ВАРВАРА-КРАСА![](http://lh3.ggpht.com/_3GsaMpF9EIw/TPvhHHuXPjI/AAAAAAAACHM/Ah021JjMFEg/s800/Barbara%20Dmitrievna%20Mergassov%20Rimsky-Korsakova%201864.jpg)
Франц Ксавер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter)
Портрет Варвары Римской-Корсаковой, 1864, холст, масло
Париж, Франция, Музей Орсе
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879) очаровала Европу середины XIX века, бросила дерзкий вызов мстительной супруге Наполеона III императрице Евгении, шокировала свет своими прозрачно-призрачными нарядами и послужила прототипом блистательной графини Лиди из «Анны Карениной».
читать дальше...С портрета немецкого живописца Франсуа Ксавье Винтерхальтера, известного своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия, на многочиленных посетителей парижского Музея Орсе смотрит гордая молодая дама - невероятно обворожительная особа, закутанная в полупрозрачную накидку. Скромная табличка сообщает: «Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова. 1864 г.».
История жизни этой дамы, от одного присутствия которой мужчины всей Европы впадали в благоговейный транс, достойна внимания современников. Известно, что родилась и выросла Варвара Дмитриевна в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых. Не успела юная провинциалка появиться на московских балах, как тут же была замечена одним из самых завидных женихов того времени - бравым гусаром Николаем Сергеевичем Римским-Корсаковым, слывшим отчаянным сердцеедом. Один вальс, встреча взглядов, и удивленная Варенька неожиданно получает предложение руки и сердца... На которое не раздумывая отвечает согласием.
Семья будущего мужа Варвары Дмитриевны была широко известна в обеих российских столицах. Скорее всего, возвышение этого рода началось с того, что один из Римских-Корсаковых (все мужчины этого рода отличались статной фигурой, высоким ростом и прочими внешними достоинствами) стал штатным фаворитом императрицы Екатерины II, - отсюда почести, награды и титулы. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми балами. А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».
Свадьба Вареньки Мергасовой и Николая Римского-Корсакова состоялась в мае 1850 года. Свидетели венчания писали, что такой красивой пары город не видел давно. Невесте было всего шестнадцать, жениху - двадцать лет. Если верить документам, опубликованным в «Пензенском временнике любителей старины», их первенец появился на свет через три месяца после свадьбы, в августе 1850-го. Через три года в молодой семье родился еще один сын, а еще через два лета - третий. Причем роды совершенно не испортили прелестного облика Варвары Дмитриевны, которая на зависть всем не теряла ни румянца, ни грациозности, ни девичьей свежести.
Казалось, союз Варвары Дмитриевны и Николая Сергеевича ничем не разрушить. Супруги Римские-Корсаковы регулярно появлялись на балах, посещали лучшие гостиные и вообще были дружны. Лев Николаевич Толстой вывел эту заметную чету в образе Корсунских в своей «Анне Карениной». «Лучший кавалер (это о Николае Сергеевиче), главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, женатый красивый и статный мужчина». А в «невозможно обнаженной красавице Лиди» легко узнается Варвара Дмитриевна.
Кто теперь узнает, что на самом деле скрывалось в дальних комнатах роскошного особняка Римских-Корсаковых? Когда между супругами возникла неприязнь или обида, почему разладились высокие отношения? Впрочем, жизнь двоих - всегда тайна... Да и Николай Сергеевич в воспоминаниях современников рисуется человеком весьма симпатичным. Выпускник Московского университета, в 21 год он был избран предводителем вяземского дворянства. Когда же началась война, Римский-Корсаков бросил сытую и спокойную московскую жизнь и ринулся в самое пекло - в Севастополь, где отчаянно играл со смертью, проявляя удивительную храбрость, за что получил Георгиевский крест.
О дуэли Николая Сергеевича с неким г-ном Козловым отчаянно сплетничала вся Москва. До нашего времени дошла версия о том, что поединок случился именно из-за Варвары Дмитриевны. Противник ранил Николая Сергеевича в грудь. Пуля, скользнув по ребрам, застряла возле позвоночника. Судьба, однако, хранила Римского-Корсакова: пулю вытащили после простого надреза ножом... Вскоре дуэлянты попали под суд - правда, не слишком строгий; бретеры отделались легким испугом. Тем не менее военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, и он подал в отставку. И расстался с женой. В случае развода Римский-Корсаков терял финансовую стабильность, но был тверд в своем решении развестись. Варвара Дмитриевна, не видя другого выхода, без шума и скандалов перебралась во Францию, поселившись в Ницце. Князь Д.Д. Оболенский, хорошо знавший Варвару Дмитриевну, писал, что она "считалась не только петербургскою, но и европейскою красавицей. Блистая на заграничных водах, приморских купаньях, в Биарице и Остенде, а также в Тюильри, в самый разгар безумной роскоши императрицы Евгении и блеска Наполеона III, В.Д. Корсакова делила успехи свои между петербургским великим светом и французским двором, где ее звали la Venus tartar".
Она попала в Париж, когда там правил племянник Бонапарта Наполеон III. Император мечтал об одном - ослепить Европу сумасшедшей роскошью своего двора! Версаль был полон подделок под золото и мрамор; историки констатируют: всего было чересчур - и золота, фальшивого в том числе. Его супруга Евгения Монтихо, потерявшая всякое чувство меры и элементарного вкуса, буквально сгибалась под грузом драгоценностей (подделок в том числе), надетых скопом и без всякого толка. Терпя целый гарем тайных наложниц царственного мужа, эта мстительная женщина совершенно не допускала откровенных соперниц во дворце - рядом с собой.
