Искатель @сокровищ
Пишет Мев:
(свое)
Что такое ики?
Давно собиралась рассказать, что такое ики (здесь и далее приводится исключительно мое мнение основанное на куче прочитанной мной литературы и личных размышлениях. Я не претендую быть истиной в последней инстанции).
![](http://s47.radikal.ru/i116/1004/ed/1ab025773ac1.jpg)
читать дальшеЕсли вы попытаетесь самостоятельно нарыть в инете информацию об этом невесомом, вечно ускользающем и непонятном для большинства людей (в том числе и для японцев) явлении, то, скорее всего вы найдете лишь короткие статейки не способные ни чего толком объяснить. Лично мне на запрос «что такое ики» в основном попадалась информация о рисунках в пустыне Икки.
Откровенно говоря, и сейчас мое понимание ики весьма далеко от конкретики, и если бы не солнышко __If.__, которая прислала мне в подарок книгу Лизы Дэлби «Гейша», то я вообще не продвинулась бы в понимании этого вопроса.
Для начала давайте определимся, что такое эстетика с точки зрения японцев.
1. Ваби — это эстетические и моральные нормы и правила, сформированные в средневековой отшельнической традиции, которая делает акцент на простом, строгом типе красоты и созерцательном, безмятежном отвлеченном восприятии действительности, и вдобавок к тому тяготеет к наслаждению спокойствием, праздной жизнью, свободной от мирских забот. (источник leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=...)
![](http://s004.radikal.ru/i208/1004/2c/26b8e84fac76.jpg)
2. Саби — еще один важнейший принцип японской эстетики, частично синонимичный «ваби», также восходит к откровениям дзэн-буддизма, особенно к экзистенциальному одиночеству каждого человека в космическом холоде бесконечных вселенных. Дух саби можно понять, представив себе зимний берег с заиндевелым от мороза тростником. Саби ассоциируется также со старостью, смирением и покоем. (источник zen.xost.ru/)
![](http://s57.radikal.ru/i156/1004/f0/20d3df4e1e4a.jpg)
3. Понятие фурюу означает возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского фэн-лю, буквально — хорошее образование и манеры. В Китае этот термин характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле — как принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей. Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов. (там же)
![](http://i082.radikal.ru/1004/0b/205176942b0a.jpg)
4. Моно-но аварэ, очарование вещей — эстетический идеал, культивировавшийся во время Хэйан. В его основе — чувственное переживание глубинной и эфемерной красоты, заложенной как в природе, так и в человеческом существе. Это красота сопряжена с налетом поэтической грусти, с наслаждением этой преходящей красотой и преклонением перед ней. Оттенки смысла слова аварэ созвучны буддийскому взгляду на жизнь, на материальный мир как на нечто недолговечное, изменчивое и печальное по своей природе. Принцип аварэ означает также тонкую, изысканную чувствительность человеческого сердца, способного оценить и воспеть всю прелесть этой непостоянной красоты. (там же)
![](http://s45.radikal.ru/i109/1004/f9/03cb81ba81bc.gif)
5. Югэн, красота одинокой печали — эстетический идеал японского искусства, получивший наибольшее развитие в XII—XV вв. Термин югэн был заимствован из китайской философии, где он служил символом непостижимого и глубоко скрытого от восприятия объекта. В буддизме это понятие связано с глубоко скрытой истиной, которую невозможно понять интеллектуальным путем. В Японии же понятие югэн было переосмыслено как эстетический принцип, означающий таинственную, потустороннюю красоту, наполненную элегантной игрой смыслов, а также загадочностью, многозначностью, сумрачностью, печалью, спокойствием и вдохновением. (там же)
![](http://s40.radikal.ru/i090/1004/15/a340f6efbf9d.jpg)
Что говорить, японцы превосходно разбираются в красоте. Они видят ее буквально во всем (даже в холодном туалете, который не отапливается бережливыми хозяевами из соображений экономии) и всячески стараются ее приумножить. Даже самые простые предметы обихода несут в себе печать стремления к красоте. И в тоже время, не стоит забывать, что Япония всегда страдала от недостатка природных ресурсов. Многие предметы роскоши (дорогие красители, благовония, драгоценные металлы и камни) привозились из-за границы (в основном из Китая, Кореи и Индии) и были баснословно дороги. Но японцы, не были бы японцами, если бы и бедность не превратили в признак особенного, изысканного шика. Более того, страсть к украшательствам (какой часто страдают китайцы) они не одобряют.
