Итак, мы начинаем рубрику "Записки бывалого официанта" по просьбам трудящихся))))URL записи
Я уже 10 лет как оттарабанила во множестве заведений своего города в качестве официанта и не только.
Сей выпуск будет посвящён тому, на что вы в праве рассчитывать при посещении если не рЭсторана, то хотя бы обычного кафе, пиццерии и прочих заведений в золотой серединке. Мы не берём в расчёт супер-пупер дорогие заведения ( там, по идее, ещё строже с этим, но как минимум должны присутствовать эти правила) и не берём всякие Смаки-Маки-Шаурмэ, там всё по другому обстоит.
Сразу оговорюсь, что есть другая сторона медали, так сказать, некоторые собственники, которые немного по другому видят сферу обслуживания, они видят своё детище не только как источник доходов, где всё ради и для гостя, а так, как ЕМУ это видится. Есть много странных закидонов: от отсутствия хотя бы вешалок или наоборот обязаловке сдавать вещи в гардероб до банального "у нас вход в кроссовках запрещён". О таких заведениях мы говорить не будем.
А изначально будем мы говорить о тех едальнях, где вас любят и ждут. Скорее даже о больших сетях, что ли. Потому что там где один собственник и маленький штат - есть 80% вероятность, что будет какой-нибудь свой закидон или принцип. Или равнодушие со стороны собственно частника или его недоперсонала. Или и то, и другое.
Поехали))))
1. Вход. Вот вы зашли в кафе. С вами должны поздороваться. Хотя бы кто-то один. Бармен, официант, администратор, хостес, кто угодно кроме уборщицы или поваров. Спрашиваете, откуда повара в зале? В некоторых пиццериях любят выпихивать их на всеобщее обозрение, чтобы народ видел всё в живую, так сказать. В идеале вас встретит администратор/хостес (мне же не надо писать, что все должны быть как минимум приветливыми? В идеале с улыбками), поздоровается с вами и предложит вам выбрать столик. Он(а) же проводит и подаст вам меню. Но с хостесами или даже хотя бы с админом никто обычно не заморачивается.
Но поздороваться обязаны. Хотя бы официант, когда принесётся к вам, успевшим сесть без сопровождения за стол, с меню и языком на плече. Почему-то даже при отсутствии посетителей они всегда запыханные... Если же вы зашли, а вокруг ни души, не спешите аукать любое живое существо! Спокойно сядьте за столик и ждите. Не забудьте засечь время! Если вы ждёте дольше 7-10 минут - всё, у вас козырь! Потом этот косяк может вам пригодиться))))
- ремарочка! НИКОГДА не садитесь за грязный стол. Если даже там пара крошек. Если нацелились на конкретный, стойте рядом ( оставляя пространство для обзора и действий официанту) или же перейдите за другой. Убедитесь, что официант не стряхивает крошки вам на сиденье. Вообще лучше смотреть, прежде чем сесть - от банальных крошек там могут быть и слюни ребёнка, и пролитый сок, и много чего ещё, чего официант, по запаре или при тусклом освещении, банально мог не заметить. Я, например, помню смешную историю о свидании жвачки и попы одной девушки)))И кудахтанье потом администратора в женском туалете вместе с этой бедняжкой, которая сначала бегала к ней со льдом, а потом с феном
Будьте бдительны с самого начала))))
2. Принятие заказа. Итак, вас усадили и подали меню. Если это знакомое вам заведение или даже любимое, то вы наверняка уже знаете само меню и что у них вкусно/не вкусно и за какимрожномблюдом вы вообще сюда пришли. Если же это неведомая вам кафешка, то не стесняйтесь спрашивать у официанта что у них вкусненького ( но обязательно уточняйте в какой категории, официант тоже человек, если для вас вкусненькое это пироженка, то для него вкусненькое может быть стейк или, я не знаю, мидии там). Естественно, официант не может перепробовать все блюда из меню, чтобы точно ответить вам, что вот это вот круть, а это фуу буууээ, но и на вопрос он не имеет права отвечать " я не знаю/понятия не имею" и т.д. Это банально не вежливо. Максимум подходящий ответ "сам(а) не пробовал(а), но очень хорошо берут вот это/популярно вот это". Если же официант не идёт на контакт, хамит - смело просите прекратить/сменить официанта или позвать администратора. Может быть админ у них поосведомлённей и повежливей будет. Если же нет - книга отзывов ваш товарищ, вырывать оттуда листы нельзя, они пронумерованы, и рано или поздно начальство снизойдёт её почитать. В больших сетях она ежедневно проверяется.
