Пишет
Кимури:
Нил Гейман о том, почему наше будущее зависит от чтения
Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.
Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов.
Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.
И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.
Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.
В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного:
Грамотные люди читают художественную литературу
У художественной литературы есть два назначения:читать дальше
• Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится… в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.
Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.
Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.
В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?
Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.
Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.
Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.
Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.
Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы – это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.
В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.
Книги – это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.
Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.
Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.
В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.
Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.
Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всем вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.
Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.
Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.
Нил Гейман
Отсюда
URL записиНе свое | Не Бест? Пришли лучше!
Как фанат электронок, открыл, прочитал, но что-то ничего на эту тему не нашел толком
то дайте им почитать книги Л. Кэррола!
Впечатление рекламного текста - еще бы музыку, чтоб как заставочная к фильму от Дисней, и видеоряд с книгами, рапидом - мелкие дети и очень красивые взрослые, , и какой-то вид на китайский город.
Тоже не поняла этого момента, а в чем принципиальное различие от чтения с листа между чтением с экрана? (ну кроме усталости глаз и т.п.) Бездуховный экран мешает развивать эмпатию и фантазию?
И да, далее по тексту ничего на этот счет не говорится, к чему тогда вообще этот пассаж?
Не спорю со статьей и даже с этим куском в целом, но мне кажется, любое хорошее произведение порождает эмпатию, включая фильмы и игры. Это буквально признак хорошей истории - то, что в тебе включается сопереживание, несмотря на то, что эти вещи происходят с другими людьми, разве нет?
А вот тут обидно было
Я последние лет двадцать читаю книги только с электронных носителей (сначала кпк, потом электронные книги, смартфоны, планшеты), и я считаю, что выбор носителя - это исключительно вопрос удобства, а не наличия или отсутствия любви к чтению. Если бы я не любила читать бумажные книги, то я и электронные бы не читала
Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг.
Нет! Верный способ разрушить детскую любовь к чтению - это 1) не читать самим (если ребенок не видит, что взрослые люди вокруг него читают для удовольствия, как он поймет, что чтение - это источник удовольствия?), 2) заставлять его читать через "не хочу".
Я с этим тоже согласна. Вот что действительно книги развивают лучше, чем фильмы, - это воображение.
Нет! Верный способ разрушить детскую любовь к чтению - это 1) не читать самим (если ребенок не видит, что взрослые люди вокруг него читают для удовольствия, как он поймет, что чтение - это источник удовольствия?), 2) заставлять его читать через "не хочу".
Так и есть
Что будет, если я дам им этот текст в электронном виде?
аналогично всем отметившимся, не поняла причем тут электронные книги. Чем они мешают чтению.
Просто у него ностальгия по читальному залу в библиотеке, видимо.
Ещё фарфор, шелковую ткань из нитей шелкопрядов, чайник, кстати, чай и фейерверки. И много ещё чего. И, можно подумать, рзобретают последние сто лет все там, в тех Штатах
хотя вообще тут вроде говорится именно про изобретения, на которые вдохновляет научная фантастика, т.е. всякие технические
Тогда у них ещё была НФ)
www.mirf.ru/book/fantastika-kitaya
Была под запретом во второй половине прошлого века, и то - три периода "разрешения" дали изрядно своей, автохтоной. фантастики! Сотнями новые книги в год печатали, еще и переиздаются они
Хотя сейчас самая известная книга, конечно, относительно новая - Лю Цысинь, "Задача трех тел".
Не поняла, а какая разница, на экране текст или на бумаге? Это всё тот же текст и если он хорош, то увлекает вне зависимости от того, на каком он носителе.
Они не изобретали.
Китайцы. Не изобретали.
Хм.
А Гейман просто повелся на приятную ложь, да и не повелся скорее всего, а просто сделал вид, потому что ему это выгоднее)
Китайцы древний и мудрый народ, живущий прошлым и презирающий белых обезьян и их глупые истории, вряд ли они поменяют свое мнение ради нацеленных в будущее технических инноваций
Про них есть в английском оригинале, но нет в русской версии. Спасибо невнимательным редакторам
Другое дело - в электронку скачивают и бесплатно, и не только ознакомительный фрагмент, а библиотека - целая структура с рабочими местами
Про технологии и т д вообще как с потолка взято - Китай третья по значению(пилотируемые полеты, типы спутников, количество запусков в год) космическая держава!
так библиотеки закупают книги - да, но это проблемы библиотек, а не читателей.
в электронку скачивают и бесплатно, и не только ознакомительный фрагмент - тоже "да, но" - для начала всё-таки надо купить устройство.
библиотеку надо построить;
нанять квалифицированный персонал и им платить (и уборщикам в том числе);
обустроить все насчет охраны и пожарной охраны, как минимум;
регулярно обновлять книжный фонд;
и каждый посетитель не сидит дома, как ему нравится, а тратится на одежду и "средства доставки".
Учитывая, что электронные устройства теперь для многих - средство связи и рабочий инструмент - он просто есть. Еще и вместительность у него может быть поболее любой реаловой библиотеки.
Так что "бесплатность" - это очень поверхностно. Хотя бы надо некоторое время с немалого количества людей налоги собирать - на библиотеку в том числе.