12:14 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Suntrotter:

Почему говорят «Не последний, а крайний», что это, откуда?
Впервые с народной политкорректностью я столкнулся, когда мне было лет восемь. Я пришел в парикмахерскую на Красноармейской улице и спросил у сидевших в очереди мужчин: "Кто последний?" "Здесь все первые!" – грубо ответил мне самый младший по возрасту мужчина – прыщавый подросток, уже познавший мудрость жизни. "Так спрашивать нельзя, парень, - объяснил мне мужчина постарше. – Нельзя человека последним называть. Надо говорить "кто крайний?" Но прошло еще несколько лет, и оказалось, что "крайним" называть человека тоже нельзя, а спрашивать нужно так: "За кем я буду?"

С годами выяснилось, что у людей, легко сносящих площадную брань, сложились странные отношения с самыми обыкновенными словами. К примеру, нельзя предложить человеку: "Садитесь, пожалуйста!" Только "присаживайтесь"! Нельзя сказать о человеке, что тот "спит". Только "отдыхает". Это считается культурным.

Одно из специфических свойств современных носителей русского языка, людей, говорящих по-русски, — это склонность к эсхрофемизмам или суеверный страх перед эсхрофемизмами. Эсхрофимизм -это принудительное вчитывание подтекста в любое словесное сообщение и одновременное обращение к низкому, или неподцензурному, стилю речи. Оба приема естественным образом развиваются в среде, где господствуют цензура и доносительство. Сигнал, заставляющий за невинным словом слышать грубое, ругательное, матерное слово. Почему больше не говорят «я кончил школу»? Нет, «окончил школу», «закончил школу», да потому что этот глагол имеет, оказывается, непристойный подтекст, и вот как бы чего не подумали. Вот это и есть проявление эсхрофемизма. Боятся сказать «последний» или «крайний». Эсхрофемизм — это изнанка эвфемизма. Сначала вместо запретного слова появится «блин», а потом придется запрещать глагол «блеять». Эту пунктирно намеченную схему нужно все время помнить, чтобы не превратить нынешнее поколение школьников да и взрослых носителей языка в малограмотных неврастеников, для которых живая речь, чтение и письмо становятся передвижением по минному полю.

Наука приравнивает всю эту культурную пошлятину "возрастных", "кушающих", "отдыхающих" и "присаживающихся" к суевериям и бережно изучает собранные образцы. Не читать же мораль человеку, который отказывается протянуть руку для рукопожатия "через порог", получать в подарок платок или в застолье передавать нож из руки в руку.

Как и список бытовых суеверий, живая речь находится в постоянном движении. Вот в последние лет десять тянущиеся к культуре люди вместо "удобно" все чаще говорят "комфортно". Почему? Возможно, потому, что за несколько десятилетий до того они привыкли употреблять слово "неудобно" в значении "неприлично, стыдно". Даже анекдот такой был в 80-х годах – про Стеньку Разина, который в набежавшую волну княжну-то бросил, а потом ему "неудобно стало". Значит ли это, что ради слова "комфортно" надо отказываться от слова "удобно"? Нет, не значит. И мизинчик не обязательно оттопыривать, когда рюмку опрокидываешь, но и раздражаться на мизинчик оттопыривающих – последнее дело. Тут главное быть понятым. С ударением на "о", понятное дело.
(с)

URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест?
1. Да!  310  (100%)
Всего: 310

@темы: Не свое

URL
Комментарии
2015-11-20 в 12:22 

Koyomy
Лентяй и мечтатель. // Если обращаться по [L]нику[/L], я точно услышу.
кто-то реально этим запаривается?
Нет, верю, конечно, но таких много? где они? О__О

2015-11-20 в 12:35 

Рамира
В конце концов, всё будет хорошо. А если пока не хорошо, то это ещё не конец.
Если я правильно помню, учебные заведения полагается "Оканчивать", а не "ЗАканчивать" и не "кончать" потому, что так предполагают нормы современного русского литературного языка.
Примерно потому же, почему "одежду можно надевать, Надежду - только одевать".

А в целом - мне понравилось :-)

2015-11-20 в 12:35 

Рики_
Да-да, все мы ледяные тигры, пока в нашу жизнь не ворвется шикарный казах (с)
Еще говорят "крайний день" или "крайний раз"... Вообще ппц БЕСИТ!

2015-11-20 в 12:38 

Вредная черепашка
Зри в корень
Достаточно. У нас, помнится, под запретом был глагол - пошли - только пойдём. Такой подход к речи с поиском двусмысленностей ещё и культивировался, вспомните монологи Жванецкого или Задорнова

2015-11-20 в 12:39 

Вредная черепашка
Зри в корень
Достаточно. У нас, помнится, под запретом был глагол - пошли - только пойдём. Такой подход к речи с поиском двусмысленностей ещё и культивировался, вспомните монологи Жванецкого или Задорнова

2015-11-20 в 12:40 

toma-km
Автор курил гробы (с)
Зачем из особенностей речи не самых образованных слоев населения делать какие-то глобальные выводы? С таким же успехом можно исследовать причины того, почему те же самые люди упорно звОнят и ложат.

