Искатель @сокровищ
Пишет Juliette999:
(свое)
Как же я обожаю фентези!
Когда-то я написала это исследование по эльфам, используя кучу книг, прочитанных мной. Вот оно:

читать дальше СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ»
Итак, начнем с определения слова «сверхъестественный» - «необъяснимый естественным образом, чудесный, превышающий обычную меру чего-нибудь». Согласно этому определению, существо, которое обладает способностями, выходящими за рамки нормального, естественного, является сверхъестественным.
Такие существа могут быть как антропоморфными (подобными внешне человеку), так неантропоморфными (похожими на каких-либо животных, либо на создания самой природы – камни, деревья, ветер и т.д.)
К первой группе можно отнести гномов, оборотней, демонов, великанов, орков, гоблинов, троллей, водяных и русалок, дриад, и конечно же, эльфов. Во второй группе тоже присутствуют множество представителей (драконы, змеи, баньши, домовые, горгульи и т.п., чаще всего похожие на животных и чудовищ) но речь в этой работе пойдет прежде всего о самых таинственных сверхъестественных существах – эльфах.
Почему таинственных? Потому что сведения об эльфах зачастую самые противоречивые. Многие авторы сходятся на том, что у всех эльфов есть общие черты (какие – чуть позже), но затем писатели начинают добавлять самые разнообразные качества, присущие Вечному Народу.
К примеру, драконы из произведения в произведение – это прежде всего существа похожие на огромных крылатых змеев, хитрые, коварные, жадные, стерегущие некие сокровища (золото, драгоценные камни, талисманы, заколдованные замки, зачарованных красавиц-принцесс).
Зная их язык, с ними можно разговаривать (например, как Верховный Маг Гед с драконом Орм Эмбаром в книге Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья»), зная их имя – их можно победить, подчинить себе («Правило Имен» Урсулы Ле Гуин).
Крайне редко, но драконы становятся помощниками и даже друзьями человека (это скорее исключение из правил). Здесь стоит упомянуть дракона благородного рода по имени Сверчок, друга Бариби Готорна, известного как рыцарь Брик («Большое драконье приключение» Наталии Ипатовой). Отдельной строкой стоит выделить и драконицу Рысю, ставшую (после гибели своей матери-хранительницы Талисмана Равновесия мира Эвиала в борьбе со Зверем из Преисподней) приемной дочерью некроманта по имени Неясыть («Война мага» Ника Перумова).
Еще раз стоит повторить, что дружелюбие драконов – это редкость, исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев – драконы – символ жестокости, опасности, разрушения. Кстати, и в геральдике дракон – символ опасности. Имеется в виду, естественно, дракон «западный». На востоке у этих чудищ другие функции, более мирные.
Если же коснуться эльфов… Здесь все намного сложнее. Практически все сверхъестественные существа имеют поляризацию со знаком «+», либо «-», т.е. служат либо добру, либо злу. А эльфы… Не секрет, что в произведениях встречаются как Светлые, так и Темные эльфы. Начнем же наше исследование.
ЭЛЬФЫ КАК ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Практически во всех фэнтезийных произведениях мы встречаем эльфов. Причем, опять-таки почти везде эльфы – одна из доминант волшебных миров. И так же как и драконы, они – олицетворение мира фэнтези.
Недаром можно встретить такие имена эльфов как «Изначальные», «Первородные», «Хранители». И в самом деле, практически всегда эльфы – это хранители лесов, заповедных рощ (лесные эльфы в произведениях Урсулы Ле Гуин, Ника Перумова, Макса Фрая и др.), гор и снежных вершин (горные, ледовые эльфы (как эльф Лотор из книги «Обет колдуньи» Лорел Гамильтон)), озер и рек (озерные эльфы, правда, они редкость).
Стоит отметить, что эльфы это порождение фантазии исключительно «западной», европейской. На востоке функции эльфов, покровителей лесов и вод выполняли духи воздуха, леса, огня (Сяо-Гун в Китае, пери в Индии и Персии…).
Само слово «эльф» происходит от (нем. Elbe, англ. Elf, шведск. elvar), что значит «дух». Представления об эльфах восходят к германо-скандинавским альвам, подобно им эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии – духи воздуха, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм, в шапочках из цветов, с крылышками стрекоз или бабочек за спиной – как король эльфов из сказки «Дюймовочка» или эльфы в английской сказке «Хромая Молли»). Могут обитать на цветах, деревьях. Любят водить хороводы при лунном свете. Одно из главных занятий светлых – прядение и ткачество, их нитки - летающие паутинки.
Темные эльфы в мифах Европы – это подземные кузнецы – гномы, хранящие в горах сокровища. (Кстати, действительно изредка в книгах «фэнтези» можно встретить намеки на т о, что гномы – это дальние родственники эльфов).
Иногда в средневековой демонологии эльфами называли всех низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли).
В современности образ эльфов, их внешний вид, функции и способности, их магические возможности описываются несколько по-другому, нежели в среневековье. И следует, пожалуй, повнимательнее присмотреться и к внешнему облику эльфов «фэнтези», и к их функциям, их магии.
ФУНКЦИИ ОБРАЗА ЭЛЬФОВ
Сказочные и мифологические образы очень часто используются авторами, пишущими в жанре «фэнтези». Но образы в сказках, мифах и в литературных произведениях часто не похожи, имеют ряд отличий, трактуются так, как это представляется автору. И прочитав произведения Ника Перумова, Джона Толкиена, Макса Фрая, Урсулы Ле Гуин и других, можно выделить и сопоставить такие функции образа эльфов как:
- хранители волшебных мест (леса, горы, озера, реки);
- наставники и помощники людей (и других дружественных народов);
- хранители древней (несхожей с другими) магии;
- единомышленники и друзья людей в борьбе со Злом;
- представители древнего народа – владыки земель;
- представители магического народа, который может быть и враждебен человеку, или попросту отказывает людям в помощи.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ ЭЛЬФОВ
ВНЕШНИЙ ОБЛИК, ХАРАКТЕРЫ И РОЛЬ ЭЛЬФОВ
В средневековой английской сказке «Хромая Молли» эльфы описаны так: «…Молли сразу догадалась, что она видит эльфов – маленьких волшебных обитателей лесов и полей, с нежными, блестящими, как у стрекозы крылышками, которые спят в чашечках цветов, пьют росу, качаются на паутинках, но могут награждать людей, сделавших что-нибудь хорошее для них, и наказывать не угодивших им». Описание точно соответствует средневековому представлению об этом волшебном народе.
Практически не отличается описание облика эльфов и в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»: маленький (не выше 2 дюймов), стройный, изящный народец с крылышками стрекоз и бабочек, живущий среди живописных мраморных руин в душистых цветах, добрый и миролюбивый. Хотя стоит заметить, что Андерсен создавал свои сказки в 19 веке, описывал он эльфов по-средневековому.
