Пишет
Гена Ш.:
Пост про Джексона Поллока задумывался несколько масштабнее, но потом подумалось «Нахрена?» - вот вам лекция Ирины Кулик.
Я же расскажу про самое интересное — то есть про фотографию, ясное дело.
С момента своего появления фотография так или иначе привлекала к себе внимание живописцев. Составлялись анатомические справочники для художников, кто-то фоткал на пленэре, чтобы в мастерской закончить работу, Родченко вообще переквалифицировался, а те, кто занимался портретной миниатюрой, лишились работы. Такой вот диалог медиа.
Примеров много, и один из них я нашла в книге «Jackson Pollock's Mural. Energy Made Visible», написал ее Дэвид Анфам. В одной из глав он говорит о связи живописи действия Поллока и фотографии действия. И влиянию Второй Мировой войны, о которой Кулик упомянула лишь вскользь, уделено немало внимания.
Да, Поллок не служил, но и в информационном вакууме тоже не находился. Об этом свидетельствует его рисунок «Война», созданный под безусловным влиянием «Герники» Пикассо. Но есть и сравнение с одним из множества схожих между собой снимков с фронта, которые публиковал мегапопулярный журнал Life.
Jackson Pollock, War, c. 1945-1946
читать дальше
На этом примере, кстати, можно прочувствовать разницу между фотографией и картиной. Снимок показывает единичное событие, которое реально произошло и через которое раскрывается ужасная суть войны, то картина транслирует собирательный образ, сконцентрировавший в себе суть того ужаса и насилия, творившихся в мире.
Кадр бомбардировки Дюссельдорфа и картина Поллока «Burning Landscape». Тут уже можно конкретно разглядеть одну из главных фишек художника: энергию и движение.
Вызванные бомбами вспышки света и облака дымы в воздухе сами напоминают больше что-то абстрактное.
(1) Jackson Pollock, Burning Landscape, 1943. (2) Waves of light in the smoke from incendiary bombs, Life, 27 September 1943.
И еще несколько примеров.
(1) László Moholy-Nagy, Pink, Red and White City Lights, 1937-40. (2) Barbara Morgan, Pure Energy and Neurotic Man/ 1940. (2) Herbert Matter, Hanging Mobile, 1936.
Слева: (1) Jackson Pollock, Untitled (Drawing with Spirals), 1944. (2) Jackson Pollock, Untitled, 1945. Справа: "Speaking of Pictures", Life, 27 September 1943.
(1) Jackson Pollock, Number 13, 1949. (2) Anti-Aircraft Fire over Algiers, Life, 1943.
Не факт, что это именно те самые фотографии, на которые обратил внимание Поллок, но, поскольку таких снимков было очень много, можно смело предполагать их влияние на творчество художника. Или просто припомнить на случай атаки абстрактным экспрессионизмом.
Опять-таки экшн-фотография как раз и занята фиксацией любого движения, которое можно запечатлеть на пленку (или на цифру). Славная традиция Мейбриджа продолжается.
Герберт Меттер и Джексон Поллок вообще были друзьяшками.
В этих двух картинках присутствуют образы атомарных структур. К слову, "Summertime: Number 9A" была написана в 1948 году, то есть атомную бомбу уже изобрели.
Немного космоса. Фотография, сделанная в Йеркской обсерватории Чикагского университета, была выставлена в МоМА, NY в 1943 году, и Комета Поллока, датируемая 1947 годом.
Помимо сюжетного сходства, если так вообще можно сказать об абстракциях, был еще один занимательный момент, прозвучавший в лекции Ирины Кулик. Это разговор с женой о многослойности картин, посредством которой достигается эффект скрытых изображений. Идея скрытого (латентного) изображения присутствует и в фотографии. Скрытое изображение существует в период между экспонированием кадра и его проявкой. Запечатленный, но пока еще невидимый образ вырван из реальности и обрел свое время: время фотографии.
Такие дела.
URL записиПодборка | Не Бест? Пришли лучше!