Искатель @сокровищ
04.08.2020 в 23:00
Пишет Ashes:Тату: выставка в Пушкинском музееURL записи
Сходила на замечательную выставку "Тату" при Пушкинском музее (до 27 сентября): LINK
Очень понравилось! На выставке представлена история татуировки в разных регионах мира (Европа, Япония, Океания, Полинезия), а также примеры работ известных тату-мастеров современности (вот они, правда, не очень впечатлили). Но вообще интересно и познавательно, информация подана хорошо. Разве что удивило, что в японском разделе была полностью опущена тема табуирования татуировки в современном японском обществе из-за связей с криминальным миром якудза. Ну и в целом примеров красивых работ хотелось бы больше. Но зато, посмотрев выставку полностью, не устаешь. На полноценный осмотр достаточно полтора, максимум два часа.
Ношение маски обязательно, сотрудники музея напоминают (хотя были и игнорирующие). Билет стоит 400 ₽, льготный 200 ₽. В музейном магазине можно приобрести толстенную книгу с роскошными фотографиями, которая по информативности превосходит материал выставки. Увы, цена по российским меркам не очень гуманная – 2300 ₽.
Пришла идея сфоткать все 12 текстовых панелей выставки, перебить в текст и сделать такой подробный отчет на память. Времени ушло дофига, ну и ладно)
*****
ВВЕДЕНИЕ
«Тату» – одно из редких слов из языков полинезийской группы, понятных во всем мире. Оно происходит от таитянского татау (рана, отметка) и было введено в обиход после знаменитых плаваний капитана Джеймса Кука второй половины XVIII века. Благодаря заморским экспедициям европейцы, почти утратившие собственную традицию татуирования, вновь узнали о ней. Однако неверно было бы связывать татуировку лишь с образами экзотических туземных племен: эта практика является достоянием всего человечества, одним из универсальных и исторически наиболее ранних проявлений самосознания.
+++READ MORE+++Выставка «Тату» продолжает успешное сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака – одним из ведущих центров изучения наследия неевропейских цивилизаций. Разделяя с нашими партнерами представление о музее как о месте диалога между различными культурами, мы приглашаем зрителя в путешествие по различным континентам вслед за татуировщиками и обладателями тату. В этом путешествии мы покажем, как древнейшая практика, объединяющая в себе ритуальные, магические и социальные функции, отвоевывала свое право быть совершенно особенной формой художественного творчества, проникшей в область популярной культуры, моды и дизайна.
Возможно, ни один вид искусства не вызывал столько противоположных мнений, пройдя путь от запретов до «ренессанса», который мы наблюдаем в современном мире. Вопрос о том, стоит ли включать татуировку в границы смыслового поля понятия «искусство», можно решать по-разному. По-разному его решают и в самом тату-сообществе: некоторые мастера считают себя в большей степени ремесленниками, другие – художниками в полном смысле слова.
Предметы, связанные с темой татуировки, являются частью многих музейных коллекций. Во многом они уже прошли проверку на предмет их культурной значимости. Необычным образом на выставке представлены современные татуировки: специально для проекта были созданы объемные силиконовые модели-слепки, снятые с разных частей тела реальных людей, на которые ведущие мастера со всего мира (включая Россию) нанесли свои эскизы татуировок.
Помещая татуировку в пространство музея, мы предлагаем зрителям самим ответить на вопрос, можно ли считать это явление искусством. Мы надеемся, что эта выставка позволит российской публике расширить горизонты восприятия привычных форм художественного выражения и насладиться свободой фантазии мастеров татуировки со всего мира.
ДРЕВНЕЙШИЙ ОБЫЧАЙ
Татуировка – один из самых древних видов модификации тела, неотъемлемого атрибута человеческой культуры. Тело, его поверхность – пограничная зона между индивидуальным и социальным. Культура наносит свои отпечатки на тело человека с момента рождения и до самой смерти: изучая тату, мы можем многое узнать как об индивиде, так и об обществе, частью которого он является.
Основы татуировки формировались в древнейший период истории человечества. Более 5000 лет назад были созданы рисунки, покрывающие древнейшую татуированную мумию – европейца Этци. Но татуировки дописьменных культур сегодня сложно интерпретировать уверенно.
