Искатель @сокровищ
Пишет goldy-trf:
Ещё про лень
Видимо, нужно написать об этом снова.
Никакой лени нет, друзья.
Вас обманули.
Давайте посмотрим, как это бывает. С понятиями "лентяй", "лень", "ленишься" мы встречаемся в детстве. Кто нас с ними знакомит? Мы сами? Нет. Мы сами в ходе опыта получаем информацию о боли и радости, вкусе и температуре, о расположении предметов в пространстве. У нас есть некие рецепторы, которые дают нам информацию о мире. Стол твердый. Снег холодный. Сахар сладкий. Перец жжется. Огонь тоже жжется. Одному скучно. В темноте страшно - и так далее. Это информация, которая возникает внутри нас, от того, как мы контактируем с тем, что снаружи. Или опять же внутри - от обиды слезы, например. Обида внутри и слезы внутри. Это - наша психическая реальность.
Но есть группа понятий, которая закладывается извне.
Пользуясь хакерским взломом, в нас закладывают чужеродные организму вещи.
Чтобы ребенку стало стыдно, его нужно этому учить.
Стыд - это острое чувство "я плохой". Дети рождаются психологически здоровыми; часто нужно много усилий, чтобы научить ребенка стыдиться. Но к 6 годам этому чувству удается научить практически всех детей.
Лень и общение с ней невозможна без стыда. Если вас не научили стыдиться - вы никогда не познакомитесь с ленью. Потому что лень - это не просто "я не делаю". Это "я не делаю и мне за это стыдно". Быть ленивым - это частный случай возможности быть плохим.
Детям никогда не бывает лень смотреть мультики, играть с друзьями, или за компом, или бегать во дворе. Устать это делать они могут, и может стать неинтересно. Но не лень. Когда мы узнаем про лень? Когда появляется "надо". Надо убирать игрушки, а ты не хочешь. Ты ленишься. Надо учить уроки, а ты не учишь. Ты ленишься. Надо мыть посуду, а ты не моешь. Ты ленишься.
Здесь видна основополагающая вещь: никогда не бывает лень делать то, что "хочу". И чаще всего лень то, что "надо".
Давайте посмотрим, кому надо.
Ребенку надо собирать игрушки? Ребенку надо вставать утром в садик? Ребенку надо мыть посуду? Ребенку надо учить уроки?
С уроками интереснее всего. Воспитываясь в системе постоянных принуждений (а именно такова наша система воспитания, как в учреждениях, так и в семьях, потому что наши родители на с Луны упали, а в ней же воспитывались), ребенок уже перестает понимать, что ему надо, а что нет. Он изо всех сил сопротивляется фразе "ты учишься для себя". Он её не слышит. Не воспринимает. Опровергает. Потому что если однажды он в это поверит - всё, его внутреннее понимание что ему надо, а что нет, будет сломано.
В конце концов, это просто нелогично! почему, если ребенок учится для себя. взрослый его наказывает за двойки?
Дети чувствуют здесь вранье. Они понимают: это какая-то взрослая игра. И учатся не для себя, а избегая наказаний и получая поощрения.
читать дальше
URL записиВидимо, нужно написать об этом снова.
Никакой лени нет, друзья.
Вас обманули.
Давайте посмотрим, как это бывает. С понятиями "лентяй", "лень", "ленишься" мы встречаемся в детстве. Кто нас с ними знакомит? Мы сами? Нет. Мы сами в ходе опыта получаем информацию о боли и радости, вкусе и температуре, о расположении предметов в пространстве. У нас есть некие рецепторы, которые дают нам информацию о мире. Стол твердый. Снег холодный. Сахар сладкий. Перец жжется. Огонь тоже жжется. Одному скучно. В темноте страшно - и так далее. Это информация, которая возникает внутри нас, от того, как мы контактируем с тем, что снаружи. Или опять же внутри - от обиды слезы, например. Обида внутри и слезы внутри. Это - наша психическая реальность.
Но есть группа понятий, которая закладывается извне.
Пользуясь хакерским взломом, в нас закладывают чужеродные организму вещи.
Чтобы ребенку стало стыдно, его нужно этому учить.
Стыд - это острое чувство "я плохой". Дети рождаются психологически здоровыми; часто нужно много усилий, чтобы научить ребенка стыдиться. Но к 6 годам этому чувству удается научить практически всех детей.
Лень и общение с ней невозможна без стыда. Если вас не научили стыдиться - вы никогда не познакомитесь с ленью. Потому что лень - это не просто "я не делаю". Это "я не делаю и мне за это стыдно". Быть ленивым - это частный случай возможности быть плохим.
