мучил его отстраненностью. Читательница, как и бедный Ватсон, искала доказательства, что Холмс тоже неравнодушен к другу. Её любимым рассказом был тот, в котором в Ватсона стреляют и попадают в ногу, и Холмс бросается к нему с возгласом: «Вы ранены, дружище!». Неизбалованный доктор увидел в этом практически объяснение в любви. Читательница, с большим облегчением, тоже.
Холмс и Ватсон (и хорошо, если не Холмс и Мориарти), Малыш и Карлсон, Катерина и Кабаниха, Таккер и Питерс, джин и лампа, огонь и тесная печурка, призрак коммунизма и пролетариат – для женской половины читающего мира вся литература состоит из любовных пар. И воспринимается как справочное пособие по психологии мальчиков. Хотя на самом деле является исключительно справочным пособием по психологии авторов. А еще – проективным тестом, который помогает определить свои собственные проблемы, но дает до обидного мало информации о чужих.
* * *
Читают мальчики и девочки порознь, а живут часто вместе. И обнаруживают, что «общие любимые книги» – весьма расплывчатое понятие. К примеру, девочка с детства мечтает выйти замуж за Атоса и находит мальчика, чьим любимым героем в детстве был Атос. Но двое Атосов имеют мало общего между собой. Женский Атос надежен, успешен и страстен под маской невозмутимости, резво сбрасываемой в супружеской спальне. Мужской Атос холодноват, отстранен, эмоционально независим и «скажи спасибо, что я тебя до сих пор не повесил и не утопил».
Отличаются друг от друга женские и мужские варианты Д’Артаньяна, графа Монте-Кристо, Питера Пена и Оливера Твиста. Да вообще всех. И наше разочарование (а часто и раздражение) безграничны: мы ведь любим одни и те же книжки! Как же ты можешь быть настолько не таким, как я?
Некоторые от отчаяния даже начинают искать партнеров «от противного» – среди тех, с кем прочитанное заведомо не совпадает. Это само по себе не панацея, но хотя бы позволяет более объективно выстроить ожидания. Нет влияния обманчиво-яркой лакмусовой бумажки, которая показывает совсем не то, что мы пытаемся по ней определить.
Гарантированного лакмуса, конечно, не существует. Но любимые книги все-таки могут дать информацию о партнере, только искать ее придется контр-интуитивным путем. Не стараясь сделать выводы на основании того, что партнер читает книги «как я», а попытавшись вместо этого почитать их «как он».
Если партнер – мужчина, значит, в книгах его интересуют НЕ отношения (с теми редкими мужчинами, которых интересуют все-таки отношения, есть другие проблемы, но вот общий язык с ними женщины легко найдут без всякого справочного материала). И может быть интересно перечитать что-нибудь его глазами. Он смотрит на карьеру героя, на подвиги и на цели. Он восхищается теми, кто действует и побеждает. Что ему нравится в них? Что привлекает? На кого он считает себя похожим? А на кого действительно похож?
Если партнер – женщина, значит, в книгах ее интересует НЕ сюжет (опять-таки, если в основном сюжет, проблемы в паре лежат не в отсутствии гендерного взаимопонимания). Она читает про любовь и в каждой книге находит и видит себя. Она ищет тех, кто похож на ее любимых героев – только не в том, как они действуют на поле брани, а в том, как ведут себя в любви. Чего она ожидает от партнера? Какое поведение ей кажется «хорошим»? Какой герой-любовник привлекает больше других?
Возможно, мы от него в обморок упасть готовы. И совершенно не собираемся (да и не должны) становиться таким. Но лишняя информация еще никому не помешала, ни о чем.
* * *
В отношениях нас чаще всего подводит не различие и не сходство, а ожидания, выстраиваемые на базе собственных проекций. И попробовать пройти чужой проективный тест – один из способов элементарно познакомиться. Общие любимые книги могут дать массу информации тем, кто готов читать их чужими глазами. Не ключ к отношениям, не разгадку бытия, не способ найти идеального партнера. Просто возможность немного расширить рамки.