![](http://s50.radikal.ru/i130/1004/19/e947cd3b01d8.jpg)
Гейши же являются (или должны являться) концентратом всего вышеперечисленного и даже больше. Добавьте к упомянутым канонам чувственность, сексуальность, и вы получите ики. Обратимся к книге «Гейша».
«... Важным результатом попыток выразить классовые интересы купечества, городских торговцев и ремесленников явилась особая эстетика умышленного принижения ценностей, известной упрощенности и недоговоренности, из которой родилось своеобразное представление об элегантности, лучшим выразителем которой были гейши. Их манера поведения и то, как они одевались, получила название – ики - вызывающей и вместе с тем привлекательный стиль, диктовавший философию всей жизни...»
«... В начале XIX века высшей похвалой для гейши была ее аттестация как ики. Антиподом и противоположностью этого стиля в ту пору стали куртизанки. Их безвкусные, громоздкие, стеганые кимоно, густой слой белил и краски на лице, высокопарная манера изъясняться у людей со вкусом вызывала смех. Сирото, то есть «непрофессиональные женщины», так же не обладали ики: жеманность девиц и скромность домохозяйки были вполне уместны, но не привлекательны. Воплощаемый гейшей стиль представлял собой тонкое сочетание противоречивых эстетических элементов; он требовал самого тщательного подбора деталей туалета, манеры поведения и своего вида искусства...»
![](http://s53.radikal.ru/i141/1004/d8/322d8359a9c4.jpg)
«... Целью были легкость и простота. Гейши лишь слегка подкрашивали лицо, в то время, как проститутки накладывали толстый слой белил. Кимоно на гейше было общепринятой расцветки, но со вкусом, в смелую полоску или с большим воротником, кушак-оби свободно свисал или завязывался большим узлом. Она никогда не допускала на своем платье золотых драконов, серебряных облаков или бабочек среди цветов, какие были типичны для гардероба куртизанок (бабочки, облака и цветы вполне могут себе позволить майко прим. Мев). Чувственность туалета гейши не развевалась победным знаменем, а выражается намеком.
![](http://i055.radikal.ru/1004/3c/612ce40d8789.jpg)
Стилю ики были свойственыы смелость, необычность и была совершенно чужда безвкусная напыщенность. К примеру, гейши токийского ханамати Фукагава славились своим ики в одежде. Поверх кимоно они носили свободную куртку хаори, напоминавшую мужской пиджак, и благодаря этому производили впечатление привлекательной женщины в сшитом по фигуре костюме...»
![](http://s53.radikal.ru/i140/1004/ea/73d79d9dfd4d.jpg)
«... Гейши Фукагавы были известны еще и тем, что не носили носков-таби. Вид маленькой ножки гейши, обнаженность которой подчеркнута черным лаком деревянных сандалий, да еще на холодной снегу, был пиком стиля ики. Хотя здесь на первый план выдвигался элемент эротики, его выражением в истинном духе ики был сильный характер хрупкой, изящной женщины.
Все сказанное о стиле ики так или иначе заключает в себе подтекст чувственности, что и служит причиной его притягательности. Гейши умели обозначить такой подтекст как никто другой: выпустить ненароком тонкую прядь волос из безупречной прически, дать яркое красное пятно воротничка на черном глухом кимоно, во время паузы в разговоре взять сямисэн и тихо перебирать пальцами струны – такие приемы их стиля составили классику женской обольстительности.
Ики также предполагает искренность, причем не детскую непосредственность и не пылкое легковерие, а душевно глубокую искренность, благожелательную заинтересованность...»
![](http://i033.radikal.ru/1004/72/0aa2f8412ecb.jpg)
«... Быть ики означало быть осведомленной, но не всезнающей, быть невинной, но не наивной. Женщина ики уже знает немного жизнь и вкусила как горечь, так и радость любви. Молодым девушкам редко удается достичь всего этого. Полноценной ики женщина становится только в среднем возрасте...».
Позволю себе немного отступить от главной темы поста.
Лиза Дэлби знала о чем говорила, ики действительно был уделом взрослых женщин, об одной она умолчала. У майко есть свой собственный, очаровательный стиль. Майко не женщины (младшие майко еще и не совсем девушки девочки-подростки, нераспустившиеся бутоны), они юные девушки, только учащиеся быть женственными. Весь их стиль – это подчеркнутая детскость, невинность и наивность.