Детям никогда не бывает лень смотреть мультики, играть с друзьями, или за компом, или бегать во дворе. Устать это делать они могут, и может стать неинтересно. Но не лень. Когда мы узнаем про лень? Когда появляется "надо". Надо убирать игрушки, а ты не хочешь. Ты ленишься. Надо учить уроки, а ты не учишь. Ты ленишься. Надо мыть посуду, а ты не моешь. Ты ленишься.
Здесь видна основополагающая вещь: никогда не бывает лень делать то, что "хочу". И чаще всего лень то, что "надо".
Давайте посмотрим, кому надо.
Ребенку надо собирать игрушки? Ребенку надо вставать утром в садик? Ребенку надо мыть посуду? Ребенку надо учить уроки?
С уроками интереснее всего. Воспитываясь в системе постоянных принуждений (а именно такова наша система воспитания, как в учреждениях, так и в семьях, потому что наши родители на с Луны упали, а в ней же воспитывались), ребенок уже перестает понимать, что ему надо, а что нет. Он изо всех сил сопротивляется фразе "ты учишься для себя". Он её не слышит. Не воспринимает. Опровергает. Потому что если однажды он в это поверит - всё, его внутреннее понимание что ему надо, а что нет, будет сломано.
В конце концов, это просто нелогично! почему, если ребенок учится для себя. взрослый его наказывает за двойки?
Дети чувствуют здесь вранье. Они понимают: это какая-то взрослая игра. И учатся не для себя, а избегая наказаний и получая поощрения.
читать дальше
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 494 | (100%) | |
Всего: | 494 |
Если пост написан о взрослых, то зачем приплетать сюда детей?
Естественно, ребенок не хочет учиться, потому что это сложно, а хочет он смотреть мультики. И он будет предпочитать мультики до пенсии. Зато у него будет внутреннее "хочу", но не будет противного навязанного "надо".
Только без "надо" никакие "хочу" не сбудутся никогда.
Прекрасно, конечно, если некий индивид понял, что образование ему не нужно, диплом тоже, и работа вся какая-то скучная, а нужно ему самореализовываться в области просмотра сериалов. Например. Мне просто интересно, кто его будет содержать?
Вообще, кто должен зарабатывать и кормить этих, которые не ленятся, а просто действуют, согласно своим "хочу" и "не хочу"?
Если это пост о неком сферическом коне в вакууме - тогда другое дело. У них, у коней, в вакууме совсем иные проблемы.
Как надо учить детей хотеть? Какой вариант надо выбрать в примере с "хочу играть в прятки"? С институтом все более-менее понятно: надо поставить цель, зачем идешь в этот институт (за тем, чтобы когда-то потом получать, может быть, хорошие бабки). Только вот не уверен, что все подростки способны так далеко заглянуть. Им родитель в этот момент должен объяснить, как им будет хорошо в будущем, если они сейчас (нужное дописать)?
Есть еще внутренняя мотивация, внешняя, самодисциплина тут тоже играет роль, самоконтроль там, да очень много чего. А самого понятия лени ни в одном тесте не встречала, по-моему, это да.
Только никто это не воспримет серьезно.
Ради хороших бабок выбрать выгодный институт и профессию, которая не нравится, допустим. Тут снова прогиб под внутреннего родителя и "надо", если пользоваться терминологией автора.
НЯКА КОНЯКА, Просто нельзя так однобоко все рассматривать, мол, буду хотеть - и лень чудом исчезнет.
Так ведь не будут хотеть. Зачем ребенку хотеть научиться читать, если играть он может и без этого навыка? Или учить физику - зачем она ему нужна?
Собственно, ребенка учат простому - хочет что-то, значит, надо учиться, убираться, и вообще выполнять кучу правил, которые относятся к разряду "надо".
Потому что на одном "хочу" вырастет изумительный трутень.
И связка "лень" - "плохо" правильная, потому что лень - действительно плохо, человек вообще склонен выбирать то, что проще, а то, что требует усилий, откладывать на потом. И странно выглядят подобные открытия кухонных психологов - мол, вся проблема в том, что нас не научили хотеть. Да все это прекрасно умеют. Труднее добиться того, чего хочешь, или, простите, хотеть того, чего ты способен добиться.
Ага. И люди, умеющие "надо" благополучно кормят тех, которые здорово умеют "хочу". )))
Только лишившись того, кто кормит, хотелки прекрасно обучаются делать то, что надо или находят другого "неправильно воспитанного" кормителя.
Потому как далеко не всем хотелкам есть, что реализовывать в мюзиклах, кино и прочих сферах, которые им интересны, а в неинтересных они же не могут, им свобода духа не позволяет. ))
Еще допишу к автору: Допустим, есть прогрессивные родители, которые хотят мотивировать ребенка, чтобы он шел по жизни сам в обнимку с "хочу" и при этом не остался голодранцем или нахлебником. Как надо это делать - поситуационно, хоть бы пару примеров, притти плиз? Ничего нет. И это... разочаровывает.
