Аббатство Фонтхилл - an orgy of reckless gothic*В начале 19 века довольно известный в английских кругах того времени как писатель готических новелл, страстный коллекционер прекрасностей
и вообще всяческий содомит, Уильям Бекфорд страшно маялся бездельем, депрессиями по поводу недавно потерянной жены и думал куда бы ещё приткнуть доставшийся ему в детстве от его помершего родителя миллион фунтов. Помножив своё
воспалённое сознание непристойно большое наследство на романтичный образ легендарных сооружений вроде "лебединого" замка Людвига II, он решил создать себе нанокоролевство.
+++++
К делу он подошёл основательно: раздобыл самого популярного тогда архитектора Уатта, у которого уже был опыт постройки подобных капризов, и повелел ему воздвигнуть дворец к утру заказал ему готический собор по своим эскизам. Тот, естественно, решил не упоминать, что готики раньше не творил и вообще на стройке появлялся довольно редко, так что всем вдохновенно заправлял сам "маэстро", который, в свою очередь, хотел всё и побыстрей, потому здание строилось из древесины и цемента.
Первой возмутилась башня, которая внезапно рухнула, достигнув отметки в 90 метров. Поразмыслив, маэстро возвёл в последующие семь лет на её месте каменную, оставив попытки увенчать её грандиозным шпилем. Но даже и без него эта башня была самой высокой в Британии ещё сотню лет.
10-метровые входные двери представляли, убранный в красно-фиолетовых тонах, щедро сдобренный златом и прочими ништяками интерьер во всей красе. Вильям перевёз туда всю свою обширную коллекцию предметов искусства задолго до окончания строительства, обустроил свой дрим-пэлэс в лучших традициях роскоши и окуклился. Он использовал крошечную неотапливаемую спальню в юго-западной башне и каждый день требовал сервировать стол на 12 персон. Строительство завершилось ... ну, то есть, так и не завершилось в 1813 году со смертью Уатта.
Только однажды, в 1800 году под Рождество он принял гостей, это были Горацио Нельсон и Леди Гамильтон. Верхняя часть башни решила заглянуть на кухню к концу застолья.
Оправившись от негодования по поводу очередного нисхождения, Уильям даже оценил полегчавшую и похорошевшую верхушку и при реставрации не стал многого менять.
В сентябре 1822 года появилось обьявление, что Бекфорд собирается продать Фонтхилл. Тогда-то люди и сошли по нему с ума. Каждые выходные собор посещало более 7к человек, долина Солсбери стала чуть ли не самым посещаемым местом. По ажиотажу его сравнивали с лондонским Crystal Palace. По неудачной прихоти здание было продано не очень чистому на руку шотландскому торговцу оружием, Джону Фарквхару, который за последующий год сумел распродать почти всё его содержимое. Бегфорд позже потратил кучу денег и времени, гоняясь за аукционами и втридорога выкупая свои любимые книги.
John Buckler, The Ruins of Fonthill Abbey, 1825.
21 декабря 1825 года в три часа дня главная башня рухнула в третий раз, на этот раз захватив с собой большую часть здания. Это событие очень сблизило Уильяма с Фарквхаром, последний даже завещал остатки собора Бекфорду. Тот, впрочем, уже был влюблён в другую башню в Бате и распыляться на оставшиеся после смерти торговца в 1826 году руины не стал.
Сейчас от аббатства осталась только часть левого крыла, которая используется как частный дом.
_____________
* Фонтхилл много лет высмеивали как "оргию безрассудной готики" за его авангардность и отсутствие всякой симметрии, несмотря на то, что аббатство явно основано по законам церковных зданий. Поэтому здание лучше всего смотрелось с угловых ракурсов, за что приверженцы классики готовы были предать анафеме. У каждого крыла свои оконные размеры и свой масштаб, всё это разбивало здание и превращало его в коллаж.
Здесь говорят, что от слишком быстрых темпов строительства.
А вообще всяческим эксцентричным нуворишам на заметку)
А вообще, любопытная история. Сам Бекфорд у меня упорно ассоциируется с дез Эссентом, почему-то. Я понимаю, что прототипом главного героя романа Гюисманса "Наоборот" был совершенно другой человек - Робер де Монтескью, но между этими двумя определённо есть что-то схожее: увлечение востоком, «Интерьер - это состояние души» (кстати, высказывание принадлежит графу де Монтескью) и странные причуды...