И лишь в веке 20-м происходит трансформация внешнего облика эльфов – они сравниваются ростом с человеком, лишаются крыльев, уши становятся остроконечными, эльфы по-прежнему прекрасны обликом, их магические возможности расширяются, но появляется и их поляризация – темные – светлые.
В подтверждение этого стоит рассмотреть следующие примеры.
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ», Джон Рональд Роуэл ТОЛКИЕН
«…Фродо смотрел на них – и не мог насмотреться: ведь Элронда, героя бесчисленных легенд, он видел впервые, а Горислав и Гэндальф…обрели рядом с Элрондом свой подлинный облик, облик непобедимых и достославных витязей.
…Горислав – могучий, высокий и статный, с волосами, отливающими огненным золотом, - казался юным, но спокойно-мудрым, а глаза его светились решительной отвагой.
…По лицу Элронда возраст не угадывался: оно, вероятно, казалось бы молодым, если бы на нем не отпечатался опыт бесчисленных – и радостных, и горестных – событий. На его густых пепельных волосах неярко сверкала серебряная корона… Он выглядел мудрым, как древний властитель, и могучим, как зрелый, опытный воин. Да он и был воином-властителем, этот исконный Владыка Раздола.
Напротив Элронда …сидела прекрасная, словно фея, гостья, в чертах ее, женственных и нежных, повторялся мужественный облик хозяина дома… Была ли она юной? И да, и нет. Изморозь седины не серебрила ее волосы, и лицо у нее было юношески свежим, как будто она только что умылась росой, и чистым блеском предрассветных звезд лучились ее светло-серые глаза, но в них таилась зрелая мудрость, которую дает только жизненный опыт, только опыт прожитых на Земле лет… Это была дочь Элронда, Арвен… Красота ее ошеломила Фродо – он с трудом верил, что живое существо может быть таким ослепительно красивым…»
Вот какими Толкиен описывает эльфов Раздола, одной из областей Средиземья. В предисловии к своей трилогии «Властелин колец» Толкиен называет эльфов наставниками людей (одна из функций волшебного народа).
Кстати, Раздол – это горная местность, украшенная водопадами, чистыми реками, ручьями. Таким образом, Владыка Элронд и его народ – горные эльфы.
В своих путешествиях Фродо, его друзья-хоббиты, Арагорн, эльф Леголас, гном Гимли попали в гости к эльфам лесным – к Владыкам чудесного ясеневого леса (леса мэллорнов), к Владыкам Кветлориэна – Селербэрну и Галадриэли.
«…Фродо, пораженный их величественной красотой, едва сдержал возглас изумления. Владыки Лориэна были высокими, а широкие, ослепительно белые мантии не скрывали их юношеской стройности. На плечи им ниспадали длинные волосы – серебряные у Владыки и золотистые у Владычицы. Возраст по лицам Владык не угадывался, и только глаза, глубокие, словно море, но острые, как лучи
Вечерней звезды, говорили об их глубочайшей памяти и опыте древнейших мудрецов Средиземья».
По прочтении «Властелина Колец» Толкиена можно сделать следующие выводы: - эльфы изначально проживали в Средиземье, мирно соседствуя с другими народами;
- эльфы считались наставниками и помощниками людей;
- эльфы мудры, добры, бессмертны, обладают сильной магией, и они невероятно, нечеловечески прекрасны;
- при встрече с эльфами, при общении с ними, при посещении мест их обитания, жители Средиземья (добрые и мирные, естественно) испытывают восторг и подъем душевных сил.
Во «Властелине Колец» эльфы вместе с людьми, хоббитами, гномами поднимаются на борьбу с Мордором, и в жестокой схватке, понеся большие потери, побеждают Зло. Что самое печальное, их победа стала их поражением. Эльфы, коль наступила Эра людей, вынуждены покинуть родные края и уплыть за моря. Однако, эльфы со смирением принимают свою участь, не ропща и принимая ее как данность.
В этом произведении четко проступают следующие функции образа эльфов, как представителей древнего народа, обитателей и хранителей заповедных земель, прекрасных обликом, мудрых и бессмертных, отдающих силу своей магии на служение Добру и в помощь людям в борьбе со Злом.
Другими появляются эльфы на страницах произведений НИКА ПЕРУМОВА. Здесь для нашего исследования подходят такие произведения, как «АЛМАЗНЫЙ МЕЧ, ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ», сага о приключениях мага Фесса по прозвищу Неясыть в параллельных мирах Империи Мельина, Эвиала, Междумирья «РОЖДЕНИЕ МАГА», «СТРАНСТВИЯ МАГА», «ВОЙНА МАГА» и другие.
На страницах книг Ника Перумова эльфы совсем не однозначны. В произведении «Алмазный меч, деревянный меч» эльфы – враги людей. И они беспощадно сражаются с расой людей, ведомые своей предводительницей Сеамни Оэктаканн в руке которой грозное оружие, величайшая драгоценность народа Дану (эльфов) – Деревянный меч Иммельсторн.
Из-за чего же разгорелась вражда? Взаимная ненависть получила свое рождение на Береге Черепов, где состоялась первая битва хозяев Западной Земли эльфов Дану и племен людей (хумансов, как их называли презрительно Дану). Люди искали пристанища, преследуемые ордами орков и гоблинов, возможности осесть на земле, Дану воспротивились этому и устроили настоящую бойню на Берегу Черепов – они осыпали тучами стрел практически безоружных хумансов, причем не только мужчин, но и женщин и детей, не знали Дану жалости даже к младенцам.
Конечно, можно сказать, что люди сами повели себя некорректно, пытаясь обосноваться на землях Дану, но жестокость эльфов привела людей просто в бешенство, отчего битва стала бойней, в которой люди перестали считать потери и понеся чудовищные потери все-таки победили. Эльфы были побеждены и постепенно изгнаны из своих владений, но поклялись отомстить.
К тому времени, которое описывается в книге, в заповедном эльфийском Друнгском лесу Царь-Дерево взрастило в себе реликвию Дану – Деревянный меч Иммельсторн. Волею судьбы меч попал в руки освободившейся рабыни-эльфийки – Агаты – Сеамни Оэктаканн. Остатки некогда многочисленного народа Дану становятся под «знамена» Сеамни, причем Иммельсторн дает небольшому отряду эльфов силы, защиту от магии, неуязвимость, и возможность бороться малым числом с превосходящими их численно и с войском гномов (ненавидящих эльфов), ведомым гномом по имени Сидри Дромаронг, и с войсками Императора Мельина.
Стоит заметить, что у гномов была своя реликвия, выращенная из хрустальной глыбы во тьме пещер – Алмазный меч Драгнир. По давним предсказаниям эльфов и гномов, если встретятся эти два меча, то произойдет великая битва и победа достанется лишь одному народу. Причем и гномы и эльфы считали, что достанется она именно им.
Вот в эту войну вмешиваются снова люди – легионы Императора Мельина, ведущего свою войну с Магическими Орденами - Радугой. В этой войне все сражались против всех. Эта битва грозила миру Мельина полным уничтожением, поскольку стали исполняться зловещие Пророчества Разрушения.