Меня всегда очень сильно раздражает, когда официант каждую минуту подбегает и дёргает "вы готовы-вы готовы-вы готовы?!". Я люблю ознакомиться со всем меню, даже если я в это кафе в миллионный раз прихожу. Хороший официант подходит только в том случае, когда гость поднял глазоньки свои от меню и этими самыми глазоньками ищет его, родимого. Если вам докучают своим "выготовы" - осадите официанта. Только вежливо, пожалуйста. Ведь истину " Не зли того, кто тебе еду подаёт/готовит" ещё никто не отменял))))
Старайтесь всё же делать выбор на популярных блюдах, на которых повар набил руку. Ну и конечно, если вы пришли в пиццерию - не берите там роллы, если вы пришли в суши-бар - не берите там что-то другое. Лучше всегда брать то, на чём специализируется кафе. Можно, конечно, экспериментировать, но практика, как говорится, показывает))))Хотя может где-то и найдётся алмаз неогранённый
Ах да, меню у вас должно быть чистое, не заляпанное и не рваное. Вы в праве попросить другое, если это не так. Если что-то непонятно в меню - спрашивайте. У меня был достаточно неприятный инцидент в одной шашлычке, где в меню указывалась цена и вес блюда соответственно(вроде всё как обычно). А потом оказалось, что цена у них за вес, а в меню был вес приблизительный указан. То есть стейк из лосося приблизительно весит 350гр и цена такая-то, но "вот ваш стейк весил полкило, вот ваш чек в 2 раза больше положенного, не забудьте про чаевые." Лучше заранее спросить, чем потом при расчёте ловить свои выпавшие из глазниц очи по столу.
Вот и всё, вы сделали заказ. Остаётся ждать))))Не забудьте засечь время - часы ваш самый верный друг во всех вопросах по подаче блюд))))
3. Ожидание.
Заказ сделан, теперь осталось дождаться собственно еды и постараться не умереть с голоду)))))
Если вы попросили напитки в начале, то их вам, собственно и должны принести. Прежде чем приступить к напиткам убедитесь что вам всё правильно налили/подали, если это пиво, чтобы не было недолива и была пена не больше 5 см. Если ваши напитки в прозрачной посуде - чтобы не было разводов и пятен. Независимо от прозрачности - осмотрите кромки посуды, самое сложное для посудомойщиц это губная помада Её очень сложно отмыть, особенно если посуду моет машина, без предварительной чистки ручками и губкой)))) На предмет сколов тоже обязательно смотрите, потому что одно дело отпить из грязного стакана, и совершенно другое порезаться или не дай бог проглотить осколок. Проверке подлежат и приборы, которые вам обязательно должны принести ДО еды. Не думаю, что будет приятно вдруг обнаружить во рту помимо вилки с едой что-то засохшее на этой самой вилке)))))
Если вы пришли на бизнес-ланч, то долго ждать не придётся - приблизительное время, за которое вам всё должны принести и вы должны успеть поесть - 15-20 минут. То есть уже в первые 5 минут вам должны принести напиток/салат/суп, через 7-10 минут горячее. Счёт всегда лучше просить заранее, потому что бизнесы - это главная запара офиков, они всегда всё забывают. Но вот прям сразу вместе с принятием заказа лучше не просите, потому что вы банально можете не дождаться еды)))) При подаче второго самое то. К моменту, как вы будете заканчивать, его как раз и принесут, вы спокойно доедите-допьёте и рассчитаетесь. Ещё один момент - на бизнес-ланч лучше всего брать заготовленную ровную сумму +- на чай, если желаете. Потому что поооокаааа они найдут вам вашу сдачу с косаря, пооооокааааа официант вам её донесёт ( ему же ещё вспомнить надо, что вы сидите и ждёте сдачу, а не просто перевариваете пищу). В общем, лучше налик и ровненький)))))Это если вы конечно прилетели с работы на полчаса поесть дёшево и быстро))))
Если же вы пришли просто....просто поесть, без всякой спешки и не в час пик ( приходить во время бизнес-ланчей в кафе и просить блюда из основного меню конечно можно, но любить вас за это никто не будет ) то там другой временной порядок подачи блюд.
1. Салаты: 15-20 минут в зависимости от сложности и температуры салата.
1-2. Пицца: 15-25 минут, в зависимости от толщины теста и начинки. Если пицца на толстом тесте да ещё и с жареной свининой, например, то позволительно до 30 минут.
Роллы: 15-25 минут, если это не сэт на полтора килограмма Чуть дольше запечёные роллы, до 30 минут. Сэты делаются до часа.
2. Супы и паста: 20-35 минут.
3. Горячее: 40-50 минут.
4. Десерты: готовятся быстро, 10-15 минут, если это конечно не какой-нибудь шоколадный вулкан
Порядок подачи именно такой, и никак иначе, только если это не будет обговорено отдельно с официантом.
С детским меню всё немного по другому, там вообще всё готовится достаточно быстро, но лучше уточнять.
