Об архетипах и клоунах*Дня этак уже два назад мы с матерью гуляли и часа этак три обсуждали Суини Тодда и иже с ним. И дообсуждались до сего исследования*Странные рассуждения о глубокой архетипичной общности таких персонажей, как
Суини Тодд, Террант, Мирана, Ирацибета, мститель Ворон, Джокер.
Экскурс в историюБольшинство диких народов - до Средневековья и раньше - поклонялись... кому они только не поклонялись. Религия развивалась медленно, но верно, от древнейшего анимизма, шаманизма и язычества до христианства. В большинстве эпох верили в духов различных стихий, предметов, животных, а также - главное - обожествленных предков. Предки - вожди, старейшины - становились в религиозных сознаниях богами. Те же, у кого остались, так сказать, незавершенные дела, кто не был достойно захоронен, кто при жизни как-то себя запятнал, становились демонами. Что естественно. Здесь особенно важен погребальный обряд - не погребенный должным образом покойник становился демоном, сирой, убогой, неприкаянной душой, которой не дали попасть в мир иной, за что она мстит людям. Существуют также архетипы, воплощенные в сказках, архетипы леса или моря. Человек, преодолевший океан или большой лес, считался (живой!) вернувшимся мертвецом в тогдашней бескультурной культуре.
Большинство религиозных обрядов было не вполне понятно широкой дикой публике. Какое-то время эти обряды были тайной за семью печатями, напускалась таинственность, но в дальнейшем их начали объяснять людям в популярной форме. Так появились религиозные мистерии. Сначала - в шаманизме, язычестве.
Это были театрализованные представления, в которых описывалось нападение демонов на людей и защита со стороны светлых духов. Причем игралось это в масках.
Через много веков, в Средневековье, устаревшие традиции еще сохранялись как архетип. Христианство вытеснило язычество давно и прочно, но обряды и поясняющие паномимы остались. Верование в темных духов тоже приобрело сильно искаженные формы, но не забылось.
Пост - время максимального благочестия - начинался праздниками. Перед ним проходили маскарады и карнавалы - сохранившиеся из древних времен мистерии. Смысл карнавала заключался в том, что закончено воздержание и начинается разгул - в том числе нечисти. Народ в масках изображал демонов, временно ставил мир с ног на голову - что нельзя людям, то можно нечисти.
Следующей ступенью культурно-художественного развития архетипа был, естествено, театр. Историю театра излагать уж явно не мне, но вспомним итальянскую (затем перешедшую во французскую культуру) т.н. комедиа дель арте.
В ней были определенные типажи персонажей, например:
-Панталоне (благородный, но недалекий отец)
-Тарталья (злодей)
-Бригелла (хитрый слуга, трактирщик и др.)
-Коломбина или Смеральдина (служанка, наперсница главной героини)
-Труффальдино (хитрый слуга, помощник главного героя), во Франции Скапен, Арлекин.
-Педролино (печальный несчастный влюбленный) во Франции - Пьеро.
Именно два последних типажа наиболее интересны.
Арлекин - буду называть его так - имеет оригинальное происхождение. Начать с того, что это имя восходит к старо-французской легенде о демоне-предводителе Дикой Охоты Эллекене. Арлекин как состоявшийся типаж представлял собой антагониста Пьеро. Он активен, удачлив, весел. Носит всегда яркую одежду, ранее же носил также черную маску. Он происходит от сильно искаженного образа дьявола.
Пьеро - маска французского народного театра. Это полная противоположность Арлекину. Этот образ пессимистичен и грустен, неудачлив в любви. Одет в белый балахон с черными пуговицами, у его необычный грим, символизирующий черные слезы на мертвенно-белом лице. Он резко контрастирует с Арлекином, да и со всеми яркими типажами, будучи флегматичен, спокоен.
*разумеется, образы имеют множество нюансов, я изложила вкратце основной настрой, не судите*
В XIX в. Пьеро и Арлекин превратились в цирковых клоунов - Белого и Рыжего. Как известо, в цирке помимо прочего разыгрываются небольшие пантомимы с участием активного, веселого рыжеволосого клоуна и печального белого, причем второй подвергается насмешкам со стороны первого.
На сием моменте прекращаю исторический экскурс и начинаю ересь по сабжу.Тодд и ТеррантСуини Тодд.
Он мертв.
Суини был отправлен на каторгу - туда, откуда не возвращаются. Он вернулся, причем вернулся морем. А море представляет собой в форме архетипа переход из мира мертвых в мир людей(и наоборот). Никто его не узнает. Мертвецы обычно неузнаваемы (слова «в форме архетипа» я буду опускать, окей?). Он поглощен только своей местью, но при этом словно стремиться отомстить всему миру. Причем, мстит Суини весьма коряво, что немудрено - нерасчетливость все равно неуязвимого трупа (или Терминатора). Он игнорирует женщин (простите за вульгарность, но рядом с ним постоянно была влюбившаяся по уши Лаветт, платье которой мало что прикрывало. Он - ноль реакции, полкило презрения).
Тодд мертвенно бледен. Для него особенно важна тема любви(за любимую женщину мстит), он печален и пессимистичен, у него странный грим и черно-белые волосы, а также абсолютно неподвижное лицо. Он - совмещение архетипа демона-"Пьеро" и вернувшегося трупа, мстящего фактически всему миру. Суини фигурально был мертв с самого начала.
