Искатель @сокровищ
Пишет ehwaz:
(не свое)
Исполняю обещанное: Гамлет по-женски.
«- Интересно, я уже слишком стара, чтобы играть в "Гамлете"?
- Роль Гертруды не слишком выигрышная.
Джулия откровенно расхохоталась.
- Ну и дурачок вы, Чарлз. Я вовсе не собираюсь играть королеву. Я бы
хотела сыграть Гамлета.»
Джулия Ламберт, живи она в реальном мире, была бы не первой женщиной, решившей исполнить эту роль. Гамлета играли Сара Сиддонс, Сара Бернар, Аста Нильсен, Алла Назимова, Зинаида Райх, Джудит Андерсон, Диана Венора и Франсез да ла Тур.
читать дальше
Начнем, по порядку: первой была великая Сара Сиддонс (Sarah Siddons) она же – Сара Кемпбел – трагедийная актриса, жившая на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий.

Родилась она в 1755 году в Бреконе в актерской семье Кемпбелов: знаменитым актером был ее отец Роджер Кемпбел, актерами стали и три ее брата: Чарльз, Джон Филипп и Стивен. Младшая сестра Сары - Энн Хаттон стала писательницей.
В те времена сценическая деятельность считалась не совсем пристойной профессией для женщины, и родственники Сары совсем не были счастливы, когда юная Сара заявила, что желает продолжить семейную профессиональную традицию. В 1773 году она вышла замуж за актера Уильяма Сиддонса, а два года спустя в театре Друри Лейн состоялся ее дебют: она исполнила роль Порции в «Венецианском купце». В этом же спектакле играл великий Дэвид Гарик. Успеха она не имела. Совсем. Сара кое-как доиграла до конца сезона, но больше с ней контракт не продлили.
Но она не сдалась! Сара Сиддонс уехала в провинцию и следующие шесть лет выступала в Йорке и в Бате, постепенно нарабатывая сценический опыт. 10 октября 1782 года она снова выступила в Друри Лейн и теперь эффект был совсем иным: Сара произвела сенсацию.
Следующие двадцать лет ее называли не иначе как «королевой Друри Лейн». Еще при жизни она стала легендой, ее кружок составляли такие прославленные деятели культуры как Сэмюэль Джонсон, Эдмунд Бёрк и Уильям Уиндхэм. Семейная жизнь Сары складывалась не так удачно: хоть она и родила в браке семерых детей (из которых выжило пятеро) она довольно быстро рассталась с мужем.
В 1802 году она покинула Друри Лейн и с тех пор либо гастролировала по стране, либо выступала в театре Ковент Гарден. Там она сыграла свою лучшую роль – леди Макбет.
Сара Сиддонс считалась признанной красавицей, особенно поклонников восхищали ее большие выразительные глаза. Она была высокой статной женщиной, очень стройной и длинноногой. Хорошая фигура позволила ей сыграть роль, которая не столько восхитила, сколько шокировала современников: это была роль датского принца.
Известно, что Сиддонс исполняла роль Гамлета всего девять раз в разных городах в течение более чем тридцати лет. Первый спектакль относится к тому времени, когда она считалась лишь восходящей звездой, а последний – когда «королеве театра» уже исполнилось пятьдесят лет.
Конечно, в начале 19-го века не могло быть и речи о том, чтобы женщина публично надела мужские штаны, поэтому миссис Сиддонс использовала нечто среднее – длинную тунику. Отказавшись от внешних атрибутов мужественности, миссис Сиддонс сосредоточилась на том, чтобы точнее передать мужской характер – и по воспоминаниям современников – ей это вполне удалось, хотя и в романтическом ключе, в соответствии с модой того времени. К сожалению, не сохранилось ни ее портретов в этой роли, ни какого-либо серьезного критического анализа ее исполнения. Подобные спектакли рассматривались скорее как сценическое хулиганство, а не как серьезная постановка. И даже сама Сара Сиддонс не афишировала эти свои выступления, поэтому некоторые ее ханжески настроенные биографы даже отрицали сам факт исполнения актрисой этой роли.
Умерла Сиддонс в 1831 году в Лондоне и была похоронена на кладбище Св. Марии в Паддингтоне.
Вторая исполнительница роли Гамлета Сара Бернар (Sarah Bernhardt) (1844 –1923) наверное, может считаться самой прославленной актрисой всех времен и народов.

