Обучение искусству витража
Пишет
.Gaallo.:
Дела стекольные )
Занесло вашу покорную на курсы витража в Русскую академию ремёсел. У них много курсов, как длинных так и отдельных мастер-классов - ювелирка, гончарное дело, моделирование в глине, кузнечное дело, печное.. Но я искала прицельно витражи, а эти курсы показались самыми адекватными по соотношению цены, отзывов и, что немаловажно, местоположения. Это территориально ВДНХ и минут 15 пешком - от меня автобусом. Иии вишенка на торте - на Алексеевской, то есть совсем рядом, магазин с расходниками. В общем, выбор был очевиден )
Худобразования на входе не требуется - но, как впоследствии оказалось, жизнь оно значительно облегчает, часть навыков и инструментов у меня уже была.
Учили нас в маленькой группе на 4, а потом 3 человека нескольким техникам - классического паяного витража тиффани, работе с обжигом стекла ака фьюзинг, а так же вспомогательным вещам - гравировке и работе с витражными красками.
Нам досталась замечательная преподавательница - с большим опытом, огромным терпением и совершенно не жалеющая поделиться секретами и лайфхаками. В общем, восторг мой огромен, но в слова я не очень умею, поэтому дальше будут в основном картинки ))
За 2 месяца и 72 академчаса я сделала 4 вещи - абажур для лампы, тарелку, подсвечник и подвеску на окно.
Началось дело с самого затратного по времени - с тиффани.
Стекло и металл!Лампы тиффани наверное все себе представляют, да? Если нет - пара примеров из гугла.
Общий смысл - абажур собирается мозаикой из кусочков вырезанного и уложенного по форме стекла, и собирается вместе с помощью пайки.
Мы собирали абажур для знакомства с техникой, поэтому сложные выкройки не использовали. Задача была - собрать конической формы плафон из кружков разного диаметра.
Сначала нужно было сделать много, много-много кружков из стекла разного размера. С помощью стеклореза, кусачек и ломателя - они там на столе виднеются.
Это наверное примерно одна восьмая потребовавшегося количества.
Стекло у меня было и прозрачное, и непрозрачное, и разноцветное заодно.
Чем больше форма, тем больше шанс её вырезать сразу стеклорезом. Чем меньше - тем больше работы кусачками и последующей обточки.
У нас были станочки Kristall, работает это примерно так:
www.youtube.com/watch?v=w7nIi8yULdM
Без перчаток или специальных плотных напалечников и очков работать нельзя!!
Когда кружки наточены, берём медную с одной стороны клейкую фольгу на 2 мм шире стекла, иии весь вечер это дело оборачиваем.
Зачем? Чтоб потом взять форму, собрать кружки на булавки, взять паяльник, паяльный флюс (кислоту, снимающию окислы и грязь, чтобы к меди припаивалось олово), оловянный припой (легкоплавкий металл в проволоке, позволяющий скреплять куски стекла в фольге между собой), металлическую вату (очищать жало паяльника или чистить медь вместо флюса), и идём это всё дело собирать.
Работать в перчатках (по крайней мере рука без паяльника точно должна быть в перчатке), и лучше с вытяжкой - ничем полезным там пахнуть не будет. Паяем, пока не кончится наточенное и обёрнутое стекло, в перерывах бегаем резать, точить, обёртывать.
Заранее облуживаем (покрываем припоем) шапочку для плафона, если она будет. Прицеливаемся, выводим к шапочке на три точки (ибо как учит геометрия - через любые 3 точки можно построить плоскость), припаиваем шапочку, и собираем оставшееся.
ГРОМКО РАДУЕМСЯ ЧТО ВЫРЕЗАНИЮ-ОБТОЧКЕ-ОБОРАЧИВАНИЮ КОНЕЦ!!!!
Аааа дальше переворачиваем плафон...
И паяем изнутри, для прочности, и боковые поверхности кружков, для красоты.
Ещё раз проходим паяльником снаружи, разглаживаем капли, добавляем толщины пайке, чтоб плафон был покрепче.
Дальше проходим всё это дело металлической ватой, покрываем патиной, припаиваем изнутри крепление для лампы, и можно идти праздновать, ибо всё это дело заняло наверно половину от курса из 72 часов
После тиффани всё остальное казалось изрядно проще ))
Фьюзинг, спекание стекла.Дальше нужно было сделать что-то по фьюзингу - это когда стекло плавится в специальной печи.
