Пишет
Теория планирования для Молодых и ТалантливыхРазмещаю здесь статью Лидии Захаровой, которая произвела на меня огромное впечатление. Думаю, всем пишущим авторам и фикрайтерам она будет как минимум интересна. Далее идёт текст статьи.Хочу прежде всего сказать: я на 146% уверена, что писателю, чтобы стать хорошим писателем, одного таланта и трудолюбия мало. Ему нужны знания. И далеко не до всех он способен дойти сам, иногда требуются подсказки.
Еще я верю, что книга, как музыкальное произведение, должна писаться по определенным законам.
Вот, говорят, есть два типа писателей: архитекторы и садовники. Одни прорабатывают подробный план и пишут точно по нему. Другие начинают писать, не придумав концовки, и сами не знают, что их ждет в новой главе.
Так вот мои симпатии целиком принадлежат архитекторам. План должен быть. Четкий, аргументированный и всеохватывающий. На его создание могут уйти месяцы и даже годы, он может (и должен) быть многословным, подробным и иногда мало отличающимся от готового произведения. Но писать, не продумав персонажи, сюжет, конфликты, — пустая трата времени.
Исходя из этого, рассмотрим основные приемы.
1. Сюжет, жанр и концепция романа1. Сюжет, жанр и концепция романа
Итак, допустим, у меня (гипотетического лирического героя, а не реального человека) есть сюжет. Зародился он из одной сцены или эмоции, может быть, появился из песни, фильма, другой книги или подсмотренной на работе ситуации. Неважно. В какой-то момент идея обрастает героями и действиями, у нее появляется начало и конец, иногда даже середина.
Это первая ступень, не продумав которую, двигаться дальше нельзя.
Что делаем сначала? Расставляем приоритеты. Например, выясняем, к какому жанру будет относиться произведение (для этого, как правило, нужно выделить основную и побочные сюжетные линии), какова его основная аудитория (кому будет интересно это читать?) и каков объем (вытекает из предыдущих пунктов + исследование существующей литературы и книжного рынка на данный момент).
Кроме того, полезно сразу определиться с концептом (про лоу- и хай-коцепты хорошо написано тут) 2. Создание мира и персонажей2. Создание мира и персонажей
Теперь, зная формальные характеристики того, что я хочу написать, я берусь за создание мира. Если для меня в первую очень важен антураж (например, я Толкин, хочу написать про Средиземье), я черчу карты, сочиняю летописи и языки. Это требует много сил и времени, но разбираться с этим по ходу действия нельзя. Прежде чем сесть за клавиатуру, нужно обозначить границы и рамки, в которые должен будет вписаться текст. Именно так, а не наоборот. Ограничения подстегивают воображение и заставляют искать оригинальные решения.
Если же для меня важнее всего история и ее герои (допустим, я Джордж Мартин), я занимаюсь созданием интересных персонажей.
Полезные статьи:
— про психотипы
— про их проявления
— про создание «объемного» героя
— про то, как заставить читателя сочувствовать
Пройдясь по всем этим пунктам и ответив на все вопросы, возможно составив карточки с описанием и биографией героев, я на выходе получу уже не картон, но живых и конфликтных людей.
Накладываем созданные персонажи на задуманный сюжет и понимаем, что это никуда не годится. Дорабатываем напильником (если надо — бензопилой «Дружба») героев/сюжет. Они должны не болтаться, а входить друг в друга легко и с приятным щелчком.
Если сцена уж больно хороша, но совершенно не вписывается во все остальное, — убираем ее к черту. То же самое с героями. 3. Начинаем писать план3. Начинаем писать план
Имея на руках героев и историю, которые подходят друг другу, я начинаю писать план. Сначала это простой эпизодник по типу:
Глава 1: Вася встречает Петю, они разговаривают, идут за магазин, покупают водку.
Глава 2: Вася просыпается в квартире Пети, находит труп Люси, но не находит Петю.
Глава 3: Вася прячет труп Люси, но его замечает Федя. Вася убивает Федю и закапывает рядом с Люсей.
и т.д.
Конец главы наступает в тот момент, когда происходит необратимое изменение. Например, вначале Вася просто гулял, потом появляется Петя и меняет его планы. Все, Вася уже не пойдет гулять, он подвязался с Петей и стремительно движется навстречу своей судьбе.
Следующий шаг: похмельный Вася вместо рассола находит на кухне Люсю. Пети нет, он не знает, что произошло. Решает спрятать труп. Все, он больше не добропорядочный гуляка и даже не алкоголик. Он — как минимум сообщник. И так далее в том же духе.
Если ничего не изменилось, главы нет.
Теперь я примерно представляю себе структуру того, что собираюсь написать, могу распределить объемы текста и т.д.
Чтобы проверить, насколько хорошо получился эпизодник, можно составить график саспенса и таблицу конфликтов. 4. График саспенса4. График саспенса
Две шкалы: х — время/главы, у — напряжение.
Расставляем точки. Можно для всей книги в целом, можно для каждого из основных персонажей в отдельности (потом они сводятся в общую картинку). График должен постоянно плясать туда-обратно. Проблема-решение-новая проблема-новое решение. Причем амплитуда колебаний наращивается, абсолютный минимум и максимум приходятся на кульминацию.
