Пишет

Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие — священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.
Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?
читать дальшеНачнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли.
Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.
Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).
У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).
Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком). Но это и было причиной жестокой фрустрации — в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки.
Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.
К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно — все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).
В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.
Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.
На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.
Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян — но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.
По ссылке — пост о. Андрея Кураева на ту же тему, содержащий весьма интересное критическое описание славления из книги 1860–х годов.
P.S. По мысли, высказанной в комментариях, процессия изображена в наиболее пикантный момент — она добралась до деревенского кабака (кабак и живущий при нем кабатчик — это тоже домохозяйство, подлежащее посещению). Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом. Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего — вот поп и дошел до столь жалкого состояния.отсюда
Кавайный отморозок, вы невнимательны. Самый низкий показатель - 35% (поскольку 65% не смогли причислить себя к религиозным людям).
если человек не соблюдает все церковные обряды и традиции, это не значит, что любые обряды и традиции ему неинтересны и не нужны.
Кавайный отморозок, ага, конечно)). Они ему так нужны, так нужны!))) Именно поэтому он их не соблюдает. Вы сами понимаете, что сказали?))) На шута человеку церковь, если он в нее не ходит?
Вы много священников-то видели
У нас тут Сергиев Посад рядом, насмотрелась выше крыши.
Я видела много сельских священников и из маленьких городков, нормальные, отзывчивые люди.
Молодцы, очень рада за них. А тоже знаю много отзывчивых людей, но далеко не все из них священники. Даже не все из них верующие, представляете?)) Отзывчивость человека с религиозностью никак не связана. То, что священники порой выполняют функции соц.работников, это похвально. Хоть какая-то от них польза. Правда, я бы предпочла, чтобы эти функции выполняли сами соц.работники, не забивая при этом людям голову антинаучной фигнёй. А деньги, потраченные на постройку очередной никому не нужной церкви, которая будет стоять пустой 90% времени, пошли бы на постройку больницы или приюта для тех же самых старушек. Но это уж мои пустые фантазии))).
так уж сложилось, что лично вы у меня относитесь к той категории людей диалог с которыми возможен только в ситуации "надо убить время".
Хоук, на самом деле, вам просто слабО, но слив защитан.
65% не смогли определиться, религиозны они или нет, поэтому я бы их ни к одной группе и не причисляла.
На шута человеку церковь, если он в нее не ходит?
Человек может любить Стаса Михайлова, но не ходить на все его концерты, не любить все его песни. Понимаете, к чему я? Религия, как и все прочее, со временем меняется. Какие-то обряды отмирают, появляются новые, это нормально. Есть более религиозные люди, есть менее. Неужели вы считаете, что религиозность заключается только в походах в церковь? Это же не университет, где за 10 прогулов отчисляют. Человек может не помнить обо всех мелких религиозных праздниках, но, например, считает важным, чтобы после его смерти совершили обряд отпевания. Верующие - не роботы с вбитым в мозг расписанием всех служб-обрядов-обязательств, они такие же люди, которые могут устать, забыть, залениться, в конце концов.
Отзывчивость человека с религиозностью никак не связана.
Я вам о том и пишу. Вы тут обвиняете всех попов, а потом пишите, что религия тут не при чем. Ну не пошли бы они в церковь, стали бы депутатами, воровали бы там, какая разница?
Вот мне интересно, столько людей возмущаются тем, что геи выпячивают свою ориентацию, что православные со своей религией в каждой бочке затычка, а к атеистам это не относится? Тут вообще разговор про картину, при чем тут ваше ценное мнение о пользе религии? Вы сейчас выглядите как тот самый гей, который в комментариях к посту со свадебными платьями возмущается, что ему никогда не выйти замуж.
читать дальше
Данные ФОМ на июнь 2013 года следующие[14]:
читать дальше
По данным опроса ВЦИОМ лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. А согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение» в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются.
Согласно опросу Исследовательской службы "Среда", проведённому в 2012 году, каждый месяц и чаще религиозные службы посещают в целом 8 % россиян, а 38 % никогда не посещают богослужения.
RitaAfanasieva, я тоже не посещаю богослужения, но время от времени захожу в церковь по разным нуждам (просто постоять, свечку поставить, со священником поговорить).
соблюдение всех религиозных обрядов включает в себя произнесение всех положенных суточных и ситуативных молитв в том числе.
тем не менее вопрос стоял в чем? Полезен ли священник (а не каков процент правильных христиан). Судя по проценту людей, причисляющих себя к православным - священник нужен в той или иной степени большинству.
Ека Пантера, психологическая помощь — хорошо, промывка мозгов — плохо.
А ещё есть классные ценности 'убей камнями изменницу-жену и гея-соседа, и тех, кто в субботу работает'.