Настоящим ее именем было Генриетта Розина Бернар и она была старшей выжившей дочерью куртизанки голландско-еврейского происхождения, известной под псевдонимом Иолия. Отцом девочки был французский юрист Эдвард Бернар. Он признал ребенка и даже позаботился о ее образовании, отдав дочь в католическую школу; мать же, напротив, готовила девочку к занятиям древнейшей профессией. Сама Сара выбрала «золотую середину» и поступила на курсы сценического мастерства.
В подростковом возрасте Саре поставили страшный по тем временам диагноз – туберкулез. Врачи считали, что жить ей оставалось совсем немного.
К смерти Сара принялась готовиться так же тщательно, как бы другая ее сверстница готовилась к свадьбе: она выбрала себе самый роскошный и красивый гроб из красного дерева. Но молодой организм поборол болезнь, и Сара выздоровела, а со своим приобретением с тех пор никогда не расставалась: она всюду возила с собой этот гроб, часто спала в нем и даже занималась любовью.
На сцене она дебютировала в 1862 году в Комеди Франсез, но успеха добилась только несколько лет спустя, в конце 60-х. В середине 1870-х она уже считалась серьезной актрисой, критики называли ее «дивной Сарой».
Внешне Бернар не соответствовала канонам красоты того времени: она была небольшого роста, худощавая, с плоской грудью и узкими бедрами. Завистники даже дразнили ее «прекрасно отполированным скелетом». Красили девушку большие зеленовато-голубоватые глаза и хорошо поставленный низкий голос.
Одной из ее причуд была страсть к исполнению мужских ролей. Подсчитано, что всего Сара Бернар исполнила восемнадцать версий таких персонажей. Она объясняла это тем, что женские образы играть не интересною, так как авторы склонны женщин либо идеализировать, либо наоборот – демонизировать, но так или иначе подгонять характеры под шаблоны. К тому же, по мнению Бернар, сорокалетняя женщина сыграет Гамлета лучше, чем это сделал бы мужчина, потому что двадцатилетний юнец не поймет чувств героя – они доступны только зрелому человеку, а сорокалетний мужчина внешне не сможет соответствовать Гамлету.
Сохранилась фотография Бернар в роли принца, а афишу к спектаклю рисовал Альфонс Муха.

Произнося слово «сорокалетний». Бернар кокетничала: так как Гамлета актриса сыграла, в возрасте 52-х лет. Эта роль не стала ее успехом: хотя, как всегда, Сара Бернар собирала полные залы, отзывы в прессе были негативными. Один из критиков даже язвительно заметил, что игра «великой Бернар» вызвала у него великую изжогу.
Представление «Гамлета» с Бернар в театре Адельфи в Лондоне в пух и прах разнес известный критик Макс Бирбом (Max Beerbohm), написавший, что вообще не может всерьез принять ее исполнение, и что лишь отменная выдержка публики в театре Адельфи не дала зрителям поднять актрису на смех. Единственный комплимент, который он мог сделать актрисе, так это то, что Гамлет в ее исполнении выглядел истинной гранд-дамой. Учитывая, что Бернар ставила себе целью изобразить мужчину, эти слова критика были поистине убийственными.
Сохранился короткий ролик со сценой дуэли:
«Гамлет» стал одной из последний ролей Сары Бернар: вскоре актриса тяжело заболела, ей ампутировали ногу и с тех пор она почти не появлялась на сцене – хотя все же порой играла роли, не требующие активного движения.
Умерла Сара Бернар в возрасте 78-ми лет. Ее последним распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. Похоронена актриса на кладбище Пер Лашез в Париже.
Следующей гранд-дамой, всерьез задумавшейся над исполнением этой роли стала Алла Назимова (Alla Nazimova), (1879 –1945)– голливудская кинозвезда русского происхождения.