2015-11-20 в 12:40 

Лимбо
неправый кто-то в интернете капслоком брызжет из ушей сожми кулак вдохни поглубже забей (с)
пошли - только пойдём потому что по нормам нашего языка употреблять "пошли" в значении "пойдем" нельзя. И не из-за каких-то суеверий, а по правилам.

2015-11-20 в 12:42 

Orisa
Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек. ©
Еще говорят "крайний день" или "крайний раз"... Вообще ппц БЕСИТ!
Ага ,особенно крайнее последнее время это каким-то массовым явлением стало.
А вот про садитесь-присаживайтесь первый раз слышу.

2015-11-20 в 12:43 

и царевна и баба-яга
Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков! (с)
Еще говорят "крайний день" или "крайний раз"... Вообще ппц БЕСИТ!
+100!)

2015-11-20 в 12:44 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
При этом в своей простыне автор так и не объяснил, откуда есть пошло "крайний" в значении "последний".

2015-11-20 в 12:52 

Несобачья Перекрысь
Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет?©
А ещё оплачивают поездку в транспорте не "до конца", а "до конечной".

2015-11-20 в 12:54 

*JT*
One dream is more powerful than a thousand realities
:hmm: А что, платки нельзя дарить и получать в подарок? Итить-колотить :laugh: А я-то как раз обожаю шарфики и платки :hmm:

2015-11-20 в 12:54 

Морана С.
Умные мысли преследуют меня. Но я быстрее!
Нас еще в школе учили всяких малограмотных «крайних» в очередях поправлять. Чтобы это дурацкое слово в народ не шло)))

2015-11-20 в 12:57 

Nairis
А что не так со словом "спит"?

2015-11-20 в 13:00 

Госпожа Удача
Не кричи, что плохо, подумай, как сделать лучше.
*JT*,
Насколько я понимаю, имеется в виду носовые платки. Типа к слезам.

2015-11-20 в 13:01 

Morane
Не знаю, что случится с нами дальше, но вас от церкви точно отлучат!
Тоже неимоверно бесит замещение последнего крайним. "Вот моя крайняя работа" или "в крайний раз" - эти люди себя слышат вообще, нет? Про употребление "кушать" и "присаживаться" вместо "есть" и "садиться" где-то читала, что это т.н. рабский этикет, то же самое, что и старые словоерсы.

2015-11-20 в 13:02 

Baiba
Впервые слышу, что кого-то это все напрягает. Может зависит от регионов или круга общения. В Латвии всегда спрашивали "кто последний" и в переводе так же.

2015-11-20 в 13:02 

Nairis
потому что по нормам нашего языка употреблять "пошли" в значении "пойдем" нельзя. И не из-за каких-то суеверий, а по правилам.
Грамота.ру с вами не согласна new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0...

2015-11-20 в 13:04 

Несобачья Перекрысь
Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет?©
Jean Sugui, кажется, эта фишка произошла из среды тех, кто часто рискует. Лётчиков, например, или космонавтов. То есть слово "последний" как бы подразумевает, что этот раз будет и впрямь последним, и говорить так — накликать беду. Отсюда замена на слово "крайний".

2015-11-20 в 13:10 

Viorteya-tor
Люди всегда правдивы. Просто их правда меняется, вот и все.
Orisa, А вот про садитесь-присаживайтесь первый раз слышу.
потому что "сесть всегда успеем" в определенный исторический период было актуально для всей страны.
Из страха смерти в рисковых профессиях пошло суеверие на слово "последний", а нелюбовь к слову "крайний" уже вырастает из "назначить крайнего".

Рамира, нормы современного русского литературного языка.
так на литературном языке разговаривает очень небольшой процент населения, да и то не всегда. Разговорная речь от литературной отличается очень сильно, давно известный факт реальности, и хоть убейся об него.

toma-km, потому что необразованной части населения в разы больше, и потому, что живая разговорная речь и правда отражает многие интересные явления. В литературной речи оно может и не устояться, и лет через пятьдесят читатели будут бессмысленно глазами лупать на прочитанное в диалоге пресловутое "—садитесь! —сесть всегда успеем!" а это разом маркер и исторической эпохи, и страты говорящего.

2015-11-20 в 13:18 

lugan
По-поводу садитесь/присаживайтесь - эта замена пришла, насколько я знаю, из-за "ассоциации" с "сидеть в тюрьме", т.е. говоря кому-либо "садитесь, пожалуйста" вы якобы предлагаете ему сесть не на стул, а в тюрьму))) а крайний/последний, честно говоря, меня никогда не раздражали и не понимаю, что конкретно вам не нравится.. от использования слова "последний" в указанном контексте меня отучил знакомый военный лётчик.. в их среде "последний полёт" понимался как последний в жизни и приведший к смерти, т.е. после "последнего" уже других полётов не будет, а вот под "крайний полёт" понималось, что "сегодня может и нет, а вот завтра/через месяц вполне"..т.е. это простое суеверие которое по непонятным причинам возвели в культ

2015-11-20 в 13:23 

Ну я, как человек из города, окруженного колониями, могу сказать, например, вот что: "спит" - умер, "петух" и "обиженный" - гомосексуалист, "крайнего" всегда могут "опустить", потому что он во всем виноват, а "садись"со всеми производными... Ну вы поняли.
Думала, только у нас ходит такое...