Кавайный отморозок, вот я и не причисляю. Если их нельзя причислить к религиозным людям, то процент религиозных какой будет? 100-65=35%
Человек может любить Стаса Михайлова, но не ходить на все его концерты
Кавайный отморозок, верно. Но если он не ходит на концерты Стаса Михайлова, то зачем ему нужен концертный зал в двух кварталах? И какая ему польза от администратора этого концертного зала, который он не посещает? Мы же говорим о той пользе, которую якобы приносят священнослужители ВСЕМ людям. Я пытаюсь объяснить, что далеко не всем, а очень небольшому проценту. В чем заключается религиозность человека - это совершенно другой вопрос. Там, впрочем, тоже есть, над чем посмеяться. По данным всё того же ВЦИОМ, лишь 54% тех, кто называет себя православными, знакомы с содержанием Библии. А 27% не знают ни одной (!) из десяти заповедей. В чем уж там они религиозны, мне не понять))).
Ну не пошли бы они в церковь, стали бы депутатами, воровали бы там, какая разница?
Кавайный отморозок, вы такого низкого мнения об их моральном уровне?)))
Тут вообще разговор про картину, при чем тут ваше ценное мнение о пользе религии?
Кавайный отморозок, ну сосредоточтесь, пожалуйста. Пост про житье-бытье сельских священников. Зашла речь о том, насколько тяжёл и нужен их труд (неожиданно, правда?). Я высказала свое мнение на эту тему. Если вам неприятно то, что я говорю, это вовсе не означает, что я должна заткнуться и "не выпячиваться". Я всё равно буду говорить то, что думаю, а вы можете скрипеть зубами хоть до морковкина заговенья, мне без разницы.
А ещё есть классные ценности 'убей камнями изменницу-жену и гея-соседа, и тех, кто в субботу работает'.
Где вы это взяли? В каких-нибудь ветхозаветных писаниях? Вы серьезно уверены, что сейчас священники на службах и проповедях к этому призывают? оО
RitaAfanasieva, весь смысл Ваших высказываний
Rizarudo, вот именно, что в той или иной степени. И, судя по статистике посещения храмов, степень эта не так уж велика. При этом руководство РПЦ настаивает на том, что церквей, якобы, катастрофически не хватает. И под этим соусом в Москве, например, сейчас регулярно уничтожаются скверы и парки, которые реально нужны большинству окрестных жителей. А на их месте строятся храмы, которые посещать будет от силы 9% населения. Зачем?...
Но если он не ходит на концерты Стаса Михайлова, то зачем ему нужен концертный зал в двух кварталах? И какая ему польза от администратора этого концертного зала, который он не посещает?
Я написала не ходит на все концерты, чуете разницу? Кто-то не ходит, кто-то ходит редко, но залы все равно каждый раз заполнены.
Мы же говорим о той пользе, которую якобы приносят священнослужители ВСЕМ людям.
Что? Не уверена уже, о чем вы говорите, но я говорю точно не об этом. Не идет тут речь обо всех людях.
По данным всё того же ВЦИОМ, лишь 54% тех, кто называет себя православными, знакомы с содержанием Библии. А 27% не знают ни одной (!) из десяти заповедей.
Ну, во-первых, поскольку православных у нас много, есть большое количество людей, которые себя к таковым причисляют по инерции - раз вся семья верующая, то и я вроде как. Есть такое. Но почему за них должны отвечать действительно верующие?
А вообще меня не покидает ощущение, что для вас механика религии и получения высшего образования где-то очень рядом стоит. Какой же ты инженер, если ГОСТа не знаешь?! Тут все не совсем так. Или даже скорее совсем не так.
Я-то надеюсь, что не пошли бы они в церковь, стали бы хоть теми же соцработниками, например.
Я говорила о тех, которые покупают яхты и носят часы за миллионы долларов. Они бы соц.работой никогда бы не занялись.
Пост про житье-бытье сельских священников.
Картина-то 1861 года, при чем тут вы и современные священники?
Вы мне сейчас напоминаете тех людей которые иногда набегают в группы помощи животным и обвиняют всех в том, что эти деньги можно было потратить на помощь детям, строительство больниц или любое другое благое дело. Мб я отстала от жизни, но, по-моему, мы не платим никаких налогов в пользу церкви? Так почему вас так волнует, на что тратит деньги эта организация, если ваших там нет?
Кавайный отморозок, а что, Ветхий Завет уже отменили? Он больше не является частью Библии? Или Библия теперь является священной книгой лишь выборочно?
Да, к насилию они не призывают (этого еще не хватало). Но в «Основах социальной концепции РПЦ» прямо заявлено, что церковь не согласна с движением мирового сообщества в сторону нормализации гомосексуальности. И именно православные активисты регулярно устраивают погромы в гейфрендли-местах.
RitaAfanasieva, Вы сейчас пытаетесь увести разговор от темы верующих к теме внутренних дел церкви, к тебе политики церкви в государстве и тэдэ. Зачем?
а что, Ветхий Завет уже отменили?
RitaAfanasieva, Автор послания к Евреям говорит: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их…Говоря „НОВЫЙ ", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:7-13).