Есть сведения, что в 1912 году в Эльсиноре она даже сняла свой фильм – но он не сохранился. Вклад Назимовой в киноискусство велик, а сама она была одной из самых блистательных «вамп» немого кинематографа, поэтому о ней стоит поговорить отдельно – не в связи с «Гамлетом».
В 1881 году вышло исследование шекспироведа Эдварда Вайнинга «Тайна Гамлета» (Edward P. Vining's The Mystery of Hamlet,1881). Автор доказывал, что все особенности характера и поведения датского принца объясняются тем, что он – не мужчина вовсе, а переодетая в мужской костюм женщина, принцесса, которую выдали за мальчика из политических соображений.
Эта версия была с презрением отвергнута большинством коллег Вайнинга, но вдохновила на создание своего Гамлета одну из величайших актрис немого кино - датчанку Асту Нильсен.
Аста Нильсен (Asta Sofie Amalie Nielsen), (1881 - 1972) – прозванная «немой музой», «Богиней Астой» считается одной из крупнейших кинозвезд и наиболее талантливых актрис в истории кино. Одной из первых Аста поняла, что кинематограф способен передавать не только действие, но и психологию героев.
Она родилась в Копенгагене в Вестербро в семье медника и прачки. Осталась сиротой в пятнадцать лет. Обучалась сценическому мастерству в Royal Theatre School в Копенгагене.
В 1909 году режиссер Урбан Гад пригласил молодую начинающую актрису сняться в кино. Успех был велик. Вскоре режиссер и Аста поженились и вместе уехали в Германию, где в то время кинематограф развивался наиболее бурно.
Вплоть до прихода звука Аста считалась звездой первой величины и снималась очень много, затем – оставила кино и играла на сцене до 1936 года. Пять раз она была замужем. В 1936-м Аста Нильсен оставила Германию и вернулась на родину, в Данию; с тех пор она не работала, хотя жила еще долгие годы и умерла лишь в 1972 году.
Воспользовавшись версией Вайнинга, Аста устранила главную причину, по которой ее предшественницы казались смешными в роли датского принца. Она не стала подделывать женскую походку, женскую мимику и пластику под мужские, сосредоточившись на душевных переживаниях своего героя – или героини.

Аста Нильсен и Урбан Гад несколько изменили сюжет пьесы, вставив пролог, в котором королева Гертруда рожает девочку и одновременно узнает о том, что ее муж смертельно ранен в бою. Королева приказывает объявить народу, что родился мальчик. Однако король остается в живых, хотя он и не полностью выздоравливает – рождения второго ребенка ждать не приходится. Принцессу продолжают одевать и воспитывать как мальчика.
Гертруда предстает в фильме главной интриганкой: она заводит роман с Клавдием и провоцирует убийство супруга. В это время ее сын-дочь Гамлет учится в Виттенберге, где влюбляется в своего сокурсника Горацио. Далее Гамлет получает письмо из дома, в котором говорится о смерти его отца – датского короля. Гамлет возвращается на родину, и некоторое время действие вполне соответствует пьесе Шекспира. С одним отличием: Гамлет любит Горацио, Горацио влюблен в Офелию, Офелия кокетничает с обоими.
«О женщины! Коварство имя вам…»

«Быть или не быть?»

В финале Гамлет запирает пьяного Клавдия в комнате с чадящей печью и тот задыхается от дыма. В ответ разгневанная Гертруда подговаривает Лаэрта убить Гамлета, но во время дуэли сама случайно, по ошибке выпивает отравленное вино. Ее крики на секунду отвлекают фехтующего Гамлета, и в этот момент шпага Лаэрта пронзает ему (ей) грудь. Гамлет падает; к нему на помощь кидается Горацио и стараясь, облегчить другу дыхание, разрывает тесный воротник, облегающий шею принца и… ему открывается истина. Горацио наконец понимает, к кому на самом деле его влекло все это время. Воскликнув «Zu spat!»он дарит Гамлету прощальный поцелуй.