Еще недавно наши знания о древнеегипетских татуировках основывались преимущественно на изобразительных памятниках. Но благодаря выявленным в последние годы тату на мумиях женщин из Дейр-Эль-Медины и Дейр-Эль-Бахри можно по-новому взглянуть на произведения искусства Древнего Египта. Орнаменты на шедевре коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина – ложечке в виде плывущей обнаженной девушки с цветком лотоса в руках (XIV век до н.э.) – теперь уверенно связывают с традицией татуирования.
О существовании тату у древних и средневековых народов Евразии свидетельствуют глиняные статуэтки, каменные изваяния и изображения в греческой вазописи, а также редкие находки тату-инструментов: игл и палитр. Однако главный источник знаний об этой практике – мумии.
В древних погребениях Южной Сибири были обнаружены семь мумий с татуировками. Шесть принадлежат кочевникам скифской эпохи, погребенным в IV-III веках до н.э., в том числе в знаменитых Пазырыкских курганах. Седьмая мумия происходит из могильника III-IV веков н.э. в Минусинской котловине.
В пазырыкских татуировках представлены реальные и фантастические животные, переплетающиеся в «сценах терзания», символизирующих вечный круговорот жизни и смерти. Тату есть на всех известных сегодня мумиях этой культуры: рисунки носили мужчины и женщины всех слоев общества.
Более поздние татуировки на мумии мужчины из Минусинской котловины, напротив, уникальны: на плечи и спину нанесены фигуры с парными отростками, напоминающие сказочные цветы или фантастических существ с щупальцами.
Обычай татуирования существовал в самых разных районах Старого и Нового Света, но находки украшенных «неизгладимыми знаками» древних тел – всегда события редкие. Эти тату остаются полны загадок, а их художественные решения привлекают зрителей и в наши дни.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ТАТУИРОВКИ
«Нельзя назвать ни одной большой страны, от полярных областей на севере до Новозеландии на юге, где бы туземцы не татуировались». Это наблюдение Чарльза Дарвина основано на солидном корпусе этнологических исследований, имевшихся уже в XIX веке. Татуировка неизгладимо присутствует почти во всех культурах и является общечеловеческим наследием. Всеобщая история татуировки – это история технических приемов, инструментов, пигментов и изобразительных процессов нанесения отметок на тело. Татуировки делали в лечебных целях и из благочестия, тату приближало своего обладателя к богам или низвергало на дно общества, татуировка могла выступать знаком подчиненного положения и наказания, была способна и возвеличить, и унизить. С доисторических времен татуировка принимала различные формы (абстрактные, геометрические, фигуративные) в самом широком контексте применения: от лечения остеоартроза в эпоху верхнего неолита до прославления некоторых божеств в Древнем Египте или обозначения племенного статуса внутри племени. Тем не менее возникает одна общая черта: отметка на коже – это маркер положения субъекта в теле общества. Смысл татуировки не всегда поддается моментальной дешифровке, но она неизбежно остается следом отношений человека с самим собой, индивида с группой, к которой он принадлежит, и татуировщика с татуированным.
Татуировка продолжает свое существование на всем земном шаре. Сегодня это глобализованная практика, объединяющая европейцев, полинезийцев, индейцев, филиппинцев, малайцев и американцев в сообщество, имеющее единые обычаи, художественные и коммерческие принципы. Решение собрать вместе произведения искусства, иллюстрации и артефакты различного происхождения и из разных эпох может вызвать у зрителя ощущение беспорядка. Однако настоящая цель выставки – показать изобилие и нескончаемую культурную и практическую вариативность современной татуировки, а также продемонстрировать продолжающийся процесс ее перехода в мир искусства. Тело при этом выступает здесь в качестве объединяющей основы, не как биологическая данность, но как чувствительный медиум и активный проводник нанесенных на него изображений. Татуировка производит с телом трансформационный акт при помощи акта изобразительного, и в огромном разнообразии проявлений татуировки более всего поражает именно вскрываемая ей сцепка процесса производства образов, культурных рамок, через которые эти образы воспринимаются, и способов репрезентации тела.