Террант(Шляпник).
Противоположность - фактически - Тодда. Рыжеволос, активен, оптимистичен, неунывающ, добр. Отсутствует проблема несчастной любви (впоследствии слабым намеком введенная - Алиса). Да, он сумасшедший, но - живой. В нем также присутствует иррационально-демоническое начало (учтем сам фандом)), но архетипа мертвеца здесь нет. Лицо ярко накрашено (ярославские краски форева). Жизнеутверждающий с некоторой точки зрения(с) образ.
И поглядим на орг-момент.
Один режиссер - Тим Бертон. Один актер - Джонни Депп. Фильмы вышли подряд - 2008-2010.
Автор не мог бы использовать столь сходных в своей противоположности парных персонажей непреднамеренно, по-моему.Две КоролевыДве Королевы.
Автор не зря ввел именно Белую-Красную, как я теперь понимаю.
Ирацибета - архетип "жизнь".
Мирана - архетип "смерть".Да, именно так.
Ирацибета не больно-то совместима с жизнью. Верно. Она - агрессивна, жестока, скандальна, сварлива. И в ней ключом бьет жизненная энергия. (Жизнь по определению - жестокая штука). Волосы красные, не забываем, одежда яркая. Лицо, кстати, белое (у всех перечисленных персонажей белые лица), как маска. Демоническое начало - да сколько угодно его. Но и комического не меньше. Вот он, некогда демон, некогда шут…
Мирана - опять-таки противоположность. Да, она протагонист, но… Белое лицо, сильно подведенные глаза и до ужаса темные губы, как у помянутых зомби, помада подчеркивает их куда шире, чем они есть. Некромантия (из чего мы варим зелья? Из па-альчиков...). Белый цвет - цвет смерти, печали. У Белой леди пышное белое платье, пугающая раскраска, печальный в целом настрой. Она тихая и кроткая, но у нее есть темная сторона, неуправляемая - демон. Это ли не образ, использованный в XIX веке, как Пьеро?
И они - СЕСТРЫ. Сестры-антагонисты. Вспомним:Сая-Дива, Вергилий-Данте, Вэш-Найвз… Это архетип сестер или братьев, воплощений разных полюсов.
Именно поэтому, если одна представляет собой типаж - жизнь, то другая - смерть. И наоборот.
Господин Автор наверняка все продумал…Прочие Два не связанных образа - Ворон и Джокер.
У первого - тот самый грим. Черные полосы, проходящие вдоль глаз на лоб и щеки, накрашенные черным губы, белое (ну естественно!) лицо. Это - мертвый мститель, такой же, как Суини. И он ведет себя так же, как Суини Тодд - убивает врагов вручную, на глазах у народа, не стремится скрыть свою деятельность.(Причем, в фильмах «Ворон» и «Суини Тодд» сильно схожая визуальная атмосфера мира, но это уже не столь важно).
Второй - о нем я могу судить только по гриму и рецензиям на «Темного рыцаря». Маньяк-юморист, клоун в чистом виде. Но он - абстрактный клоун(вызывающий приступы кулрофобии немало у кого, ой…). Джестер-Аркхам - из той же оперы. Но этих двоих я судить не берусь.В лицахВ лицах. В абсолютно белых лицах.
Естественно, Суини Тодд. Маньяк, фетишист и покойник. Таким взором гнут ложки бритвы.
На берегу нашли два трупа...(с)
Террант - живой, но как-то не очень. Вид куда более пестрый, малиновые губы доставляют.
Маньячная Красная Леди со скипетром и ярко-красными волосами. Голубые тени выносят.
Белая Леди мило улыбается. Так мило, что оскал Тодда тут и рядом не стоял. Губы у нее не черные, но темные все равно. И у нее нарочито-сценическое поведение, как у участницы пантомимы. Ах, да...Белые волосы и черные брови?! ![:nerve:](http://static.diary.ru/picture/2430286.gif)
Мой любимый зомби)) Этот хотя бы не вызывает сомнений в том, что он мертв. У него типичная боевая раскраска.
Джокер, которого хочется пихнуть под лишнее "море". Вот уж он выглядит действительно непрезентабельно.Вот такие дела творятся в
Датском Голливудском королевстве...
+1
и вообще руки прочь от джокеро-шляпницкого наследия. ни ворон, ни тодд, ни шляпник никак не связаны ни в каком континууме.
Обзор отнють не лишен смысла, хорошо обоснован и прекрасно аргументирован. Искусство вообще такая вещь, что каждый в нем видит столько, сколько позволяет увидеть сфера культурного развития. Кому-то это неинтересно, он этого и не замечает, ему интересно что-то другое значит.
Chaze <Curley> Chomik ну вот всё и прояснилось, я про классику, а мне тут... эх!
Честное пионерское, шаг влево - и начнется трамвайная философия.
Обожаю этот образ бледнолицых преступников.
ээээ это как бы нормально. в жизни редко, но встречается. считается признаком "породы"
отдельные параллели можно провести, но изложено как-то хаотично и кажется притянутым за уши
И еще - добавьте, пожалуйста:
вторым вариантом имени Эллекин было Аликино.)
На мой вкус, идея есть. Надо бы причесать^^
+1