Искатель @сокровищ
Пишет Iolanta Northern:
Практика показывает, что здесь слова "незрячий ребёнок/человек" можно заменить на слова "любой человек с визуально заметными нарушениями": слабослышащий, человек с проблемами в ОДА, а также иными возможными нарушениями.
Сегодня мне написала мамочка незрячего ребёнка. Спрашивала про особенности воспитания.
Я и сама в такие моменты не рада, потому что ничерта я не специалист, рассказать могу только о практике да о своём опыте, подкреплённом опытом некоторых знакомых, с которыми имела счастье такие темы обсуждать. Могу ещё посоветовать хороших тифлопедагогов, занимающихся развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако же надо поговорить с человеком, успокоить, нацелить на борьбу с учреждениями бесплатной медицины, потому как борьба будет не шуточной. Вот и поговорили. О подробностях всего разговора рассказывать не буду, потому как там, в общем-то, ничего нового не было - испуганная зрячая девушка, имеющая счастье воспитывать совсем маленького незрячего ребёнка; типичные серьёзные зрячинские вопросы: холодные, практичные, иногда в поиске верного пути или резкой остановки "нет, точно не так". Но она, эта девушка, натолкнула меня на очень интересную мысль, которую я бы даже для себя записала и точно сформулировала, потому что это невероятно важно.
Почему нельзя проявлять свою жалость к незрячим детям при них самих; высказывать мысли "я бы хотел поделиться с тобой своими глазами, чтобы ты видел"? Почему нельзя делать явных указаний на невыгодность положения незрячего ребёнка?
Потому что это будет великим противоречием для сознания самого ребёнка. А возможно, и моральной травмой.
Вот родился незрячий ребёнок. Или, возможно, он потерял зрение в достаточно раннем возрасте - с уверенностью я бы стала говорить про период до года. Отбрасывая все сантименты - для него эта ситуация нормальна и естественна, какой бы чудовищно ужасной, болезненной и несправедливой она не казалась его родителям. Подрастая, ребёнок понимает - у людей вокруг есть другой способ восприятия мира: они могут осматривать вещи, не прикасаясь к ним, оценивать их на расстоянии; большинство людей вокруг имеют понятие об ещё одной характеристике вещей - цвете. У него такой возможности нет. Но как к этому относиться, юное создание ещё не знает. И решить это ему помогут люди, с которыми он общается больше всего, которые помогают ему узнавать новое об этом мире.
Жалея ребёнка, молодые родители, сердобольные бабушки и дедушки как бы говорят ему: "Твоё положение невыгодно. Ты отличаешься от нас всех в худшую сторону. Ты более слабый, поэтому имеешь больше привилегий в этом обществе". Это, во-первых, очень негативно влияет на инициативность, на стремление добиваться всего самому - а этого в детях хватает, как по мне, и это особенно нужно поддерживать в данном случае. Во-вторых, это противоречит всем нормам справедливости с точки зрения ребёнка. Когда ребёнка жалеют? Когда ему больно. Когда он упал и расшибся, когда случилось что-то, что его серьёзно расстроило. В таком случае почему его жалеют сейчас? Боли он не испытывает. Собственно, ему вообще-то неплохо живётся, для него ничего не менялось, ситуация для него естественней, чем всё остальное естественное. Ребёнок не имеет никаких практических представлений о зрении, ему не о чем жалеть и ничего не хочется "вернуть" - ему и возвращать-то нечего. Откладывая в сторону все охи и вздохи родителей, которые себя на месте своего чада тоже представляют слабо, можно сказать, что ничего особенно страшного для ребёнка не случилось. Потом у него будут проблемы - со зрячими сверстниками, со странными взрослыми, с системой, которая не принимает его и пытается загнать в какие-то общественные рамки. Но это проблемы не из-за зрения, это проблемы из-за внешних факторов. И именно поэтому детей могут напугать заявления о том, что "я бы отдал тебе свои глаза" или "я бы хотел вернуть тебе зрение любой ценой" - такие заявления часто случаются, и я понимаю, почему иногда их делают. Но с точки зрения ребёнка всё более чем странно - он живёт и ему хорошо (если ему хорошо), говорящего зрячего, вроде, тоже в целом устраивает положение вещей относительно собственной зрячести. Зато говорящего явно не устраивает незрячесть, пугает и страшит; а ребёнка - нет, не страшит. Что не так?