И лишь любовь, вспыхнувшая внезапно между Императором и Сеамни, приводит к тому, что Пророчества свершились не вполне. Да многие погибли, и люди, и гномы, и эльфы, и маги, и даже Древние Боги, путешествующие по сопредельным мирам Упорядоченного. Да, в мире Мельина появляется Разлом, из которого в него проникают демоны «из-за Предела». Да, схлестнувшиеся потоки магии оставили на земле Мельина незаживающие шрамы. Но! Встретившиеся наконец два меча исчезли из этого мира в ослепительной вспышке (которая
вышвырнула в параллельный мир под названием Эвиал одного из главных героев – мага Фесса, где он станет некромантом и могущественнейшим магом Неясыть, и где ему предстоят невероятные приключения). После исчезновения Деревянного и Алмазного мечей в мире Мельина начинается новый отсчет времени. Люди, эльфы, гномы все воедино начинают отстраивать свою жизнь заново. Вместе, в содружестве, без вражды.
Кстати, в мире Эвиала маг Фесс тоже встречает эльфов и других волшебных существ – гномов, орков. Причем все эти народы живут в относительном содружестве. Там другие враги, другие опасности – Империя Клешней, Святая Инквизиция.
Эльфы в мире Эвиала четко делятся на Темных и Светлых, обитателей мрачного леса Нарна и владык светлого Вечного Леса.
Эльфы Нарна считают себя стоящими далеко от проблем всего мира, и людишек в частности. Они сильные чародеи, замкнувшиеся в своем темном лесу и ожесточенно преследующие всех, кто пытается в него проникнуть. Говоря, что они не служат темным силам, эльфы Нарна тем не менее делают авансы Тьме, редко помогают тем, кто к надежде на магическую силу эльфов (как и на славу эльфов-защитников) обращается к ним за помощью, а то и прямо выдают беглецов.
Совсем не таковы эльфы Вечного Леса – светлые. Люди, в отличие от Нарна, Вечного Леса не страшились. Давным-давно со Светлыми эльфами был заключен договор, неукоснительно выполняемый не смотря на смуты, войны и прочие бедствия. Светлые эльфы и люди мирно сосуществовали и помогали друг другу. В Вечный Лес нет хода только злодеям, от них он умеет защищаться. Но даже некроманту Неясыти (а он Зло в чистом виде в глазах светлых эльфов) они помогают, разобравшись, что не совсем по доброй воле он превратился в пугало для народа Эвиала.
Как ни странно, но это «добро» в виде Святой Инквизиции сделало его изгоем, изгоем все время пытающимся помочь людям в борьбе с неупокоенными мертвецами, и натыкающегося на страх, ненависть и преследование. Вот и приходилось Фессу применять не совсем красивые методы борьбы с инквизиторами. Светлые эльфы это поняли и неоднократно помогали магу Неясыти.
Итак, в мирах Ника Перумова функции эльфов имеют значительные отличия. У него есть деление на Темных и Светлых. Да и здесь эльфы – это владыки заповедных лесов, обладающие сильной магией, опять-таки темной и светлой.
Эльфы у Перумова также как и у других авторов, высоки, стройны, очень красивы. Обладают пышными гривами волос, остроконечными ушками, грацией. Но у темных красота – мрачноватая, а у светлых – вызывающая восхищение безо всяких оговорок.
Также как другие авторы Перумов называет эльфов «Первородными» (одно из прочно закрепившихся в жанре «фэнтези» имен эльфов), Хранителями и владыками Древних лесов, но делает их характеры, образы более сложными, более неоднозначными.
В книге Лорел Гамильтон «Обет колдуньи» можно встретить столь редкого на страницах «фэнтези» ледового эльфа, обитателя горных вершин покрытых снегом. Даже его облик отличается от обычных описаний. Ледовый эльф сохранил стройную фигуру, слишком изящную для человека, высокий рост.
«…Прямые, густые и тонкие, как у младенца, волосы падали ниже плеч, и цвет их был цветом свежевыпавшего снега. Кожа была как замороженная, а глаза серебрились, как старый лед под зимним солнцем. Это был ледовый эльф, необычно высокий, не потерявший того вида, за который их считали красивейшим из народов».
В этом произведении необычно то, что часть эльфов облюбовали себе для жизни горы (чаще всего горы – это обитель гномов и троллей), что у эльфов появляется поклонение богам, то есть сторонним носителям магии и силы. Ведь практически во всех произведениях «фэнтези» эльфы почитают деревья, магические камни, реки и озера. Но, как говорится, полет фантазии авторов книг необозрим и непредсказуем.
В «Обете колдуньи» эльфы, а также полуэльфы (нужно сказать, что в некоторых произведениях браки между людьми и эльфами – обычное дело) помогают людям-магам в их борьбе с демонами, ведьмами, злыми богами и их миньонами. И борьба эта завершается победой. (Кстати, в этой же книге на стороне людей-магов выступают и драконы, как «боевые единицы-носители», и драконы-оборотни, могущие принимать человеческий облик).
У Лорел Гамильтон эльфы – это представители древнего народа, владыки земель, хранители древней магии, соратники людей в борьбе со Злом. Образ нарисован довольно однозначный.
Отдельной строкой стоит рассказать о том, что некоторые авторы жанра «фэнтези» очень четко указывают на некоторую расплывчатость образа эльфов. Чаще всего имеется полярность – темные-светлые, или только светлые. А вот в книге Наталии Ипатовой «Большое Драконье приключение» или, к примеру, у такого мэтра «фэнтези», как Макс Фрай, можно встретить описание эльфов, как некоей сторонней силы, далеко стоящей от разделения добра и зла, подчиняющейся только собственным представлениям о таком разделе.
Вот цитата из «Большого Драконьего приключения» характеризующая эту мысль. Добрый дракон Сверчок рассказывает другу рыцаря Брика ваганту Санди:
«… О да, эльфы не могут лгать!… Но они неуклонно совершенствовали в себе искусство художественного умолчания…. Волшебной Страной исстари правят две силы: принцы Черного и Белого тронов. Помимо них имеется множество разнообразных духов, среди которых самым значительным является Королева Эльфов. Белый принц – Добро, Черный – Зло, они никогда не объединятся. Королева эльфов – ни то ни другое. Сегодня она может сблокироваться с Белым, завтра – с Черным, в зависимости от политических выгод и личных симпатий. Белый и Черный могут быть любого пола, Королева эльфов – только женщина. Она алогична. В нашем с тобою мире индусы зовут ее Майей – иллюзией. Она непостоянна, коварна, ветрена, обворожительна и всегда прекрасна. Она может лечь костьми за справедливость, как она ее понимает, но может и очень зло пошутить».
В этом же произведении говорится о том, Королева Эльфов особо дружит с единорогами, не руководит, не командует, а именно тесно дружит. И единороги помогают эльфам в борьбе с темными силами.
