Формат 127
Хочу здесь долго, подробно и очень нудно рассказать о своем увлечении старыми пленочными фотоаппаратами. Текста будет много, картинок тоже.
Все началось с того, что два года назад мне подарили старую бакелитовую камеру "Imperial". Бакелит - это тяжелый, хрупкий и не очень надежный предшественник пластмассы; попробуйте вспомнить, из чего был изготовлен телефон Сталина - вот это оно. Несмотря на за-пенсионный возраст (80 лет), камера прекрасно работала - ну еще бы ей не работать, там внутри всего две с половиной движущихся стальных детали, чего им будет? Уже на следующий день я рванул в магазинчик, где ее приобрели, с целью "просто посмотреть".Дальше - больше Ага, щас. Понятно, что все это закончилось двумя часами глазения на полки, верчения сокровищ в руках и покупкой еще одного фотоаппарата. Это был Kodak Brownie Holyday. Все, хана. Вирус коллекционирования был занесен и начал активно развиваться.
Пропустив через себя некоторое количество интернета, я узнал историю Джорджа Истмана, основателя компании Kodak. Я уже писал о нем - этот человек сделал фотографию доступной каждому: если раньше фотографировать могли только супер-профессионалы, затрачивая огромные усилия и обладая обширными знаниями, то теперь любой, от годовалого ребенка до столетнего старца мог запросто отщелкать сто кадров, отправить пленку на фабрику и получить по почте сто готовых отпечатков - котиков, еды и селфи. Представьте, что завтра кто-то скажет: "Отныне любой человек сможет самостоятельно в домашних условиях сделать миллион нано-ботов, запустить их себе в кровеносную систему и после этого станет видеть в ультрафиолетовом диапазоне, слышать инфразвук и перемещать предметы взглядом". Вот примерно такого уровня революцию провернул господин Истман. Вот он собственной персоной с одним из первых своих аппаратов:
Но вернемся к теме повествования. Самые первые камеры Кодак меня почему-то не заинтересовали, а накрыло меня пятидесятыми годами 20-го века - Элвис Пресли, огромные "Кадиллаки", бриолин, вот это все. Тогда в Kodak пришел дизайнер Артур Крепси, который создал серию "Star". Я плохо спал ночами, рылся на интернет-аукционах и в конце концов собрал всех представителей: StarFlash, StarMeter, StarMite, StarMatic и так далее. Благо, доллар тогда был юн и робок, а сами камеры продавались за смешные десять-двадцать долларов каждая.
Параллельно в коллекции появлялись и другие камеры, даже не из серии Star.
Но ведь невозможно обладать тремя десятками работающих фотоаппаратов и не пользоваться ими! Руки-то чешутся! Снимать-то хочется! И вот тут оказалось, что не так все просто: пленки для них нет. Нету. Нихт. Ноу. От слова "совсем". Массовое производство свернули полвека назад, а отдельные мелкие производители лет пять, как загнулись.
Теперь подробнее. Сегодня в продаже остались фотопленки всего двух типов - 135 и 120. "Сто тридцать пятая" - это привычная многим пленка с двусторонней перфорацией (двумя рядами квадратных отверстий по краям) шириной 35 мм. Самый массовый вид пленки - вот он, слева на картинке:
Профессионалы же (ну как "профессионалы"... Укушенные в голову странные люди, все еще снимающие на пленку в век поголовной айфонографии) пользуются широкоформатными камерами и используют пленку типа 120 - она намного шире, целых 61,5 мм, и без перфорации. На фотографии она - справа.
А вот в центре мы видим нечто среднее - это ролик пленки 127-го типа. Ее ширина 46 мм, перфорации нет, кадр размером 4х4 см. Именно на нее снимают все (ну, почти все) мои камеры, и именно ее больше днем с огнем не сыщешь. Безумные любители (их, по моим подсчетам, во всем мире человек семь, и с половиной я знаком по переписке, а про остальных слышал) добывают где-то просроченную пленку, срок годности которой истек десятки (!) лет назад, снимают на нее и ухитряются получать какие-то результаты.
