Искатель @сокровищ
Пишет Silver Mirror:
Кельты в Британском Музее
В прошлую пятницу наконец-таки сходила на выставку про Кльетов в Британском музее. Ходила я как раз в тот день, когда музей устроил вечернюю программу, так что днем удалось ознакомиться с выставкой, а вечером погрузиться в атмосферу.
Начну с того, что выставка эта хоть и давольно большая, но все-таки по ощущению меньше той, что была о Викингах, и по размеру, и по содержанию, да и вопросов она после себя оставляет больше, чем ответов. Впрочем, во многом это даже хорошо - после посещения я думала о ней дня три, да и до сих пор периодически мысленно возвращаюсь к ней и перевариваю, пытаюсь установить более стройную картину в своей голове. Вот что получилось на настоящий момент...
Начнем с того, что Кельты - это не генетический конструкт, а культурный. Само слово "Кельты" в первый раз было использовано древними греками для того, чтобы описать варваров, селившихся к северу от Альп, на территории современной Германии, Чехии, Франции и даже территориях, прилежащих к Черному Морю. Это термин означал чужаков, врваров, не принадлежавших к средиземноморской культуре и цивилизации. Упоминания о Кельтах можно найти в Древнегреческих источниках за 500 лет назад до нашей эры. Название это впоследствии забылось и вернулось в обиход только столетия спустя.
Сведений о Кельтах сохранилось очень мало - они не оставили после себя записей, а греческие источники тоже не особенно щедры на детали. Однако же современные результаты раскопок и исследований все же позволяют получить представление о них и их образе жизни. Как уже упоминалось выше, эти народы обощает не генетика, а стиль искусства, которое они оставили после себя. Это было более простое, основанное на орнаментах искусство (в основном, конечно, прикладное и эвелирное), которое со временем вбирало в себя и вдохновлялось раличными мотивами других культур, будь то захватчики или соседи, но тем не менее сохраняло самобытные формы. Кроме того, науке также известно, что кельты почитали реки священными, потому как в них найдено много дорогого оружия, а в диете кельтов (особенно тех, что жили на территории Британии) отсутствует рыба. О верованиях их известно очень мало, хотя какие-то легенды были пересказаны и записаны еще в средневековье. Впрочем, о легендах ниже.
Итак, почему же к кельтам причисляют шотландцев, ирландцев и валлийцев, когда как в записях греков о них ни слова? На то есть несколько причин, но начнем с того, что делают это по стилю украшений, предметов быта и прочих артефактов, которые они оставили. Стиль этот схож с тем, что находят в Германии и Франции - в основе лежат переплетенные оранменты, которые потом, правда, начинают дополняться животными и переосмыслениями римских мифов и символики. Собственно говоря, выставка по большей части фокусируется именно на том, чтобы показать это сходство в артефактах из разных мест.
Например, показано множество торков (torc) - нашейных колец-украшений разной степени тяжести и витеиватости. Было найдено несколько кладов из них в разных местах, и хотя они могут отличаться по филигранноси (какие-то очень простые, а какие-то искусно сделанные и узорно щакрученные цепочки), несомненно, что они были распространены у всех народностей этой культурной группы. Однако, те же самые торки были и у викингов, только для них это был протой способ переплавить награбленное золото или серебро в легкопереносимую фому. Эти заплетенные из металла пруты потом сравниельно легко можно было раскрутить, отрезать кусок (чтоб, например, расплатиться им за что-нибудь), а остаток закрутить обратно. Но на выставке об этом сходстве нет ни слова, оно никоим образом не объясняется и параллелей или предположений о связи не делается. Примерно та же история с брошками - они были чуть по-разному сконструированы в разных регионах - какие-то с замкнутыми кольцами, а какие-то с открытыми, с большимим наконечниками на разомкнутых концах (например, жители современной Шотландии и Франции имели разную форму брошек). И снова они явно похожи на те, которые были очень популярны у викингов, но текст выставки упоминает лишь то, что викинги привнесли моду на более массивные брошки, а связи между настолько похожими конструкциями объектов у разных народов не делает. Возможно это просто потому, что науке не известны детали, но это только мое предположение.
Кельтские торки
читать дальше
URL записи"То, что ты придумаешь сам, будет всегда с тобой"
Белая Гвардия, Музыка
Белая Гвардия, Музыка
В прошлую пятницу наконец-таки сходила на выставку про Кльетов в Британском музее. Ходила я как раз в тот день, когда музей устроил вечернюю программу, так что днем удалось ознакомиться с выставкой, а вечером погрузиться в атмосферу.
Начну с того, что выставка эта хоть и давольно большая, но все-таки по ощущению меньше той, что была о Викингах, и по размеру, и по содержанию, да и вопросов она после себя оставляет больше, чем ответов. Впрочем, во многом это даже хорошо - после посещения я думала о ней дня три, да и до сих пор периодически мысленно возвращаюсь к ней и перевариваю, пытаюсь установить более стройную картину в своей голове. Вот что получилось на настоящий момент...
Начнем с того, что Кельты - это не генетический конструкт, а культурный. Само слово "Кельты" в первый раз было использовано древними греками для того, чтобы описать варваров, селившихся к северу от Альп, на территории современной Германии, Чехии, Франции и даже территориях, прилежащих к Черному Морю. Это термин означал чужаков, врваров, не принадлежавших к средиземноморской культуре и цивилизации. Упоминания о Кельтах можно найти в Древнегреческих источниках за 500 лет назад до нашей эры. Название это впоследствии забылось и вернулось в обиход только столетия спустя.