читать дальше
URL записиСегодня мне написала мамочка незрячего ребёнка. Спрашивала про особенности воспитания.
Я и сама в такие моменты не рада, потому что ничерта я не специалист, рассказать могу только о практике да о своём опыте, подкреплённом опытом некоторых знакомых, с которыми имела счастье такие темы обсуждать. Могу ещё посоветовать хороших тифлопедагогов, занимающихся развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако же надо поговорить с человеком, успокоить, нацелить на борьбу с учреждениями бесплатной медицины, потому как борьба будет не шуточной. Вот и поговорили. О подробностях всего разговора рассказывать не буду, потому как там, в общем-то, ничего нового не было - испуганная зрячая девушка, имеющая счастье воспитывать совсем маленького незрячего ребёнка; типичные серьёзные зрячинские вопросы: холодные, практичные, иногда в поиске верного пути или резкой остановки "нет, точно не так". Но она, эта девушка, натолкнула меня на очень интересную мысль, которую я бы даже для себя записала и точно сформулировала, потому что это невероятно важно.
Почему нельзя проявлять свою жалость к незрячим детям при них самих; высказывать мысли "я бы хотел поделиться с тобой своими глазами, чтобы ты видел"? Почему нельзя делать явных указаний на невыгодность положения незрячего ребёнка?
Потому что это будет великим противоречием для сознания самого ребёнка. А возможно, и моральной травмой.
Вот родился незрячий ребёнок. Или, возможно, он потерял зрение в достаточно раннем возрасте - с уверенностью я бы стала говорить про период до года. Отбрасывая все сантименты - для него эта ситуация нормальна и естественна, какой бы чудовищно ужасной, болезненной и несправедливой она не казалась его родителям. Подрастая, ребёнок понимает - у людей вокруг есть другой способ восприятия мира: они могут осматривать вещи, не прикасаясь к ним, оценивать их на расстоянии; большинство людей вокруг имеют понятие об ещё одной характеристике вещей - цвете. У него такой возможности нет. Но как к этому относиться, юное создание ещё не знает. И решить это ему помогут люди, с которыми он общается больше всего, которые помогают ему узнавать новое об этом мире.
Жалея ребёнка, молодые родители, сердобольные бабушки и дедушки как бы говорят ему: "Твоё положение невыгодно. Ты отличаешься от нас всех в худшую сторону. Ты более слабый, поэтому имеешь больше привилегий в этом обществе". Это, во-первых, очень негативно влияет на инициативность, на стремление добиваться всего самому - а этого в детях хватает, как по мне, и это особенно нужно поддерживать в данном случае. Во-вторых, это противоречит всем нормам справедливости с точки зрения ребёнка. Когда ребёнка жалеют? Когда ему больно. Когда он упал и расшибся, когда случилось что-то, что его серьёзно расстроило. В таком случае почему его жалеют сейчас? Боли он не испытывает. Собственно, ему вообще-то неплохо живётся, для него ничего не менялось, ситуация для него естественней, чем всё остальное естественное. Ребёнок не имеет никаких практических представлений о зрении, ему не о чем жалеть и ничего не хочется "вернуть" - ему и возвращать-то нечего. Откладывая в сторону все охи и вздохи родителей, которые себя на месте своего чада тоже представляют слабо, можно сказать, что ничего особенно страшного для ребёнка не случилось. Потом у него будут проблемы - со зрячими сверстниками, со странными взрослыми, с системой, которая не принимает его и пытается загнать в какие-то общественные рамки. Но это проблемы не из-за зрения, это проблемы из-за внешних факторов. И именно поэтому детей могут напугать заявления о том, что "я бы отдал тебе свои глаза" или "я бы хотел вернуть тебе зрение любой ценой" - такие заявления часто случаются, и я понимаю, почему иногда их делают. Но с точки зрения ребёнка всё более чем странно - он живёт и ему хорошо (если ему хорошо), говорящего зрячего, вроде, тоже в целом устраивает положение вещей относительно собственной зрячести. Зато говорящего явно не устраивает незрячесть, пугает и страшит; а ребёнка - нет, не страшит. Что не так?