ОТ ГЛОБАЛЬНОГО К МАРГИНАЛЬНОМУ
Знак позора, клеймо раба и символ утраты личности – это все о татуировке, которая на протяжении веков была в том числе и средством, вытесняющим человека на обочину жизни. Долгое время в Европе татуировка служила инструментом контроля над телом и сигнализировала об опасном человеке моментально и недвусмысленно. Однако начиная с XV века, в эпоху Великих географических открытий, западные путешественники заново открывали татуировку в Азии, Океании и обеих Америках. Если в обществах за пределами Европы татуировка служила ассимиляции, то, отправляясь в дальний путь на коже моряков и искателей приключений, она утрачивала эту функцию. На Западе глобальная практика тату оказалась уделом людей, оказавшихся на периферии общества. В начале XIX века в Европе татуировка, отныне предмет личного выбора, стала подпольным языком калейдоскопа индивидуальностей, которые бросили вызов общим правилам и сделали из маргинализированной практики манифест. Татуировка распространилась вновь. Тату «заразило» улицу, тюремный мир, а также сферу сценического искусства, где всегда есть место разного рода эксцентрике. От торгового флота до армии татуировка свидетельствовала о выбранном пути: на коже увековечивались эмблема полка и дата призыва. В мире улиц и исправительных лагерей татуировка выступала как носитель зашифрованной лексики сообщества, решившего бросить вызов властям и утвердиться во враждебной среде.
ЯРМАРОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СТРАНСТВУЮЩИЕ ТАТУИРОВЩИКИ
Уже в конце XVII века путешественники, возвращаясь из Вест-Индии и других далеких земель, привозили с собой татуированных «дикарей». На волне интереса к живым заморским диковинкам, испещренным рисунками, стали появляться мужчины и женщины с большим количеством татуировок, нередко неизвестного происхождения, рассказывавших о своих тату невероятные истории. Распространенной легендой был сюжет о насильственном получении татуировок в плену у туземцев. Эти персонажи способствовали подъему популярности американских цирков и ярмарочных представлений, будучи недорогим зрелищем, удовлетворявшим интерес публики к необычному. Некоторые из них отправлялись в турне по Европе, где представали перед королевскими особами и вызывали любопытство ученых, врачей и антропологов.
Вместе с передвижными ярмарками странствовали и сами татуировщики, которые рекламировали свою работу при помощи различных альбомов, расписных складных ширм и моделей тату-штампов. Вести оседлый образ жизни они стали только в середине XIX века.
К середине XX века обильно татуированные люди и татуировщики стали привычным аттракционом американских ярмарок. Ярмарка как таковая представляла собой субкультуру, место, где соседствовали телесные дефекты и отклонения от общепризнанной нормы. В 1960-е годы в контексте подъема движения в защиту гражданских прав публичная демонтсрация людей с физическими деформациями стала вызывать споры: ее начали расценивать как форму эксплуатации. По мере угасания феномена ярмарочных представлений татуированные мужчины и женщины стали восприниматься как обычные люди.
ТАТУИРОВКА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Все племена североамериканских индейцев, от инуитов до племен народности кри, практиковали обычай татуирования, но с приходом европейских колонистов их культура их культура постепенно замкнулась границах резерваций. С завершением колонизации татуировка в США развивалась в отрыве от традиций коренного населения, вдохновляясь европейскими образами, и уже к первой половине XX века сформировались графические особенности американской татуировки (яркие цвета, смелые контуры). Как сами Соединенные Штаты, которые сравнивают с плавильным котлом, татуировка этой страны вбирает в себя самые разные традиции. На момент провозглашения независимости в 1776 году в США существовало как минимум четыре выраженных вида татуировок: народные мотивы, привнесенные американцами европейского происхождения (то, что мы сегодня называем «олдскул»); идентификационные знаки, например инициалы; символы христианской веры и татуировки коренных народов. Все эти жанры сохранились по сей день.
США стали родиной революционной электрической тату-машинки и, во многом благодаря инициативе художников-татуировщиков Моряка Джерри (1911-1973), а затем Дона Эда Харди (р. 1954), включили в лексикон западных тату-мастеров многовековое наследие японской татуировки, творчески переосмыслив ее основные изобразительные принципы. Этот новый художественный импульс в сочетании с энтузиазмом пионеров татуировки, искавших новые техники и возможности, способствовал тому, что развитие татуировки в США опережало весь остальной западный мир.