Маленькая теоретическая справка: всё стекло плавится при разных температурах и имеет разный коэфициент термического расширения (КТР). Проще говоря, ДАЛЕКО не всё стекло можно спекать вместе. Стекло с разным КТР при сложении слоями друг друга порвёт - или по контуру, или вдоль, это брак. Поэтому для тиффани можно использовать любое стекло, а для фьюзинга - только то, у которого одинаковый или близкий КТР, иначе будет больно и обидно.
Меня фьюзинг сильно не возбудил, поэтому я решила особенно не морочиться, взяла недорогое брянское стекло дружащих между собой цветов и станцевала от имеющегося. Получился эскиз тарелки на околоцветочную тему.
Брянское стекло вообще делается для светофильтров, поэтому для витражей или обжига оно идёт с БОЛЬШИМИ оговорками - оно не для этого делается.
Но известно, что сиреневый, синий и зелёный между собой дружат. Красный, оранжевый, жёлтый - только с самими собой, другое брянское они рвут - другой КТР.
Начало обрезки.
Нарезано. Прихвачено водой с кааапелькой ПВА, чисто донести в печь.
Рядом лежат будущие капельки, они из оконного стекла - оно с брянским не дружит, вместе печь нельзя, поэтому я потом просто приклеила его супер-клеем.
В печи. Температура в пике будет порядка 800 градусов, цикл конкретно этой печи занимает около 8 часов.
Всё стекло выкладывается на так называемый праймер - инертный порошок, необходимый как разделитель - чтоб стекло насмерть ни к чему не прилипло. Из-за праймера у любого обожжённого стекла будет текстурный низ - это можно использовать с прозрачным стеклом, рисуя на праймере узор например )
Потом был второй обжиг, но закладывали без меня - берётся форма из глины-шамота, сверху кладётся плоская спечённая заготовка, и при ~550 градусах стекло начинает оседать по форме.
В итоге получилась вот такая тарелочка.
Оставалось не то два, не то три занятия, в которые нужно было сделать что-то ещё. Можно было попробовать гравировку, роспись витражными красками, тиффани в плоскости. Ну, я и попробовала.
Звёзды, пайка, витражные краски.В эскизах у меня была такая морская звезда, благо кружков с лампы осталось - от них я и пошла. Исходный скетч слева-сверху, я отрисовала его вариацию с поправкой на время и лень в размер, и, не переводя более ценные материалы, нарезала куски из оконного стекла.
После обточки кучищи кружочков с ноготь точить и оборачивать эти кусины было так быстро и приятно, что я даже отснять это не сообразила. Заодно награвировала некий абстрактный узор на морскую тему. Оказалось что после открытия глаз спящим минифи это пару раз плюнуть, и если что - я смело могу идти гравировать памятники
Залила в два цвета витражными красками.
А вот собрать обвес оказалось крайне... не сложно, но муторно. По времени наверное столько же заняло, что основная звезда.
Однако приятно оказалось то, что цепочки "под бронзу" с али отличненько перекрылись патиной в медь ))
Иии в сборке.
В качестве примера в мастерской стояла стопочка, обклеенная кабошонами стекла. Я утащила идею.
Печка, стеклянные мармеладки и стакан.Жил был у меня стакан из икеи. И жили-были обрезки брянского стекла тёплых тонов - мои и любезно предоставленные преподавательницей из запасов.
Обрезки были хаотично накусаны на длинные тонкие и просто маленькие кусочки...
...заложены в печку...
..и обожглись там до вида "как бы этого всего не наесться".
После чего кабошоны были приклеены на стакан на прозрачный силикон.
Пробелы я прошла шпатлёвкой для плитки.
Убрала лишнее и заделала краешки. Особым задротам наверно доставило бы удовольствие вылизать бока всех кабошонов влажной кисточкой, но так далеко мой перфекционизм не заходил ))
И со свечкой )
На этом базовая часть курса кончилась, но ваша покорная уже запрыгнула на продвинутую часть, потому что теперь перестать думать о стекле форменно невозможно )))
В качестве бонуса - ещё страница блонкота, которая иллюстрирует то, что коты - это жидкость прекрасный объект для витражных набросков. Лучший, чем единороги )))
АПД. А потом я пошла на продвинутый курс, и отчёт есть вот здесь - zepell1n.diary.ru/p215559265.htm
URL записиСвое | Не Бест? Пришли лучше!