Искатель @сокровищ
Пишет шлимазл:

Самое лучшее в работе с детьми - это их прогресс. Я, наверное, детский вампир, потому что со взрослыми, которые тоже, конечно, развиваются и совершенствуются, я такого удовольствия не получаю. Потому что достижения взрослых - это на 70% их достижения, и только на 30% - мои. С детьми, мне кажется, наоборот, большая часть успеха зависит от того, что, как и в каком порядке вложил учитель. И только если получилось заинтересовать, и понятно объяснить, и мотивировать, только тогда ребенок включится в процесс.
Про Иллариона я уже писала - самый необычный из моих учеников, с совершенно чудесным миром в голове и нереальной любознательностью. Нереальной потому, что, к сожалению, слабовидящие и незрячие дети очень часто теряют интерес к окружающему миру в силу своего дефекта. Зрение - самый главный человеческий анализатор, и без него все совсем не торт: изучать мир сложно, и многие просто прекращают тратить свои силы на это. Поэтому каждый ребенок и взрослый, который, несмотря на невозможность видеть, остается любознательным, - это большая редкость. Я начала заниматься с ним английским (а он начал шокировать окружающих сотнями с легкостью выученных слов и фраз), но поначалу боялась браться за обучение браилю и математике, потому что это совсем не мое поле деятельности, хоть шрифт браиля я знаю, но в основном я его учила для того, чтобы заниматься английским с незрячими, а не для того, чтобы учить первоклассников грамоте.
Поэтому с Илларионом начала заниматься моя мама, у которой 20 лет стажа работы учителем начальных классов, которая по специальности тифлопедагог, а не филолог, в общем, со всех сторон куда более подходящий для этого человек. Но Иллариону так не показалось. Наверное, когда не видишь, все эти задачи про у Васи было пять яблок, а у Пети шесть, сколько весит кенгуру, становятся совсем невыносимыми. А мелкое шеститочие, а особенно сложные буквы вроде Я и З, ничего не вызывают, кроме желания спрятать руки под стол и больше никогда их не доставать. В общем, мама чуть было не назвала Иллариона необучаемым, устав от его выматывающих "Это я делать не буду", "Это меня не интересует" и коронного "На Юпитере математики не существует". Чтобы избежать проблем земной математики и грамоты, Илларион решил сбежать на Юпитер и теперь жил там, иногда передавая нам новости о том, что на Юпитере пять плюс один будет двести четырнадцать, а у буквы О точки вовсе не первая, третья, пятая, а первая, третья, сто двадцать восьмая и тысячная.
Родители Иллариона относились и относятся к нему как к самому гениальному ребенку, что в общем-то не являлось и тогда особым искажением реальности: Илларион и правда был и остается очень сообразительным мальчиком. Только с первого раза учеба его совсем не привлекла. Но, несмотря на то, что они присутствовали на занятиях и видели, как Илларион отшвыривал от себя грифель, захлопывал книги и нес полную чушь, они все равно в него верили. И, видя, как у нас хорошо идут занятия английским, попросили меня попробовать заниматься с ним еще и браилем и математикой.
Тогда я и пришла к выводу, что с детьми действительно все по-другому, что ребенка нужно увлекать гораздо больше, чем взрослого, что нужно быть с ним рядом, а не над ним, что если вы путешествуете на другую планету, и у вас не заводится космический корабль, то нужно расстраиваться вместе. Математику мы изучали, собираясь в полет в космос. Чтобы собрать багаж, нужно решить пример. Чтобы выйти из дома, нужно решить пример. Чтобы найти на космодроме свой космический корабль - пример. Чтобы взлететь - пример. Через год это было уже не нужно, конечно. Алфавит мы изучили месяца за два (и я имею ввиду чтение и письмо букв), каждое занятие пытаясь победить на каждом этапе: выучить новую букву, прочитать ленту из ранее изученных букв, прочитать две строчки любого художественного текста, написать два слова. И пусть с браилем все идет гораздо медленнее, но на фото Илларион читает Сивку-бурку, и в тот день мы прочли шесть или семь строчек.
Я знаю, как надо учить детей. Я знаю, что такое иерархия отношений учитель-ученик. Я знаю, что школа - это не только знания, это еще и самодисциплина, умение понять и выполнить задание, набор универсальных умений и навыков.
Но иногда попадаются дети, которым так от всего этого плохо, что они улетают на Юпитер.
Ну и да, приходится лететь за ними и возвращать. По пути издавая звуки двигателя космического корабля.
URL записи

Самое лучшее в работе с детьми - это их прогресс. Я, наверное, детский вампир, потому что со взрослыми, которые тоже, конечно, развиваются и совершенствуются, я такого удовольствия не получаю. Потому что достижения взрослых - это на 70% их достижения, и только на 30% - мои. С детьми, мне кажется, наоборот, большая часть успеха зависит от того, что, как и в каком порядке вложил учитель. И только если получилось заинтересовать, и понятно объяснить, и мотивировать, только тогда ребенок включится в процесс.