Мы все хотим счастливого финала. Но для одних хэппи-энд кончается пожизненной совместной жизнью, а для других – отплытием героя за моря. И вопрос тут не в том, кого оставят более несчастным, а в том, как лучше понять другую половину. Которая сидит напротив с обиженным видом и удивляется, почему же нам вместе так тяжело – несмотря на то, что мы читали в детстве одни и те же книжки.
отсюда
Позиция, на мой взгляд, однобокая. За мальчиков ничего не скажу, но про девочек вроде как имею право. Лично мне всегда примерно одинаково интересно и про чуйства, и про подвиги, а сюжет обязательно быть должен, куда ж без экшена-то - никуда. При вышеозначенном подходе идеальным чтивом для девочек должны быть романы Даниэлы Стил и иже с ней, там даже напрягаться не надо, отделяя мир от войны, женское от мужеского. Но диалог с мужем и мнения про "Маленькую хозяйку" очень повеселили.URL записиНе свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вам самому не смешно?
Есть задача, есть ресурс, необходимый для решения задачи. Если он необходим, значит он важен.
Если умственные способности применяются для голосования, значит - они важны.
Если умственные способности не важны - значит, они не применяются для голосования.
Вопросы? Комментарии?
чтобы вам со мной было не так трудно, пожалуйста, учтитечтобы вам со мной было не так трудно, пожалуйста, учтите
пожалуйста, учла. ; )
Вы троллите или невнимательно читаете? Не важен их размер. Не важно, айкью у человека 85 или 120.
Именно поэтому мне лень продолжать диалог и вербализовать какие-то унылые очевидные вещи.
Я скажу так:
Не важно, айкью у человека 85 или 120.
Важно.
В общем, продолжайте возмущаться контентом в дб и одновременно с этим отстаивать право участников дс на уровень айкью в 85. Мне не жалко.
= ))))
Пламенный привет.
А у меня наоборот: всё больше вокруг людей, которые стали много читать, хотя до этого прочитывали от силы одну книгу в год. Причем как девушки, так и парни.
По теме: Как-то уж больно шаблонно, что утверждает и последний оффтоп. Тогда вопрос: Какой смысл размещения этого здесь? Эх.
Для меня отношения отходят на третий план. А вот для моей знакомой - только дай почитать про любофф и иже с нею. Так что...
И развели тут споров вновь... Было бы о чём...
*утирая слезы*
Я всегда подозревала, что я мальчик.
Лично меня любовная линия раздражала. И я пропускала кусочки с нею, благо, их не так много было. А "Арабелла" ассоциируется только с названием корабля.
Почему я не углядела в ШХ слэш?! Я неправильная?
Неистово плюсую.
Не, встречаются, конечно, и дамочки, читающие только про любоф до гроба, но не стоит косить всех под одну гребенку.
Наверное, я единственная из отписавшихся здесь (сорри, все комменты не прочла), кто под этот шаблон подпадает.
Да, я люблю, если в романе есть любовная линия, и с большим интересом за ней слежу.
И при этом абсолютно не считаю себя клушей.
А мой муж любил книги, где в основном драки-драки-драки и космические корабли) и поменьше героев- баб)
Так что в чем-то автор прав.
И ведь общеизвестно, что из всякого правила есть исключения, которые тем не менее подтверждают правило.
+1
правда меня всегда интересуют не любовные отношения, но отношения вообще между действующими лицами. Т.е. произведение может быть про политику или приключения, но следить я буду в первую очередь за тем как развиваются отношения между героями. Неважно, будь то дружба, вражда или любовь. А если еще и сюжет интересный, то читать интересней вдвойне
Мне кажется, что ответ на вопрос: за какой именно линией будет внимательнее следить читатель зависит всецело от того, какую из линий этих самых автору удалось сделать полнее и интереснее. Иначе говоря есть
, собственно, "две великие вещи на все времена, во-первых, любовь, во-вторых, война", но можно писать книгу о войне на фоне любви, а можно - наоборот. Если речь идёт о детективах, приключенческих романах, триллерах и т. д., то, конечно же, эти самые приключения на первом плане и у автора и у читателя. Какая-никакая любовная линия присутствует, но просто потому что без неё не обойтись, какая-никакая тупая пи... простите, прекрасная дама нужна романтическому герою для полноты образа. И при этом логично, что она - только декорация. Но и мущщина тоже будет декорацией, помогающей раскрыть образ, если главная героиня - женщина, а книжка не любовный роман.