Королевой может стать и полуэльфийка (как в этой книге, когда королевой становится дочь эльфийки и человека) но только если царствующая королева добровольно уступит свою корону, а претендентка добровольно ее примет. Так как надо заметить, что быть королевой эльфов – далеко не синекура, особенно для молодой девушки. Много обязанностей, необходимость принятия важнейших решений, требующих воистину мудрости веков, да и все забавы юности приходится «приглушать», от многого отказываться. Королева Сэсс откажется от короны ради любви к человеку, а ее дочь добровольно примет корону от эльфов, движимая и тщеславием, и желанием развить свои магические способности, и еще рядом побуждений.
Облик эльфов у Наталии Ипатовой не отличается от большинства описаний в других произведениях жанра «фэнтези»: мудрый, красивый народ, живущий в лесу, но в тоже время народ, живущий прежде всего ради себя самих, народ ставший в стороне от проблем многих других рас Волшебной страны, народ, преследующий свои собственные цели и, откровенно говоря, пути к этим целям не всегда красивы (но оправданны по мнению эльфов).
Как «Первородные», один из самых древнейших народов Волшебного Мира, обитатели материка Уандук предстают нашему взору эльфы в саге о маге Максе писателя Макса Фрая. (Кстати, можно предположить, что, судя по книге, маг Макс и Макс Фрай – это одно лицо).
В мирах Макса Фрая (а это миры не совсем в средневековом духе, а скорее «магократичные», если можно так сказать, т.е. все их население - маги) практически невозможно встретить «чистых» представителей древних рас, чаще всего встречаются метисы – плоды самых невероятных смешений в браках.
В книге «Болтливый мертвец» (сага «Лабиринты Ехо») есть повесть «Наследство для Лонли-Локли», где приводится чудесная лекция о расах мира Ехо, о том откуда они произошли, какими землями владели, и что с ними происходит сейчас. Вот выдержки из нее. Слово магу, Мастеру Пресечения Ненужных Жизней Лонли-Локли:
«…В древности наш Мир – весь, кроме Арвароха – был поровну поделен между тремя расами. На Уандуке жили кейифайи (эльфы – это слово из человеческого языка). …Люди жили на Черухте (еще один материк Ехо), а Земля Хонхона принадлежала крейям (оборотням)…
Все крейи от рождения понимают язык зверей. Птиц и растений, и в отличие от людей и эльфов, крейи действительно умеют жить в настоящей гармонии с окружающим миром…
- И куда же они подевались, - поинтересовался я (Макс), - если все так замечательно?
- А с чего ты взял, что они куда-то подевались? Просто за минувшие тысячелетия все три расы успели основательно перемешаться между собой…
Король Соединенного Королевства – потомок эльфов-амфитимайев и людей.»
Тут нужно отметить, что Макс уже слышал рассказ леди Меламори - Мастера Преследования, что эльфы, народ очень красивый, обладающий сильнейшей магией, но, прямо скажем, имеющий довольно смутное представление о линии разделяющей добро и зло, о моральных категориях (к примеру, эльфы не делают различия в любви между женщиной и мужчиной). Вот и Король Гуриг 8 имеет и любовницу, и любовника, хотя он не чистый эльф, а метис.
Забавно, но в Ехо были еще и эльфы – Владыки Шимурэдского Леса. На них был возложен только один запрет – употреблять спиртное, потому что эльфы в получении удовольствий не знали меры. Единожды этот запрет нарушив, эльфы Шимурэдского леса спились! (А ведь считается, что людские слабости эльфам не присущи). Но это редчайшее исключение из правил. По крайней мере, в жанре «фэнтези» такого, по-моему, больше не встречается нигде.
«…- Только ты для начала объясни: чем эльфы отличаются от людей? Потому что в том мире, где вырос, существует много легенд про эльфов, хотя их самих никто не видел.
- Не знаю, что это за эльфы твоей родины, а наши кейифайи – это почти бессмертные существа, они не умирают от старости или болезней, но убить их можно…только разве что заколдованным оружием.
Основное отличие кейифайев от людей и крейев состоит в том, что у них нет четких принципов – они не отличают добро от зла, не видят разницу… Кроме всего прочего, многие кейифайи равнодушны к различиям между полами в любви, что часто шокирует людей и крейев. Они могут быть очень мудрыми или очень глупыми, опять же не видя разницы…».
Есть в Ехо еще и эльфы-упиаты – это так называемые «умиротворенные» эльфы. Они находятся в полном согласии с окружающим миром, не стремятся к переменам, почти не действуют, ленивы, но если их серьезно потревожить – то могущество их почти бесконечно.
Существуют и эльфы-амфитимайи – «восторженные». Они отличаются тем, что постоянно стремятся к действию – все равно какому. Поэтому амфитимайи путешествуют, воюют, изобретают.
И уж совсем экзотичные эльфы – элсидиайи – «незримые». Невероятно маленького размера (тысяча их может поместиться на ногте). Они капризны, непредсказуемы. Их не видно, но они привносят в окружающую их обстановку ни с чем не сравнимое настроение, некую невыразимую легкость. Человек, живущий поблизости от элсидиайев начинает остро ощущать радость бытия, присущую разве что маленьким детям.

читать дальше




URL записиКогда-то я написала это исследование по эльфам, используя кучу книг, прочитанных мной. Вот оно:

читать дальше СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ»
Итак, начнем с определения слова «сверхъестественный» - «необъяснимый естественным образом, чудесный, превышающий обычную меру чего-нибудь». Согласно этому определению, существо, которое обладает способностями, выходящими за рамки нормального, естественного, является сверхъестественным.
Такие существа могут быть как антропоморфными (подобными внешне человеку), так неантропоморфными (похожими на каких-либо животных, либо на создания самой природы – камни, деревья, ветер и т.д.)
К первой группе можно отнести гномов, оборотней, демонов, великанов, орков, гоблинов, троллей, водяных и русалок, дриад, и конечно же, эльфов. Во второй группе тоже присутствуют множество представителей (драконы, змеи, баньши, домовые, горгульи и т.п., чаще всего похожие на животных и чудовищ) но речь в этой работе пойдет прежде всего о самых таинственных сверхъестественных существах – эльфах.
Почему таинственных? Потому что сведения об эльфах зачастую самые противоречивые. Многие авторы сходятся на том, что у всех эльфов есть общие черты (какие – чуть позже), но затем писатели начинают добавлять самые разнообразные качества, присущие Вечному Народу.
К примеру, драконы из произведения в произведение – это прежде всего существа похожие на огромных крылатых змеев, хитрые, коварные, жадные, стерегущие некие сокровища (золото, драгоценные камни, талисманы, заколдованные замки, зачарованных красавиц-принцесс).
Зная их язык, с ними можно разговаривать (например, как Верховный Маг Гед с драконом Орм Эмбаром в книге Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья»), зная их имя – их можно победить, подчинить себе («Правило Имен» Урсулы Ле Гуин).
