— Как бы вы объяснили, что такое амбротипия 5-ти летнему ребенку?Никак. Пятилетние дети обычно таким не интересуются. Если говорить просто – это фотография на стекле, сделанная по технологии позапрошлого века.
— Чем вас привлекло это трудоемкое дело?
Одно время я увлекалась пленочной фотографией, но ни проявлять, ни печатать не умела. И вот однажды на каком-то сайте увидела удивительные картинки — и мне очень понравилось. Сразу же захотелось такие же делать, но поначалу отпугнула сложность процесса. Полгода я раздумывала, оставаться ли мне на моей адской работе или же двигаться в направлении, куда сердце лежит, и в итоге поехала в Питер учиться аналоговой фотографии. И там уже в том числе сходила на мастер-класс по амбротипии. А когда вернулась в Москву, показала стеклянные пластинки ненаглядному, он проникся идеей и помог организовать лабораторию и начать свое маленькое дело.
— Сколько человек сейчас работает в вашей студии?Сейчас нас пятеро: мы с ненаглядным и Ольга с мужем и дочкой, которые тоже загорелись идеей. У каждого из нас своя функция. Ольга с Татьяной занимаются костюмами, гримом и образами, я самим процессом и администрацией съемок, ненаглядный с ольгиным мужем взяли на себя техническую часть: свет, оборудование, техника и всякие мелочи типа переделки кассет. Во все это вложено очень много денег и сил.
— Для амбротипов непременно нужны грим и костюмы? Просто в майке и трениках сфотаться нельзя?По поводу маек и треников мнения расходятся. Каждый амбротип — это уникальное изображение, обладающее своей аурой, которую цифровая фотография не может дать в силу иной специфики технологии. Эта аура, на мой взгляд, может успешно работать с современностью, в том числе майкой и трениками, или создать особое, мистическое пространство, где есть место и костюмированным фрик-шоу, и забытым богам, печальным уродам, персонажам из фильмов, амишам-людоедам, задумчивым мадоннам, призракам и прочей темной, таинственной, загадочной стороне городских легенд. Во втором случае амбротипы несут сильный отпечаток некой готики и декаданса, и в этом плане грешно было бы не воспользоваться такой благодатной почвой для воплощения различных сумеречных фантазий, которые позволят клиенту немного попугаться самому, немного попугать других, а в итоге получить фото с характером, аурой и неким намеком на историю.
читать дальше— Какие-нибудь мистические случаи с вашими работами происходили?
Весь процесс — это магия. Так говорят люди, которые приходят на портретирование.
— Какие образы пользуются у клиентов особой популярностью?
Перед съемкой мы просим у клиента его фотографию, чтобы подобрать подходящий образ. Если клиент хочет костюмированный портрет, обычно мы задаем два вопроса: образ должен быть жуткий или романтичный. Потом, в зависимости от ответа и внешности, а также опираясь на те сведения, которые знаем о клиенте, подбираем ему костюм. Это может быть исторический персонаж, герой из фильма, сборный персонаж, который родился в голове при взгляде на ту или иную вещицу из реквизита.
Готовые образы у нас тоже есть. Мой любимый — это Фрида, конечно.
— Чем именно она вам так нравится?
Она необычна, венок красивый, цыганщина — наше все =)
— Расскажите, как проходит съемка.
Процесс довольно долгий. Сначала надо подготовить стекло, отмыть и отполировать, чтобы они были идеально чистыми. Собрать лабораторию и подготовить студию. К часу дня (это идеальное время) приходит модель и, если будет образ, то костюмер с ассистентом (Ольга Пат и Татьяна). С моей стороны съемка проходит так: первый кадр тренировочный, я сажаю модель, мы подбираем позу. Обычно поза не сильно сложная, так как надо просто порепетировать процесс. Какой-нибудь фронтальный портрет. Как только поза есть, я прошу модель ее запомнить, беру стекло и ухожу в лабу, где поливаю его коллодием и опускаю на 4 минуты в ванночку с серебром. В это время модели обычно делают селфи себе на телефончик, я обнаруживаю их потом в инстаграме. Затем я возвращаюсь и далее надо действовать довольно быстро: снова садимся, проверяем позу, дальше модели нельзя шевелиться, я вставляю пластинку, предупреждаю модель, что она должна не моргать и в идеале не дышать. Пластинку экспонируем 10-15 секунд, затем я ухожу ее проявлять и фиксировать. После того, как готовые стекла высохнут, их надо еще покрыть лаком и покрасить.
— Не моргать и не дышать?
Да, моделям приходится нелегко. Свет очень яркий, и кто-то справляется спокойно, а кому-то очень тяжело не моргать. В итоге получаются китайцы. Тогда я переставляю свет, чтобы облегчить муки человека. Иногда бывает жарко под таким светом. Например, мы снимали Таню в шубе, но она спокойная девушка, вытерпела все. Детей фотографировать можно только от шести-семи лет, иначе получается облачко. Мамам, которые хотят сфотографироваться с ребеночком, я предлагаю альтернативный вариант - фотосессия на пленку с поклейкой на картонку-открытку. Тоже ретро.
— Бывает, что модель начинает бузить?
Недавно вот как раз столкнулся со скандальной моделью — это была моя мама. Она согласилась сделать только один кадр для своего портрета и один кадр совместного портрета с папой. В остальное время вопила, что я садистка.
— С родителями всегда так
Да, для меня тоже это была сложная в эмоциональном плане съемка. Мои родители не живут вместе уже очень давно и я очень хотела сделать их совместный портрет, потому что это очень важно для меня. Неделю до Нового года я их просила, ныла, умоляла, шантажировала, сучила ножками и кулаками. В итоге назначили дату и они приехали. Я волновалась сильно, очень хотела, чтобы все было идеально. Папа тоже волновался, что из-за него ничего не получится, старался. Первый портрет вышел очень хорошо. Индивидуальный портрет с папой мне не очень нравится по качеству исполнения, поэтому буду уговаривать его уже весной на повторное портретирование. Но для меня их амбротипы бесценны и, наверное, хотя бы ради них стоило все затевать.
— Кто на данный момент ваш типичный заказчик?
Это прежде всего люди, которым хочется попробовать что-то отличное от обычных цифровых фотографий, а также имеющие достаточно завихрений в мозгах, чтобы согласиться на любую авантюру с интересными и необычными образами.
— В чем для вас личный смысл поддерживать традицию амбротипии?
Я пока не обдумывала амбротипию как традицию. Для меня это в первую очередь инструмент. Меня интересует семейная фотография, потому что это огромный лабиринт времени и памяти, запутанный родственными и дружественными линиями. Амбротипы — это такие штуки, которые точно станут бережно хранимой семейной реликвией.
— Что бы вы пожелали читателям Дайрибеста в новом году?
Я желаю всем читателям ДайриБеста в новом году прислушаться к своему безумию. Очень вероятно, что оно предложит что-то интересное.