Про Иллариона я уже писала - самый необычный из моих учеников, с совершенно чудесным миром в голове и нереальной любознательностью. Нереальной потому, что, к сожалению, слабовидящие и незрячие дети очень часто теряют интерес к окружающему миру в силу своего дефекта. Зрение - самый главный человеческий анализатор, и без него все совсем не торт: изучать мир сложно, и многие просто прекращают тратить свои силы на это. Поэтому каждый ребенок и взрослый, который, несмотря на невозможность видеть, остается любознательным, - это большая редкость. Я начала заниматься с ним английским (а он начал шокировать окружающих сотнями с легкостью выученных слов и фраз), но поначалу боялась браться за обучение браилю и математике, потому что это совсем не мое поле деятельности, хоть шрифт браиля я знаю, но в основном я его учила для того, чтобы заниматься английским с незрячими, а не для того, чтобы учить первоклассников грамоте.
Поэтому с Илларионом начала заниматься моя мама, у которой 20 лет стажа работы учителем начальных классов, которая по специальности тифлопедагог, а не филолог, в общем, со всех сторон куда более подходящий для этого человек. Но Иллариону так не показалось. Наверное, когда не видишь, все эти задачи про у Васи было пять яблок, а у Пети шесть, сколько весит кенгуру, становятся совсем невыносимыми. А мелкое шеститочие, а особенно сложные буквы вроде Я и З, ничего не вызывают, кроме желания спрятать руки под стол и больше никогда их не доставать. В общем, мама чуть было не назвала Иллариона необучаемым, устав от его выматывающих "Это я делать не буду", "Это меня не интересует" и коронного "На Юпитере математики не существует". Чтобы избежать проблем земной математики и грамоты, Илларион решил сбежать на Юпитер и теперь жил там, иногда передавая нам новости о том, что на Юпитере пять плюс один будет двести четырнадцать, а у буквы О точки вовсе не первая, третья, пятая, а первая, третья, сто двадцать восьмая и тысячная.
Родители Иллариона относились и относятся к нему как к самому гениальному ребенку, что в общем-то не являлось и тогда особым искажением реальности: Илларион и правда был и остается очень сообразительным мальчиком. Только с первого раза учеба его совсем не привлекла. Но, несмотря на то, что они присутствовали на занятиях и видели, как Илларион отшвыривал от себя грифель, захлопывал книги и нес полную чушь, они все равно в него верили. И, видя, как у нас хорошо идут занятия английским, попросили меня попробовать заниматься с ним еще и браилем и математикой.
Тогда я и пришла к выводу, что с детьми действительно все по-другому, что ребенка нужно увлекать гораздо больше, чем взрослого, что нужно быть с ним рядом, а не над ним, что если вы путешествуете на другую планету, и у вас не заводится космический корабль, то нужно расстраиваться вместе. Математику мы изучали, собираясь в полет в космос. Чтобы собрать багаж, нужно решить пример. Чтобы выйти из дома, нужно решить пример. Чтобы найти на космодроме свой космический корабль - пример. Чтобы взлететь - пример. Через год это было уже не нужно, конечно. Алфавит мы изучили месяца за два (и я имею ввиду чтение и письмо букв), каждое занятие пытаясь победить на каждом этапе: выучить новую букву, прочитать ленту из ранее изученных букв, прочитать две строчки любого художественного текста, написать два слова. И пусть с браилем все идет гораздо медленнее, но на фото Илларион читает Сивку-бурку, и в тот день мы прочли шесть или семь строчек.
Я знаю, как надо учить детей. Я знаю, что такое иерархия отношений учитель-ученик. Я знаю, что школа - это не только знания, это еще и самодисциплина, умение понять и выполнить задание, набор универсальных умений и навыков.
Но иногда попадаются дети, которым так от всего этого плохо, что они улетают на Юпитер.
Ну и да, приходится лететь за ними и возвращать. По пути издавая звуки двигателя космического корабля.
Свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест?
1. Да! | 415 | (100%) | |
Всего: | 415 |
Я хотел бы навсегда остаться пришельцем...
Но время проходит, и пришельцы становятся аборигенами. Они перестают
мотаться по всем пространствам и временам, усваивают закон сохранения
энергии, они узнают, что означает слово "нельзя", привыкают к нему и
уважают больше, чем слово "можно". Они любят вспоминать о том, как были
пришельцами, но к той поре относятся снисходительно, с добродушной
усмешкой:
- По ночам мы искали в траве падающие звезды. Представляете: звезды в
траве!