Все это не выглядит ни смешным, ни глупым. ни неестественным; игра Асты Нильсен лишена аффектации или мелодраматичности. Ее Гамлет-женщина вышел намного убедительнее многих Гамлетов-мужчин. Фильм, безусловно, является произведением искусства. Наверное, поэтому фирма-правообладательница не так давно произвела «реставрацию» ленты, на самом деле всего лишь заменив саунд-трек. Таким образом, они восстановили свои авторские права и на ю-тубе невозможно найти какие-то отрывки этого фильма, только лишь рекламный ролик, где "Гамлета" почти и нет - а лишь одни музыканты. .
Затем стоит упомянуть еще об одной несостоявшейся постановке: Мейерхольда, который планировал на роль Гамлета Зинаиду Райх. Режиссер мечтал: темнота на сцене, луч, и в центре луча – стройная и изящная Зинаида Райх в черном костюме Гамлета. Но дальше творческих планов дело не пошло.

Следующим Гамлетом на сцене стала леди Джудит Андерсон (Judith Anderson, (1897- 1992).

Родилась она в Аделаиде ( Южная Австралия), училась в Норвудской высшей школе, начала выступать на сцене, а в 1918 году переехала в США в Нью-Йорк. Актриса специализировалась именно на пьесах Шекспира и считалась звездой Бродвея на протяжении трех десятков лет в 1930-1950-е годы. Одновременно она снималась в кино, одной из ее лучших ролей считается миссис Денверс в фильме «Ребекка» Альфреда Хичкока.

Роль Гамлета Джудит Андерсон исполнила в возрасте 73 лет в Карнеги Холл в Нью-Йорке.
Франсе де ла Тур (Frances de la Tour) (род. 1944) - английская актриса, член троцкистской рабочей партии и подруга Ванессы Редгрейв исполнила роль Гамлета в лондонском театре Полумесяца в 1980-м году.

Дайана Венора (Diane Venora) (род. 1952) – американская актриса театра, кино и телевидения.
Родилась она в Коннектикуте, училась в Juilliard School и прославилась своим исполнением шекспировских ролей.

В 1983 году она сыграла Гамлета в постановке Джозефа Паппа на Шекспировском фестивале в Нью-Йорке – одной из самых престижный сценических площадок в мире.
Под морем - краткая библиография.
читать дальше
TONY HOWARD, WOMEN AS HAMLET; CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS
Cambridge, New York, Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, São Paulo
Published in the United States of America by Cambridge University Press, New York, 2007.
res.oxfordjournals.org/cgi/pdf_extract/59/238/1...
www.cambridge.org/catalogue/catalogue.asp?isbn=...
Woo, C. , Sarah Siddons's Performances as Hamlet: Breaching the Breeches Part; опубликовано в EUROPEAN ROMANTIC REVIEW, 2007, VOL 18; NUMBER 5, pages 573-595
Woo, Celestine, Sarah Siddons as Hamlet: three decades, five towns, absent breeches, and rife critical confusion. ANQ | January 1, 2007 |
www.encyclopedia.com/doc/1G1-164326181.html
Charles Marowitz, Asta Nielsen & Hamlet's Gender-Benders, Swans Commentary, December 28, 2009
www.swans.com/library/art15/cmarow155.html
Перечень известных экранизаций «Гамлета:
biblioteka.org.ua/book.php?id=1120013197&p=39
l-a-s-a-n-a.livejournal.com/3468.html
bioscopic.wordpress.com/2007/09/01/asta-nielsen...
Разбор фильма Асты Нильсен по книге Вайнинга:
shea.mit.edu/ramparts/commentaryguides/hamlet_a...
Отрывок из книги Вайнинга:
www.theatrehistory.com/british/hamlet004.html
URL записи«- Интересно, я уже слишком стара, чтобы играть в "Гамлете"?
- Роль Гертруды не слишком выигрышная.
Джулия откровенно расхохоталась.
- Ну и дурачок вы, Чарлз. Я вовсе не собираюсь играть королеву. Я бы
хотела сыграть Гамлета.»
Джулия Ламберт, живи она в реальном мире, была бы не первой женщиной, решившей исполнить эту роль. Гамлета играли Сара Сиддонс, Сара Бернар, Аста Нильсен, Алла Назимова, Зинаида Райх, Джудит Андерсон, Диана Венора и Франсез да ла Тур.
читать дальше
Начнем, по порядку: первой была великая Сара Сиддонс (Sarah Siddons) она же – Сара Кемпбел – трагедийная актриса, жившая на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий.