ТАТУИРОВКА В ЯПОНИИ
Практика татуировки в Японии существовала с глубокой древности и сохранилась в формах, близких к первоначальным, у аборигенного населения Хоккайдо – народности айну. Для женского населения айну были характерны напоминавшие ленты татуировки вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти.
В начале периода Эдо (1603-1868) татуировки носила определенная категория мужчин, работавших полуодетыми, например, строители, пожарные и посыльные. У военных же татуировка порицалась. С 1720 года и вплоть до завершения периода Эдо осужденным преступникам татуировали лица и руки. Под влиянием творчества художников гравюры школы укиё-э татуировка занимает все большую площадь тела, становится более экстравагантной, формируются новые техники и типы композиций, которые сохраняются в японской татуировке и сегодня. Иллюстрации Утагава Куниёси (1798-1861) к роману «Речные заводи» послужили толчком к резкому росту популярности тату: простые жители Эдо отождествляли себя с татуированными героями, оказавшимися вне закона и сражающимися с коррумпированными властями. Хотя период Эдо стал золотым веком японской татуировки, в 1872 году правительство Японии наложило запрет на эту практику.
О мастерстве местных татуировщиков заговорили по всему миру после того, как под их иглами побывало несколько европейских коронованных особ, а также благодаря интересу к японской татуировке ведущих американских тату-художников.
ЕВРОПА
В Европе практика татуировки принимала различные формы в зависимости от исторической эпохи. Древнегреческие и древнеримские историки оставили первые описания татуировки, существовашей у «варварских» племен. Но достоверно известно, что корни тату в Европе уходят еще глубже – по меньшей мере в период энеолита, когда жил Этци, мужчина, чье покрытое татуировками тело на протяжении более 5000 лет сохранялось во льдах Тирольских Альп, где его обнаружили в 1991 году. В христианской традиции татуировка воспринималась как однозначно негативное явление: запрет на нее содержится в книге Левит и Новом Завете, официально она была запрещена Вторым Никейским собором в 787 году. Тем не менее, в Средние века татуировки продолжали делать паломники, и до сегодняшнего дня тату практикуется в Святой земле христианами, включая коптов и армян.
В Европе с конца XVII века стали публично демонстрировать носителей традиционной татуировки из дальних стран, например, «американских принцев», привезенных в 1719 году. Если в XVIII столетии и в первой половине XIX века людей с татуировками привозили издалека, то во второй половине XIX века Европу заполонили татуированные «собственного производства» – тату можно было увидеть как в бедных лачужках, так и в салонах или при королевских дворах. В XX веке появились мастера, отвергавшие границу между искусством и татуировкой. Феликс Лю (швейцарский тату-художник, основатель целой династии татуировщиков, 1945-2002) утверждал, что академическое и популярное искусство едины, а его предшественник из Лондона Сазерленд Макдоналд (?-1926), получивший прозвище Микеланджело татуировки, еще в 1891 году на визитке указал свой род занятий – «тату-художник».
СОВРЕМЕННЫЕ ТАТУ-МАСТЕРА ЕВРОПЫ. ТАТУ-ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
К концу XIX века татуировщики ввели термин «тату-художник», тем самым переведя свои работы в художественное измерение, отвергнув различие между «высоким», элитарным, и массовым искусством. В XXI веке тату-художники продолжают писать свою историю. Тин-тин, один из самых известных французских татуировщиков, создает работы в неояпонском стиле. Пропагандируя идею принятия татуировки обществом, в 2003 году он основал Национальный профсоюз художников-татуировщиков. Обученный своим отцом Феликсом Лю, швейцарский художник Филип Лю после возвращения из кругосветного путешествия в 1986 году выработал собственную манеру под влиянием татуировки Японии и коренных народов Океании, а также биомеханического стиля. Он также создал группу «The ArtFusion Experiment», в рамках которой крупнейшие современные татуировщики создают произведения на холсте в ходе перформансов.