читать дальше
Свое | Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 360 | (100%) | |
Всего: | 360 |
Возраст - 26 лет, стаж функциональных нарушений - 19 лет.
P.S. Написала, перечитала, поняла, что не только к людям с ОВЗ относится))
подобная форма жалости к себе не поможет ни ребёнку, ни родителю. отказываться надо от неё сразу. имею ребёнка 6 лет с нарушениями в развитии. много общалась с родителями столкнувшимися со схожими проблемы знаю о чём говорю.
В коллективе тяжело в детстве, и с ровесниками и со старшими. И потом проблемы. Но это всё решаемо. Потом наращиваешь мозоль
/страх остается, но это уже другой разговор/
Хорошо что много лет назад когда не было доступных педагогов и книжек, мои предки действовали инстинктивно верно.
Естественно, без слов сочувствия, по деловому нейтрально, так сказать.
красный шапк, вообще да, очень многие родители это именно как "кару" воспринимают. И потом всю жизнь пытаются понять, за что им такая участь - и себя терзают, и детей, которые так-то вообще не в теме, какого, собственно, чёрта.
Капитан Крыс, да с годами вообще-то очень многое решается - в связи с наработкой опыта, в том числе: своего и чужого.
/страх остается, но это уже другой разговор/
Страх перед чем?
Шенайя, вежливо и нормально. Ой, да вы и сами уже всё нашли.
Anla-shok, ну вот, ваш интересный опыт собственно подтверждает мои слова. Всё относительно так, как человек, учившийся в школе для детей с ОВЗ говорю. *умолчим о качестве образования*
Victoria@Doran, мы стараемся.
красный шапк, вообще да, очень многие родители это именно как "кару" воспринимают. И потом всю жизнь пытаются понять, за что им такая участь - и себя терзают, и детей, которые так-то вообще не в теме, какого, собственно, чёрта.
Капитан Крыс, да с годами вообще-то очень многое решается - в связи с наработкой опыта, в том числе: своего и чужого.
/страх остается, но это уже другой разговор/
Страх перед чем?
Шенайя, вежливо и нормально. Почитайте, пожалуйста, вот этот пост, я там весьма подробно такие вещи расписала. Длинновато правда:
iolanta-northern.diary.ru/p200366973.htm
Anla-shok, ну вот, ваш интересный опыт собственно подтверждает мои слова. Всё относительно так, как человек, учившийся в школе для детей с ОВЗ говорю. *умолчим о качестве образования*
Victoria@Doran, мы стараемся.
Пишете, что часто сталкивались с таким. Не могли бы поделиться опытом? Чего с этим делать: и со стороны детей, и со стороны родителей. Мне интересно.)
Iolanta Northern, я прошу прощения, но не могу не задать этот вопрос: вот что делать людям, которые знают разницу как в сторону ухудшения, так и резкого улучшения? Пожив с высокой близорукостью я в некоторой степени представляю себе, как видят мир слабовидящие люди, и.. и не знаю. Что мне делать, если зрение для меня огромное удовольствие, а не просто функция, и я бы хотела этими ощущениями поделиться из самых лучших побуждений, чтобы человек мог разделить радость со мной, как я это могу корректно выразить?
Вам спасибо!
akiokocoon13, вы это серьёзно? Вы хотите этим делиться?
Для меня это просто достаточно неожиданная реакция...
Можете попробовать, скажем, тифлокомментирование фильмов. Знаете, что это такое или рассказать? Это очень интересная и важная штука, но без помощи глазастых она не так приятна, как с ней.