Родилась она в 1755 году в Бреконе в актерской семье Кемпбелов: знаменитым актером был ее отец Роджер Кемпбел, актерами стали и три ее брата: Чарльз, Джон Филипп и Стивен. Младшая сестра Сары - Энн Хаттон стала писательницей.
В те времена сценическая деятельность считалась не совсем пристойной профессией для женщины, и родственники Сары совсем не были счастливы, когда юная Сара заявила, что желает продолжить семейную профессиональную традицию. В 1773 году она вышла замуж за актера Уильяма Сиддонса, а два года спустя в театре Друри Лейн состоялся ее дебют: она исполнила роль Порции в «Венецианском купце». В этом же спектакле играл великий Дэвид Гарик. Успеха она не имела. Совсем. Сара кое-как доиграла до конца сезона, но больше с ней контракт не продлили.
Но она не сдалась! Сара Сиддонс уехала в провинцию и следующие шесть лет выступала в Йорке и в Бате, постепенно нарабатывая сценический опыт. 10 октября 1782 года она снова выступила в Друри Лейн и теперь эффект был совсем иным: Сара произвела сенсацию.
Следующие двадцать лет ее называли не иначе как «королевой Друри Лейн». Еще при жизни она стала легендой, ее кружок составляли такие прославленные деятели культуры как Сэмюэль Джонсон, Эдмунд Бёрк и Уильям Уиндхэм. Семейная жизнь Сары складывалась не так удачно: хоть она и родила в браке семерых детей (из которых выжило пятеро) она довольно быстро рассталась с мужем.
В 1802 году она покинула Друри Лейн и с тех пор либо гастролировала по стране, либо выступала в театре Ковент Гарден. Там она сыграла свою лучшую роль – леди Макбет.
Сара Сиддонс считалась признанной красавицей, особенно поклонников восхищали ее большие выразительные глаза. Она была высокой статной женщиной, очень стройной и длинноногой. Хорошая фигура позволила ей сыграть роль, которая не столько восхитила, сколько шокировала современников: это была роль датского принца.
Известно, что Сиддонс исполняла роль Гамлета всего девять раз в разных городах в течение более чем тридцати лет. Первый спектакль относится к тому времени, когда она считалась лишь восходящей звездой, а последний – когда «королеве театра» уже исполнилось пятьдесят лет.
Конечно, в начале 19-го века не могло быть и речи о том, чтобы женщина публично надела мужские штаны, поэтому миссис Сиддонс использовала нечто среднее – длинную тунику. Отказавшись от внешних атрибутов мужественности, миссис Сиддонс сосредоточилась на том, чтобы точнее передать мужской характер – и по воспоминаниям современников – ей это вполне удалось, хотя и в романтическом ключе, в соответствии с модой того времени. К сожалению, не сохранилось ни ее портретов в этой роли, ни какого-либо серьезного критического анализа ее исполнения. Подобные спектакли рассматривались скорее как сценическое хулиганство, а не как серьезная постановка. И даже сама Сара Сиддонс не афишировала эти свои выступления, поэтому некоторые ее ханжески настроенные биографы даже отрицали сам факт исполнения актрисой этой роли.
Умерла Сиддонс в 1831 году в Лондоне и была похоронена на кладбище Св. Марии в Паддингтоне.
Вторая исполнительница роли Гамлета Сара Бернар (Sarah Bernhardt) (1844 –1923) наверное, может считаться самой прославленной актрисой всех времен и народов.