Крайне редко, но драконы становятся помощниками и даже друзьями человека (это скорее исключение из правил). Здесь стоит упомянуть дракона благородного рода по имени Сверчок, друга Бариби Готорна, известного как рыцарь Брик («Большое драконье приключение» Наталии Ипатовой). Отдельной строкой стоит выделить и драконицу Рысю, ставшую (после гибели своей матери-хранительницы Талисмана Равновесия мира Эвиала в борьбе со Зверем из Преисподней) приемной дочерью некроманта по имени Неясыть («Война мага» Ника Перумова).
Еще раз стоит повторить, что дружелюбие драконов – это редкость, исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев – драконы – символ жестокости, опасности, разрушения. Кстати, и в геральдике дракон – символ опасности. Имеется в виду, естественно, дракон «западный». На востоке у этих чудищ другие функции, более мирные.
Если же коснуться эльфов… Здесь все намного сложнее. Практически все сверхъестественные существа имеют поляризацию со знаком «+», либо «-», т.е. служат либо добру, либо злу. А эльфы… Не секрет, что в произведениях встречаются как Светлые, так и Темные эльфы. Начнем же наше исследование.
ЭЛЬФЫ КАК ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Практически во всех фэнтезийных произведениях мы встречаем эльфов. Причем, опять-таки почти везде эльфы – одна из доминант волшебных миров. И так же как и драконы, они – олицетворение мира фэнтези.
Недаром можно встретить такие имена эльфов как «Изначальные», «Первородные», «Хранители». И в самом деле, практически всегда эльфы – это хранители лесов, заповедных рощ (лесные эльфы в произведениях Урсулы Ле Гуин, Ника Перумова, Макса Фрая и др.), гор и снежных вершин (горные, ледовые эльфы (как эльф Лотор из книги «Обет колдуньи» Лорел Гамильтон)), озер и рек (озерные эльфы, правда, они редкость).
Стоит отметить, что эльфы это порождение фантазии исключительно «западной», европейской. На востоке функции эльфов, покровителей лесов и вод выполняли духи воздуха, леса, огня (Сяо-Гун в Китае, пери в Индии и Персии…).
Само слово «эльф» происходит от (нем. Elbe, англ. Elf, шведск. elvar), что значит «дух». Представления об эльфах восходят к германо-скандинавским альвам, подобно им эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии – духи воздуха, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм, в шапочках из цветов, с крылышками стрекоз или бабочек за спиной – как король эльфов из сказки «Дюймовочка» или эльфы в английской сказке «Хромая Молли»). Могут обитать на цветах, деревьях. Любят водить хороводы при лунном свете. Одно из главных занятий светлых – прядение и ткачество, их нитки - летающие паутинки.
Темные эльфы в мифах Европы – это подземные кузнецы – гномы, хранящие в горах сокровища. (Кстати, действительно изредка в книгах «фэнтези» можно встретить намеки на т о, что гномы – это дальние родственники эльфов).
Иногда в средневековой демонологии эльфами называли всех низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли).
В современности образ эльфов, их внешний вид, функции и способности, их магические возможности описываются несколько по-другому, нежели в среневековье. И следует, пожалуй, повнимательнее присмотреться и к внешнему облику эльфов «фэнтези», и к их функциям, их магии.
ФУНКЦИИ ОБРАЗА ЭЛЬФОВ
Сказочные и мифологические образы очень часто используются авторами, пишущими в жанре «фэнтези». Но образы в сказках, мифах и в литературных произведениях часто не похожи, имеют ряд отличий, трактуются так, как это представляется автору. И прочитав произведения Ника Перумова, Джона Толкиена, Макса Фрая, Урсулы Ле Гуин и других, можно выделить и сопоставить такие функции образа эльфов как:
- хранители волшебных мест (леса, горы, озера, реки);
- наставники и помощники людей (и других дружественных народов);
- хранители древней (несхожей с другими) магии;
- единомышленники и друзья людей в борьбе со Злом;
- представители древнего народа – владыки земель;
- представители магического народа, который может быть и враждебен человеку, или попросту отказывает людям в помощи.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ ЭЛЬФОВ
ВНЕШНИЙ ОБЛИК, ХАРАКТЕРЫ И РОЛЬ ЭЛЬФОВ
В средневековой английской сказке «Хромая Молли» эльфы описаны так: «…Молли сразу догадалась, что она видит эльфов – маленьких волшебных обитателей лесов и полей, с нежными, блестящими, как у стрекозы крылышками, которые спят в чашечках цветов, пьют росу, качаются на паутинках, но могут награждать людей, сделавших что-нибудь хорошее для них, и наказывать не угодивших им». Описание точно соответствует средневековому представлению об этом волшебном народе.
Практически не отличается описание облика эльфов и в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»: маленький (не выше 2 дюймов), стройный, изящный народец с крылышками стрекоз и бабочек, живущий среди живописных мраморных руин в душистых цветах, добрый и миролюбивый. Хотя стоит заметить, что Андерсен создавал свои сказки в 19 веке, описывал он эльфов по-средневековому.
И лишь в веке 20-м происходит трансформация внешнего облика эльфов – они сравниваются ростом с человеком, лишаются крыльев, уши становятся остроконечными, эльфы по-прежнему прекрасны обликом, их магические возможности расширяются, но появляется и их поляризация – темные – светлые.
В подтверждение этого стоит рассмотреть следующие примеры.
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ», Джон Рональд Роуэл ТОЛКИЕН
«…Фродо смотрел на них – и не мог насмотреться: ведь Элронда, героя бесчисленных легенд, он видел впервые, а Горислав и Гэндальф…обрели рядом с Элрондом свой подлинный облик, облик непобедимых и достославных витязей.
…Горислав – могучий, высокий и статный, с волосами, отливающими огненным золотом, - казался юным, но спокойно-мудрым, а глаза его светились решительной отвагой.
…По лицу Элронда возраст не угадывался: оно, вероятно, казалось бы молодым, если бы на нем не отпечатался опыт бесчисленных – и радостных, и горестных – событий. На его густых пепельных волосах неярко сверкала серебряная корона… Он выглядел мудрым, как древний властитель, и могучим, как зрелый, опытный воин. Да он и был воином-властителем, этот исконный Владыка Раздола.
Напротив Элронда …сидела прекрасная, словно фея, гостья, в чертах ее, женственных и нежных, повторялся мужественный облик хозяина дома… Была ли она юной? И да, и нет. Изморозь седины не серебрила ее волосы, и лицо у нее было юношески свежим, как будто она только что умылась росой, и чистым блеском предрассветных звезд лучились ее светло-серые глаза, но в них таилась зрелая мудрость, которую дает только жизненный опыт, только опыт прожитых на Земле лет… Это была дочь Элронда, Арвен… Красота ее ошеломила Фродо – он с трудом верил, что живое существо может быть таким ослепительно красивым…»
Вот какими Толкиен описывает эльфов Раздола, одной из областей Средиземья. В предисловии к своей трилогии «Властелин колец» Толкиен называет эльфов наставниками людей (одна из функций волшебного народа).
