Мужские сказки...Классик психотерапии Эрик Берн считал, что сказки, которые нам читали в детстве, оказывают заметное влияние на нашу дальнейшую судьбу. Одна из них может как заноза засесть в подсознании мужчины, да так, что становится основой его собственного жизненного сценария. И он только тем и занимается, что, сам того не замечая, претворяет в жизнь излюбленную стратегию одного из героев. Поэтому встретить в жизни сказочных мужчин можно на каждом шагу. Пусть до идеала некоторым из них и далеко, но все-таки…
ЕМЕЛЯ из сказки «По щучьему веленью»
читать дальшеПожалуй, самый распространенный в наших краях тип мужчин. В фольклоре ни одной страны мира нет такого количества героев, которые были бы вознаграждены за свою несамостоятельность, бездействие и лень. У нас – сколько угодно: Емеля, Иван-дурак, Иван – младший сын...
Основное Емелино занятие – ничего не делать, на печи лежать, в потолок плевать. Любимая фраза – «А мне неохота!». Девиз: «Счастье придет, и на печи найдет!». Однажды Емеле улыбнулась удача. Щука попадает к нему в ведро, и в дальнейшем решение всех его жизненных проблем ложится на эту волшебную рыбину. Емеля же только и делает, что желает: «А хорошо бы, если б ведра сами…», « А пусть топор сам…», « Хочу, чтоб царевна САМА…».
И ведь все у него получается! Вся заслуга Емели только в том и заключается, что он над щукой сжалился и отпустил. Хорош, однако, был бы наш герой, если бы предпочел сварить из нее уху! Тогда бы он точно никогда не узнал всех радостей жизни.
Пассивность Емели и подобных ему сказочных мужчин – налицо. Остается только гадать, что бы они делали, если бы не повстречали на своем пути славных животных-помощников. И получается, что вместо того, чтобы спешить разбудить Спящую красавицу, такой мужчина сам предпочитает «день-деньской лежать на печи», вместо того, чтобы отправиться освобождать от рабского труда Золушку, – бредет «туда – сам не знает куда» или «куда глаза глядят». А еще лучше, когда рядом уже есть какая-нибудь Премудрая женщина, которая, если что, скажет: «Не кручинься, не печалься, а ступай лучше спать, утро вечера мудренее». А сама за это время все проблемы решит, все как-нибудь утрясет.
И еще одно наблюдение – все Иваны и Емели почему-то стремятся породниться исключительно с особами царских кровей, получив при этом полцарства в придачу. Да желательно, чтоб невеста была «всех румяней, всех пригожей – руки белые, уста сахарные». И хозяйка хорошая.
Емели здравствуют и по сей день. Только вместо печки – диван, а в остальном - мало что изменилось. Все та же вера в свою счастливую звезду, удачу, которая свалится с неба. Неизменными остались и требования к спутнице жизни – чтобы была умная да пригожая, и чтоб все самое трудное брала на себя.
В сказках Емелям и Иванам-дуракам достаются самые лучшие жены. Интересно, что в реальной жизни они тоже не обделены женским вниманием. Конечно, тандем Емели со Спящей красавицей – вряд ли будет жизнеспособен, а вот какая-нибудь Василиса Премудрая или Марья Моревна – завоевательница - женщина самостоятельная и деловая, готовая взять увальня Емелюшку под свое крылышко, – вполне может составить ему пару.
Емеля – мужик хоть и ленивый, но открытый, добрый, да ласковый. Эмоционально теплый, как говорят психологи. Детей любит, зверушек жалеет. Сентиментальный такой малый. Да и муж он, как правило, верный. От измен Емелю удерживает его извечная лень – это ведь с печи слезать надо, да и вообще – хлопот не оберешься, морока одна.
КАРЛСОН
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14790.jpg)
Он обаятельный, коммуникабельный, симпатичный, самый лучший в мире выдумщик, укротитель домомучительниц, специалист по паровым машинам, истребитель плюшек, художник и бог знает кто еще. Одним словом – мужчина в полном расцвете сил. У Карлсона нет никаких сомнений, что в жизни он достоин всего самого лучшего, и он благосклонно позволяет Малышу это лучшее ему предоставить. «Ты должен стать мне родной матерью!» - заявляет он своему юному другу. Вот так. Не больше, не меньше. Малыш старается, и угождает Карлсону, как может, потому что больше всего боится услышать от него: «Ну, я так не играю!» и потерять Друга. Ведь раньше Малыш был так одинок, а с появлением этого шумного толстячка с пропеллером жизнь окрасилась такими яркими красками!
Мужчина - Карлсон всегда выбирает себе в подруги жизни женщин определенного типа – не слишком уверенных в себе, скромных, застенчивых, не избалованных мужским вниманием, а главное – очень одиноких. Живет себе такая дама, ведет уединенное, одинокое существование, и вдруг – этакий красавец в окно залетает! Энергичный, в меру упитанный, приятный во всех отношениях… Ну как ему можно в чем-то отказать? Ах! Милый, милый!