Настоящим ее именем было Генриетта Розина Бернар и она была старшей выжившей дочерью куртизанки голландско-еврейского происхождения, известной под псевдонимом Иолия. Отцом девочки был французский юрист Эдвард Бернар. Он признал ребенка и даже позаботился о ее образовании, отдав дочь в католическую школу; мать же, напротив, готовила девочку к занятиям древнейшей профессией. Сама Сара выбрала «золотую середину» и поступила на курсы сценического мастерства.
В подростковом возрасте Саре поставили страшный по тем временам диагноз – туберкулез. Врачи считали, что жить ей оставалось совсем немного.
К смерти Сара принялась готовиться так же тщательно, как бы другая ее сверстница готовилась к свадьбе: она выбрала себе самый роскошный и красивый гроб из красного дерева. Но молодой организм поборол болезнь, и Сара выздоровела, а со своим приобретением с тех пор никогда не расставалась: она всюду возила с собой этот гроб, часто спала в нем и даже занималась любовью.
На сцене она дебютировала в 1862 году в Комеди Франсез, но успеха добилась только несколько лет спустя, в конце 60-х. В середине 1870-х она уже считалась серьезной актрисой, критики называли ее «дивной Сарой».
Внешне Бернар не соответствовала канонам красоты того времени: она была небольшого роста, худощавая, с плоской грудью и узкими бедрами. Завистники даже дразнили ее «прекрасно отполированным скелетом». Красили девушку большие зеленовато-голубоватые глаза и хорошо поставленный низкий голос.
Одной из ее причуд была страсть к исполнению мужских ролей. Подсчитано, что всего Сара Бернар исполнила восемнадцать версий таких персонажей. Она объясняла это тем, что женские образы играть не интересною, так как авторы склонны женщин либо идеализировать, либо наоборот – демонизировать, но так или иначе подгонять характеры под шаблоны. К тому же, по мнению Бернар, сорокалетняя женщина сыграет Гамлета лучше, чем это сделал бы мужчина, потому что двадцатилетний юнец не поймет чувств героя – они доступны только зрелому человеку, а сорокалетний мужчина внешне не сможет соответствовать Гамлету.
Сохранилась фотография Бернар в роли принца, а афишу к спектаклю рисовал Альфонс Муха.


Произнося слово «сорокалетний». Бернар кокетничала: так как Гамлета актриса сыграла, в возрасте 52-х лет. Эта роль не стала ее успехом: хотя, как всегда, Сара Бернар собирала полные залы, отзывы в прессе были негативными. Один из критиков даже язвительно заметил, что игра «великой Бернар» вызвала у него великую изжогу.
Представление «Гамлета» с Бернар в театре Адельфи в Лондоне в пух и прах разнес известный критик Макс Бирбом (Max Beerbohm), написавший, что вообще не может всерьез принять ее исполнение, и что лишь отменная выдержка публики в театре Адельфи не дала зрителям поднять актрису на смех. Единственный комплимент, который он мог сделать актрисе, так это то, что Гамлет в ее исполнении выглядел истинной гранд-дамой. Учитывая, что Бернар ставила себе целью изобразить мужчину, эти слова критика были поистине убийственными.
Сохранился короткий ролик со сценой дуэли:
«Гамлет» стал одной из последний ролей Сары Бернар: вскоре актриса тяжело заболела, ей ампутировали ногу и с тех пор она почти не появлялась на сцене – хотя все же порой играла роли, не требующие активного движения.
Умерла Сара Бернар в возрасте 78-ми лет. Ее последним распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. Похоронена актриса на кладбище Пер Лашез в Париже.
Следующей гранд-дамой, всерьез задумавшейся над исполнением этой роли стала Алла Назимова (Alla Nazimova), (1879 –1945)– голливудская кинозвезда русского происхождения.