![](http://s60.radikal.ru/i167/1004/9f/b67511de41df.jpg)
Именно поэтому в их облике много яркого, зачастую нелепого. Они похожи на девчонок добравшихся до вещей и косметики своих матерей и старших сестер. Именно поэтому их белый грим нанесен не вплотную к линии роста волос (остается узкая полоска не закрашенной кожи), помада на губы наносится совсем чуть-чуть (вначале обучения вообще только на нижнюю губу), зато брови и глаза подводятся весьма щедро (и алым, и черным). Кимоно майко всегда очень яркие, рукава длинные (намек, на то, что одежка явно с чужого плеча и не по размеру), оби еще ярче, его концы чуть не подметают землю. Про прическу и говорить не приходится. Создается впечатление, что майко воткнула в нее все, до чего смогла дотянуться. Но все это лишь иллюзия, любая деталь их наряда строго соответствует канону.
![](http://i070.radikal.ru/1004/61/b30646463525.jpg)
Честно говоря, не зря японскую культуру называют культурой канона. Особенно это касается традиционных искусств в современной Японии. Японцы трепетно относятся к своей истории, поэтому стараются буквально «законсервировать» осколки прошлого. Это коснулось и гейш. Если сравнить фотографии современных гейш и фотографии гейш начала двадцатого века, то мы с вами очень удивимся.
![](http://i065.radikal.ru/1004/56/505a333182d6.jpg)
![](http://i078.radikal.ru/1004/5c/c88770a03555.jpg)
Предшественницы нынешних искусниц были куда свободнее в выборе своих туалетов. Их кимоно возможно более невзрачны, прически небрежны, но благодаря этому они выглядят живыми женщинами, а не фарфоровыми статуэтками в драгоценных шелках, как современные гейши.
ИМХО гейшам периода их расцвета (конец 19-го, начало 20-го веков) было легче достигнуть ики. Нынешние связаны каноном по рукам и ногам.
Ики – требует женщины не только наличия изысканного вкуса, но и отваги, некоторой дерзости и самоиронии. Умение сотворить из обыденных, порой совсем невзрачных вещей нечто необыкновенное и привлекательное – один их главных элементов ики. Но главным элементом ики, без чего это искусство превратилось бы в обычную моду и стилистику, является внутренний стержень личности, характер, воля. Женщина ики никогда не позволит себе скандалить, закатывать сцены ревности, она всегда держит эмоции под контролем.
![](http://s51.radikal.ru/i132/1004/cd/47ec22df471c.jpg)
Знаете, если подумать, то из всех европейских женщин ближе всего к идеалу ики подошла Коко Шанель.
URL записиДавно собиралась рассказать, что такое ики (здесь и далее приводится исключительно мое мнение основанное на куче прочитанной мной литературы и личных размышлениях. Я не претендую быть истиной в последней инстанции).
![](http://s47.radikal.ru/i116/1004/ed/1ab025773ac1.jpg)
читать дальшеЕсли вы попытаетесь самостоятельно нарыть в инете информацию об этом невесомом, вечно ускользающем и непонятном для большинства людей (в том числе и для японцев) явлении, то, скорее всего вы найдете лишь короткие статейки не способные ни чего толком объяснить. Лично мне на запрос «что такое ики» в основном попадалась информация о рисунках в пустыне Икки.
Откровенно говоря, и сейчас мое понимание ики весьма далеко от конкретики, и если бы не солнышко __If.__, которая прислала мне в подарок книгу Лизы Дэлби «Гейша», то я вообще не продвинулась бы в понимании этого вопроса.
Для начала давайте определимся, что такое эстетика с точки зрения японцев.
1. Ваби — это эстетические и моральные нормы и правила, сформированные в средневековой отшельнической традиции, которая делает акцент на простом, строгом типе красоты и созерцательном, безмятежном отвлеченном восприятии действительности, и вдобавок к тому тяготеет к наслаждению спокойствием, праздной жизнью, свободной от мирских забот. (источник leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=...)