Вообще, с одной стороны, бесит, когда к словам придираются, а с другой... По работе документ делаешь, вроде слова-синонимы используешь, но оттенки смысла разные - и содержание предложения меняется.

2015-11-20 в 13:26 

hergendez
Nairis, скорее всего имелось в виду "пошлите" и "пойдёмте". Тут всё явственно, т. к. "пошлить" — это говорить пошлости, а никак не ходить.

2015-11-20 в 13:30 

Nairis
hergendez, с "пошлите" в значении "пойдемте" все ясно, так говорить нельзя. Но я так поняла, что выше обсуждалось просто "пошли".

2015-11-20 в 13:30 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Несобачья Перекрысь, насчет летчиков и космонавтов не знаю, но в целом да. Среди военных, особенно тех, кто бывает в боевых командировках, очень распространено.

2015-11-20 в 13:33 

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
А что не так со словом "спит"?

Меня куда больше интересует, что не так со словами "кушать", "отдыхать" и "присаживаться", и почему они вдруг стали "культурной пошлятиной".

2015-11-20 в 13:36 

Nairis
Ну я, как человек из города, окруженного колониями, могу сказать, например, вот что: "спит" - умер, "петух" и "обиженный" - гомосексуалист, "крайнего" всегда могут "опустить", потому что он во всем виноват, а "садись"со всеми производными... Ну вы поняли.
Вот почему это не трансформировалось в "так говорят только зэки, поэтому так говорить не нужно"?)) Ну в смысле, стараются заменять эти слова)

2015-11-20 в 13:39 

Nairis
Рина Дзене, про "кушать" на той же Грамоте есть статья, КМК довольно забавная) new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id...
"Употребление кушать в 1 лице единственного числа настоящего времени (я кушаю) или в прошедшем времени (я кушал) допустимо только в речи детей и женщин.":-D

2015-11-20 в 13:44 

Ну в смысле, стараются заменять эти слова)
Такое значение слова и так все знают. Колоний вокруг города было много, кто-то после срока выходил, оставался жить - и употреблял эти слова именно в таком значении. Прижилось.
Почему для всех горожан раз в год флюорография обязательна тоже не все знают, однако исправно ходят. Туберкулез в городе тоже из колоний периодически появляется.

2015-11-20 в 13:52 

"Не избегай драки. Раны заживут быстрее, чем самооценка."
:lol:"Присаживайтесь" вместо "Садитесь, "Благодаю" вместо "Спасибо", "Отдыхаем" вместо "Спим" - это чисто зоновское, пришедшее из тюремно-лагерного.

"Крайний" вместо "Последний" - угу, профессиональное суеверие - чтоб выезд/прыжок и.т.п. и в самом деле не стал последним.

И личн я не виу в таких "обходных маеврах" ничего ужасного. Ну, говорят так люди - и на здоовье.
Я вот, например, приучила детей говоить "Без интереса", прежде чем сесть играть в карты, даже в ОЧЕНЬ дружеской компании. И знаете, )))) бывали случаи, когда сам предложивший чисто по-приятельски сыграть, бросал карты со словами типа "без интереса не играю". Это такие словесные формулы заклинательного образца, я думаю. :lol:

2015-11-20 в 14:03 

Cipher Agent Yosuke
я смертоносен и охуенен | инсект| беззащитный моск джага
Причём с последним и крайним суеверящие как раз наоборот накликивают всё. :nope: Потому что "последний" - это тот, кто как бы "идёт по следам" предшествующего, и за ним в свою очередь пойдёт "последующий". А "крайний" - как раз всё, край.

"Употребление кушать в 1 лице единственного числа настоящего времени (я кушаю) или в прошедшем времени (я кушал) допустимо только в речи детей и женщин."
Именно. И, соответственно. говорящий так показывает себя нежненькой гламурной феечкой. "Ах, я поку-у-ушала".)

2015-11-20 в 14:25 

Nairis
Именно. И, соответственно. говорящий так показывает себя нежненькой гламурной феечкой. "Ах, я поку-у-ушала".)
Если заморочиться, то в этом можно найти... как называется, когда женщин априори считают хуже мужчин? Мизогинию?
О, кстати, когда я училась в школе, у нас почему-то было нельзя называть девочек девочками. Только "девчонками". "Ты девочка" было оскорблением. У кого-нибудь еще такое встречалось?

2015-11-20 в 14:37 

cuppa_tea
Крабовладелец
Объяснение комфортно-удобно, мне кажется, не в кассу. "Комфортно" звучит куда более уверенно, и у этого слова значение шире. Оно подразумевает еще и свободу и определенный внешний вид.

2015-11-20 в 14:39 

Mira Melledain
Sedna roamed the deep, the cold forgotten deep, no-one wants to be alone
Nairis, "Ты девочка" было оскорблением.
Это тоже блатной смысл, дескать, что "девочками" называют проституток? Припоминаю, что у меня в группе некоторые реагировали на это слово со странной усмешкой. Неудивительно, слово "девочки" даже в криминальных сериалах, детективах применяется, когда типа хотят вежливо сказать о проститутках.

