Искатель @сокровищ
Пишет takatalvi:
Попалась мне тут на глаза одна статейка (ибо livelib), содержащая в себе опасения Тима Паркса, книг которого я, кстати говоря, не читала. Ну да неважно, не в том суть. Короче говоря, сей писатель предрекает смерть серьезного романа из-за нашей великой и могучей интернет-эпохи.
Погружение в произведение — слишком большая роскошь, которую могут себе позволить немногие. Поэтому романы придется структурировать по-новому, адаптировать их к нынешней ситуации. Писатель предрекает: романы с имманентной концептуальной деликатностью и синтаксической сложностью придется делить на более короткие секции, предлагая более частые паузы, чтобы читатель мог взять тайм-аут.
В целом, как отмечает Independent, комментарии Паркса отражают растущую тревогу в литературных кругах, что интернет разрушает статус серьезного романа.
«Литературный роман как произведение искусства принципиально важное для нашей культуры действительно умирает на наших глазах», — сказал Тим Паркс за месяц до публикации, читая лекцию в Оксфорде. Ускоряет кончину традиционного романа и то обстоятельство, что многие люди читают сегодня книги с помощью электронных устройств. А это значит, в любой момент могут отключиться и перейти на просмотр новостей или почтовых сообщений ©
Ну вот как тут не высказаться?
читать дальше
URL записиПогружение в произведение — слишком большая роскошь, которую могут себе позволить немногие. Поэтому романы придется структурировать по-новому, адаптировать их к нынешней ситуации. Писатель предрекает: романы с имманентной концептуальной деликатностью и синтаксической сложностью придется делить на более короткие секции, предлагая более частые паузы, чтобы читатель мог взять тайм-аут.
В целом, как отмечает Independent, комментарии Паркса отражают растущую тревогу в литературных кругах, что интернет разрушает статус серьезного романа.
«Литературный роман как произведение искусства принципиально важное для нашей культуры действительно умирает на наших глазах», — сказал Тим Паркс за месяц до публикации, читая лекцию в Оксфорде. Ускоряет кончину традиционного романа и то обстоятельство, что многие люди читают сегодня книги с помощью электронных устройств. А это значит, в любой момент могут отключиться и перейти на просмотр новостей или почтовых сообщений ©
Ну вот как тут не высказаться?
читать дальше
Cвое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 183 | (100%) | |
Всего: | 183 |
+1 к автору поста в целом.
Грустно всё это.
Как тут не забеспокоится о будущем книг.
есть еще и беспокойство издателей по поводу того, что изданные книги плохо продаются из-за распространения электронных версий.
Пусть распространяют электронные по божеским ценам (себестоимость электронной копии все равно стремится к нулю, но человек готов платить за приличную верстку, иллюстрации, пакет разных форматов для любой читалки и т.п.), а по бумажным переходят на POD, заодно столько деревьев спасут...
угу. всегда покупаю электронную книгу, если есть возможность.
А от книги, не могут перейти?
это практически то же самое, как если бы какой-нибудь знаток начала 20-ого века сказал бы: "тот факт, что есть люди, умеющие ездить верхом, означает, что лошади всегда будут одним из важнейших видов транспорта"
да, люди, уверенно сидящие в седле есть и по сей день, но лошадь перестала быть видом транспорта. теперь в современном западном обществе можно говорить о конном спорте, о рекреативной функции, о лошади как друге человека.. о лошади, как символе престижа, в конце концов. но уж точно не как виде транспорта. если уж на то пошло, то машины перевозят с места на место лошадей, а не наоборот.
так вот. что я хотела сказать (и что, возможно, хотел сказать Паркс) - это то, что наше отношение к серьезному "классическому" роману изменилось. мы больше не читаем его так, как читали люди раньше, заглатывая огромные куски текста. да, мы до сих пор читаем романы, но, возможно, мы видим в этом занятии нечто новое, особое, не каждодневное. мы противопоставляем "высококультурный" роман другим, более "легкомысленным" и быстрым видам развлечения. мы считаем, что посмотреть сериальчик - это так, развлечься, а вот прочитать "Анну Каренину" - это труд, это работа мысли...
в то же самое время для современников "Анны Карениной" этот роман был своего рода развлечением. не таким легкомысленным, как цирк или шарады, но и не таким тяжеловесным как чтение Гомера в оригинале (а современники "Анны Карениной" нередко могли читать по-гречески).
я думаю, что не стоит понимать слово "смерть" буквально. книги не умрут. но то, что у толстых классических романов появились соперники в лице фильмов, сериалов, новостей, блогов - это факт. то, что у человека нет времени охватить всё - тоже факт. то, что многие люди выбирают много "быстрых текстов" вместо одного длинного, и что они читают длинные тексты кусками - это хоть и не доказанный факт, но очень похоже на правду.
У толстых классических романов появились соперники в виде романов-сериалов по пять, семь, двенадцать, тридцать книг. Суммарный объем серий того же Мартина или Роулинг существенно превосходит "Войну и мир" или "Анну Каренину". Популярность Толстого ниже не из-за его объема, а из-за того, что тематика его произведений не резонирует с душой читателя настолько, чтобы простить толстовский стиль письма.
давайте все-таки придерживаться темы. мы говорим о смерти романа в западной культуре. поэтому аргумент про некое "кое-где", которое не является частью западной культуры, отпадает
У толстых классических романов появились соперники в виде романов-сериалов по пять, семь, двенадцать, тридцать книг.