Если официант вас не предупредил о возможной задержке блюд (мало ли, вдруг у них там банкет на 50 человек ), то смело можете отмечать эту самую задержку как косяк))))
4. подача и детали. Расчёт. Во-первых, если вы не один/одна - блюда должны подавать всем вместе. Это обязательное правило даже если вы заказали салат, товарищ горячее, а подружка десерт. Официант ОБЯЗАН уточнить, подавать ли блюда по готовности или нет. Если же нет - смело отказывайтесь от блюда, пока не будут готовы блюда остальных! Вы же не хотите, чтобы они залили стол слюнями, пока вы едите, а они ждут?)))По возвращении блюда, которое отправили ждать, оно всё ещё должно иметь товарный вид, если всё потекло/остыло и тд. - требуйте переделать. Тут уж вам придётся тогда растекаться слюнями, но что поделать, если хотите свеженького, а не лежалого...
Тарелки должны ставиться на стол аккуратно и тихо, а не с грохотом.
И следите за пальцами!!! За пальцами официанта, их не должно быть на стаканах в районе касания губ, В стакане ( да-да, был у меня знакомый товарищ ) ну и в тарелке непосредственно в самом блюде.
Официант обязан озвучивать названия подаваемых блюд. Иначе как вы разберётесь где что?))))
Про меню. В меню должен быть указан состав и вес. Если же этой информации нет, то вашей википедией должен стать официант, который обязан знать всё меню, состав и технологию приготовления каждого блюда.
Про несоответствие - в вашей еде случайно могут попасться ингредиенты, которые, по составу в меню, туда не входят. А вдруг у вас аллергия? Или вы просто не переносите, скажем, грибы? Тоже косяк, тоже переделать.Вспомнилась история с девушкой из дайри, которая писала, что заказала фаршированную в тесте рыбу, в меню не был указан состав, а официант, на вопрос, есть ли внутри грибы, сказала, что нет. А девушка их не ест. А они там были. Грибы. В запечёной в тесте рыбе. Ну и.... девушка, по скромности своей, молча ковыряла эту рыбу
Сейчас большинство меню составлено с фотографиями блюд, если вам принесли блюдо, несоответствующее фотографии - просите переделать. Как говорилось в одном из выпусков Ералаша "Что в коробке, то и на коробке"
Правильный официант, проходя мимо стола, ВСЕГДА должен обращать на него внимание, если у вас лежат: смятая салфетка, пустой стакан/тарелка/соусничка - он должен это забрать. Но это по внутренним правилам, так сказать. Придраться по желанию к этому косячку довольно сложно. На любой оклик официант должен если не подойти, то хотя бы отозваться, чтобы у гостя не сложилось впечатление, чтоон пустое местоего игнорируют. Я ещё хотела написать про пепельницы, но, благодаря нашему государству, в этом нет нужды.
Если вы отставили тарелку, на которой осталась пища, официант обязан уточнить, можно ли забирать посуду.
Если да, то спросить, всё ли понравилось или что-то не так."доедай, я сказала" - мама
По хорошему, после горячего, если вы ещё не заказали десерт, официант должен вам предложить сладенького, выпить/попить кофейкуи полежать
Если у вас какие-либо косяки в блюдах - зовите администратора сразу же, вам либо в экстренном порядке переделают, либо это будет бесплатным блюдом, либо перепадёт десерт/кофе в подарок))))
Ну и всё. Теперь расчёт. Тут особо расписывать нечего, главное всегда проверяйте счёт, количество блюд, приблизительные цены и чтобы в счёте не было блюд, которые вам подарили
Ах да. Чаевые. Тут уж каждый сам с усами, как говорится, у меня вот муж категорически против этой традиции оставлять на чай. Я, например, взвешиваю все косяки официанта (НЕ кухни, а его личную работу с нашим столом и нами) и очень редко оставляю на чай потому что я ВСЕГДА найду косяк Но, поскольку я все 10 лет жила на чаевые, я всё таки прошу вас поощрять работу этих нерадивых пингвинят Отдельная просьба к тем, кто расплачивается картой - киньте хоть полтинник, ну пожалуйста, официанту никогда ничего не перепадает с суммы, которую вы платите по счёту, как многие думают.
Ах да, отдельной графой, потому что вообще такого быть не должно. Зал никогда не должен оставаться без персонала. НИКОГДА. Позволительны 5 минут, не более. Кто угодно -бармен/админ/официант/стажёр - должен быть в зале. Если вас бросили на 15 минут и более - смело вставайте и уходите (для пущего устрашения можно оплату спрятать под тарелку или что-то на столе). Потому что экстренных случаев никто не отменял. Как я уже писала, а вдруг вы врач и у вас вызов? а вдруг у вас пожар/потоп/роды? В общем, ну вы поняли
На этом всё, друзья! Я желаю вам хороших и вкусных заведений, приятного отдыха и вежливых пингвинят Никогда не стесняйтесь требовать соответствующего обслуживания и сервиса, ведь именно вы платите им зарплату, утоляя свой голод и желания в их рЭсторане))) Они кормят вас - вы кормите их, не забывайте.
Свое | Не Бест? Пришли лучше!