Но мне влом. Ну честно. Мало того, что нужно искать эту пленку, возиться с реактивами (которые лучше составлять самому!), так еще и результата никто не гарантирует, пленка-то еще шерстистых носорогов видала. И нафига, спрашивается, такие плюшки?
Я поступил проще в миллиард раз - решил резать вдоль широкую пленку. Ну а чего? Она свежая, ее пока еще производят, проявляют ее в фотолабораториях (их мало, но они есть, прямо как уссурийские тигры) - логично же! Изучив вопрос я обнаружил два способа нарезки. Первый - с помощью гильотинки для сигар.
Впихиваешь в нее 120-й ролик и, пыхтя и потея, отрезаешь от него лишнюю полоску. В полной темноте, разумеется.
Я попробовал. Мало того, что получается не слишком аккуратно, так я еще и промахнулся - отрезал не там, где нужно, и загубленную пленку пришлось выбросить. Тогда я начал изучать способ номер два: специальные резаки для фотопленки. Вставляешь с одной стороны пленку шириной 61,5, а на выходе получаешь две полоски, одна из которых - искомые 46 мм. Производит резаки один какой-то парень в Москве, выставляет на всех интернет-аукционах, но, как мне кажется, никто их не покупает, поскольку цены он за них выставляет какие-то совершенно бесчеловечные.
Короче, я плюнул и решил сделать резак самостоятельно. Для начала взял три скидочные карточки - в эти клубы и магазины я не хожу, да и скидки давно истекли. От одной из них отрезал две полоски и наклеил их на другую карточку - так, чтобы между ними впритык проходила широкая 120-я пленка.
Всю эту конструкцию сверху накрыл еще одной карточкой, и через весь "бутерброд" прорезал щель - на расстоянии 46 мм от одного из внутренних краев. В эту щель вставил обломок лезвия. Конструкцию для прочности скрепил четырьмя болтами. Результат показан на примере бумажного листа - широкая пленка аккуратно режется на полоски нужной ширины.
После нарезки остается намотать пленку на катушку формата 127 и зарядить в фотоаппарат. Разумеется, резать опять нужно в темноте. Можно запереться в туалете; главное, чтобы никто снаружи не включил свет. Для предотвращения подобной ситуации рекомендуется через равные промежутки времени подавать предупреждающие сигналы голосом.
Есть во всей этой возне приятный бонус: старая 127-я пленка позволяла сделать всего 12 кадров. Но 120-я длинее, и при этом тоньше, в результате на ней помещается целых 16 кадров формата 4х4. Правда, фотоаппараты из моей коллекции - это все-таки "мыльницы", простенькие аппараты для любительского применения. А вот для продвинутых любителей существовали "двухглазые" камеры - например, Rolleiflex Baby, Primo Junior и Yashica 44. Вот как раз "Яшику" я себе и купил. Очень повезло с ней - похоже, предыдущий владелец отснял ей штук пять пленок и больше не пользовался, но хранил аккуратно. Дай бог ему здоровья, если оно ему еще нужно.
На нее я, в основном, и снимаю. И получаю бешеный кайф. Тут совсем другой подход к фотографированию: у тебя ограниченное количество кадров, ты снимаешь только самое важное или самое красивое, невозможно сделать 5-10 кадров в секунду, каждый "шот" нуждается в подготовке, настройке... Когда-то я привозил из каждого отпуска по 2-3 тысячи цифровых фотографий (серьезно!), и разгребать все эти завалы не было никакого желания. А сейчас у меня, скажем, одна пленка в неделю - и каждый кадр приходится делать вдумчиво, ответственно. Старею, видимо...
Ну, и, собственно, фотографии.
Крупнозернистая черно-белая пленка Fomapan 100:
Цветная пленка Kodak Portra160:
Вот как-то так.