Во время перестройки в СССР татуировка субкультур стала отдельным феноменом, противопоставив себя криминальной татуировке. В 1995 году в Москве прошла первая российская тату-конвенция, которую посетили Лайл Таттл, Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди и другие знаменитые мастера. Российская татуировка становится частью мирового контекста, появляются первые официальные тату-салоны. Татуировка приобретает художественный статус и к 2000-м годам становится достоянием массовой культуры. Появляется новое поколение тату-художников с профессиональным образованием, которые создают свой стиль и образную систему, черпая вдохновение в истории искусства, литературе и музыке.
АЗИЯ И ОКЕАНИЯ
В странах Азии (исключая Японию) и Океании начиная с XVIII века практика татуировки и связанные с ней обычаи были почти забыты под влиянием колонизации, миссионерской деятельности и внутренних изменений в аборигенных обществах. Но на немногих островах традиция не прерывалась. Начиная с 1980-х годов местные мастера нашли новых клиентов – тутуировщиков-энтузиастов с Запада, интересовавшихся их редким ремеслом. Сегодня этническая татуировка этого региона возраждается.
На островах архипелага Самоа татуирование некогда было обязательным обрядом посвящения. Например, без мужской татуировки пе’а нельзя было рассчитывать на женитьбу. Самоанская традиция татуировки передавалась от мастеров доколониального периода к их потомкам вплоть до ее сегодняшних правителей, таких как Су’а Лоли Тикели и семья Сулу’апе.
В Новой Зеландии татуировка моко была статусным украшением вождей и воинов. С приходом европейцев эта традиция претерпела значительные изменения. В XX веке моко сохранялась на лицах женщин-маори, а также членов преступных группировок, которые эксплуатировали традиционную символику в знак демонстративного неповиновения. Сегодня моко почитается как национальное культурное достояние и вдохновляет многих художников-маори, которые по-новому осмысляют в своих работах традиционные узоры.
Формы тату в восточной части Полинезии – на Маркизских островах, Таити и Гавайях – отличались невероятным разнообразием, но в XIX веке миссионеры и колонизаторы практически уничтожили эту часть здешней культуры. В 1980-х годах местные татуировщики положили начало движению за возрождение автохонной татуировки. Теперь полинезийские мотивы охотно используют и западные мастера.
В Индонезии, на Борнео и Филиппинах традиция татуировки ослабла к первой половине XX века. Однако некоторые относительно изолированные племена, такие как калинга с филиппинского острова Лузон, мантавайцы с индонезийского острова Сиберут и даяки с севера Борнео, сохранили самобытные тату.
Тайская татуировка сак ян – это комплексная система, уходящая корнями в анимизм, брахманизм и буддизм. Ее иконографию составляют сакральные формулы, диаграммы, изображения богов и животных. Узоры, составляющие янтры, представляют собой магические талисманы на теле человека, служащие определенной цели: защите от болезней или врагов, обретению почета и уважения и т.д. Это магико-религиозное искусство переживает новый расцвет: в последние годы внимание к сак ян привлекли публичные персоны и звезды (например, Анджелина Джоли).
ТАТУИРОВКА СЕГОДНЯ
В наши дни татуировка оказалась предметом повышенного внимания и утвердила себя в качестве динамичного художественного направления. Благодаря укреплению контактов между татуировщиками разных стран в XX веке произошла переоценка трех главных составляющих эстетики этого искусства: темы, композиции, техники. Американцы Моряк Джерри и Дон Эд Харди модифицировали два стиля, существовавших отдельно друг от друга в разных концах света – японскую татуировку ирэдзуми и американский олдскул. Параллельно возрождалась традиционная племенная татуировка и рос интерес к ней западных тату-мастеров, с одной стороны, а с другой – совершенствовались техники и технологии. И сегодня татуировка продолжает писать собственную историю.