По теме поста: не знаю, сколько у нас вокруг колоний, но со старших классов помню, как гомерически смеются над словами "петух" и "кончить" в учебниках, про "садитесь", которое даже преподаватели старались заменять на "присаживайтесь". Надеюсь, приблатненность нашей культуры - не навсегда.

2015-11-20 в 14:41 

Newshka
У меня свекр- военный летчик, так вот это " крайний раз" у них в семье заведен как профессиональный сленг)) меня уже десять лет с " последнего" на " крайний" поправляют, а я не сдаюсь) Мне режет слух, и язык не поворачивается на такое словосочетание((

2015-11-20 в 14:50 

Nairis
Это тоже блатной смысл, дескать, что "девочками" называют проституток?
Я не помню, какие были причины. Кажется, когда я об этом спрашивала, мне ничего вразумительного не сказали, поэтому я не приняла это всерьез, других "девочками" не называла, но на это слово в свой адрес не обижалась)

2015-11-20 в 15:08 

Mikkimi
Если кто-то должен это сделать, то почему не я?
Несобачья Перекрысь, конкретно от парашютистов, вроде бы. По крайней мере я именно там столкнулась с этим суеверием и для них, особенно перед прыжками, это звучит действительно оправданно. В остальных случаях также неуместно, как интернет-слег в просторечии.

А вообще, раздражает не то, как люди говорят и с суеверным ужасом относятся к обычным, в принципе, словам, а то, как они грубо поправляют собеседника, перебивая и, зачастую, чуть ли не срываясь на визг.

2015-11-20 в 15:10 

cuppa_tea
Крабовладелец
Nairis, да, было, только к блатняку это не имеет отношения, да и к дискриминации тоже. Девочка - это такая мальвинка. Вся в кружевах. А с девчонками уже надо считаться, а то и отдубасить могут.

2015-11-20 в 15:21 

Black_Wahrheit
ИстинА всегда где-то рядом...
Я вот, например, приучила детей говоить "Без интереса", прежде чем сесть играть в карты, даже в ОЧЕНЬ дружеской компании. И знаете, )))) бывали случаи, когда сам предложивший чисто по-приятельски сыграть, бросал карты со словами типа "без интереса не играю". Это такие словесные формулы заклинательного образца, я думаю. :lol:
а в чём смысл этой фразы?

2015-11-20 в 15:23 

Baiba
Может неприятие "девочек" пошло от учителей? Те же говорят "ну ты же девочка"? А значит сразу всем и все должна. А девченкой можно быть самой собой)

2015-11-20 в 15:26 

Baiba
Тут задумалась, а что корабль идёт, а не плывет оно тоже сленг? Логически она же плывет, но все вдруг такие морские волки становятся скажи не так.

2015-11-20 в 15:30 

Mira Melledain
Sedna roamed the deep, the cold forgotten deep, no-one wants to be alone
Baiba, Логически она же плывет, но все вдруг такие морские волки становятся скажи не так.
"Плавают те, кто тонет, а мы ходим" - объяснение от моего дяди-моряка.:-D

Насчет девочек - было бы здорово, будь здесь ни при чем блатное значение, но по случайному совпадению именно это слово - синоним "проституток" в сериалах и детективах соответствующей тематики.

2015-11-20 в 15:31 

Несобачья Перекрысь
Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет?©
Mikkimi, у лётчиков тоже совершенно точно нельзя говорить "последний". Они используют иногда ещё и слово "заключительный". У людей, деятельность которых связана с полётами, вообще очень много суеверий, так что не удивительно, что и парашютисты стараются не дёргать судьбу за бороду.
А вот то, что это просочилось и укоренилось в массах, как-то странно.

А вообще, раздражает не то, как люди говорят и с суеверным ужасом относятся к обычным, в принципе, словам, а то, как они грубо поправляют собеседника, перебивая и, зачастую, чуть ли не срываясь на визг. +1 Веришь в своё мракобесие — и верь себе, а другим его не навязывай. Лучше бы с таким же остервенением поправляли тех, кто говорит "ложить", "катАлог", "квАртал" или "пинджак".

2015-11-20 в 15:33 

Heljareyga
Long live rock 'n' roll
"Благодаю" вместо "Спасибо"
На моей памяти это пришло из сотонизьму, типа, чтобы не говорить "спаси бог".

2015-11-20 в 16:09 

Рио-Гранде
Русские есть русские, у них и в стране бардак, и в хоккее правила не писаны (с) Любомир Вишнёвски
Всю жизнь считала, что "крайний" - своеобразный маркер, что человек парашютист (летчик, дельтапланерист и т.д.) либо общается в этой среде, приятно, когда его слышу. Автор простыни доебался, даже не потрудившись объяснить.

2015-11-20 в 16:50 

cuppa_tea
Крабовладелец
Mira Melledain, по случайному совпадению именно это слово - синоним "проституток" в сериалах и детективах соответствующей тематики.
Ну об этом мы в школе точно не думали. А вот неженками и мамиными дочками прослыть боялись, ибо это не круто :D

2015-11-20 в 16:51 

bittersweet indiga
народ у нас весьма суеверный, а в результате все это отражается и в языке в том числе.

2015-11-20 в 16:56 

bittersweet indiga
у лётчиков тоже совершенно точно нельзя говорить "последний".
в актерской среде тоже не говорят "последний" спектакль или "последний" фильм.