так и есть. и мне кажется, Паркс хочет сказать, что романы эти читаются иначе, чем классические.
можно, например, отметить, что для таких романов свойствены cliffhanger'ы: действие обрывается на самом интересном месте, а следующая глава начинается с совершенно другого действия, и только в третьей главе нам наконец рассказывают, чем окончилось то самое "интересное место". этот прием заставляет читателя проглотить больше текста за один "присест", так как он хочет узнать, "как же все разрешилось в том сражении??". у Толстого и других классиков не было особой нужды пользоваться этим приемом, т.к. их читатель, образованный человек с достатком, располагал огромным количеством свободного времени, его не надо было уговаривать: "ну, давай, еще главу!!" он сам был готов развлечься за романом. ведь чем ему еще было заняться?
а сейчас литература вынуждена бороться за внимание читателя, поэтому романы строятся по-другому. серийность, конечно, была и раньше, но теперь принимает более крупные масштабы, я с вами полностью согласна.
возможно, это происходит потому что воспроизводить разные истории с одинаковыми персонажами легче, это окупается. можно ведь и растянуть повествование, размазать один роман на десять томов, что тоже "легче" для автора, чем придумать десять разных повествований. да, некоторые читатели будут злиться и ругаться, но далеко не все.
у Толстого и других классиков не было особой нужды пользоваться этим приемом, т.к. их читатель, образованный человек с достатком, располагал огромным количеством свободного времени, его не надо было уговаривать: "ну, давай, еще главу!!" он сам был готов развлечься за романом. ведь чем ему еще было заняться?
Можно вспомнить господина Дюма, который свои романы поглавно выпускал и таки пользовался клиффхангерами...
Серийность - не изобретение нашего времени, но сейчас она преобладает. Не только по причине того, что про одного и того же героя писать "легче", но и потому, что публика долгое время хочет читать новое про него, а не то же самое про кого-то нового.
к западной. но прогулочные кареты и конная полиция - это не есть виды транспорта. прогулочные кареты - рекреация и туризм, конная полиция - отчасти тоже туризм и традиции/национальный менталитет, а отчасти передвижная площадка для патрулирования с одного места.
я исхожу из определения "транспорт - это средство передвижения из пункта А в пункт Б"
Можно вспомнить господина Дюма, который свои романы поглавно выпускал и таки пользовался клиффхангерами...
да, я как раз хотела написать и про Дюма тоже, но подумала, что будет слишком долго. с Дюма особенно интересно, потому что его современники читали его романы так, как мы сейчас смотрим "Игру Престолов" или даже "Мою прекрасную няню": да, увлекательно, местами забавно, но это "не высокое искусство".
сейчас же Дюма - это классика, которую всем непременно надо прочитать. но опять же, даже несмотря на все его клиффхенгеры, молодежь предпочтет Гарри Поттера. а если уж будет читать Дюма, то с таким чувством, что "вот я сейчас приобщаюсь к великой классике! не мешайте мне, я не развлекаюсь, я работаю"
но и потому, что публика долгое время хочет читать новое про него, а не то же самое про кого-то нового.
может быть, не знаю. было бы интересно узнать, что думают другие. я вот как-то никогда не склонялась к серийному производству. мне нравится все время встречаться с новым главным героем
да, я как раз хотела написать и про Дюма тоже, но подумала, что будет слишком долго. с Дюма особенно интересно, потому что его современники читали его романы так, как мы сейчас смотрим "Игру Престолов" или даже "Мою прекрасную няню": да, увлекательно, местами забавно, но это "не высокое искусство".
Мне кажется, что взгляд на некоторые произведения как на высокое искусство закладывается в детстве. Школьная программа, личное отношение авторов детской и молодежной литературы ХХ века, попадавшее в их книги, и все такое. Для кого-то Дюма - великая классика, для кого-то он стоит на одной полочке со Скоттом и Ридом, и на полочке той табличка "детское приключенческое чтиво". Все зависит от того, как формировался взгляд человека и когда он добрался до этих книг.
может быть, не знаю. было бы интересно узнать, что думают другие. я вот как-то никогда не склонялась к серийному производству. мне нравится все время встречаться с новым главным героем
Конечно, у всех свои предпочтения. Но, судя по рынку литературы, наибольшим спросом пользуются серии книг об одних и тех же героях или одиночные книги об одной и той же эпохе/похожих сеттингах.
Краткое резюме сказанному: все люди - разные!
Популярность Толстого ниже не из-за его объема, а из-за того, что тематика его произведений не резонирует с душой читателя настолько, чтобы простить толстовский стиль письма.
Абсолютно согласна. Есть книги - большие книги - которые читаются в один присест ("Дом, в котором...", хотя меня сейчас за него закидают тапками, но мне лень открывать свой список прочитанного). А вот Анну Каренину я читала полгода. И так и не закончила.
Лайверин, потому что на просторах интернета он уже стал чем-то вроде притчей во языцах. Все разделились на тех, кому понравилось ОЧЕНЬ, и тех, кому не понравилось ВООБЩЕ. Я даже где-то видела мнение, что все положительные отзывы в отношении этой книги - хорошо продуманный пиар. Поэтому мне всегда немного страшно нарваться на тех, кому не понравилось вообще.
Интересно, где мои деньги за хвалебную рецензию на дневнике? Зажали, сволочи.