URL записиХочу здесь долго, подробно и очень нудно рассказать о своем увлечении старыми пленочными фотоаппаратами. Текста будет много, картинок тоже.
Все началось с того, что два года назад мне подарили старую бакелитовую камеру "Imperial". Бакелит - это тяжелый, хрупкий и не очень надежный предшественник пластмассы; попробуйте вспомнить, из чего был изготовлен телефон Сталина - вот это оно. Несмотря на за-пенсионный возраст (80 лет), камера прекрасно работала - ну еще бы ей не работать, там внутри всего две с половиной движущихся стальных детали, чего им будет? Уже на следующий день я рванул в магазинчик, где ее приобрели, с целью "просто посмотреть".Дальше - больше Ага, щас. Понятно, что все это закончилось двумя часами глазения на полки, верчения сокровищ в руках и покупкой еще одного фотоаппарата. Это был Kodak Brownie Holyday. Все, хана. Вирус коллекционирования был занесен и начал активно развиваться.
Пропустив через себя некоторое количество интернета, я узнал историю Джорджа Истмана, основателя компании Kodak. Я уже писал о нем - этот человек сделал фотографию доступной каждому: если раньше фотографировать могли только супер-профессионалы, затрачивая огромные усилия и обладая обширными знаниями, то теперь любой, от годовалого ребенка до столетнего старца мог запросто отщелкать сто кадров, отправить пленку на фабрику и получить по почте сто готовых отпечатков - котиков, еды и селфи. Представьте, что завтра кто-то скажет: "Отныне любой человек сможет самостоятельно в домашних условиях сделать миллион нано-ботов, запустить их себе в кровеносную систему и после этого станет видеть в ультрафиолетовом диапазоне, слышать инфразвук и перемещать предметы взглядом". Вот примерно такого уровня революцию провернул господин Истман. Вот он собственной персоной с одним из первых своих аппаратов:
Но вернемся к теме повествования. Самые первые камеры Кодак меня почему-то не заинтересовали, а накрыло меня пятидесятыми годами 20-го века - Элвис Пресли, огромные "Кадиллаки", бриолин, вот это все. Тогда в Kodak пришел дизайнер Артур Крепси, который создал серию "Star". Я плохо спал ночами, рылся на интернет-аукционах и в конце концов собрал всех представителей: StarFlash, StarMeter, StarMite, StarMatic и так далее. Благо, доллар тогда был юн и робок, а сами камеры продавались за смешные десять-двадцать долларов каждая.
Параллельно в коллекции появлялись и другие камеры, даже не из серии Star.
Но ведь невозможно обладать тремя десятками работающих фотоаппаратов и не пользоваться ими! Руки-то чешутся! Снимать-то хочется! И вот тут оказалось, что не так все просто: пленки для них нет. Нету. Нихт. Ноу. От слова "совсем". Массовое производство свернули полвека назад, а отдельные мелкие производители лет пять, как загнулись.
Теперь подробнее. Сегодня в продаже остались фотопленки всего двух типов - 135 и 120. "Сто тридцать пятая" - это привычная многим пленка с двусторонней перфорацией (двумя рядами квадратных отверстий по краям) шириной 35 мм. Самый массовый вид пленки - вот он, слева на картинке:
Профессионалы же (ну как "профессионалы"... Укушенные в голову странные люди, все еще снимающие на пленку в век поголовной айфонографии) пользуются широкоформатными камерами и используют пленку типа 120 - она намного шире, целых 61,5 мм, и без перфорации. На фотографии она - справа.
А вот в центре мы видим нечто среднее - это ролик пленки 127-го типа. Ее ширина 46 мм, перфорации нет, кадр размером 4х4 см. Именно на нее снимают все (ну, почти все) мои камеры, и именно ее больше днем с огнем не сыщешь. Безумные любители (их, по моим подсчетам, во всем мире человек семь, и с половиной я знаком по переписке, а про остальных слышал) добывают где-то просроченную пленку, срок годности которой истек десятки (!) лет назад, снимают на нее и ухитряются получать какие-то результаты.