Если где-то график слишком долго остается на одном уровне — правим, добавляем новое, сортируем, убираем. 5. Таблица конфликтов5. Таблица конфликтов
Составляем список всех тем и конфликтов, о которых идет речь в произведении. Их может быть три, может быть сто, зависит от конкретной истории. Выписываем их по вертикали. А по горизонтали отсчитываем главы/эпизоды. На пересечении, если в конкретной главе прорабатывается определенная тема, ставим крестик.
Смотрим, что получилось. Какие главы работают на общий сюжет, а какие получились малоинформативными? Вырезаем, добавляем, сортируем.
Например, для моей «Нефритовой бабочки» минимум тем/конфликтов на главу — 3. Для первой главы: мистический компонент (демоны, лисы, поклонение Луне), Нелли (она не пришла, завязывается детективная линия), появление Каро (завязывается триллерная линия).
Таким образом я создала общую структуру произведения. Она отвечает за динамику и логику повествования. 6. Последние штрихи6. Последние штрихи
Спускаемся ниже. И каждую главу прорабатываем с точки зрения каждого действующего персонажа: куда шел Вася, что болело у Пети, о чем они думали до встречи, во время встречи, после и т.д.
Важно брать каждого персонажа отдельно, как самостоятельную личность со своими целями и заботами. Они не знают о том, что думают и хотят другие, и они реагируют на то, что получают. Следовательно, у каждого своя линия, которая не должна непосредственным образом работать на других персонажей или сюжет в целом. Герои же не знают, что они в книжке, для них все по-настоящему.
На этом этапе рождаются диалоги, описания (камера следует за взглядом персонажа), мотивация.
Собираем все вместе и имеем первый вариант Плана. Он может меняться по ходу написания, если выстрел в конце требует ружья в начале. Но на выходе имеется четкая структура, где каждый элемент находится на своем месте и выполняет определенные функции.
И вот только после этого я сажусь и начинаю писать…
Так что никакого садовничества и сорняков, только железобетон, только хардкор!
Я не пытаюсь никого обратить в свою веру. У каждого свой подход, и нельзя утверждать, будто какой-то лучше, а какой-то хуже. Просто этот алгоритм прекрасно действует для меня, поможет ли он другому — без понятия.
Но знание некоторых техник, я уверена, не повредит в любом случае.
На этом все.
Оригинал статьи можно прочитать в Мастерской писателей или На Прозе.ру.
Забавно, учитывая, что Толкин как раз свой мир во многом "открывал".
Цитирую первый абзац опуса г-жи Захаровой:
"Большие зеленые глаза озадаченно смотрели на повисший в небе бледно-желтый диск луны. На рыжей мордашке было написано такое удивление, что, пожалуй, будь луна живой, она бы смутилась от столь пристального внимания. Но бездушную нарушительницу покоя зеленоглазого ничто земное совершенно не волновало. И это, в свою очередь, изрядно расстраивало обладателя зеленых глаз и рыжей морды, заканчивавшейся вздернутым кверху черным носом."
Нет слов.
меня стошнило
я не смогла даже прочитать
Во-первых, процитированный выше текст, вне зависимости от своего качества, не имеет ни малейшего отношения к списку советов. Во-вторых, приёмы эти придуманы отнюдь не автором текста, и сами по себе хороши, только, к сожалению, приведены здесь в очень урезанном варианте. Более полный можно встретить в разных книгах, посвящённых писательскому искусству.
Спасибо большое!
Может, для начинающих авторов советы и хорошие. Но опытного и - главное - талантливого автора они в лучшем случае будут тормозить. Потому что опытный и талантливый автор всё, что выше описано, проделывает на автопилоте и чаще всего в своей голове. А ещё есть разные жанры, разные стили, разные цели написания произведения, наконец. Бывают очень длинные произведения, где физически не может что-то существенно меняться в каждой главе. Бывают очень короткие произведения без определённого сюжета, просто описание состояний/ощущений/мыслей/воспоминаний, они создают настроение, и это часто единственная их цель. Бывают авторские эксперименты, нечто новое и неожиданное в литературе, и какие уж тут-то могут быть стандартизированные планы?
Момент с исследованием книжного рынка меня добил, особенно в свете фразы всем пишущим авторам и фикрайтерам.
Весь сборник советов напоминает инструкцию "Как научиться писательскому ремеслу". Только писатель не ремесленник, а творец. То, чему тут предлагают научиться, действительно талантливый писатель должен чувствовать сам, без шпаргалок в виде различных статей по психологии (в конце концов, юнговские архетипы появились не так давно, а литература из числа мировой классики была много раньше) и правил составления композиции под рукой. Иначе произведение выйдет грамотным, может, даже интересным и с "объёмными героями", только эти самые герои никогда не заживут собственной жизнью, так и оставшись в заранее заданных рамках, в плену бумаги. Не смертельно, конечно, но в чём-то очень печально. Любой достаточно внимательный читатель такое почувствует.