2015-11-20 в 17:02 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Всю жизнь считала, что "крайний" - своеобразный маркер, что человек парашютист (летчик, дельтапланерист и т.д.) либо общается в этой среде, приятно, когда его слышу. Автор простыни доебался, даже не потрудившись объяснить.

Я впервые услышала про летчиков, когда в последние пару лет стала слышать это употребление _везде_ - мне сразу стали говорить "да мы как летчики". А так - с детства-юности я слышала это употребление в очереди, от необразованных и некультурных людей, которых оскорбляло, что их кто-то счел последними в чем-то. Так что я автора очень понимаю, раздражает, что в последнее время это претенциозное мещанство повсюду.

2015-11-20 в 17:04 

Отто Бюнц
Неадекват самой высшей формы. ©
О_О Как люди, оказывается, всякой ерундой забивать себе голову любят....

2015-11-20 в 17:20 

*bestiya*
Никогда не забывай,ничего не прощай. Антиспангел. И ниипет!(с)
Мда уж. А ведь были времена, когда "трахнуть" означало стукнуть, ударить. Но я их уже не застала...:upset:

2015-11-20 в 17:33 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
А ведь были времена, когда "трахнуть" означало стукнуть, ударить. Но я их уже не застала...

Я застала на излете) Классе в девятом подружка съездила в летний трудовой отряд с некоторыми девочками из нашего класса и рассказывала мне, какие они дуры - она обо что-то ударилась, сказала "ой как больно трахнулась" и они заржали. Мы знали "сексуальное" значение слова "трахнуться", но нам и не приходило в голову тогда считать его основным...

2015-11-20 в 18:08 

Отважная Белка
Да, красота требует жертв. Но почему все жертвуют мозгом?!
Baiba, Тут задумалась, а что корабль идёт, а не плывет оно тоже сленг? Логически она же плывет, но все вдруг такие морские волки становятся скажи не так.
Да, мне кажется, это тоже профессионализм. Меня поправляли с формулировкой (прошу прощения): "Плавают только говно и рыбы".
С ходу нашла только такое объяснение: "Плавать-уметь держаться на воде, не тонуть.Поэтому для моряков оскорбительно слышать, что они плавают, корабль не просто держится на воде, он идёт к цели."

2015-11-20 в 18:08 

Эствин
Die Liebe ist ein wildes Tier, sie atmet dich, sie sucht nach dir...
Ого, у этого явления есть специальное название? Спасибо, буду знать! И применять в особо тяжелых случаях. Жаль, с начальством не прокатит))
Шеф вечно в роли генерала из "Особенностей нац.охоты", и с интонацией героя Булдакова поучает всех "как надо".
Вот такие диалоги примерно.
Подчиненный: "Я постучал, но вас уже не было".
Нач-к: "Шо значит "не было"? Я вам умер что ли? По-русски говорить не знаете? Я отсутствовал!!!"
П.: "Я постучал, но вы уже отсутствовали".
Н.: "Постучал он... стукач нашелся... Крайний день перед отпуском, и не мог меня найти?!"
Думали подарить ему к юбилею Толковый словарь, но ему не поможет и словарь, профдеформация))

2015-11-20 в 18:09 

kerry-lla
"Bless'n go" © Nichelle Nichols
крайний
стало общеупотребительным вместе с войной в Украине. И да, это связано с опасностью.

2015-11-20 в 18:13 

Левый Верхний Кусок Вселенского Замысла
Homo homini penis est.
По мне - так процесс этот вполне можно развернуть вспять. Уже давно употребляю слово "трахнуть" в значении "ударить", "кончить" в значении "завершить" (что, кстати, не мешает использовать и другие более "приличные" обороты), не чураюсь ни "последнего", ни "крайнего" и тому подобное. Сначала окружающие ржали и ругались, затем сами начали так делать, а теперь ничего необычного в этих словах никто не видит.

2015-11-20 в 18:22 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
kerry-lla, крайний
стало общеупотребительным вместе с войной в Украине. И да, это связано с опасностью.


Нет, к сожалению, я уже года три-четыре назад отмечала резкий рост этого употребления. Возможно, в разных местах или в разных сферах общения этот процесс идет с разной скоростью, не знаю. Но в целом, подозреваю, виновато падение качества русского языка, который нас окружает - чтобы окружить себя хорошим культурным языком, его надо специально искать.

2015-11-20 в 18:34 

Baiba
Вспомнилось) знакомые кондитеры рассказывали, как своему коллегу пытались на радио песню заказать в ночную смену. Три раза смску оставляли, а привет все не передают и песню не ставят. Возмутились девушки и уже позвонили на радио. А оказалось, что их просьба передать привет "вафельщику Валере" крайне неприличная, ибо вафельщики это геи проститутки, специализирующиеся на минете. А тот Валера ведь просто пек вафли)

2015-11-20 в 18:40 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Baiba, вафельщики это геи проститутки, специализирующиеся на минете. А тот Валера ведь просто пек вафли)

Экие на радио знающие люди...

2015-11-20 в 19:25 

8115
Последняя плоть

2015-11-20 в 19:36 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Когда занимаю очередь, таки говорю "кто крайний".