Прикиньте? : )
Какое вам дело до того, как люди проводят свое свободное время, куда несут свои деньги и куда макают своих младенцев, покуда это не вредит ничьей жизни и здоровью?
Ребёнок и взрослый волен сам решить, кем быть. Так что крещение — это как с детства в ЕдРо записать.
Да, церковь не согласна с гомосексуалистами, потому что сексуальные отношения. Но среди верующих много поддерживающих геев людей, думаю, со временем религия их тоже "признает". Но неужели церковь официально призывает убивать геев? Громить места их сбора? Зачем вы снова перекладываете ответственность с идиотов на нормальных людей? Знаете, сколько преступлений совершают неверующие? Мне вас теперь в этом тоже обвинить, раз они "из ваших"? Частенько бывала и бываю в гей-френдли местах, громят их все, кому не лень, увы.
Постойте, если вы неверующая, то почему обряд крещения имеет для вас какую-то значимость? На ребенка просто побрызгали водой. Или вы все-таки считаете, что после этого он как-то изменится? Ну запишите в ЕдРо, подрастет - выпишется.
The Eternal Question, запись в партию, это просто корочки. Для всего остального нужно самостоятельно проявлять активность. Сколько людей, крещеных в детстве, которые сейчас не носят крестик и не чувствуют никакой религиозной ответственности?
Кавайный отморозок, да я не прошу никого ни за кого отвечать. Прошу всего лишь учесть, что среди якобы православного большинства реально религиозных людей гораздо меньше.
Я говорила о тех, которые покупают яхты и носят часы за миллионы долларов. Они бы соц.работой никогда бы не занялись.
Кавайный отморозок, ааа, про этих... Да что про них говорить? От таких в любом случае пользы нет и не было бы, куда их не засунь)).
Картина-то 1861 года, при чем тут вы и современные священники?
Кавайный отморозок, тут, пожалуй, соглашусь. Хотя, по-моему, не так уж много изменилось в степени полезности священников для общества)).
мы не платим никаких налогов в пользу церкви? Так почему вас так волнует, на что тратит деньги эта организация, если ваших там нет?
Кавайный отморозок, еще как есть! На сегодняшний день церковь во многом существует за счет государства. Государство вкладывает деньги в строительство церквей, выделяет им бесплатные земли. Те же парки и скверы: думаете, они их выкупают? Да щаз! Бесплатно получают. К тому же, государство избавляет церковь от налогов и закрывает глаза на церковный бизнес. Я уж не говорю о многочисленных православных общинах, попав в которые люди порой остаются без квартир, без имущества, и всю жизнь рабски пашут на эту секту во славу Божию. А ведь туда может угодить кто угодно, в том числе, и кто-то из моих близких. Так почему бы мне не волноваться?
Rizarudo, я с самого начала говорила только о церкви и священниках. Вера - личное дело каждого, и в это я лезть не собираюсь.
Зачем тогда это вообще нужно? Лишний раз денег отсыпать? Ну хорошо, не государству же платить.
Кавайный отморозок, нет, не отменили, как не выражайся. В Библию по сей день входит 50 книг Ветхого Завета, и никто это не отменял. Церковь вообще крайне консервативна. Да, что-то меняется, но не так быстро, как в светском обществе. Поэтому церковь уже давно стала тормозить развитие общества, а не способствовать ему, как было когда-то.
Знаете, сколько преступлений совершают неверующие? Мне вас теперь в этом тоже обвинить, раз они "из ваших"?
Кавайный отморозок, если эти преступления будут совершаться под лозунгом "Во имя атеизма!", то да. Но в том-то и разница, что атеисты никому не навязывают какой-то особый образ жизни. Атеизм не требует от своих последователей постоянно “ходить перед атеизмом”, как религия призывает верующих "ходить перед Богом". Атеизм не призывает никого жить только тем, что “Бога нет” и любить атеизм "всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми помышлениями своими”. Атеисты не требуют служения, и никто не совершает преступлений во имя атеизма. Так что обвинить не получится, ну никак))).
Согласна, это справедливо.
Хотя, по-моему, не так уж много изменилось в степени полезности священников для общества))
На мой взгляд тогда они как раз были гораздо более нужными и полезными, в те времена религиозных людей было гораздо больше. Вообще чем дальше в историю погружаешься, тем более полезной оказывается религия. Ну, в среднем по больнице.
RitaAfanasieva,
Освобождение от налогов, конечно, выливается в недополученную прибыль, но в целом это не совсем трата денег, уплаченных гражданами. В остальном, согласна, косяк, но как уже выше сказали, не стоит мешать в кучу верующих людей и церковный менеджмент.
Ну а секты тут вообще сбоку-припеку так-то.
Не против чего? Того, чтобы меня крестили? Да, я не против, меня крестили, когда я была маленькой, потому что для моих родителей это было важно. Я выросла, не считаю себя верующей, и не испытываю никакого дискомфорта от того, что надо мной когда-то провели обряд, не имеющий для меня никакого значения. А должна?