Есть сведения, что в 1912 году в Эльсиноре она даже сняла свой фильм – но он не сохранился. Вклад Назимовой в киноискусство велик, а сама она была одной из самых блистательных «вамп» немого кинематографа, поэтому о ней стоит поговорить отдельно – не в связи с «Гамлетом».
В 1881 году вышло исследование шекспироведа Эдварда Вайнинга «Тайна Гамлета» (Edward P. Vining's The Mystery of Hamlet,1881). Автор доказывал, что все особенности характера и поведения датского принца объясняются тем, что он – не мужчина вовсе, а переодетая в мужской костюм женщина, принцесса, которую выдали за мальчика из политических соображений.
Эта версия была с презрением отвергнута большинством коллег Вайнинга, но вдохновила на создание своего Гамлета одну из величайших актрис немого кино - датчанку Асту Нильсен.
Аста Нильсен (Asta Sofie Amalie Nielsen), (1881 - 1972) – прозванная «немой музой», «Богиней Астой» считается одной из крупнейших кинозвезд и наиболее талантливых актрис в истории кино. Одной из первых Аста поняла, что кинематограф способен передавать не только действие, но и психологию героев.
Она родилась в Копенгагене в Вестербро в семье медника и прачки. Осталась сиротой в пятнадцать лет. Обучалась сценическому мастерству в Royal Theatre School в Копенгагене.
В 1909 году режиссер Урбан Гад пригласил молодую начинающую актрису сняться в кино. Успех был велик. Вскоре режиссер и Аста поженились и вместе уехали в Германию, где в то время кинематограф развивался наиболее бурно.
Вплоть до прихода звука Аста считалась звездой первой величины и снималась очень много, затем – оставила кино и играла на сцене до 1936 года. Пять раз она была замужем. В 1936-м Аста Нильсен оставила Германию и вернулась на родину, в Данию; с тех пор она не работала, хотя жила еще долгие годы и умерла лишь в 1972 году.
Воспользовавшись версией Вайнинга, Аста устранила главную причину, по которой ее предшественницы казались смешными в роли датского принца. Она не стала подделывать женскую походку, женскую мимику и пластику под мужские, сосредоточившись на душевных переживаниях своего героя – или героини.

Аста Нильсен и Урбан Гад несколько изменили сюжет пьесы, вставив пролог, в котором королева Гертруда рожает девочку и одновременно узнает о том, что ее муж смертельно ранен в бою. Королева приказывает объявить народу, что родился мальчик. Однако король остается в живых, хотя он и не полностью выздоравливает – рождения второго ребенка ждать не приходится. Принцессу продолжают одевать и воспитывать как мальчика.

Гертруда предстает в фильме главной интриганкой: она заводит роман с Клавдием и провоцирует убийство супруга. В это время ее сын-дочь Гамлет учится в Виттенберге, где влюбляется в своего сокурсника Горацио. Далее Гамлет получает письмо из дома, в котором говорится о смерти его отца – датского короля. Гамлет возвращается на родину, и некоторое время действие вполне соответствует пьесе Шекспира. С одним отличием: Гамлет любит Горацио, Горацио влюблен в Офелию, Офелия кокетничает с обоими.
«О женщины! Коварство имя вам…»

«Быть или не быть?»

В финале Гамлет запирает пьяного Клавдия в комнате с чадящей печью и тот задыхается от дыма. В ответ разгневанная Гертруда подговаривает Лаэрта убить Гамлета, но во время дуэли сама случайно, по ошибке выпивает отравленное вино. Ее крики на секунду отвлекают фехтующего Гамлета, и в этот момент шпага Лаэрта пронзает ему (ей) грудь. Гамлет падает; к нему на помощь кидается Горацио и стараясь, облегчить другу дыхание, разрывает тесный воротник, облегающий шею принца и… ему открывается истина. Горацио наконец понимает, к кому на самом деле его влекло все это время. Воскликнув «Zu spat!»он дарит Гамлету прощальный поцелуй.