2015-11-20 в 20:26 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
О, кстати, когда я училась в школе, у нас почему-то было нельзя называть девочек девочками. Только "девчонками". "Ты девочка" было оскорблением. У кого-нибудь еще такое встречалось?

Про девочек не помню, но мальчишек звать мальчиками крайне не рекомендовалось - тоже считалось оскорблением.

Когда занимаю очередь, таки говорю "кто крайний"

Меня, по-моему, ещё в далёком советском детстве поправляли с "последнего" на "крайний".

2015-11-20 в 20:31 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
но мальчишек звать мальчиками крайне не рекомендовалось - тоже считалось оскорблением.
Я вот припомнила, как в девятом классе одного мальчика похвалила словом "молодец" - обиделся. Потому что "молодец сосёт конец".)

2015-11-20 в 21:54 

Predacon Wyvern
Если у тебя нет врагов - значит, счастье отвернулось от тебя. (c) Т. Фуллер
Mira Melledain, Насчет девочек - было бы здорово, будь здесь ни при чем блатное значение,
Оно и ни при чём зачастую - у нас в школе, когда я учился в 8 классе и началось повальное половое созревание, девочка означала девственницу. Ну разве школьницы мечтают долго быть девственницами? Они скорее хотят стать женщинами. т.е. опытными, уверенными в себе и тыды и тыпы. И потому быть девочкой-девственницей уу, как плохо( Стоило учительнице завести свою шарманку Нутыжедевочка, как тут же на виновницу её недовольства с соседних парт сыпалось: "Девочка, ты ещё "девочка"?" Так что блатное значение зачастую совсем ни при чём.

2015-11-20 в 21:59 

Predacon Wyvern
Если у тебя нет врагов - значит, счастье отвернулось от тебя. (c) Т. Фуллер
8115, Последняя плоть
*неприлично ржанул* :gigi:

2015-11-20 в 22:28 

emercy
Иногда избегаю "пошли". Пошли в магазин - не ясно, то ли пойдем в магазин, то ли послать кого-то в магазин.

2015-11-20 в 22:41 

"Не избегай драки. Раны заживут быстрее, чем самооценка."
Black_Wahrheit, "Без интереса" - это такая формула, отрезающая любые возможности "предьяв" по итогам игры в карты. Обозначающая, что игра планируется в буквальном смысле ни на что - ни на деньги, ни на условия, т.е. ни на какой интерес. Если фраза произнесена перед игрой - предьявлять будет нельзя.

2015-11-20 в 22:45 

"Не избегай драки. Раны заживут быстрее, чем самооценка."
Из суеверий))) Начальство приучило, что, перед разговором на секретные темы, нужно вслух поздороваться с "товарищем майором"))

2015-11-20 в 22:54 

Kathrin256
Call back the cap com, Tick off the time bomb, Let felicity fly. Armor the air lock, Blanket the bed rock, And kiss the planet goodbye.
айда в магазин!

2015-11-20 в 22:56 

Kathrin256
Call back the cap com, Tick off the time bomb, Let felicity fly. Armor the air lock, Blanket the bed rock, And kiss the planet goodbye.
или: айдате :rotate:

2015-11-20 в 23:12 

NikaDimm
If you read this line remember not the hand that writ it

Из суеверий))) Начальство приучило, что, перед разговором на секретные темы, нужно вслух поздороваться с "товарищем майором"))


Это суеверие? Я думала, это анекдот ))

2015-11-20 в 23:45 

"Не избегай драки. Раны заживут быстрее, чем самооценка."
2015-11-21 в 01:37 

Cicuta
лучшая маска - это правда... © Камша
Еще говорят "крайний день" или "крайний раз"... Вообще ппц БЕСИТ!
+1
А когда в редких очередях пытаются ляпнуть "кто крайний?", даже смешно)

То есть слово "последний" как бы подразумевает, что этот раз будет и впрямь последним, и говорить так — накликать беду. Отсюда замена на слово "крайний".
У нас тренер тоже протестует против последнего, так что вынужденно заменяем на "контрольный" :alles:

2015-11-21 в 02:38 

Mister Green
Люди способны на многое, если довести их до ручки.
Про парашютистов и военных подтверждаю.
При первом инструктаже нас даже предупреждали, что нельзя говорить "последний", когда зашел на территорию. Это действительно похоже на суеверие. Я сначала посмеивался, а вот так к пятому-шестому прыжку, когда вместо 1 километра до земли было уже 4 (а разница сверху ооооочень ощутимая), сигнала ждал и вниз смотрел, начал понимать, почему не хочется говорить "последний". Потому что, блин, высоко! И как-то мозг автоматически приравнял слово "последний" к клеточному монослою, который от меня останется, если вдруг парашют заклинит х))))

И в лаборатории у нас тоже не говорят "последний" про эксперименты, когда работают с чем-то опасным. Либо финалкой зовут, либо завершающим. Либо "последний на сегодня".

Но эти привычки мне почему-то совершенно не мешают быть в очереди последним, а не крайним. И в последний день за интернет платить, и т.д., и т.п. То есть рефлекс автозамены слов в мозге случается только тогда, когда степень риска превышает бытовой уровень.