Кстати, Раздол – это горная местность, украшенная водопадами, чистыми реками, ручьями. Таким образом, Владыка Элронд и его народ – горные эльфы.
В своих путешествиях Фродо, его друзья-хоббиты, Арагорн, эльф Леголас, гном Гимли попали в гости к эльфам лесным – к Владыкам чудесного ясеневого леса (леса мэллорнов), к Владыкам Кветлориэна – Селербэрну и Галадриэли.
«…Фродо, пораженный их величественной красотой, едва сдержал возглас изумления. Владыки Лориэна были высокими, а широкие, ослепительно белые мантии не скрывали их юношеской стройности. На плечи им ниспадали длинные волосы – серебряные у Владыки и золотистые у Владычицы. Возраст по лицам Владык не угадывался, и только глаза, глубокие, словно море, но острые, как лучи
Вечерней звезды, говорили об их глубочайшей памяти и опыте древнейших мудрецов Средиземья».
По прочтении «Властелина Колец» Толкиена можно сделать следующие выводы: - эльфы изначально проживали в Средиземье, мирно соседствуя с другими народами;
- эльфы считались наставниками и помощниками людей;
- эльфы мудры, добры, бессмертны, обладают сильной магией, и они невероятно, нечеловечески прекрасны;
- при встрече с эльфами, при общении с ними, при посещении мест их обитания, жители Средиземья (добрые и мирные, естественно) испытывают восторг и подъем душевных сил.
Во «Властелине Колец» эльфы вместе с людьми, хоббитами, гномами поднимаются на борьбу с Мордором, и в жестокой схватке, понеся большие потери, побеждают Зло. Что самое печальное, их победа стала их поражением. Эльфы, коль наступила Эра людей, вынуждены покинуть родные края и уплыть за моря. Однако, эльфы со смирением принимают свою участь, не ропща и принимая ее как данность.
В этом произведении четко проступают следующие функции образа эльфов, как представителей древнего народа, обитателей и хранителей заповедных земель, прекрасных обликом, мудрых и бессмертных, отдающих силу своей магии на служение Добру и в помощь людям в борьбе со Злом.
Другими появляются эльфы на страницах произведений НИКА ПЕРУМОВА. Здесь для нашего исследования подходят такие произведения, как «АЛМАЗНЫЙ МЕЧ, ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ», сага о приключениях мага Фесса по прозвищу Неясыть в параллельных мирах Империи Мельина, Эвиала, Междумирья «РОЖДЕНИЕ МАГА», «СТРАНСТВИЯ МАГА», «ВОЙНА МАГА» и другие.
На страницах книг Ника Перумова эльфы совсем не однозначны. В произведении «Алмазный меч, деревянный меч» эльфы – враги людей. И они беспощадно сражаются с расой людей, ведомые своей предводительницей Сеамни Оэктаканн в руке которой грозное оружие, величайшая драгоценность народа Дану (эльфов) – Деревянный меч Иммельсторн.
Из-за чего же разгорелась вражда? Взаимная ненависть получила свое рождение на Береге Черепов, где состоялась первая битва хозяев Западной Земли эльфов Дану и племен людей (хумансов, как их называли презрительно Дану). Люди искали пристанища, преследуемые ордами орков и гоблинов, возможности осесть на земле, Дану воспротивились этому и устроили настоящую бойню на Берегу Черепов – они осыпали тучами стрел практически безоружных хумансов, причем не только мужчин, но и женщин и детей, не знали Дану жалости даже к младенцам.
Конечно, можно сказать, что люди сами повели себя некорректно, пытаясь обосноваться на землях Дану, но жестокость эльфов привела людей просто в бешенство, отчего битва стала бойней, в которой люди перестали считать потери и понеся чудовищные потери все-таки победили. Эльфы были побеждены и постепенно изгнаны из своих владений, но поклялись отомстить.
К тому времени, которое описывается в книге, в заповедном эльфийском Друнгском лесу Царь-Дерево взрастило в себе реликвию Дану – Деревянный меч Иммельсторн. Волею судьбы меч попал в руки освободившейся рабыни-эльфийки – Агаты – Сеамни Оэктаканн. Остатки некогда многочисленного народа Дану становятся под «знамена» Сеамни, причем Иммельсторн дает небольшому отряду эльфов силы, защиту от магии, неуязвимость, и возможность бороться малым числом с превосходящими их численно и с войском гномов (ненавидящих эльфов), ведомым гномом по имени Сидри Дромаронг, и с войсками Императора Мельина.
Стоит заметить, что у гномов была своя реликвия, выращенная из хрустальной глыбы во тьме пещер – Алмазный меч Драгнир. По давним предсказаниям эльфов и гномов, если встретятся эти два меча, то произойдет великая битва и победа достанется лишь одному народу. Причем и гномы и эльфы считали, что достанется она именно им.
Вот в эту войну вмешиваются снова люди – легионы Императора Мельина, ведущего свою войну с Магическими Орденами - Радугой. В этой войне все сражались против всех. Эта битва грозила миру Мельина полным уничтожением, поскольку стали исполняться зловещие Пророчества Разрушения.
И лишь любовь, вспыхнувшая внезапно между Императором и Сеамни, приводит к тому, что Пророчества свершились не вполне. Да многие погибли, и люди, и гномы, и эльфы, и маги, и даже Древние Боги, путешествующие по сопредельным мирам Упорядоченного. Да, в мире Мельина появляется Разлом, из которого в него проникают демоны «из-за Предела». Да, схлестнувшиеся потоки магии оставили на земле Мельина незаживающие шрамы. Но! Встретившиеся наконец два меча исчезли из этого мира в ослепительной вспышке (которая
вышвырнула в параллельный мир под названием Эвиал одного из главных героев – мага Фесса, где он станет некромантом и могущественнейшим магом Неясыть, и где ему предстоят невероятные приключения). После исчезновения Деревянного и Алмазного мечей в мире Мельина начинается новый отсчет времени. Люди, эльфы, гномы все воедино начинают отстраивать свою жизнь заново. Вместе, в содружестве, без вражды.
Кстати, в мире Эвиала маг Фесс тоже встречает эльфов и других волшебных существ – гномов, орков. Причем все эти народы живут в относительном содружестве. Там другие враги, другие опасности – Империя Клешней, Святая Инквизиция.
Эльфы в мире Эвиала четко делятся на Темных и Светлых, обитателей мрачного леса Нарна и владык светлого Вечного Леса.
Эльфы Нарна считают себя стоящими далеко от проблем всего мира, и людишек в частности. Они сильные чародеи, замкнувшиеся в своем темном лесу и ожесточенно преследующие всех, кто пытается в него проникнуть. Говоря, что они не служат темным силам, эльфы Нарна тем не менее делают авансы Тьме, редко помогают тем, кто к надежде на магическую силу эльфов (как и на славу эльфов-защитников) обращается к ним за помощью, а то и прямо выдают беглецов.