Но не все пришельцы становятся аборигенами, некоторые из них остаются
пришельцами - навсегда. Смешные, нескладные, хотя внешне мало отличающиеся
от аборигенов, они живут пришельцами на земле, как живут все земные
пришельцы. И они шагают по этой земле, подставляя ветру свои поредевшие
волосы, и не могут найти себе постоянного места, и всюду им достается за
то, что они нарушают законы аборигенов, - у пришельцев нет своих законов,
и им приходится жить по законам аборигенов, и они нарушают их, не умея
понять, потому что до конца жизни остаются пришельцами...
Все говорят о пришельцах, все ждут пришельцев, а они давным-давно живут
на земле. В каждом доме, в каждой семье есть хотя бы один пришелец...
Привет коллегам)
И спасибо за пост.
Надо бы узнать, какие звуки издает космический корабль, что ли. На будущее.
Мне кажется, что взрослым требуется поддержка и мотивация во время уроков не меньше, чем детям. Если даже не больше - у взрослых и работа, и куча проблем, и мало времени, в отличие от детей. Иногда хочется сказать, что "взрослые - тоже люди" и отношение "захочешь - выучишь" - это не то, как их надо учить.
О студентах более высоких уровней, которые пытались со мной обсудить гей-браки в Европе, и то, что они там скоро все вымрут; астрологию как очень серьезную науку, которую изучать важнее, чем английский; свои проблемы в отношениях (был даже случай, когда почти 30-летний мужчина сказал, что хочет покончить с собой, так как все в его жизни бессмысленно), обо всем этом мне даже говорить не хочется.
Но это к тому, что да, перед взрослыми прыгать приходится порой гораздо больше, чем перед детьми. Находить к ним подход гораздо тяжелее, потому что психика, понятное дело, более развита. Просто для меня все это зачастую неприятно.
Признаю, что в большей степени это лично мое неумение грамотно строить процесс общения с людьми, не только в течение уроков, но и в реальной жизни.
шлимазл, нет-нет, я не имела в виду ничего плохого про вас. Каждому - своё, как вы говорите, что вам тяжелее находить подход к взрослым, там мне найти подход к ребенку, который улетает на Юпитер, кажется за гранью возможного). Но при этом, у меня есть замечательные дети-ученики с которыми легко и приятно заниматься. Просто сколько учебных заведений видела, очень расстраивает пренебрежительное отношение ко взрослым. Даже в методике преподавания как будто не подразумевается, что взрослым тоже надо вести уроки интересно. (Хотя, это только отечественной методики касается. В иностранной, имхо, всё ок).
У взрослых занятия я веду только на курсах, а там приходится преподавать по стандартному presentation-practice-production, что взрослым, что детям. Понятно, что в заданиях уже есть вариативность, но канва одинаковая.
Если честно, и не знаю даже, что предлагает отечественная педагогика, потому что мне только в университете читали дидактику и лингводидактику около года, и на лекциях были только пространные размышления, хотя что-то про мотивацию там тоже присутствовало)
всем спасибо
Добавлю отсебятину. Не педагог, не специалист. Как все. Вот выше про пришельцев. А у нас же здесь не сад с единорогами. У нас здесь что? Да хрен его знает. Папы как бы
проебланилине подготовились. Вот возьмём Брестскую крепость. В этом году многие из России ездили в Брестскую крепость. Смотрели, ходили по местам. Там есть такая большая скульптура лица защитника. Мы же как-то должны объяснить пришельцу, что у нас тут было. Ну вот, оно само объясняет. Музей. Скульптура. Наглядное. Вот камни, вот запёкшиеся от огнемёта кирпичи. Вот расплавленный пулемёт. Вот могилы. Вот земля. Давай абориген, объясни пришельцу, что тут замесилось. Кто кого за что. По ходу, ты сам пришелец, но ещё никуда не пришёл. По ходу, есть какая-то такая штука типа земли и людей, что в неё легли по каким-то странным законам или привычкам. Есть какие-то заповеди, которые раньше нельзя было нарушать. Подозреваешь, если не слепой, что раньше что-то такое было. То ли анахронизм, то ли бескультурье. То ли душа какая-то. Типа как-бы нить в будущее. От них, странных аборигенов к пришельцам, что красивые гениальные смотрят на планету и живы, а те, не живы, но тоже живы ведь, пока не все пришельцы а есть хоть один из местных, кто ещё знает слова местного языка, чтоб рассказать.Я хочу, чтоб мои дети видели, знали, чувствовали. Если ты мальчик, не будь нескладным, будь складным. Защищай. Работай. Учись. Учи. Банально? Просто? Вот тебе земля, ты не пришелец, ты сын родной земли, она твоя, отцы, деды прадеды - это и есть эта земля, они все в ней, они - это земля и есть. Твоя земля, твой мир. Ты не пришелец. Ты свой среди своих.
Как пришелец, которого научили вроде как, но не замотивировали, подтверждаю: хорошие преподаватели - это чудесно)