Или это я бревно бесчувственное, для меня любая книга прежде всего - о том, как взаимодействует человек с окружающим миром, и как в результате меняются и мир и человек. Я даже "Унесённых ветром" воспринял как книгу о том, что война ломает и перемалывает людей, в одних обнажая лучшее, других превращая в полных дегенератов. А любимый писатель у меня всегда бессменно был Ремарк. Вот такое я ёожнутое неправильное девушко. )))З
Пишет Albertia Inodorum:
Бан на месяц ввиду многочисленных предупреждений.
Пишет Akayryu:
что эта хренотень в бесте-то делает
Предупреждение, п.1
Квадрик, предупреждение, п.5
Всем лучи добра.
Тоже самое хотела написать.
Лично я никогда не воспринимала книги с описанной в посте "женской" точки зрения. И вот это - "Если партнер – женщина, значит, в книгах ее интересует НЕ сюжет (опять-таки, если в основном сюжет, проблемы в паре лежат не в отсутствии гендерного взаимопонимания)." - ИМХО, слишком категорично. Получается, по мнению автора я вообще не женщина. Да и многие мои знакомые тоже.
И где, ГДЕ?!?!??!?!, вы такое нашли в романах Конан Дойля? Ткните мне лицом в Ватсона, страдающего от холодного бесчувствия Холмса. Однозначно, я с автором читала разного Шерлока.
Интересно, если женщины так жаждут любви и только её, то почему самые известные и прекрасные слова об этом чувстве написаны мужчинами? Шеркспира и Наше-Всё ещё никто не переплюнул в любовной лирике, однако ж оба были бабниками. Парадокс? Или стишочками скрывали свои наклонности цвета замёрзшего зимнего озера? А вообще, была свято убеждена, что такими матёрыми штампами уже никто не думает лет 30-50. О, сколько нам открытий чудных...
Вай-вай-вай! Скажу своему любимому. что он - женщина! Обалдеет. И многих мужчин ты знала, которые любят читать любовные романы и признаются в этом? Если сейчас и женщины это тщательным образом скрывают? Хотя... если подумать, тот же слэш - это тоже любовный роман. Но почему-то это никого не ужасает. Если меня назовут автором любовных романов, я пожалуй, не обижусь,а скажу: "Ну и что?!"
ms. Mary Poppins, пища для слез лично у меня. я, конечно, и мужчин не оправдываю, они тоже свое сознание распыляют на какие-то совершенно мещанские вещи (эльфы 80-го уровня и тыды), но тетки просто убивают своей ограниченностью двумя "к": кюхе-киндер. третья "к" - кирхе - в основном, ими забыта. Вы серьёзно верите, что ВСЕ женщины ТАКИЕ? Что ж, я ещё могу понять анекдот про поручика Ржевского, но то, что я окружён одними мужчинами - вне зависимости от пола оных - несказанно меня забавляет!
veronika-ambrozova, Хотя ляпни я это историку парню , он меня точно прибьёт. Ведь это серьёзные исторические работы на основе реальных фактов, анализа исторической обстановки, очень ярким и динамичным сюжетом. А разве это не исторические романы? О_о... Я-то думал...
green_eyes22, Да, я люблю, если в романе есть любовная линия, и с большим интересом за ней слежу. Вы мне объясните, что в этом плохого? Кстати, это бывает не только у женщин. А мужчины, которые это терпеть не могут - ИМХО, страдают какими-то странными комплексами. Впрочем, как и женщины, которые заявляют, что их любимым героям любовь не нужна!
Rain_Dragon, простов наши дни считается. что если мужчина пишет о любви - то у него отваливаются первичные половые признаки! Пардон. Но часто современные мужчины-авторы так преподносят своих героев, что хочется плеваться.