Венецианские маски. ПутеводительБольшое количество информации, для тех, кому это интересно так же, как мне...
Выкладывать буду по частям.
ЧАСТЬ IАРЛЕКИНО
Он же - Меццетино, Труффальдино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино.
Персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель’арте. Принадлежит к маске второго дзанни. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд.
читать дальшеАрлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, и потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. Арлекин вызывает сочувствие своими смешным невзгодам и ребяческим горестями.
Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо - блуза с кушаком и панталоны, обшитые разноцветными заплатками, которые указывали на бедность. Костюм очень красочный; преимущественно желтый, но встречаются куски разных цветов – зеленый, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком - символ трусливой природы. На поясе у него кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Маска Арлекина черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и брови нарочито выделены, с черными взъерошенными волосами.
К середине XVII в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. Исчезла маска с лица.
Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа Рыжего клоуна в русском варианте. Рыжий Август, простак - слуга противостоял господину - Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро).
БАУТТА
Главной, и самой любимой маской, ставшей символом Венеции, является БАУТТА. Этому строгому и зловещему образу отдавала предпочтение высшая аристократия. Жаловал его и Казанова. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр. Сам костюм состоит из чёрной мантии и треугольной шляпы.
Маска белого, реже чёрного цвета, прикрывает всё лицо и имеет специально оттопыренную верхнюю "губу", которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос (!). Подбородок остаётся открытым. Кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.
Баутта не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту - это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баутта отвечает: «Маска…»
Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что и на латыни и на славянском означает «Призрак. Пришелец с того света».
И до сих дней Баутта появляется на карнавале ближе к ночи. Она бесшумно, не вступая ни в какие разговоры, скользит вдоль парапетов каналов. Призрак из страны мёртвых - вот что такое венецианская БАУТТА.
БЕСПОЛАЯ МАСКА VOLTO
Также известная под названием «CITIZEN» (Гражданин). Носили её преимущественно простые рядовые граждане, которым средства не позволяли покупать дорогие, изысканные маски.
Вольто копировала классическую форму человеческого лица. Изредка была украшена росписью. Крепилась к голове лентами; у некоторых была ручка на подбородке.
Продолжение следует...
14-15 век был грязным, сифозным и смердел так, что современному человеку и не снилось. К чему эта псевдоисторическая идеализация?