айда в магазин!
Кстати, на моей исторической родине слово "айда" означает "иди со мной") У меня бабушка так всегда говорила)))

Насчет "садитесь" никогда не заморачивался. Хотя есть у меня друг, который хочет именно присаживаться. Теперь он в моем присутствии исключительно "переводит тело в сидячее положение на подходящей ему горизонтальной поверхности" или же "производит соприкосновение ягодиц" с диваном/стулом/креслом.

Насчет "удобно/комфортно" согласен с предыдущим комментатором, который говорил про разные значения слов. Удобство и комфорт - вещи разные. Мне может быть удобно и в спальнике на земле, но в своей кровати именно комфортно.

2015-11-21 в 04:35 

Бесполезное имя
Сквозь текст иногда проглядывало мурло агрессивного феминизма
Смертельно бесит, когда вместо "месячные" говорят "дела". "У меня дела начались". Как будто месячные - это что-то кошмарное.

2015-11-21 в 06:45 

Mister Green
Люди способны на многое, если довести их до ручки.
Бесполезное имя, вы сделали мою бессонную ночь х) У нас в лабе "месячными" называется пособие на реактивы, и мы как-то привыкли воспринимать это как бумажку на энную сумму. И теперь фраза "парни, заберите ваши месячные" из уст нашего снабженца снова приобретает двойной смысл х))))

2015-11-21 в 10:26 

Несобачья Перекрысь
Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет?©
Бесполезное имя, ооо, для обозначения менструаций есть же куча замечательных эвфемизмов! В школьные годы было "вывесить красные флаги", а в институте вообще шик — "красные комиссары пришли" или "я уехала на Красное море".

2015-11-21 в 11:04 

Bi-lance
Не будите во мне зверя, а то он проснется и убежит
Постоянно забываю как "правильно". И да, это суеверия, но если попадаешь в среду - приходится приспосабливаться.

И да, для летчиков или парашютистов "крайний" это объяснимо

Мой большой начальник - свекроь - приучила меня спрашивать не "куда пошла\идем и тд", а "как далеко"
И с ножами - только на стол. А раньше, дома - родители учили предавать из рук в руки, но рукояткой вперед.

2015-11-21 в 11:14 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
А у нас говорят: "где ты пошла?", потому что спрашивать"куда" почему-то нельзя.

2015-11-21 в 12:30 

cuppa_tea
Крабовладелец
HouseManka, у нас "куда" заменяют на "далеко", а на вопрос "куда идешь?" отвечают "на кудыкину гору" ))

2015-11-21 в 17:17 

На-самом-деле-Гость
В четверг - лиловый носок. С шариком внутри. ©
Не понимаю, зачем "садитесь" надо заменять на "присаживайтесь". Присаживайтесь - это не предложение сесть на стул, а предложение повыполнять упражнения на приседания, и никак иначе %)

2015-11-21 в 19:32 

Кинрен А. Саитта
Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек! О. Уайлд
На-самом-деле-Гость, нет, извиняюсь, но то, о чём Вы говорите скорее уж должно звучать как "Приседайте".
По сабжу: присоединяюсь к тем, кого раздражают "приблатнизмы" и сексуальные подтексты в речи на всех местах, где они малоуместны. Для меня всё-таки "мусор" - содержимое помойного ведра, "петух" - драчливый самец курицы, "опущенный" - перемещённый вниз, а "трахать" хочется доской по голове тех, кто глупо хихикает над самыми обычными, всем понятными словами.
Всем предыдущим комментаторам большое спасибо. давно уже не читал комментарии поб Бестом с таким интересом и узнал много любопытного для себя.

2015-11-21 в 21:08 

мормат
Бесполезное имя, ну месячные лично для меня это как посрать/покакать и поссать/пописать. Нет ничего в этом страшного нет, но если это не близкие подруги и моя семья (муж и дети), то я эти слова не употребляю и от чужих слышать неприятно. Но даже с ними стараюсь не злоупотреблять. Это слишком интимный процесс, чтобы говорить о нем так физиологично. Поэтому я использую различные эфемизмы чтобы угодить своей фиалочной душе :)) Точто так же я не люблю слово туалет, обычно меняю на дамскую комнату.
Никого не стправляю, но своих тараканов регулярно кормлю.

2015-11-21 в 21:39 

ибо фетиш и ниипёт. (с)
Ахахах! С "крайним" столкнулась на работе, когда угораздило сказать пациенту, что у него последий укол... Больные люди к этому ещё чувствительнее.

2015-11-21 в 21:46 

объясните про "куда", кто знает, почему оно под запретом?

2015-11-21 в 22:01 

cuppa_tea
Крабовладелец
Милена 7, да суеверие какое-то.

2015-11-21 в 23:31 

Predacon Wyvern
Если у тебя нет врагов - значит, счастье отвернулось от тебя. (c) Т. Фуллер
Милена 7, да всё просто - это суеверие: если сказать, куда идёшь, то черти там всё дело испортят или по дороге подстерегут и напакостят. Поэтому им "глаза отводят" - перенаправляют в несуществующее место - на Кудыкину гору. Это объяснение из сборника русских быличек.

2015-11-22 в 00:25 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Про кудыкину гору нагулилось, что это место, где жили кудесники (колдуны).

