Пишет
Led Moth:
Два дня Русской Недели пропали из-за усталости и большого количества дел, но они будут навёрстаны. А я продолжаю делиться своими русскими музыкальными предпочтениями. Сегодня - близкий моей душе и моему сердцу балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский.
Начну с загадочного - моё первое знакомство с этим человеком произошло во сне. Тогда я, попав в параллельный мир, встретила в тюрьме "блаженного", которому из-за его странностей разрешали играть на балалайке, хотя во всей стране музыка была запрещена. Тогда странный балалаечник сыграл мне нечто фантастическое, виртуозное, не то исконно русское, не то рок-н-ролл - но это хватало за душу, и держало крепко, так крепко, что выжимало слезу - то восхищённую, то грустную.
Пару лет спустя я узнала, что этот балалаечник существует не только в моём сне - он уже давно славится своим музыкальным даром и гастролирует по миру. И весь мир ему рукоплещет и зовёт его Паганини балалайки.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Алексей Архиповский родился в 1967 году в Туапсе, и признаётся, что до 14 лет не видел снега. Он шутит, что родился и вырос как будто на родине Паганини: горы и море - почти Италия. Когда педагог по специальности говорил ему во время игры русских произведений будить в воображении образы берёз, маленький Алёша не мог этого сделать, так как в их местности берёзы не росли, и Россия ассоциировалась совсем с другими пейзажами.
Отец и мать отдали его в музыкальную школу сперва на аккордеон, но мальчик оказался ещё слишком мал для инструмента, - и решено было начать учиться играть на балалайке. Так он и закончил музыкальную школу, а выпускной ознаменовался большим сольным концертом, на котором Архиповский играл и с фортепиано, и с оркестром. Затем в 15 лет он осмелился приехать в Москву и поступил в Гнесинку. Как признаётся он сам, первый курс всё шло отлично, а затем ему стало скучно. Он начал задумываться, что же дальше он - будет жить игрой на балалайке?.. Насколько же это перспективно, интересно, правильно?.. И тогда он просто пошёл в армию.
Два года без инструмента за тяжёлой работой в армейской атмосфере на Чукотке не сказались негативно на руках музыканта. Архиповский не почувствовал этих двух лет, когда вернулся к балалайке. "Наверное, дело не в руках, - говорит он, - Наверное, у музыканта дело в чём-то другом".
После Гнесинки Архиповскому довелось работать с коллективами народной музыки, в частности: солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением дирижёра Виктора Павловича Дубровского, выпускника Московской Государственной Консерватории; и с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» под руководством Л. Зыкиной. Сам Архиповский признаётся, что после строгой школы Мравинского, преподанной ему и всему оркестру Виктором Дубровским, работа с Зыкиной была для него слишком "женской", интуитивной. "Мальчики, играйте музыкальнее!" - говорила она, и к новой музыкальной женской логике пришлось привыкать. Тем не менее работа с ансамблем под руководством великой русской певицы дала ценный опыт.
Теперь же Алексею Архиповскому интересна сольная карьера. Он даёт гастроли по всему миру, исполняя только свои собственные произведения, которые сочиняет, "беседуя", "перешёптываясь" с балалайкой на кухне. Ему всегда было интересно, что нового можно привнести в такой, казалось бы, простой русский инструмент - балалайку. Нет, он оставил те же три струны, а его инструмент не современный, а мастеровая работа 1928 года. Но он заимствовал у гитаристов способность усилить звук, и тут же воспользовался новыми возможностями, давшими вместе с наработанной (или как будто врождённой?) виртуозностью волшебный эффект от исполнения.
Не только исполнение музыканта, но и его собственная фантазия, выливающаяся в великолепные, волшебные, сказочные (по-другому не скажешь) импровизационные произведения, чаруют людей, трогают самые глубокие, самые тонкие струны души, вызывая то восторженные крики "Браво!" после самых виртуозных и по-русски лихих вещей, то слёзы даже на глазах мужчин, когда звучит "Золушка" или "Дождик"... Музыкант умело сплетает в своём исполнении собственную музыку и известные мотивы - народные, классические, популярные - знакомые каждому. Но главный секрет его популярности и любви к нему слушателей, я считаю, не в ставке на узнаваемые мелодии и современные "фишки", а кое в чём другом. В настоящей, открытой, честной, широкой русской душе. Когда видишь, КАК он играет, не возникает никаких сомнений в искренности его слов. "Слов" - он как будто разговаривает - то ли сам со своим инструментом, то ли они вдвоём - с тобой. Это самое ценное волшебство творчества. Как-то я видела интервью одной танцовщицы, которая объясняла свою неприязнь к слову "искусство" тем, что оно созвучно со словом "кусать". Но "творец" - от слова "творить". А в том, что делает Архиповский, нет ничего кусачего и нет искусственного. То, что он творит, повторюсь - бесценно.
Сайт Алексея Архиповского.
URL записиCвое | Не Бест? Пришли лучше!