Искатель @сокровищ
Пишет Tongor:
Сказочные птицы в мифологии и истории
По заявке Spellingmistake![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
РазвернутьПочему сказочные? Да потому что простые, реально существующие птицы тоже немало засветились в самых разных мифологических сводах всех культур мира. А сказочные они на то и сказочные, чтобы даже в мифах олицетворять что-то совсем уж запредельное, сверхъестественное.
Начну с Гамаюна. Эта птица появилась в славянской мифологической традиции из древнеиранской культуры, где была известна как Хумаюн. Есть мнение, что имя в обоих случаях является производным от глагола, обозначавшего укачивание, баюкание. Но прийдя в сказы наших предков, Гамаюн также обрела роль посланницы Велеса, его глашатая, поющего людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает - о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Изображали эту птицу с женской головой и грудью. Попала она и в геральдику, являясь символом счастья, благополучия и величия.
Другая птица, широко известная в русской сказочной и мифологической традиции - Алконост. Трудно сказать, как она забрела в наши края, но известна она стала сравнительно поздно, не раньше XIV-XV веков. Впервые Алконост появилась в русских и византийских средневековых письменных источниках-апокрифах. Несмотря на уже давно прошедшую христианизацию письменной культуры, эта птица предстаёт как посланница Хорса, приносящая счастье; а также вестник светлой грусти и печали. На русских лубочных картинках Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными крыльями, человеческими руками и телом. Скорее всего, образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам. Название и образ её, впервые появившиеся в преводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании, где речь идёт о зимородке-алкионе (греч. ἀλκυών
слова славянского текста "алкионъ есть птица морска" превратилось в "алконостъ". Это всего лишь версия, но в отличие от Гамаюна и некоторых других крылатых сущностей, Алконост не имеет никаких "исторических корней" ни в славянской, ни в смежных мифологических традициях.
По сказанию XVII века Алконост пребывает близ рая и когда поет, то сама себя не ощущает, как глухарь
. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший её забывает обо всём на свете. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: "Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от неё отходит, и душа из тела выходит". Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин. Вот такое акустическое оружие.
С Птицей Сирин всё ясно, она является перенесённым на отечественную почву мифом о сладкоголосых сиренах, очаровывающих и запутывающих путешественников. Однако, как это часто бывает при переходе в другое культурное поле, Сирин обрела черты, ранее ей несвойственные. Она стала довольно мрачной сущностью, посланницей "Тёмной стороны". Даже счастливый человек, услышав её пение, ощущал необъяснимую тоску и печаль:
"Сиринъ, есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; нъцыи ж джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко б кому послушающу глас ея, забывати все житие ее и отходити в пустыня по ней в горах заблуждышу умирати(…)". Древнерусский Азбуковник (ГПБ, О. XVI 1)
Обратите внимание, как в давно, по идее, крещёной стране, были крепки исконные мифологические образы. Они трансформировались, меняли характеры и функции, но оставались неотъемлемой частью культуры. Ещё замечу, что образу птицедевы соответствуют также и зловредные гарпии.
Кроме вышеназванных трёх, в той или иной степени известны и другие сказочные летуны. В какой-то мере первым в их списке можно поставить Симаргла. Несмотря на то, что в классическом срезе славянской мифологии он предстаёт как самостоятельная божественная сущность, чаще всего воплощающаяся в виде крылатого пса, "работой" которого была охрана посевов и вообще покровительствование сельскому хозяйству на высшем уровне - Симаргл входил в пантеон князя Владимира - есть основания вывести его происхождение от иранского крылатого же пса Сэнмурва, охранявшего Мировое Древо. Такого мнения придерживался Рыбаков, а до него - Тревер. Эта концепция спорна, но учитывая достаточно тесную связь древнеиранской культуры со славянской, посредством тех же сарматов и аланов, имеет право на существование.
Феникс - вот на нём стоит остановиться поподробнее. Так же, как и Гамаюн, Феникс имеет глубокие корни, но не в нескольких соседних, а во многих весьма разнесённых во времени и пространстве культурах. Ещё Геродот упоминает о нём, как о символе длительных временных циклов и возрождения у египтян. Это закономерно, так как в Древнем Египте тема возрождения и вечности была ключевой. Работая в Гелиополисе, Геродот записал:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
А на другом конце Евразии, в Древнем Китае ещё с XV века до н.э. в гадательных надписях упоминается чудесная взрождающаяся птица фэнхуан. Китайский словарь I века "Толкование знаков" так описывал её: "Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв". Вобщем, та ещё химера, но ключевой смысл образа тот же самый. В более позднем, средневековом "Каталоге морей и гор" говорится: "В пятистах ли (250 км) к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее вершине много золота и нефрита. Там водится птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях - иероглиф "и" - "справедливость", на спине - иероглиф "ли" - "благовоспитанность", на груди - "жэнь" - "совершенство", на животе - "синь" - "честность". Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир". Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы. Идущая от мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются" означает, что счастье все приходит и не приходит.
В конце XVII века немецкий ученый Ф. Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней, что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок. В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садится в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий. Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом : 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха". На вопрос Варуха, "что это за птица", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила. А в русском апокрифе "Голубиная книга" Феникса называют матерью всех птиц. Очевидно также, что от него ведёт свой сказочный род и Жар-Птица.
Другая птица, достойная занесения в перечень - Гаруда. Перевод её имени "Пожиратель" или, в иной трактовке, "Проглот" в смысле любитель пожрать. В индуистской мифологии Гаруда является царём птиц, он сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся. В основе мифа о похищении Гарудой божественного напитка бессмертия, лежит мотив его борьбы с Вишну, который предложил исполнить любое желание похитителя. Гаруда захотел быть выше Вишну. И тот поместил изображение царя птиц на своем знамени и попросил стать его ездовым животным. Гаруду изображали крылатым существом с человеческим туловищем и орлиной головой, с когтями и клювом.
В румынской народной традиции фигурирует вещая птица Майстра, которая своими криками в ночи возвещает судьбу услышавшему её. А больше о ней, в принципе, не известно
. В Японии, в префектуре Ехимэ, бытует предание о ночной птице Басан, другое название которой Хоу-Оу. Согласно этому преданию, Хоу-Оу похожа на простую домашнюю птицу (а какую? - я), только громадных размеров. Днем она прячется в бамбуковых рощах, но ночью выходит и бродит по деревне, издавая странный шорох. Этот звук заставлял людей выглядывать из их домов, но люди ничего не находили снаружи. Басан, по слухам, мог дышать пламенем, создавая вокруг себя жуткий призрачный ореол. Однако не было случаев когда он вредил людям.
И совсем непонятным существом является птица Рух, или, в ином прочтении, Рок (Рокх, Рох). Формально это сильно увеличенный орел или гриф, а некоторые полагают, что его образ навеян арабам каким-то кондором, заблудившимся над Индийским океаном или Южно-Китайским морем. Тем не менее, есть мнение, что Рух - коллега или вообще родственник вышеупомянутого Симурга-Сэнмурва-Симаргла. В персидских (читай, древнеиранских) легендах упоминается гигантская хищная птица с крыльями настолько большими, что она заслоняет ими Солнце.
Европе птица Рух стала известна благодаря "Тысяче и одной ночи". Синбад (во втором своем путешествии), брошенный своими спутниками на острове, увидел "огромный белый купол, высившийся на фоне неба. Я обошел вокруг него, однако входа не обнаружил и не смог проникнуть в него ни силой, ни хитростью — слишком гладкой и скользкой была его поверхность. Итак, я приметил место, где стоял, и обошел вокруг купола, дабы измерить его окружность, и насчитал добрых полсотни шагов". Немного спустя большая туча закрыла солнце, и Синбад, "подняв голову… увидел, что это было не облако, а огромная птица гигантского размера и с необычайно огромным размахом крыльев". То была птица Рух, а белый купол, разумеется, был ее яйцом. Синбад привязывает себя тюрбаном к ноге птицы и на следующее утро взмывает с нею ввысь, а затем, отвязавшись, остается на вершине горы, причем Рух ничего этого не замечает. Рассказчик прибавляет, что Рух питается змеями, да такими огромными, что они могли бы зараз проглотить слона.
О птице Рух упоминает и Марко Поло. Он пишет "Жители острова Мадагаскар сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, которых они называют "Рух". С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней; они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края шестнадцати шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину". Марко Поло прибавляет, что китайские послы, возвратясь, доставили Великому хану [имеется в виду монгольский властитель Кубла Хан (1215-1294), у которого Марко Поло находился в услужении шестнадцать лет] перо птицы Рух. На персидской иллюстрации в книге Лейна изображена птица Рух, несущая в клюве и в лапах трех слонов, "соотносящихся с нею по размерам, как полевые мыши и сокол".
Загадка птицы Рух в основном заключается в том, что на Земле до вполне исторических времён существовали гигантские птицы, правда, нелетающие. Кто знает, может, до начала второго тысячелетия кое-где имелись и летающие?
URL записи
Сказочные птицы в мифологии и истории
По заявке Spellingmistake
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
РазвернутьПочему сказочные? Да потому что простые, реально существующие птицы тоже немало засветились в самых разных мифологических сводах всех культур мира. А сказочные они на то и сказочные, чтобы даже в мифах олицетворять что-то совсем уж запредельное, сверхъестественное.
Начну с Гамаюна. Эта птица появилась в славянской мифологической традиции из древнеиранской культуры, где была известна как Хумаюн. Есть мнение, что имя в обоих случаях является производным от глагола, обозначавшего укачивание, баюкание. Но прийдя в сказы наших предков, Гамаюн также обрела роль посланницы Велеса, его глашатая, поющего людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает - о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Изображали эту птицу с женской головой и грудью. Попала она и в геральдику, являясь символом счастья, благополучия и величия.
Другая птица, широко известная в русской сказочной и мифологической традиции - Алконост. Трудно сказать, как она забрела в наши края, но известна она стала сравнительно поздно, не раньше XIV-XV веков. Впервые Алконост появилась в русских и византийских средневековых письменных источниках-апокрифах. Несмотря на уже давно прошедшую христианизацию письменной культуры, эта птица предстаёт как посланница Хорса, приносящая счастье; а также вестник светлой грусти и печали. На русских лубочных картинках Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными крыльями, человеческими руками и телом. Скорее всего, образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам. Название и образ её, впервые появившиеся в преводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании, где речь идёт о зимородке-алкионе (греч. ἀλκυών
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
По сказанию XVII века Алконост пребывает близ рая и когда поет, то сама себя не ощущает, как глухарь
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
С Птицей Сирин всё ясно, она является перенесённым на отечественную почву мифом о сладкоголосых сиренах, очаровывающих и запутывающих путешественников. Однако, как это часто бывает при переходе в другое культурное поле, Сирин обрела черты, ранее ей несвойственные. Она стала довольно мрачной сущностью, посланницей "Тёмной стороны". Даже счастливый человек, услышав её пение, ощущал необъяснимую тоску и печаль:
"Сиринъ, есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; нъцыи ж джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко б кому послушающу глас ея, забывати все житие ее и отходити в пустыня по ней в горах заблуждышу умирати(…)". Древнерусский Азбуковник (ГПБ, О. XVI 1)
Обратите внимание, как в давно, по идее, крещёной стране, были крепки исконные мифологические образы. Они трансформировались, меняли характеры и функции, но оставались неотъемлемой частью культуры. Ещё замечу, что образу птицедевы соответствуют также и зловредные гарпии.
Кроме вышеназванных трёх, в той или иной степени известны и другие сказочные летуны. В какой-то мере первым в их списке можно поставить Симаргла. Несмотря на то, что в классическом срезе славянской мифологии он предстаёт как самостоятельная божественная сущность, чаще всего воплощающаяся в виде крылатого пса, "работой" которого была охрана посевов и вообще покровительствование сельскому хозяйству на высшем уровне - Симаргл входил в пантеон князя Владимира - есть основания вывести его происхождение от иранского крылатого же пса Сэнмурва, охранявшего Мировое Древо. Такого мнения придерживался Рыбаков, а до него - Тревер. Эта концепция спорна, но учитывая достаточно тесную связь древнеиранской культуры со славянской, посредством тех же сарматов и аланов, имеет право на существование.
Феникс - вот на нём стоит остановиться поподробнее. Так же, как и Гамаюн, Феникс имеет глубокие корни, но не в нескольких соседних, а во многих весьма разнесённых во времени и пространстве культурах. Ещё Геродот упоминает о нём, как о символе длительных временных циклов и возрождения у египтян. Это закономерно, так как в Древнем Египте тема возрождения и вечности была ключевой. Работая в Гелиополисе, Геродот записал:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
А на другом конце Евразии, в Древнем Китае ещё с XV века до н.э. в гадательных надписях упоминается чудесная взрождающаяся птица фэнхуан. Китайский словарь I века "Толкование знаков" так описывал её: "Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв". Вобщем, та ещё химера, но ключевой смысл образа тот же самый. В более позднем, средневековом "Каталоге морей и гор" говорится: "В пятистах ли (250 км) к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее вершине много золота и нефрита. Там водится птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях - иероглиф "и" - "справедливость", на спине - иероглиф "ли" - "благовоспитанность", на груди - "жэнь" - "совершенство", на животе - "синь" - "честность". Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир". Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы. Идущая от мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются" означает, что счастье все приходит и не приходит.
В конце XVII века немецкий ученый Ф. Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней, что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок. В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садится в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий. Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом : 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха". На вопрос Варуха, "что это за птица", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила. А в русском апокрифе "Голубиная книга" Феникса называют матерью всех птиц. Очевидно также, что от него ведёт свой сказочный род и Жар-Птица.
Другая птица, достойная занесения в перечень - Гаруда. Перевод её имени "Пожиратель" или, в иной трактовке, "Проглот" в смысле любитель пожрать. В индуистской мифологии Гаруда является царём птиц, он сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся. В основе мифа о похищении Гарудой божественного напитка бессмертия, лежит мотив его борьбы с Вишну, который предложил исполнить любое желание похитителя. Гаруда захотел быть выше Вишну. И тот поместил изображение царя птиц на своем знамени и попросил стать его ездовым животным. Гаруду изображали крылатым существом с человеческим туловищем и орлиной головой, с когтями и клювом.
В румынской народной традиции фигурирует вещая птица Майстра, которая своими криками в ночи возвещает судьбу услышавшему её. А больше о ней, в принципе, не известно
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
И совсем непонятным существом является птица Рух, или, в ином прочтении, Рок (Рокх, Рох). Формально это сильно увеличенный орел или гриф, а некоторые полагают, что его образ навеян арабам каким-то кондором, заблудившимся над Индийским океаном или Южно-Китайским морем. Тем не менее, есть мнение, что Рух - коллега или вообще родственник вышеупомянутого Симурга-Сэнмурва-Симаргла. В персидских (читай, древнеиранских) легендах упоминается гигантская хищная птица с крыльями настолько большими, что она заслоняет ими Солнце.
Европе птица Рух стала известна благодаря "Тысяче и одной ночи". Синбад (во втором своем путешествии), брошенный своими спутниками на острове, увидел "огромный белый купол, высившийся на фоне неба. Я обошел вокруг него, однако входа не обнаружил и не смог проникнуть в него ни силой, ни хитростью — слишком гладкой и скользкой была его поверхность. Итак, я приметил место, где стоял, и обошел вокруг купола, дабы измерить его окружность, и насчитал добрых полсотни шагов". Немного спустя большая туча закрыла солнце, и Синбад, "подняв голову… увидел, что это было не облако, а огромная птица гигантского размера и с необычайно огромным размахом крыльев". То была птица Рух, а белый купол, разумеется, был ее яйцом. Синбад привязывает себя тюрбаном к ноге птицы и на следующее утро взмывает с нею ввысь, а затем, отвязавшись, остается на вершине горы, причем Рух ничего этого не замечает. Рассказчик прибавляет, что Рух питается змеями, да такими огромными, что они могли бы зараз проглотить слона.
О птице Рух упоминает и Марко Поло. Он пишет "Жители острова Мадагаскар сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, которых они называют "Рух". С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней; они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края шестнадцати шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину". Марко Поло прибавляет, что китайские послы, возвратясь, доставили Великому хану [имеется в виду монгольский властитель Кубла Хан (1215-1294), у которого Марко Поло находился в услужении шестнадцать лет] перо птицы Рух. На персидской иллюстрации в книге Лейна изображена птица Рух, несущая в клюве и в лапах трех слонов, "соотносящихся с нею по размерам, как полевые мыши и сокол".
Загадка птицы Рух в основном заключается в том, что на Земле до вполне исторических времён существовали гигантские птицы, правда, нелетающие. Кто знает, может, до начала второго тысячелетия кое-где имелись и летающие?
URL записи
Вопрос: Бест недели?
1. Да! | 55 | (100%) | |
Всего: | 55 |
@темы: Свое, Прислано по U-mail, Текст
Поэтому вот Басан