Совсем не таковы эльфы Вечного Леса – светлые. Люди, в отличие от Нарна, Вечного Леса не страшились. Давным-давно со Светлыми эльфами был заключен договор, неукоснительно выполняемый не смотря на смуты, войны и прочие бедствия. Светлые эльфы и люди мирно сосуществовали и помогали друг другу. В Вечный Лес нет хода только злодеям, от них он умеет защищаться. Но даже некроманту Неясыти (а он Зло в чистом виде в глазах светлых эльфов) они помогают, разобравшись, что не совсем по доброй воле он превратился в пугало для народа Эвиала.
Как ни странно, но это «добро» в виде Святой Инквизиции сделало его изгоем, изгоем все время пытающимся помочь людям в борьбе с неупокоенными мертвецами, и натыкающегося на страх, ненависть и преследование. Вот и приходилось Фессу применять не совсем красивые методы борьбы с инквизиторами. Светлые эльфы это поняли и неоднократно помогали магу Неясыти.
Итак, в мирах Ника Перумова функции эльфов имеют значительные отличия. У него есть деление на Темных и Светлых. Да и здесь эльфы – это владыки заповедных лесов, обладающие сильной магией, опять-таки темной и светлой.
Эльфы у Перумова также как и у других авторов, высоки, стройны, очень красивы. Обладают пышными гривами волос, остроконечными ушками, грацией. Но у темных красота – мрачноватая, а у светлых – вызывающая восхищение безо всяких оговорок.
Также как другие авторы Перумов называет эльфов «Первородными» (одно из прочно закрепившихся в жанре «фэнтези» имен эльфов), Хранителями и владыками Древних лесов, но делает их характеры, образы более сложными, более неоднозначными.
В книге Лорел Гамильтон «Обет колдуньи» можно встретить столь редкого на страницах «фэнтези» ледового эльфа, обитателя горных вершин покрытых снегом. Даже его облик отличается от обычных описаний. Ледовый эльф сохранил стройную фигуру, слишком изящную для человека, высокий рост.
«…Прямые, густые и тонкие, как у младенца, волосы падали ниже плеч, и цвет их был цветом свежевыпавшего снега. Кожа была как замороженная, а глаза серебрились, как старый лед под зимним солнцем. Это был ледовый эльф, необычно высокий, не потерявший того вида, за который их считали красивейшим из народов».
В этом произведении необычно то, что часть эльфов облюбовали себе для жизни горы (чаще всего горы – это обитель гномов и троллей), что у эльфов появляется поклонение богам, то есть сторонним носителям магии и силы. Ведь практически во всех произведениях «фэнтези» эльфы почитают деревья, магические камни, реки и озера. Но, как говорится, полет фантазии авторов книг необозрим и непредсказуем.
В «Обете колдуньи» эльфы, а также полуэльфы (нужно сказать, что в некоторых произведениях браки между людьми и эльфами – обычное дело) помогают людям-магам в их борьбе с демонами, ведьмами, злыми богами и их миньонами. И борьба эта завершается победой. (Кстати, в этой же книге на стороне людей-магов выступают и драконы, как «боевые единицы-носители», и драконы-оборотни, могущие принимать человеческий облик).
У Лорел Гамильтон эльфы – это представители древнего народа, владыки земель, хранители древней магии, соратники людей в борьбе со Злом. Образ нарисован довольно однозначный.
Отдельной строкой стоит рассказать о том, что некоторые авторы жанра «фэнтези» очень четко указывают на некоторую расплывчатость образа эльфов. Чаще всего имеется полярность – темные-светлые, или только светлые. А вот в книге Наталии Ипатовой «Большое Драконье приключение» или, к примеру, у такого мэтра «фэнтези», как Макс Фрай, можно встретить описание эльфов, как некоей сторонней силы, далеко стоящей от разделения добра и зла, подчиняющейся только собственным представлениям о таком разделе.
Вот цитата из «Большого Драконьего приключения» характеризующая эту мысль. Добрый дракон Сверчок рассказывает другу рыцаря Брика ваганту Санди:
«… О да, эльфы не могут лгать!… Но они неуклонно совершенствовали в себе искусство художественного умолчания…. Волшебной Страной исстари правят две силы: принцы Черного и Белого тронов. Помимо них имеется множество разнообразных духов, среди которых самым значительным является Королева Эльфов. Белый принц – Добро, Черный – Зло, они никогда не объединятся. Королева эльфов – ни то ни другое. Сегодня она может сблокироваться с Белым, завтра – с Черным, в зависимости от политических выгод и личных симпатий. Белый и Черный могут быть любого пола, Королева эльфов – только женщина. Она алогична. В нашем с тобою мире индусы зовут ее Майей – иллюзией. Она непостоянна, коварна, ветрена, обворожительна и всегда прекрасна. Она может лечь костьми за справедливость, как она ее понимает, но может и очень зло пошутить».
В этом же произведении говорится о том, Королева Эльфов особо дружит с единорогами, не руководит, не командует, а именно тесно дружит. И единороги помогают эльфам в борьбе с темными силами.
Королевой может стать и полуэльфийка (как в этой книге, когда королевой становится дочь эльфийки и человека) но только если царствующая королева добровольно уступит свою корону, а претендентка добровольно ее примет. Так как надо заметить, что быть королевой эльфов – далеко не синекура, особенно для молодой девушки. Много обязанностей, необходимость принятия важнейших решений, требующих воистину мудрости веков, да и все забавы юности приходится «приглушать», от многого отказываться. Королева Сэсс откажется от короны ради любви к человеку, а ее дочь добровольно примет корону от эльфов, движимая и тщеславием, и желанием развить свои магические способности, и еще рядом побуждений.
Облик эльфов у Наталии Ипатовой не отличается от большинства описаний в других произведениях жанра «фэнтези»: мудрый, красивый народ, живущий в лесу, но в тоже время народ, живущий прежде всего ради себя самих, народ ставший в стороне от проблем многих других рас Волшебной страны, народ, преследующий свои собственные цели и, откровенно говоря, пути к этим целям не всегда красивы (но оправданны по мнению эльфов).
Как «Первородные», один из самых древнейших народов Волшебного Мира, обитатели материка Уандук предстают нашему взору эльфы в саге о маге Максе писателя Макса Фрая. (Кстати, можно предположить, что, судя по книге, маг Макс и Макс Фрай – это одно лицо).
В мирах Макса Фрая (а это миры не совсем в средневековом духе, а скорее «магократичные», если можно так сказать, т.е. все их население - маги) практически невозможно встретить «чистых» представителей древних рас, чаще всего встречаются метисы – плоды самых невероятных смешений в браках.