В настоящий момент можно выделить две тенденции. Одни татуировщики переосмысливают исторические жанры, предпочитая японскую ирэдзуми или американский олдскул; набирает популярность как ручная татуировка (хэндпоук) с ее простыми композициями, так и сложносочиненные работы в стилистике ар брют. Другие же мастера тату формируют новую эстетику, свободную от устоявшихся стилей. Они исследуют инструменты графического дизайна, преобразуя пиксели и диаграммы в геометрические мотивы и композиции, тяготеющие к абстракции. Противопоставляя себя традиции татуировки прошлого, эти тату-художники работают в эклектике, близкой к некоторым направлениям современного искусства. Чаще всего они имеют художественное образование и, будучи погруженными в контекст истории искусств, используют приемы из графики, фотографии, живописи, не ограничивая себя рамками отдельных жанров. Их тату-работы сосуществуют с произведениями художников прошлого и настоящего в общем поле современной визуальной культуры. Преподнося свои работы как авторские произведения, эти тату-мастера распоряжаются телом клиента как собственным холстом. Иногда татуируемому позволено повлиять только на общее колористическое решение или идею, но увидеть результат он может только после завершения работы – тату-рисунок наносится на кожу без предварительного эскиза. Спонтанность, уникальность каждой работы, творческие эксперименты – вот что отличает мастеров нового поколения и формирует соответствующего заказчика, готового рискнуть и довериться своему мастеру.
Слова куратора выставки Анн Ришар наиболее полно отражают то, чем становится татуировка для ее обладателей: «Татуировка – это практика, объединяющая женщин и мужчин всего мира. Дух татуировки противится формальности, его нельзя укротить или подчинить. Он определяется энергией людей, делающих татуировки, и убеждениями тех, кто их носит».
ТАТУИРОВКА КАК ЯЗЫК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Выбирая татуировку в качестве выразительного средства, Вим Дельвуа и Фабио Виале используют широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций. Соединяя тату-мотивы с формами классического искусства, они разрушают их привычное восприятие и предлагают новые интерпретации.
Вим Дельвуа, известный своими провокационными проектами, сделал татуировку одной из своих излюбленных техник. Начав со свиных шкур, художник позже перешел к татуированию живых свиней, предварительно обезболивая их перед тату-сеансом. Для Дельвуа нанесение тату на кожу животного – это способ наделить его антропоморфными признаками. Глядя на высушенные татуированные свиные шкуры, зритель физически ощущает, насколько они подобны человеческой коже. Дельвуа предлагает нам соотнести себя с животными: обладает ли человек большей ценностью, чем другие существа, например свиньи, которых мы употребляем в пищу? Продолжением этих размышлений стало произведение под названием «Тим». В 2006 году Дельвуа выполнил татуировку на спине мужчины по имени Тим Штайнер. Позднее человек-экспонат подписал с одним немецким галеристом контракт, по условиям которого после смерти Штайнера фрагмент кожи с татуировкой Дельвуа будет продан любому желающему коллекционеру. Таким образом, тело человека приобрело свойство вещи, неодушевленного предмета. Антирыночный по своей сути проект прекрасно встроился в существующую систему продажи визуального искусства.
Итальянский скульптор Фабио Виале работает с таким благородным природным материалом, как каррарский мрамор. Воспроизводя античные скульптуры фрагментарно или полностью, Виале покрывает их поверхность рисунками русских криминальных наколок и японских тату в стиле ирэдзуми, в массовой культуре связывающемся с организованной преступностью. Рельефный торс «Куроса» (скопированный Виале с античного оригинала) украшает наколка, иконография которой уже давно вышла за границы воровского мира и перешла в область поп-культуры и моды. На торс «Венеры», вольной копии прославленной в веках статуи Венеры Милосской, Виале наносит татуировку в японском стиле. Белизна классических статуй ассоциируется не только с внешней безукоризненностью художественного образа, но и с заключенной в нем внутренней нравственной красотой. Татуировка на «теле» античной скульптуры – вторжение «низкого», преступного в область высокого – вызывает у зрителя когнитивный диссонанс, ощущение совершенного акта вандализма. Фабио Виале сознательно запятнал «чистые образы» известных античных скульптур, трансформируя наше устоявшееся восприятие идеала.
*****
А еще по залам музея расклеены забавные ковид-напоминалки о необходимости соблюдения дистанции, ношения масок и т.д. с Пушкиным в виде маскота))
Не свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест?
1. Да | 129 | (100%) | |
Всего: | 129 |
спасибо.