2015-11-30 в 21:25 

Клевер
добросердечная как ржавый вагон
Читала в книге про охотников, что самое ужасное, что можно спросить у охотника - это "куда?", за такой вопрос бьют. Понятно, что сейчас уже и охотники не бьют, но суеверие, видно, давнее, а всё, что связано с удачей (рыбалка, охота, парашюты итп), прорастает махровым язычеством всегда.

2015-12-03 в 20:21 

Непорочная дева
Всё идёт по плану.
"спит" - умер
Я лично прямо так вживую не слышала. Но вот знаете , что бесит - когда про животных говорят "усыпить". Такое мерзенькое малодушие , причём , уже возведённое в правило. Да , ты идёшь к ветеринару именно УБИТЬ свою кошку/собаку , каким бы невинным словом это не называлось.
А задумалась я над этим в связи с рождением ребёнка. Его приходится так часто убаюкивать , что , чтобы не натереть мозоль на языке , хочется употребить этот простой и очевидный синоним , а ему уже вон какую окраску придали :mad:

2015-12-03 в 20:56 

Несобачья Перекрысь
Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет?©
Непорочная дева, когда про животных говорят "усыпить". Такое мерзенькое малодушие , причём , уже возведённое в правило. Да , ты идёшь к ветеринару именно УБИТЬ свою кошку/собаку , каким бы невинным словом это не называлось. Это называется эвтаназией. Слово "усыпление" просто используется в разговорной речи как упрощённая замена медицинского термина. А "эвтаназия", кстати, переводится "хорошая смерть", так как смерть в данном случае является избавлением от страданий.
И я, УБИВШАЯ немало животных за время своей медицинской практики и принимавшая решение об УБИЙСТВЕ собственных питомцев, абсолютно уверена, что лучше уж УБИТЬ, чем день за днём смотреть, как живое существо медленно и мучительно умирает. Вам, пожалуй, лучше и не видеть, на что способны раковые опухоли, сахарный диабет или паралич.

2015-12-03 в 21:05 

Baiba
Я бы и людям разрешила усыпляться и себя тоже самое, если мне когда проще станет умереть, чем жить. Но вы правы, красивенько все люди обставили, хотя часто этим оправдывая свое нежелание ухаживать за постаревшими животными, которых еще вчера считали своей семьей, а вовсе не скотиной.

2015-12-03 в 22:03 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Непорочная дева, мадама, вы скольких животных в агонии стонущих от боли видели в своей жизни?

2015-12-03 в 22:41 

Baiba
Виктория Инферно, не дева, но она-то чем заслужила ваши нападки, еще и в такой форме?

2015-12-04 в 00:39 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Baiba, а что в моём предложении нападка? Слово "мадама"?

2015-12-04 в 07:42 

Непорочная дева
Всё идёт по плану.
Baiba Спасибо. Вы меня поняли правильно.
Виктория Инферно, немногих , но видела. Пару лет назад умерла любимая кошка. В тот самый день , когда мы уже решили везти её на эвтаназию. В любом случае , решение было выстраданно и принято. Более того , считаю , что и человек должен иметь прво на смерть , если совсем невыносимо и впереди не предвидется улучшения. Однако понимаю и тех , кто не хочет разрешать это законодательно. Сложный это вопрос , и я не готова об этом спорить , тем более тут.
А злит меня именно слово усыпить.
И да , в слове мадама чувствуется агрессия.

2015-12-04 в 07:50 

Непорочная дева
Всё идёт по плану.
И ещё. Когда я хотела убедиться на всякий случай , что слово усыпить присутствует в словарях в этом значении и начала набирать в яндексе "усыпить значение" , увидела вот это:
Усыпить
Видимо , популярный запрос.

2015-12-04 в 08:19 

Непорочная дева
Всё идёт по плану.
Хочу ещё написать про "спать". В это слово ведь тоже вкладывают сексуальный подтекст. У меня не раз и с разными людьми случался подобный диалог:
Я: Я пошла спать.
Они: С кем???
Я: О_о
Они: Спят - это с кем - то. Надо говорить "пошла отдыхать".
Ужас! Ведь у слова отдыхать совсем другое значение.
Такое ощущение , что секс вполз уже почти во все понятия. Вот , например , слово "жить". Поправьте меня , если я не права , но ведь были времена , когда и слово "сожительствовать" не означало интимной связи , а имелось ввиду проживание под одной крышей. Дальше больше. Из выражения "живёт с ним, как жена" куда - то выпало "как жена". И теперь "жить с кем - то" тоже означает интимную близость. Теперь и фраза "Он живёт с другом" вызывает гейские ассоциации , хотя на самом деле парни просто на двоих снимают квартиру.
И куча других слов также. "Озабоченный", например.
Надеюсь , что со временем это пройдёт.

2015-12-04 в 10:24 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Непорочная дева, агрессия от того, что мои раны свежи. И зачем после усыпить вводить "з"? На просто усыпить вываливаются нормальные ссылки.

2015-12-04 в 10:31 

cuppa_tea
Крабовладелец
Непорочная дева, *смотрит на подпись под аватаркой* Это вечный процесс. Неудобное слово заменяется приличным, приличное быстро опошляется, и дальше по-новой.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная