понедельник, 26 апреля 2010
Пишет
hound:
В.В. Верещагин. "1812"
Фигура Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) является одной из самых противоречивых в художественном процессе XIX века. Отказавшись от карьеры военного – он всю жизнь провел на войне. Став живописцем он – отказывается от норм академической живописи и учится на практике, делая этнографические зарисовки на Кавказе. Чувствуя необходимость в дальнейшем обучении, он отправляется в Париж и поступает в мастерскую классициста Жерома, однако и с ним не находит общего языка. Будучи убежденным реалистом, он всю жизнь стоит особняком от себе подобных. Получив звание профессора Академии художеств, отказывается от него, не признавая чинов в искусстве. Независимый художник-одиночка, этнограф, изображающий жестокие азиатские народы, баталист, показывающий ужасы войны, исторический живописец, развенчивающий мифы - он нигде не приходился ко двору и всю жизнь провел в скитаниях по всему свету. Его обвиняли в пренебрежении патриотизмом и религией, также его обвиняли в завышенных ценах на его работы.
читать дальшеВерещагин одним из первых применил принцип серийности в раскрытии поставленной перед собой задачи, стремясь максимально охватить все стороны отображаемой действительности. В этом проявилась присущая художнику повествовательность, стремление рассказать обо всем, что несет в себе изобразительный сюжет.
Серия «1812 год» не принесла ему популярности и, несмотря на то, что все же была куплена правительством, была забыта вплоть до юбилейной выставки, посвященной войне 1812 года, где вошла в состав коллекции несостоявшегося Музея 1812 года и, вместе с фондами которого, ее получил Исторический музей.
Серия, безусловно, представляет интерес для зрителя, поскольку долгие годы не выставлялась и известна, в большинстве своем, только по репродукциям. До настоящего времени в экспозиции ГИМ были представлены два полотна серии: «Конец Бородинского сражения» и «Отступление по Смоленской дороге». 6 апреля 2007 года состоялась послереставрационная презентация последней, незавершенной картины этой серии – «Переход Наполеона через Березину». В рамках презентации были также показаны «Портрет Наполеона в зимней одежде» и «В ожидании депутации бояр».
Серия «1812 год» состоит из 20 полотен, выполненных В.В. Верещагиным в период 1887 – 1904 гг. и частично представленных автором на выставке в 1895 году и одного незаконченного произведения «Переход через Березину», которая не вошла в серию, была приобретена ГИМ в 1966 г. в настоящее время хранится как ее часть.
Серия была приобретена в 1902 г. дирекцией Государственного Эрмитажа, но не выставлялась. В 1912 г. она была передана вновь организованному в Москве «Музею 1812 года» и показана на юбилейной выставке. Однако этот музей так и не был открыт. В 1930 г. коллекция вместе с фондами Военно-Исторического музея поступила в Государственный Исторический музей».
На сегодняшний день в фондах ГИМ хранится 19 картин серии (включая незаконченную «Переход Наполеона через Березину»). «В Кремле пожар» - находится за границей, а «Возвращение из Петровского дворца» - в Картинной галерее Армянской ССР (в настоящее время Армении). Полностью коллекция состоит из 21 полотна.
1. Наполеон на Бородинских высотах, 1897 гг., х.м., 100х150

2. Конец Бородинского сражения, 1899, х.м., 165х229

3. Перед Москвой – ожидание депутации бояр, (Наполеон на Поклонной горе), 1891 – 92 гг., х.м., 124х92

4. Зарево Замоскворечья, 1896 – 97 гг., х.м., 54х73

5. В Кремле пожар

6. Сквозь пожар, 1899 – 1900 гг., х.м., 80х111

7. В Петровском дворце. (В ожидании мира), 1895 гг., х.м., 79х68

8. Возвращение из Петровского дворца

9. Поджигатели (В покоренной Москве, Расстрел поджигателей), 1897 – 98 гг., х.м.,

10. В Успенском соборе, 1887 – 95 гг., х.м., 1887 – 95 гг., х.м., 106х124

11. Маршал Даву в Чудовом монастыре, 1887 – 95 гг., х.м., 152х123

12. Наполеон и маршал Лористон, мир во что бы то ни стало, 1899 – 1900 гг., х.м., 88х103,5

13. В Городне: пробиваться или отступать?, 1887 – 95 гг., х.м., 102,5х149

14. На этапе; дурные вести из Франции, 1887 – 95 гг., х.м., 152х123

15. «Не замай. – дай подойти». 1887 – 95 гг. х.м., 203х152

16. «С оружием в руках? – Расстрелять!». 1887 – 95 гг., х.м., 150х201

17. Отступление Великой Армии. (На большой дороге. Отступление, бегство...), 1887 – 95 гг., х.м., 104х152,2

18. На морозе (Портрет Наполеона в зимней одежде), 1896 – 97 гг., х.м., 76,5х60

19. В штыки! Ура, ура! (Атака), 1887 – 95 гг., х.м., 204х150

20. Ночной привал Великой Армии, 1896 – 97 гг., х.м., 104х152,2

21. + Переход Наполеона через Березину, 1902 – 1902 гг., х.м., 147х198

Серия В.В.Верещагина, посвященная Войне 1812 года, воспринимается несколько отдельно от всего творческого наследия художника. Этому способствовала и сложная судьба коллекции и обращение автора к не совсем обычному для него жанру – исторической живописи. Известный как живописец, отражающий современные реалии войны, здесь Верещагин обращается к событиям почти вековой давности. Лишь одно объединяет все его творчество – война отражается в нем во всех ее неприглядных сторонах.
"Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность".
Так пишут петербургские газеты в связи с выставками Верещагина 1883 года. Столь же неприятным оказалось и представление Верещагиным нашествия французов в 1812 году. Он разрушает мифологизированный образ Великой Армии и великого императора, который складывается на протяжении всего XIX столетия. Эта серия вызвала раздражение, как в России, так и во Франции.
Работа над серией продолжалась с 1887 по 1904 гг, была начата в Париже и заканчивалась в Москве. В двадцати одном полотне представлена история пребывания Наполеона и его армии на территории России начиная от Бородинского сражения и заканчивая переправой через Березину. В серии последовательно отражен процесс превращения победоносной армии и ее непобедимого императора в полностью деморализованную подавленную толпу, спасающуюся бегством из России. Идеализированный образ наполеоновской армии разрушается – мы видим конюшни в помещении кремлевских церквей, расстрел поджигателей. Серия не была закончена и в ней практически не представлена русская армия, за исключением триптиха связанного с партизанской войной («Не замай. – дай подойти», «С оружием в руках? – Расстрелять!», В штыки! Ура, ура! (Атака)). Серию можно условно разделить на группы по стилистическому принципу – связанные с Бородинским сражением и входом в Москву; пожар Москвы; портреты в интерьере Петровского дворца, композиции в церковных интерьерах (включая конюшню в Успенском соборе), в интерьере крестьянского дома; отступление по зимней дороге и партизаны. Каждую группу объединяет единый живописный образ, так, например сцены, связанные с пожаром Москвы написаны в интенсивной огненной гамме, отражающей охваченный пламенем город. Композиция очень обобщена, лаконична. Исключением является «Возвращение из Петровского дворца», которое по стилю живописи и композиции уже предваряет картины отступления. Портретные полотна в интерьерах Петровского дворца достаточно сухи и жестки по живописи, цветовая гамма достаточно бедна. В то же время картины представляющие Наполеона, Даву и конюшню в Успенском соборе – отличает богатство красок, передающее украшенные интерьеры русских церквей, как контраст со вторгшимися в Россию чужаками, оказавшимися под его сводами. Наиболее прекрасными по живописным достоинствам представляются полотна, отображающие зимнее бегство Великой Армии из России. Удивительный по красоте и нежности розово-голубой колорит зимнего пейзажа, подчеркивает инородность французской армии.
Верещагин начал работу над серией в Париже, известно, что провел он тщательную подготовительную работу по поиску материалов, свидетельств очевидцев. Результатом этой работы – был сборник небольших очерков, посвященных этой теме, написанных Верещагиным, причем, как на русском, так и на французском языках .
Несомненно, он был знаком с работами французских художников, посвященных этой тематике. Так, например, весьма значительным французским историческим баталистом был Мейсонье, который достаточно много своих работ посвятил наполеоновским войнам и был известен своей «фотографической» точностью в изображении деталей эпохи. В отличие от Мейсонье, Верещагин, сохраняя реалистическое отображение исторических подробностей, вносит в свои картины элементы эпического стиля, тем самым давая отстраненный взгляд на эту эпоху.
Все картины цикла имели сопроводительные тексты, написанные самим художником. Склонный к повествовательности художник стремился максимально раскрыть сюжеты своих полотен и связать их все в единое произведение.
Впервые Верещагин представил часть картин этой серии во Франции в Париже в 1897. Парижская «Фигаро» писала: «Редко с такой краткостью и силой показывали шаткость славы и завлекательное безобразие войны».
В 1895 году 10 завершенных картин цикла экспонируются в залах Исторического музея в Москве. Выставка получила широкий резонанс, однако реакция была очень неоднозначной. Правительство не признавало эту серию, художника обвиняли в карикатурности изображения французской армии. Завершает Верещагин серию к 1900 г. В 1901 – 1902 гг серия экспонируется в США.
Однако, художник ведет переговоры с царским двором и с П.М. Третьяковым о покупке серии. В 1902 г. правительство покупает коллекцию за 100 000 рублей, после чего про серию забыли. Через полгода после гибели художника на флагманском корабле «Петропавлоск» от взрыва японской мины, серия была опубликована в виде увража в пользу раненых и инвалидов войны на Дальнем Востоке.
Только в связи с юбилейными торжествами, связанными со 100-летием Отечественной войны 1812 года, серия была вновь опубликована в составе сборного увража, посвященного этому событию, и экспонировалась на выставке «Отечественная война 1812 года».
Серия, посвященная Отечественной войне 1812 года, явилась последним крупным произведением В.В. Верещагина. В творчестве художника она стоит особняком – как единственное произведение исторического жанра. Также отличительной особенностью этой серии является наличие сопроводительного текста специально подготовленного для нее, что делает этот цикл уникальным сочетанием живописи и литературы. Этой серии присуща не этнографическая точность и не жесткий реализм, характерный для предыдущих циклов автора, а эпическая отстраненность взгляда на изображаемую эпоху, которая, однако, не исключает исторической достоверности. В серии присутствует стилистическое разнообразие, обусловленное поставленными художником задачами. Эта серия, по причине невозможности экспонирования ее в полном объеме, до сих пор остается малоизученной и практически неизвестной зрителю.
Однако, в рамках близости 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, вновь возникает интерес широкой публики к этой серии, о чем свидетельствует успех презентации последней, незавершенной картины цикла «Переход Наполеона через Березину». URL записи(свое)
Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! |
|
29 |
(100%) |
|
|
|
Всего: |
29 |