Но мне влом. Ну честно. Мало того, что нужно искать эту пленку, возиться с реактивами (которые лучше составлять самому!), так еще и результата никто не гарантирует, пленка-то еще шерстистых носорогов видала. И нафига, спрашивается, такие плюшки?
Я поступил проще в миллиард раз - решил резать вдоль широкую пленку. Ну а чего? Она свежая, ее пока еще производят, проявляют ее в фотолабораториях (их мало, но они есть, прямо как уссурийские тигры) - логично же! Изучив вопрос я обнаружил два способа нарезки. Первый - с помощью гильотинки для сигар.
Впихиваешь в нее 120-й ролик и, пыхтя и потея, отрезаешь от него лишнюю полоску. В полной темноте, разумеется.
Я попробовал. Мало того, что получается не слишком аккуратно, так я еще и промахнулся - отрезал не там, где нужно, и загубленную пленку пришлось выбросить. Тогда я начал изучать способ номер два: специальные резаки для фотопленки. Вставляешь с одной стороны пленку шириной 61,5, а на выходе получаешь две полоски, одна из которых - искомые 46 мм. Производит резаки один какой-то парень в Москве, выставляет на всех интернет-аукционах, но, как мне кажется, никто их не покупает, поскольку цены он за них выставляет какие-то совершенно бесчеловечные.
Короче, я плюнул и решил сделать резак самостоятельно. Для начала взял три скидочные карточки - в эти клубы и магазины я не хожу, да и скидки давно истекли. От одной из них отрезал две полоски и наклеил их на другую карточку - так, чтобы между ними впритык проходила широкая 120-я пленка.
Всю эту конструкцию сверху накрыл еще одной карточкой, и через весь "бутерброд" прорезал щель - на расстоянии 46 мм от одного из внутренних краев. В эту щель вставил обломок лезвия. Конструкцию для прочности скрепил четырьмя болтами. Результат показан на примере бумажного листа - широкая пленка аккуратно режется на полоски нужной ширины.
После нарезки остается намотать пленку на катушку формата 127 и зарядить в фотоаппарат. Разумеется, резать опять нужно в темноте. Можно запереться в туалете; главное, чтобы никто снаружи не включил свет. Для предотвращения подобной ситуации рекомендуется через равные промежутки времени подавать предупреждающие сигналы голосом.
Есть во всей этой возне приятный бонус: старая 127-я пленка позволяла сделать всего 12 кадров. Но 120-я длинее, и при этом тоньше, в результате на ней помещается целых 16 кадров формата 4х4. Правда, фотоаппараты из моей коллекции - это все-таки "мыльницы", простенькие аппараты для любительского применения. А вот для продвинутых любителей существовали "двухглазые" камеры - например, Rolleiflex Baby, Primo Junior и Yashica 44. Вот как раз "Яшику" я себе и купил. Очень повезло с ней - похоже, предыдущий владелец отснял ей штук пять пленок и больше не пользовался, но хранил аккуратно. Дай бог ему здоровья, если оно ему еще нужно.
На нее я, в основном, и снимаю. И получаю бешеный кайф. Тут совсем другой подход к фотографированию: у тебя ограниченное количество кадров, ты снимаешь только самое важное или самое красивое, невозможно сделать 5-10 кадров в секунду, каждый "шот" нуждается в подготовке, настройке... Когда-то я привозил из каждого отпуска по 2-3 тысячи цифровых фотографий (серьезно!), и разгребать все эти завалы не было никакого желания. А сейчас у меня, скажем, одна пленка в неделю - и каждый кадр приходится делать вдумчиво, ответственно. Старею, видимо...
Ну, и, собственно, фотографии.
Крупнозернистая черно-белая пленка Fomapan 100:
Цветная пленка Kodak Portra160:
Вот как-то так.
Свое | Не Бест? Пришли лучше!