Хитрюга – Карлсон знает к кому прилетать. Ведь на самом деле он не так уверен в себе, как кажется, а точнее – совсем в себе не уверен. Именно поэтому он так себя и восхваляет, и ждет восхищения от других.
Мужчина - Карлсон выбирает себе подругу, за счет которой можно будет самоутвердиться. Делая это, он даже на какое-то время забывает, что на самом-то деле никакой он не лучший…
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14791.jpg)
Вот и машину паровую взорвал, и петуха толком не сумел нарисовать. Да что там… ладно, дело-то житейское!
ПИТЕР ПЭН
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14792.jpg)
«Все дети рано или поздно взрослеют, но только не он». Это про Питера Пэна – героя трогательной английской сказки. «Я не хочу становиться взрослым мужчиной. Я хочу всегда быть маленьким и играть» - говорит он. И похоже, что Питер Пэн не одинок в этом своем желании. Количество «вечных мальчиков» в последнее время так возросло, что появилось понятие «синдром Питера Пэна».
Влюбленная в Питера фея Динь-Динь выпивает яд, ему предназначенный, и спасает любимому жизнь.
«Но почему ты это сделала?», – недоумевает он. Как ему объяснить – почему? Сам-то он любить не умеет, поэтому вряд ли что-то поймет… «Он был всего лишь мальчишкой, и, несмотря на пережитое, оставался мальчишкой. А мальчишки любить не умеют. Разве это не жестоко – требовать любви от мальчишки?»
Мужчина-Питер Пэн на Большое Чувство не способен. Он просто не понимает, что это такое. У него может быть широкий круг знакомых женщин, но по-настоящему близких и доверительных отношений не возникает практически ни с кем. Истинной интимности он боится как огня, поэтому всегда держит дистанцию.
Обаятельный холостяк, что, несомненно, влечет к нему женщин. На дам отсутствие штампа в паспорте действует интригующе. «Уж я-то точно смогу расколоть этот орешек, растопить это сердце» - льстит себя надеждой очередная женщина Питера Пэна, и устремляется на штурм этой неприступной доселе крепости. И напрасно тратит время. Вместе они будут ровно до того момента, пока ЕМУ это удобно. Как только эти отношения перестанут устраивать «вечного мальчика» - ему ничто не помешает уйти. И никакие женские слезы ( или собственные дети) его не удержат, потому что Питер Пэн столь же бессердечен, сколь и инфантилен.
И другие…
Озорник БУРАТИНО
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14793.jpg)
Он с удовольствием проведет с вами время, но на серьезные отношения с ним рассчитывать вряд ли стоит – ему это как-то ни к чему. Он остался равнодушен к чарам даже такой экзотической красавицы, как Девочка с голубыми волосами. И не пытайтесь достучаться до него со своими чувствами – бесполезно, он же деревянный. Полено – есть полено.
Бунтарь ЧИППОЛИНО – борец за права фруктов и овощей.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14794.jpg)
Прирожденный революционер, вечный оппозиционер и красноречивый оратор. Для него на первом месте всегда будет Дело. Ну, а девушки, сами понимаете, потом. Причем на Дело тратится столько сил и энергии, что на девушку может уже и не остаться. Бывает и наоборот – Дело именно потому на первом месте, что с девушками не очень получается. В любом случае – связав свою жизнь с этим Горем Луковым, можно пролить в одиночестве немало горьких слез.
Упаси вас Господь попасть в лапы графа СИНЕЙ БОРОДЫ,
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14795.jpg)
равно как и любого другого маньяка.
Картина получилась не слишком оптимистическая…
Поэтому стоит добавить в нашу галерею сказочных мужчин какой-нибудь исключительно положительный персонаж. Лично мне по душе ДЯДЯ ФЕДОР - обитатель деревни Простоквашино, друг Кота Матроскина и Пса Шарика.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/buljka47/_blogs/i-14796.jpg)
Всем известно, что основы характера закладываются в раннем детстве. Дядя Федор, несмотря на свой юный возраст, – человек самостоятельный, ответственный и серьезный – в 4 года читать научился, а в 6 сам себе суп варил.
Он очень любит родителей, но решения принимает все-таки самостоятельно. «Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать» - пишет он в письме маме и папе. И правда – этот не пропадет. У маленького дяди Федора - не по-детски уравновешенного, домовитого и твердо стоящего на земле, есть все шансы вырасти Настоящим Мужчиной, способным трезво оценивать ситуацию, принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе и за семью. Оглянитесь вокруг, может такой «дядя Федор» живет или работает рядом с вами? И вполне может составить ваше счастье?
