Пишет
fashion lemur:
В преддверии 1 сентября
Просто захотелось внезапно потрындеть с вами про школьное образование. На изменение мира и нанесение всеобщей пользы не претендую, если кому-то будет любопытно это пообсуждать -- всегда рад.
Мы с soley412, как я уже упоминал, представляем собой занимательный живой материал, который наглядно демонстрирует полезность/неполезность отдельных школьных предметов. Соль у нас пропустил ВСЮ литературу. Игнорировал, бойкотировал, косил и забивал. Знаете, какая способность в силу этого у него отсутствует? Способность грамотно материться. Литературная речь у него безупречная, но когда пытается использовать маты или жаргон -- просто уши в трубочку. Музыка экстремального языка ему недоступна. Зато присутствует отличное понимание того, где проходят границы личности. Человеку, придавленному полным курсов русской и советской классики, для такого уровня понимания здоровых межличностых отношений нужны годы психотерапии, а тут -- совершено бесплатно и без усилий. Именно поэтому меня расстраивает советский штамп об учителе литературы, который учит детей думать. Реальность больше похожа на то, что все обстоит ровно наоборот: русская литература отнимает адекватное восприятие психологии, социума, навязывает самые дурнопахнущие стереотипы, в обмен предоставляя только способность затейливо ругаться. Равноценна ли замена? Не думаю.
читать дальшеЧто касается меня, я пропустил в школе ВСЮ физику начиная с седьмого класса. В шестом, когда она только началась, я присмотрелся к ней, понял, что она вызывает у меня злокачественную скуку, и полностью забил на нее. Знаете, сколько раз я во взрослой жизни пожалел об этом? Ноль. Ровно ноль. Есть ли у меня личностные отличия от тех, кто физику изучал? Затрудняюсь ответить. Луддитом я от этого не стал, технику безопасности при обращения с электроприборами освоил, в целом в обращении с техникой затруднений не испытываю, даже автомобили чинил.
Нет, задачей этого поста не является любительский демонтаж всего школьного курса по одному прутику. Хотя, если разобраться, от любого предмета можно отказаться безболезненно. Я хочу поговорить о том, что нам всегда казалось незыблемым: о полезности цельного, разносторонне развивающего начального и среднего образования.
Школа призвана сооружать "заготовки профессионалов", которым к 17 годам предстояло определиться раз и навсегда, чего они хотят в жизни. Такая стратегия была актуальна, когда впереди людей ждало всего 30-35 лет не слишком счастливого существования. Сейчас человеческая жизнь удлинилась, пенсионный возраст в силу объективных факторов уходит за горизонт, и все более близкой реальностью становится ситуация, когда человек сможет строить за одну жизнь две или даже три карьеры. Выбор профессии становится делом неокончательным, его больше не нужно откладывать на максимально поздний срок и подходить к нему с максимально объемным багажом. Первую профессию человек может начать получать лет в 10 - 12, окончив начальную школу с зачатками литературы, иностранных языков, физики, математики, биологии и прочего. Человек сможет спокойно выбрать, что ему в данный момент наиболее симпатично, без нагнетания "ЭТО ЖЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ТЫ ХОРОШО ПОДУМАЛ_А?!" И начать получать специальное образование, которое будет включать и школьную, и университетскую программу, но строго по выбранному направлению. В 14 - 16 будут выпускаться первые бакалавры и среднеспецы -- высокие, полные энергии и здоровья лбы, готовые работать в школах, на производствах, в торговле. В 16 - 18 -- первые яйцеголовые, магистры и будущие обладатели научных степеней, врачи, инженеры. Вот двадцать лет ты оттрубил в выбранной сфере. Вот тебе 36, внешне и внутреннее ты еще ничуть не изменился, но уже словил выгорание -- нет проблем, открывай новый лист. Старый опыт не исчезает, он будет помогать видеть в новой профессии то, что не видели другие, но никакой дурной предопределенности больше не будет. Более того, исчезнут самые отвратительные явления нового времени -- "трудовые династии" и "пусть мой ребенок сделает карьеру, которая не получилась у меня". Когда у одного человека больше одной профессии, его ребенок не обязан следовать за его опытом или его мечтой, у него тоже будет больше одного пути в жизни.
В сухом экономическом остатке: расходы государства на школу сокращаются, родительские расходы на отращивание нового члена социума сокращаются, стресс выпускника снимается, налогооблагаемая база возрастает многократно. Минусов не вижу.
Предвижу главное возражение сезона: ну это же все равно дети, они же безответственные, они же не справятся. "Ребята, вы совсем того-с, -- отвечу я оппонентам. -- Десять тысяч лет справлялись, и только с наступлением XX века оказались неспособны. Может быть, вам приятнее думать, что они ни на что не способны и пропадут без опеки и модерирования? А на самом деле проблемы со способностями только у вас?"
URL записиCвое | Не Бест? Пришли лучше!