Сведений о Кельтах сохранилось очень мало - они не оставили после себя записей, а греческие источники тоже не особенно щедры на детали. Однако же современные результаты раскопок и исследований все же позволяют получить представление о них и их образе жизни. Как уже упоминалось выше, эти народы обощает не генетика, а стиль искусства, которое они оставили после себя. Это было более простое, основанное на орнаментах искусство (в основном, конечно, прикладное и эвелирное), которое со временем вбирало в себя и вдохновлялось раличными мотивами других культур, будь то захватчики или соседи, но тем не менее сохраняло самобытные формы. Кроме того, науке также известно, что кельты почитали реки священными, потому как в них найдено много дорогого оружия, а в диете кельтов (особенно тех, что жили на территории Британии) отсутствует рыба. О верованиях их известно очень мало, хотя какие-то легенды были пересказаны и записаны еще в средневековье. Впрочем, о легендах ниже.
Итак, почему же к кельтам причисляют шотландцев, ирландцев и валлийцев, когда как в записях греков о них ни слова? На то есть несколько причин, но начнем с того, что делают это по стилю украшений, предметов быта и прочих артефактов, которые они оставили. Стиль этот схож с тем, что находят в Германии и Франции - в основе лежат переплетенные оранменты, которые потом, правда, начинают дополняться животными и переосмыслениями римских мифов и символики. Собственно говоря, выставка по большей части фокусируется именно на том, чтобы показать это сходство в артефактах из разных мест.
Например, показано множество торков (torc) - нашейных колец-украшений разной степени тяжести и витеиватости. Было найдено несколько кладов из них в разных местах, и хотя они могут отличаться по филигранноси (какие-то очень простые, а какие-то искусно сделанные и узорно щакрученные цепочки), несомненно, что они были распространены у всех народностей этой культурной группы. Однако, те же самые торки были и у викингов, только для них это был протой способ переплавить награбленное золото или серебро в легкопереносимую фому. Эти заплетенные из металла пруты потом сравниельно легко можно было раскрутить, отрезать кусок (чтоб, например, расплатиться им за что-нибудь), а остаток закрутить обратно. Но на выставке об этом сходстве нет ни слова, оно никоим образом не объясняется и параллелей или предположений о связи не делается. Примерно та же история с брошками - они были чуть по-разному сконструированы в разных регионах - какие-то с замкнутыми кольцами, а какие-то с открытыми, с большимим наконечниками на разомкнутых концах (например, жители современной Шотландии и Франции имели разную форму брошек). И снова они явно похожи на те, которые были очень популярны у викингов, но текст выставки упоминает лишь то, что викинги привнесли моду на более массивные брошки, а связи между настолько похожими конструкциями объектов у разных народов не делает. Возможно это просто потому, что науке не известны детали, но это только мое предположение.
Кельтские торки
читать дальше
Подборка | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест?
1. Да! | 83 | (100%) | |
Всего: | 83 |
Ты смотри, какие новости ономастики. До сих пор думала, что слово «ипподром» придумали древние греки - от «(х/г)иппо» (лошадь) и «дромос» (бег). А оказывается, от имени богини Эпоны все пошло.
Вон оно че, Михалыч!!!! И в Пизе, говорят, тоже кое-что пропало...
Предположения про искукственные языки Толкина - ой далаааадно, а то, что сам он не раз указывал, на основе чего именно он их конструировал, не канает? (Да, синдарин во многом создан на основе гэллика, а вот квэнья - на основе суоми и...тибетских наречий)
Насчет богини лошадей, да, тут выше комментаторы правы, но я честно говоря не копала на эту тему, меня заинтересовало то, что слова однокоренные и я сделала такой вывод, каюсь, неверный.
Silver Mirror, Однокоренные, но разными путями, не так как вы представили. Но галльское epos и ипподром действительно слова одного корня. Впрочем у галлов был и глагол lubi - о значении думаю догадаетесь.
С Галлией все интереснее, римляне начали очень быстро сливаться с местным населением, рождая песни со словами - nata vimpi pota vinum, это пример галло-романского. А предоставив галлам право учится, служить, они отбросили непосредственно галльские языки и диалекты в деревни. Для службы требовался латинский. Но именно латинский и галльские языки легли в основу приведенной выше народной латыни.
А на островах не галлы уже, а гойделы и соответственно гойдельские языки.
А то что называют сейчас кельтскими мифами, это то, что фелиды (переобувшись в христианских миссионеров) записали на бумагу в 5-6 веках, и что было переписано по второму кругу в 12-4 веках. И каждый раз из текстов изымалось все что относилось к священным знаниям. Так как основной принцип друидов, фелидов, ватесов гласил - Священное не записывается.
Вот вам такая информация к размышлению, галльская керамика составляла серьезную конкуренцию римской, галльское ювелирная продукция была раскопана и на территории бывшего Хорезма.
Когда римляне штурмовали Бибракту, Алезию, Неметоцену - они щтурмовали высокие каменные стены, а Нуманция вообще стала символом кельтиберского сопротивления.
Вряд ли я когда-нибудь доберусь до нее, а узнать про нее было любопытно.