А вообще, не так уж это и важно – на кого похож ваш избранник – на слегка занудного, но умного и ответственного интеллектуала Знайку, Нильса – любителя дальних странствий и путешествий с дикими гусями. Пусть все они не идеальны. Главное – чтобы ваш мужчина идеально подходил именно вам!
Нет, я в принципе понимаю, чего хотел добиться автор своей статьей, но:
а) Очень обидно за любимых сказочных персонажей. Они все же совсем не такое чмо как описано в статье.
б) Поневоле возникает вопрос - а тетеньки все такие хорошие, да?.. Сплошь Золушки и Венди?
В общем, не понравилось.
А вообще, автор там в последних строках обмолвился, что у всех свои недостатки, главное, чтобы подходили.
А вообще забавно
На самом деле-то пост очень хорош.
Там много всего, но что касается Емели, претензии к его лени, тому, что всё выполняет щука, а ему подавай не абы какую невесту, а королеву, то объясняется это так.
Раньше люди были гораздо более суеверными и мифологизированными, верили в духов природы, в магию и т.д. И для правителя, вождя важным свойством было умение задобрить этих духов, добиться от них благ для племени, он должен был уметь общаться с потусторонними или просто магическими силами и контролировать их. Для введения в должность было много разных обрядов и испытаний, которые как раз и призваны были выявить эти способности. Так что Емеля не дурак и не лентяй, он просто подчинил себе силы стихий и теперь пользуется ею для своих целей и целей общества. И конечно, за это он получает королевну, он же доказал своё право быть вождём )
цитата
Переосмысление ярко видно на сюжете о драконе, который требует от селения подношение в виде девушек и поедает их, а герой его убивает, спасая, таким образом царевну, которую предназначили в жертву дракону. Вначале не было никакого героя, потому как первобытные люди и не смели бы перечить духу природы -дракону, они просто приносили жертву, чтобы задобрить и всё. Это было в их глазах морально. Шло время, изменялось отношение к жизни, к своей власти над природой и появился спасительный герой.
И так со всеми сказками. Те же Гретель и Гретхен, т.е., подобные им сюжеты - это описание обряда инициации.
Вначале не было никакого героя, потому как первобытные люди и не смели бы перечить духу природы -дракону, они просто приносили жертву, чтобы задобрить и всё. Это было в их глазах морально.
Кстати, знаю такую легенду, без спасителя. Только там не жители жертву приносят, а жертва, девушка-сирота, сама бросается в пасть к чудовищу, тем самым спасая родную деревню. Превозносится мужество и самоотверженность девушки. Очень похоже на то что легенда имеет корни в том же самом "задабривании духа".
А книга очень интересна, рекомендую ) есть ещё "Золотая ветвь" Фрезера о том же
Начинаешь иначе смотреть на сказки, многие другие сюжеты, ну и просто интересно, как часть общечеловеческой истории, кто мы и откуда, и почему )
Классификацию женских характеров по сказкам я видела в "Премьере" лет 7 назад: Элли ("свой парень"), Дюймовочка (нежное создание, которое нужно опекать), принцесса из "Бременских музыкантов" (весёлая и легкомысленная), Мальвина (любящая командовать мужчинами
А что хорошего в Золушке и Венди? Первая - бессловесная домбработница без капли собственного достоинства, которой, как и Емеле, всё преподнесли на блюде. Вторая - с пеленок разыгрывает из себя женщину, не умея быть ребенком.
она для этого ой как пахала, плюс была человечной и послушной. Качетсва, которые в женщине всегда поощрялись. Вот и получила за это дар. А "сестрички" за гонор и лень - ничего
Достаточно сомнительный, если подумать. Все эти придворные интриги и т. п. явно не для таких, как она. Да и мезальянс до добра не доводит, рано или поздно она снова окажется в роли домработницы, потому что к другой не приучена. И как бы она ни пахала, это ей вряд ли помогло, не будь феи-крестной. Она же не старалась вывести себя из грязи сама, сделать что-то, а безропотно несла "свой крест", что хоть и вписывается в христианские каноны, но для меня это совершенно не та героиня, которой я стану восхищаться. И что вынесет девочка из такой сказки? Будет пахать-пахать-пахать... а феи-то все нет и нет.
Будет пахать-пахать-пахать... а феи-то все нет и нет.
в нашем мире, чтобы добиться чего-то серьёзного, пахать и надо ) тогда и фея не понадобится.
Сюжет магического дарителя в сказках повсеместно. Пыльца Венди позволяет летать, баба Яга подсказывает, как убить Кощея, фея дарит туфельки и т.д. Что поделать - сказки они сказки и есть. Но согласна, надо думать, что читать детям, и чему их это научит. Впрочем, в детстве мышление иное, тоже надо учитывать
Кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги. (с). Рокфеллер.