Так или иначе приходится сталкиваться с тем, что надо.
Мне понравился пример Belial Matanbuchus,
Ради хороших бабок выбрать выгодный институт и профессию, которая не нравится, допустим.
Думаю, лучше так формулировать. Не "надо или хочу", а "чего хочу больше". Если совсем упрощать: смотрю сериал и хочу чаек. И тут либо обойтись (ибо не хочу что-то делать), либо "надо" пойти на кухню и налить-таки чай. И когда человек решает, что для него важнее и на что он готов пойти, тогда и прекращаются "внутренние игры с самим собой". Как в вышеупомянутом примере, решить, что нужней - много денег или любовь к работе.
Я не хочу сказать, что понятие "надо" - это совсем уж плохо, но факты таковы: заинтересованный ребенок учится легче и свободнее, нежели ребенок, усаженный насильно.
Я дополню вопрос. В этом случае любое действие родителей, любая попытка родителей направить ребенка по определенному пути - это уже "надо" и навязывание ему собственных сценариев. В принципе, любое воспитание - это навязывание, приучение ребенка к восприятию многочисленных правил и рамок, которые прямо противоположны "хочу".
P.S. Нет, все-таки это пост такой дамский-дамский. Почему-то напомнил Робски, по глубине. )))
Кстати, меня не наказывали за двойки ( и вообще за учёбу), так что училась я действительно для себя.
Дальше можно не читать, простите.
Психически здоровыми. Психически, а не психологически. Психология - наука о психике. Странно, что человек, позиционирующий себя психологом и оказывающий некие услуги в этом направлении, делает такие элементарные ошибки.
Всерьёз обсуждать этот неграмотный текст - лень)))
Локи 7281, Может, потому что родитель не хочет потратить полчаса и покидать с ребенком мячик, объясняя ему законы физики?
Родитель не хочет, но родителю НАДО потратить время на игру в мячик и объяснения законов физики? Для родителей не работает примат ХОЧУ над НАДО? ))
Кстати, мотивация ребенка - это очень важно. Но не каждый родитель так хорошо знает ту же физику, чтобы ею заинтересовать ребенка. Да и мотивация работает только в компании с дисциплиной, потому что ребенок всегда больше хочет играть, гулять, сидеть в интернетиках и т.д. Людям, и детям и взрослым свойственно больше хотеть заниматься простым и приятным, нежели сложным и далеко не всегда приятным и увлекательным.
Противопоставлять ХОЧУ и НАДО - это какой-то детский лепет, право слово, они всегда вместе работают, всегда есть какое-то "хочу" которое стоит за "надо", и любое "надо" ведет к какому-то "хочу".
В статье автора описано то небольшое подмножество, которое прокрастинацией не является. То есть, грубо говоря, не "я хочу, но мне лень", а "я не хочу, но думаю что должен хотеть и мне поэтому стыдно". Решение вот этой второй проблемы указано и вполне адекватное, но реальной проблемой современного человека является первое.
Может быть лень чистить зубы - нужно потратить силы и время на малоприятную процедуру, что за глупости! - но разум говорит, что в длительной перспективе такое пренебрежение чревато лечением тех же зубов, дорого и более неприятно.
Может быть лень идти к первой паре - спать охота, ничего нового не скажут, сидеть и зевать, слушая старого дурака, что за глупости! - но все тот же разум напоминает о последствиях от 'будут ругать' до 'вылетишь из института'.
У взрослого, сформировавшегося человека с нормально осознаваемыми взаимосвязями в голове, лень и перспективы будут более-менее уравновешены - где-то можно полениться, где-то надо напрячься, зависит от личных желаний, потребностей и окружения. Но для этого надо с детства учиться понимать, что не "надо убрать игрушки", а "если игрушки не на месте, о них можно споткнуться, их можно потерять или испортить, неудобно ходить по комнате" и т.д., что не "надо делать уроки", а "Тебе будет полезно для (вставить перспективу) освоить эту тему, если ты получишь "отлично", сможешь поехать от школы в летний лагерь и т.д.". У ребенка еще нет понимания дальних перспектив, так как нет жизненного опыта, и его способность понимать смысл 'надо' и в самом деле невелика, но оно все же существует, это не воспитательный провал)
Если же этот пост о том, что родители не уделяют детям времени от "в необходимом количестве" до "вообще" (см.пример про мытье головы и "нельзя ли так, чтобы она сама и сразу") и не стараются их заинтересовать, долбя сухое "надо", то стоило именно такой посыл сделать очевидным. А то мы в который раз "трактуем закон".