![](http://s004.radikal.ru/i208/1004/2c/26b8e84fac76.jpg)
2. Саби — еще один важнейший принцип японской эстетики, частично синонимичный «ваби», также восходит к откровениям дзэн-буддизма, особенно к экзистенциальному одиночеству каждого человека в космическом холоде бесконечных вселенных. Дух саби можно понять, представив себе зимний берег с заиндевелым от мороза тростником. Саби ассоциируется также со старостью, смирением и покоем. (источник zen.xost.ru/)
![](http://s57.radikal.ru/i156/1004/f0/20d3df4e1e4a.jpg)
3. Понятие фурюу означает возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского фэн-лю, буквально — хорошее образование и манеры. В Китае этот термин характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле — как принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей. Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов. (там же)
![](http://i082.radikal.ru/1004/0b/205176942b0a.jpg)
4. Моно-но аварэ, очарование вещей — эстетический идеал, культивировавшийся во время Хэйан. В его основе — чувственное переживание глубинной и эфемерной красоты, заложенной как в природе, так и в человеческом существе. Это красота сопряжена с налетом поэтической грусти, с наслаждением этой преходящей красотой и преклонением перед ней. Оттенки смысла слова аварэ созвучны буддийскому взгляду на жизнь, на материальный мир как на нечто недолговечное, изменчивое и печальное по своей природе. Принцип аварэ означает также тонкую, изысканную чувствительность человеческого сердца, способного оценить и воспеть всю прелесть этой непостоянной красоты. (там же)
![](http://s45.radikal.ru/i109/1004/f9/03cb81ba81bc.gif)
5. Югэн, красота одинокой печали — эстетический идеал японского искусства, получивший наибольшее развитие в XII—XV вв. Термин югэн был заимствован из китайской философии, где он служил символом непостижимого и глубоко скрытого от восприятия объекта. В буддизме это понятие связано с глубоко скрытой истиной, которую невозможно понять интеллектуальным путем. В Японии же понятие югэн было переосмыслено как эстетический принцип, означающий таинственную, потустороннюю красоту, наполненную элегантной игрой смыслов, а также загадочностью, многозначностью, сумрачностью, печалью, спокойствием и вдохновением. (там же)
![](http://s40.radikal.ru/i090/1004/15/a340f6efbf9d.jpg)
Что говорить, японцы превосходно разбираются в красоте. Они видят ее буквально во всем (даже в холодном туалете, который не отапливается бережливыми хозяевами из соображений экономии) и всячески стараются ее приумножить. Даже самые простые предметы обихода несут в себе печать стремления к красоте. И в тоже время, не стоит забывать, что Япония всегда страдала от недостатка природных ресурсов. Многие предметы роскоши (дорогие красители, благовония, драгоценные металлы и камни) привозились из-за границы (в основном из Китая, Кореи и Индии) и были баснословно дороги. Но японцы, не были бы японцами, если бы и бедность не превратили в признак особенного, изысканного шика. Более того, страсть к украшательствам (какой часто страдают китайцы) они не одобряют.
![](http://s50.radikal.ru/i130/1004/19/e947cd3b01d8.jpg)
Гейши же являются (или должны являться) концентратом всего вышеперечисленного и даже больше. Добавьте к упомянутым канонам чувственность, сексуальность, и вы получите ики. Обратимся к книге «Гейша».
«... Важным результатом попыток выразить классовые интересы купечества, городских торговцев и ремесленников явилась особая эстетика умышленного принижения ценностей, известной упрощенности и недоговоренности, из которой родилось своеобразное представление об элегантности, лучшим выразителем которой были гейши. Их манера поведения и то, как они одевались, получила название – ики - вызывающей и вместе с тем привлекательный стиль, диктовавший философию всей жизни...»
«... В начале XIX века высшей похвалой для гейши была ее аттестация как ики. Антиподом и противоположностью этого стиля в ту пору стали куртизанки. Их безвкусные, громоздкие, стеганые кимоно, густой слой белил и краски на лице, высокопарная манера изъясняться у людей со вкусом вызывала смех. Сирото, то есть «непрофессиональные женщины», так же не обладали ики: жеманность девиц и скромность домохозяйки были вполне уместны, но не привлекательны. Воплощаемый гейшей стиль представлял собой тонкое сочетание противоречивых эстетических элементов; он требовал самого тщательного подбора деталей туалета, манеры поведения и своего вида искусства...»
![](http://s53.radikal.ru/i141/1004/d8/322d8359a9c4.jpg)
«... Целью были легкость и простота. Гейши лишь слегка подкрашивали лицо, в то время, как проститутки накладывали толстый слой белил. Кимоно на гейше было общепринятой расцветки, но со вкусом, в смелую полоску или с большим воротником, кушак-оби свободно свисал или завязывался большим узлом. Она никогда не допускала на своем платье золотых драконов, серебряных облаков или бабочек среди цветов, какие были типичны для гардероба куртизанок (бабочки, облака и цветы вполне могут себе позволить майко прим. Мев). Чувственность туалета гейши не развевалась победным знаменем, а выражается намеком.
![](http://i055.radikal.ru/1004/3c/612ce40d8789.jpg)
Стилю ики были свойственыы смелость, необычность и была совершенно чужда безвкусная напыщенность. К примеру, гейши токийского ханамати Фукагава славились своим ики в одежде. Поверх кимоно они носили свободную куртку хаори, напоминавшую мужской пиджак, и благодаря этому производили впечатление привлекательной женщины в сшитом по фигуре костюме...»