В книге «Болтливый мертвец» (сага «Лабиринты Ехо») есть повесть «Наследство для Лонли-Локли», где приводится чудесная лекция о расах мира Ехо, о том откуда они произошли, какими землями владели, и что с ними происходит сейчас. Вот выдержки из нее. Слово магу, Мастеру Пресечения Ненужных Жизней Лонли-Локли:
«…В древности наш Мир – весь, кроме Арвароха – был поровну поделен между тремя расами. На Уандуке жили кейифайи (эльфы – это слово из человеческого языка). …Люди жили на Черухте (еще один материк Ехо), а Земля Хонхона принадлежала крейям (оборотням)…
Все крейи от рождения понимают язык зверей. Птиц и растений, и в отличие от людей и эльфов, крейи действительно умеют жить в настоящей гармонии с окружающим миром…
- И куда же они подевались, - поинтересовался я (Макс), - если все так замечательно?
- А с чего ты взял, что они куда-то подевались? Просто за минувшие тысячелетия все три расы успели основательно перемешаться между собой…
Король Соединенного Королевства – потомок эльфов-амфитимайев и людей.»
Тут нужно отметить, что Макс уже слышал рассказ леди Меламори - Мастера Преследования, что эльфы, народ очень красивый, обладающий сильнейшей магией, но, прямо скажем, имеющий довольно смутное представление о линии разделяющей добро и зло, о моральных категориях (к примеру, эльфы не делают различия в любви между женщиной и мужчиной). Вот и Король Гуриг 8 имеет и любовницу, и любовника, хотя он не чистый эльф, а метис.
Забавно, но в Ехо были еще и эльфы – Владыки Шимурэдского Леса. На них был возложен только один запрет – употреблять спиртное, потому что эльфы в получении удовольствий не знали меры. Единожды этот запрет нарушив, эльфы Шимурэдского леса спились! (А ведь считается, что людские слабости эльфам не присущи). Но это редчайшее исключение из правил. По крайней мере, в жанре «фэнтези» такого, по-моему, больше не встречается нигде.
«…- Только ты для начала объясни: чем эльфы отличаются от людей? Потому что в том мире, где вырос, существует много легенд про эльфов, хотя их самих никто не видел.
- Не знаю, что это за эльфы твоей родины, а наши кейифайи – это почти бессмертные существа, они не умирают от старости или болезней, но убить их можно…только разве что заколдованным оружием.
Основное отличие кейифайев от людей и крейев состоит в том, что у них нет четких принципов – они не отличают добро от зла, не видят разницу… Кроме всего прочего, многие кейифайи равнодушны к различиям между полами в любви, что часто шокирует людей и крейев. Они могут быть очень мудрыми или очень глупыми, опять же не видя разницы…».
Есть в Ехо еще и эльфы-упиаты – это так называемые «умиротворенные» эльфы. Они находятся в полном согласии с окружающим миром, не стремятся к переменам, почти не действуют, ленивы, но если их серьезно потревожить – то могущество их почти бесконечно.
Существуют и эльфы-амфитимайи – «восторженные». Они отличаются тем, что постоянно стремятся к действию – все равно какому. Поэтому амфитимайи путешествуют, воюют, изобретают.
И уж совсем экзотичные эльфы – элсидиайи – «незримые». Невероятно маленького размера (тысяча их может поместиться на ногте). Они капризны, непредсказуемы. Их не видно, но они привносят в окружающую их обстановку ни с чем не сравнимое настроение, некую невыразимую легкость. Человек, живущий поблизости от элсидиайев начинает остро ощущать радость бытия, присущую разве что маленьким детям.



читать дальше




(свое)
Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 112 | (100%) | |
Всего: | 112 |
- эльфы мудры, добры, бессмертны, обладают сильной магией, и они невероятно, нечеловечески прекрасны;
Да вроде как просто прекрасны.
А вообще, если писать про эльфов у Толкина надо "Сильмариллион" читать или "О волшебных сказках".
это дамы и господа чтоль?
Оберон негодуе!
Потому что во-первых, здесь почти ничего нет о истоках происхождения кроме названия. И все иследование происходит на уровне современной литературы. Ничего нет про сидов и народ Туата Де Дананн, которые как раз таки в первую очередь были основоположниками современных эльфов, которые по словам автора выросли только в двадцатом веке.
А во-вторых, уж если делать исследование по литературным персонажам, то стоило наверное включить в него больший список произведений, которых не мало. Но по-крайней мере самые известные.
Например, тот же Сапковский, у которого было очень хорошо с матчастью и большую часть информации он брал как раз-таки не из воздуха, а из исторических источников, хоть и перерабатывал ее в итоге на свой манер =)
А мне вот интересно почему же авторы фэнтези так упорно называют эльфов "перворожденными" и садят их на деревья? Кто-нибудь из таких "писателей" задумывался над причинами по которым они приписывают это своим эльфам? И слава богу встретить хоть одно произведение в котором есть, наконец, хоть что-то похожее на обоснование данным качествам, есть хоть какая то история народа. Отдельное спасибо, если эльфы у автора живут не только в лесу, не только поют песни, стеляют из лука, все сплошь блондины, красавцы и т.п. нужное подчеркнуть
AJWood что едят орки в мордоре?
Орки едят тоже, что и везде - мясо (да хоть чье). Думаете, там хозчасти никакой нет? Одна голимая пустыня?)
то-о-олсто))
Майар не были народом, скорее "помощники" ) А народов Эру задумывал всего два ))
Zenuwen Swinsere +1 )))
Думаете, там хозчасти никакой нет? обоснуя там нет. написано что пустыня. а "хоть че", это не ответ
они овец разводили, или земледелием занимались?
Конституция, легкие кости
А почему их ветром в небо не уносит тогда?
ниче не знаю, вы сказали "перворожденные", потому что первыми были созданы. а майары первыми были выясняется
они и каннибализм приветствуют
вы прям как создатели пираньи триде
долго они по вашему на каннибализме протянули бы?
Пан Гудвин А почему их ветром в небо не уносит тогда?
Гудвин, ты че, это же магия!!!
Универсальная отговорка, когда загнали в тупик.
По сабжу (так уж и быть, отвечу), там много чего не написано, как я привела выше, никаких сведений о хозяйственном устройстве нет и в помине - ни у кого, ни у эльфов, ни у людей, ни у гномов и лишь слегка - у хоббитов.
А вот обоснуй про то, почему на деревьях жили там-таки есть. И почему "перворожденные". И почему такие все красивые. И почему бессмертные. То есть все признаки классических эльфов отражены и обоснованы.
А почему их ветром в небо не уносит тогда?
А потому что есть девушки с ростом 170 см и весят 50 кг (не_анорексички), а есть с ростом 164 и весом 65 (не_жирные коровы) - разный вес кости. Ну это для танкистов, конечно, было. А птички тоже весят мало, и при этом их тоже не уносит в небо без их на то желания - вот почему?
Вот оно что.
А вот тебе и обоснуй:
- "перворожденные" например, потому что были первыми созданы Илуватаром.
- майары, или как их там, не были первыми разве?
- это же магия!!!
как эльфы ходят по снегу и не проваливаются?
У Сальваторе это объяснялось тем, что они вес как-то по-другому распределяют, когда по снегу идут. В общем, на ловкости этот скилл основан))