Тифлокомментирование фильмов? В общих чертах я понимаю, что это, но тут есть нюансы. Во-первых, я не знаю, как прокомментировать сугубо зрительные свойства: цвет, освещённость. А есть фильмы, где это несёт смысловую нагрузку, тот же Плезантвилль. Во-вторых, думаю, я могла бы комментировать фильм в живую при просмотре, или написать текст для диктора, озвучить его на запись - вряд ли, у меня довольно фиговая дикция, но я стараюсь исправиться
Нет, я не против помощи, когда она нужна.
Но почему к вам каждый считает возможным подойти и начать бесцеремонно расспрашивать - а что? а как? А чем? А что вы чувствуете? А с кем живете? Если к здоровому подойти с требованием медкарты - анкеты - исповеди - он даст по шее. А тут - ничего, можно.
И если вы хотите попробовать это как-то объяснять, вам стоит подумать об этом побольше, потому что я сейчас тоже не совсем вас поняла - оно и ясно.
Тифлокомментированием можно заниматься вживую. Я вот только вам так сразу не скажу, где...
Тананда, а потому что "нездоровый", потому что считается, что это показное "сочувствие", жалость и интерес, который на самом деле нифига не интерес сделает кому-то приятно - смотрите-ка, о нём подумали!
Ну и ещё люди, видя явные физические нарушения, чаще всего страшно пугаются и начинают выпаливать первое, что приходит в голову, без всяких фильтров - в духе: "ой, а как же ты так живёшь?!"
Моя интеллигентная часть учит меня быть спокойнее в такие минуты, но иногда тянет
убиватьговорить "закройте рот".Алуар, ну, и плюньте. Занимайтесь своим делом и собирайте услышанные курьезы. Я бы уже могла на эту тему диссертацию по психологии защитить.
Из себя выводит редко, конечно, только если уж совсем какая-то наглость или, скажем, просто чаша терпения переполнилась. А так... ну забавно, ну люди, ну разговаривают. Тяжело, правда, привыкать к указаниям на твою несамостоятельность - этого добра у меня хоть отбавляй, но какого чёрта я должна всем доказывать? В общем, неприятная тема для меня)
«Тифлокомментированием можно заниматься вживую. Я вот только вам так сразу не скажу, где...»
Почему-то мне всегда казалось, что этим занимаются семья и друзья или дикторы. Ни разу не слышала о каком-то организованном показе с живым тифлокомментированием большего или меньшего масштаба. Да и пожалуй мне будет довольно стеснительно много говорить в большой незнакомой компании.
Мужик в троллейбусе, игриво: "А что это Бог вам не помогает? Нагрешили?"
На улице: "Постойте, поговорите со мной! - останавливаюсь, мало ли что случилось. - Вот вы -человек с ограниченными возможностями. Скажите, что вы чувствуете?"
"Скажите, вы потерялись?" (нет. А вы?)
"Разрешите дать вам совет. Вот моя знакомая прикована к постели, но она никогда не жалуется!" (следует долгий рассказ о ненужной мне знакомой, и ведь не убежишь)
На улице подскакивает старушка и берет за руку. Спрашиваю: "Вам нехорошо? Вам помочь?" - "Это я вам хочу помочь" - закатывает глаза, видимо, чувствует себя при этом Кашпировским.
Не счесть магов черных, белых и зеленых, а также распространителей и травников всех мастей, каждому из которых нужен подробный рассказ, что случилось "Чтобы лучше вам помочь"
Про всевозможных сектантов и свидетелей иеговы вообще не говорю, если они ко мне не подходили - день прожит зря.
Периодически я слышу неприличные предложения, и высказываются они вполне вежливо и корректно. Я что-то упустила, теперь такая манера знакомиться?
И лишь один раз на улице вполне благополучный мужик заорал, что нечего инвалидам по улице шляться, надо дома сидеть!
Это было забавно, так что не обиделась, а с удовольствием добавила его в коллекцию. Он бы удивился, если бы узнал, что один такой.
Да не помню, если честно, много всего было.