![](http://s53.radikal.ru/i140/1004/ea/73d79d9dfd4d.jpg)
«... Гейши Фукагавы были известны еще и тем, что не носили носков-таби. Вид маленькой ножки гейши, обнаженность которой подчеркнута черным лаком деревянных сандалий, да еще на холодной снегу, был пиком стиля ики. Хотя здесь на первый план выдвигался элемент эротики, его выражением в истинном духе ики был сильный характер хрупкой, изящной женщины.
Все сказанное о стиле ики так или иначе заключает в себе подтекст чувственности, что и служит причиной его притягательности. Гейши умели обозначить такой подтекст как никто другой: выпустить ненароком тонкую прядь волос из безупречной прически, дать яркое красное пятно воротничка на черном глухом кимоно, во время паузы в разговоре взять сямисэн и тихо перебирать пальцами струны – такие приемы их стиля составили классику женской обольстительности.
Ики также предполагает искренность, причем не детскую непосредственность и не пылкое легковерие, а душевно глубокую искренность, благожелательную заинтересованность...»
![](http://i033.radikal.ru/1004/72/0aa2f8412ecb.jpg)
«... Быть ики означало быть осведомленной, но не всезнающей, быть невинной, но не наивной. Женщина ики уже знает немного жизнь и вкусила как горечь, так и радость любви. Молодым девушкам редко удается достичь всего этого. Полноценной ики женщина становится только в среднем возрасте...».
Позволю себе немного отступить от главной темы поста.
Лиза Дэлби знала о чем говорила, ики действительно был уделом взрослых женщин, об одной она умолчала. У майко есть свой собственный, очаровательный стиль. Майко не женщины (младшие майко еще и не совсем девушки девочки-подростки, нераспустившиеся бутоны), они юные девушки, только учащиеся быть женственными. Весь их стиль – это подчеркнутая детскость, невинность и наивность.
![](http://s60.radikal.ru/i167/1004/9f/b67511de41df.jpg)
Именно поэтому в их облике много яркого, зачастую нелепого. Они похожи на девчонок добравшихся до вещей и косметики своих матерей и старших сестер. Именно поэтому их белый грим нанесен не вплотную к линии роста волос (остается узкая полоска не закрашенной кожи), помада на губы наносится совсем чуть-чуть (вначале обучения вообще только на нижнюю губу), зато брови и глаза подводятся весьма щедро (и алым, и черным). Кимоно майко всегда очень яркие, рукава длинные (намек, на то, что одежка явно с чужого плеча и не по размеру), оби еще ярче, его концы чуть не подметают землю. Про прическу и говорить не приходится. Создается впечатление, что майко воткнула в нее все, до чего смогла дотянуться. Но все это лишь иллюзия, любая деталь их наряда строго соответствует канону.
![](http://i070.radikal.ru/1004/61/b30646463525.jpg)
Честно говоря, не зря японскую культуру называют культурой канона. Особенно это касается традиционных искусств в современной Японии. Японцы трепетно относятся к своей истории, поэтому стараются буквально «законсервировать» осколки прошлого. Это коснулось и гейш. Если сравнить фотографии современных гейш и фотографии гейш начала двадцатого века, то мы с вами очень удивимся.
![](http://i065.radikal.ru/1004/56/505a333182d6.jpg)
![](http://i078.radikal.ru/1004/5c/c88770a03555.jpg)
Предшественницы нынешних искусниц были куда свободнее в выборе своих туалетов. Их кимоно возможно более невзрачны, прически небрежны, но благодаря этому они выглядят живыми женщинами, а не фарфоровыми статуэтками в драгоценных шелках, как современные гейши.
ИМХО гейшам периода их расцвета (конец 19-го, начало 20-го веков) было легче достигнуть ики. Нынешние связаны каноном по рукам и ногам.
Ики – требует женщины не только наличия изысканного вкуса, но и отваги, некоторой дерзости и самоиронии. Умение сотворить из обыденных, порой совсем невзрачных вещей нечто необыкновенное и привлекательное – один их главных элементов ики. Но главным элементом ики, без чего это искусство превратилось бы в обычную моду и стилистику, является внутренний стержень личности, характер, воля. Женщина ики никогда не позволит себе скандалить, закатывать сцены ревности, она всегда держит эмоции под контролем.
![](http://s51.radikal.ru/i132/1004/cd/47ec22df471c.jpg)
Знаете, если подумать, то из всех европейских женщин ближе всего к идеалу ики подошла Коко Шанель.
(свое)
Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 197 | (100%) | |
Всего: | 197 |
Восхитительно!
Спасибо ^^.