Все это не выглядит ни смешным, ни глупым. ни неестественным; игра Асты Нильсен лишена аффектации или мелодраматичности. Ее Гамлет-женщина вышел намного убедительнее многих Гамлетов-мужчин. Фильм, безусловно, является произведением искусства. Наверное, поэтому фирма-правообладательница не так давно произвела «реставрацию» ленты, на самом деле всего лишь заменив саунд-трек. Таким образом, они восстановили свои авторские права и на ю-тубе невозможно найти какие-то отрывки этого фильма, только лишь рекламный ролик, где "Гамлета" почти и нет - а лишь одни музыканты. .
Затем стоит упомянуть еще об одной несостоявшейся постановке: Мейерхольда, который планировал на роль Гамлета Зинаиду Райх. Режиссер мечтал: темнота на сцене, луч, и в центре луча – стройная и изящная Зинаида Райх в черном костюме Гамлета. Но дальше творческих планов дело не пошло.

Следующим Гамлетом на сцене стала леди Джудит Андерсон (Judith Anderson, (1897- 1992).

Родилась она в Аделаиде ( Южная Австралия), училась в Норвудской высшей школе, начала выступать на сцене, а в 1918 году переехала в США в Нью-Йорк. Актриса специализировалась именно на пьесах Шекспира и считалась звездой Бродвея на протяжении трех десятков лет в 1930-1950-е годы. Одновременно она снималась в кино, одной из ее лучших ролей считается миссис Денверс в фильме «Ребекка» Альфреда Хичкока.

Роль Гамлета Джудит Андерсон исполнила в возрасте 73 лет в Карнеги Холл в Нью-Йорке.
Франсе де ла Тур (Frances de la Tour) (род. 1944) - английская актриса, член троцкистской рабочей партии и подруга Ванессы Редгрейв исполнила роль Гамлета в лондонском театре Полумесяца в 1980-м году.

Дайана Венора (Diane Venora) (род. 1952) – американская актриса театра, кино и телевидения.
Родилась она в Коннектикуте, училась в Juilliard School и прославилась своим исполнением шекспировских ролей.


В 1983 году она сыграла Гамлета в постановке Джозефа Паппа на Шекспировском фестивале в Нью-Йорке – одной из самых престижный сценических площадок в мире.
Под морем - краткая библиография.
читать дальше
TONY HOWARD, WOMEN AS HAMLET; CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS
Cambridge, New York, Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, São Paulo
Published in the United States of America by Cambridge University Press, New York, 2007.
res.oxfordjournals.org/cgi/pdf_extract/59/238/1...
www.cambridge.org/catalogue/catalogue.asp?isbn=...
Woo, C. , Sarah Siddons's Performances as Hamlet: Breaching the Breeches Part; опубликовано в EUROPEAN ROMANTIC REVIEW, 2007, VOL 18; NUMBER 5, pages 573-595
Woo, Celestine, Sarah Siddons as Hamlet: three decades, five towns, absent breeches, and rife critical confusion. ANQ | January 1, 2007 |
www.encyclopedia.com/doc/1G1-164326181.html
Charles Marowitz, Asta Nielsen & Hamlet's Gender-Benders, Swans Commentary, December 28, 2009
www.swans.com/library/art15/cmarow155.html
Перечень известных экранизаций «Гамлета:
biblioteka.org.ua/book.php?id=1120013197&p=39
l-a-s-a-n-a.livejournal.com/3468.html
bioscopic.wordpress.com/2007/09/01/asta-nielsen...
Разбор фильма Асты Нильсен по книге Вайнинга:
shea.mit.edu/ramparts/commentaryguides/hamlet_a...
Отрывок из книги Вайнинга:
www.theatrehistory.com/british/hamlet004.html
(не свое)
Не Бест? Пришли лучше!
Вопрос: Бест месяца?
1. Да! | 68 | (100%) | |
Всего: | 68 |
На второй фотографии выглядит как веселый Майкл Джексон после смерти.
Сейчас на сцене Московского Театра Луны идет постановка "Гамлет - точка G". Все роли там, в том числе и Гамлета, исполняют женщины.
Гамлета играет Дарья Цыпляева.
Информация о спектакле в театре Луны действительно очень в тему. Обязательно на него схожу.