В такой вот ситуации Варвара Дмитриевна в костюме жрицы Танит прибыла на костюмированный бал зимой 1863 года. Наряд Римской-Корсаковой состоял... из одной только газовой ткани. Прозрачная материя, понятно, абсолютно не скрывала природного естества. Великолепная фигура русской гостьи предстала перед взором ошарашенных гостей практически в первозданном великолепии. Публика буквально онемела. Скандал! Лицо супруги Наполеона в одно мгновение покрылось жуткими красными пятнами... Подоспевшие жандармы попросили дерзкую даму немедленно покинуть зал. Эта сумасшедшая выходка лишь прибавила Варваре Дмитриевне популярности в обществе. Исследователи ее биографии посчитали, что эпатирующие наряды (подобные фокусы она не раз повторяла потом на курорте в Биаррице) - не что иное, как протест против вычурной и глупой моды. Может, оно и так, но что-то буйное, необузданное и страстное всё же бродило в этой загадочной женщине.
Русская богиня была окружена вечной толпой воздыхателей, но когда ее в очередной раз звали под венец, она лишь смеялась: «У меня муж красавец, умный, прекрасный, гораздо лучше вас...» Вот и пойми женское сердце!..
Франц Винтерхальтер писал русскую красавицу дважды. Один портрет висит в пензенском музее, второй занял почётное место в парижском музее Орсе. И, кажется, художник сам был неравнодушен к этой великолепной светской красавице. На его картине Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна. Даже самый придирчивый ценитель женской красоты не найдёт ни малейшего изъяна в этом безукоризненном лице. А заметная личная симпатия художника не позволяет отнести изображение Варвары Дмитриевны к числу обычных парадных портретов, мастером которых считался Винтерхальтер.
Парижский портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой был написан Винтерхальтером, когда ей было 30 лет. Белая с голубыми лентами накидка лишь создает иллюзию платья. И тут же двойственное впечатление: Варвара Дмитриевна кажется и обнаженной, и закутанной одновременно. Естественная, отринувшая все мелочные ухищрения красота: на ней нет никаких украшений, кроме капелек-серег в ушах.
Умерла Римская-Корсакова в 45 лет вследствие сердечной болезни. Сын Николай продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Ланским в свое время вышла замуж в семью Араповых, это была ее внучка). Дочку Николай Николаевич назвал Варей - в честь своей матери.
Второй портрет оказался в Пензенском музее, попав туда после революции из пензенского имения Араповых Проказны, куда из Ниццы был привезен Николаем Николаевичем после женитьбы.
![](http://lh4.ggpht.com/_3GsaMpF9EIw/TPvpvqBSVQI/AAAAAAAACHQ/OA_ZrB8O-kE/s800/0_45460_4f5c2e24_-1-XL.jpg)
Franz-Xavier Winterhalter
Портрет Варвары Римской-Корсаковой. 1858, холст, масло
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Ну вообще-то крайне любопытно, какой у нее был диагноз. Эксгибиционизм, усугубленный кризисом среднего возраста, как у Волочковой?
А какие у неё волосы на первом потртрете!
.Ундина.
Почему вы так решили? Из-за пышности? Так худоба не всем идёт. Лицо чистое, цвет приятный, глаза большие, девушка пропорциональна и прямо-таки светится, лучится злоровьем и молодостью. И волосы прекрасные. По-моему, красивая крупная девушка, чем плохо?
Русские везде русские, ХД)
О вкусах не спорят.
Первый портрет завораживает. Действительно очень красивая женщина.
На первом портрете ослепительно, на втором чувствуется нежность чувств, доброта...
А на счёт нашего времени.... Трудно, конечно, делать такие прогнозы, но по-моему, красивая женщина с определённым чувством стиля, в любое время будет прекрасна.
ППКС.
Да и сегодня можно найти хорошую одежду на любой размер, если представлять, что ищешь.
Жаль только, что все это где-то "в стороне". Красиво ведь танцуют...)
да, но это как репродукция, разве нет? то есть раньше это было нормой, сейчас считается тематической вечеринкой. да и графов с лордами у нас немного, а те, которые есть не выглядят так, как раньше)
+5
Очень нравился (и нравится) первый портрет, но не знала, кто на нем изображен. Спасибо)
Сегодня она была бы красивой вне зависимоти ни от чего.
Да все в 1917 кончились, а новых демокрасты еще пока не завозили, может из властелинов нефти что похожее выйдет
В наше время я думаю она бы шампунь для волос рекламировала.
чувствуется нежность чувств, доброта..
+150 очь хорошенькая. Хотя на счет доброты и нежности могло быть только виденее художника, т.к большое количество поклонников могло сделать её довольно жестокой. Зачем к примеру ей понадобилось так толсто тролить супругу Наполеона III
Лицо супруги Наполеона в одно мгновение покрылось жуткими красными пятнами..
Выскажу предположение: Евгения имела жуткий характер, Варвара могла просто забавы ради так поступить. Это не означает, что она была жестока к другим окружавшим её людям.
О_о
Что это, Бэрримор?