Egnis — художник, который терпеливо растит новых художников.
Как взял в левую руку карандаш - так и зарисовал. Первое сознательное воспоминание о том, что рисую, было в четыре года. В пять уже пошел в ИЗОстудию, в одиннадцать - в художку. Был очень удобным ребёнком - мама оставляла мне альбом и карандаши и уходила по делам. Возвратившись через несколько часов, заставала меня практически в той же позе за своим столиком, усердно рисующим и выпавшим из реальности.
На моей книжной полке есть Стивен Кинг, Достоевский, Цветаева, Сервантес и т.д. В книгах, как и во всем, я люблю скачкообразную смену стилей и жанров. Так не застаивается мозг. От мемуарной прозы до фантастики, от авторов средневековья до современных писателей. Люблю читать.
С выбором профессии мучений не было. Сразу было понятно - если я художник, то одной сферой деятельности ограничиваться не придется. Так и вышло. Все мои работы, личные проекты и мысли о будущем связаны с умением рисовать. Первую "зарплату" за картину маслом я получил в 13 лет, и с тех пор пошло-поехало.
В сложный момент всегда нужно искать пинок для себя любимого, дабы не косплеить овощ, а делать нечто полезное. Обычно для меня стимул - ответственность. За свою работу и своих близких. Апатия-апатией, но кто, если не я? Не люблю надеяться на других или на то, что все рассосется. И если этого не ждут от меня другие, то активности от себя требую я сам.
"Девушка с зонтом", 2008 г., холст/масло
Работал с металлом. Два года отзанимался на кафедре металла в своём ВУЗе, увлекался чеканкой и литьём. Только волею судьбы не был скушан одним из шлифовальных станков или не раздробил руки чеканом. Через год после выпуска подвернулась подработка - делать эскизы кованых ограждений, решёток, скамеек. С меня были подробные эскизы, а в кузнице трудились трое крепких парней квадратноподобного типа. Делали потрясающей красоты вещи.
Сейчас основная моя работа - преподаватель Академического рисунка и живописи взрослым, плюс веду дизайнерский рисунок и факультативы. До этого четыре года преподавал рисование детям частным порядком, работал в двух издательствах иллюстратором, брал заказы на портреты и росписи стен. Год был художником по ковке и гравировке на холодном оружии. Второй после преподавания считаю дизайнерскую работу (перепланировка и оформление интерьеров).
читать дальшеЖильё должно быть удобным для жизни. Причем для жизни конкретных людей, которые приходят домой после работы. У каждого человека существует собственный идеал дома, и он также индивидуален, как, например, идеал женской красоты. Главное - чтобы человек сам считал свой дом комфортным и лучшим на свете.
В любую свободную минуту хочу рисовать. Хочу учить языки (от копания в специфике каждого получаю удовольствие) и просто читать. В конце концов, день без книги - прожит зря. Плюс - путешествия и конный спорт. Всё это отложено на будущее, желательно ближайшее.
Если бы у меня была возможность завести в квартире дикого зверя, который точно никого не загрызет и не задушит, это была бы либо небольшая певчая птица, либо сычик, либо камышовый кот.
"Коломенское", 2012г., холст/масло
Честно признаюсь - я человек азартный. Люблю конный спорт, люблю лошадей. Начинал заниматься, но не продолжил в должной мере из-за обилия работы. Люблю огнестрельное оружие и стрельбу из винтовки. Люблю бег - бежать могу долго и далеко. Пока бежишь, можно подумать, рассчитать силы и ещё обогнать кого-нибудь. Люблю смотреть бокс, дед был мастером спорта. Смотрю с восторгами и бурными комментариями.
Я думаю, чем разностороннее развит человек, тем меньше он хочет работать на одной и той же скучной работе, ходить по вечерам в один и тот же ресторан или ездить в отпуск в один и тот же отель на море. Человек счастлив тогда, когда у него много интересов, любимая работа и масса хобби.
Встаю рано. И только отчасти из-за работы. Стыдно тратить световой день на сон. Особенно это касается лета, когда можно рисовать на природе. Тогда встаю в пять, рисую до двенадцати, отдыхаю во время самой жары. С пяти до девяти вечера можно снова рисовать. Наверное, всего три раза за жизнь спал до часу дня, и, проснувшись, был в шоке и ужасе.
Человеку нужны домашние животные, чтобы лучше узнавать себя. Увидев "неполадку" в общении с животным, можно легко спроецировать её на общение с другими людьми и с самим собой. Подтянул там - наладилось везде. Смог отвечать за животное так, чтобы ему было хорошо - значит, можешь смело надеяться на себя в жизни с другими людьми. Человек, у которого есть пара-тройка довольных жизнью домашних питомцев, не может быть подлым негодяем.
Я люблю рисовать. И, объясняя материал, - делаю это каждый день. Люблю работать с людьми, которые приходят ко мне с чёткой целью - научиться. То есть они уже подспудно любят рисовать, и я стараюсь это чувство в них укрепить вместе с необходимыми для них навыками. Мне нравится, что, объясняя по сути одни и те же положения, - о перспективе, построениях и пропорциях, - мне всегда выдаются разные результаты. В голове давно зреет желание написать фолиант о связи людских темпераментов и характеров с их творчеством. За годы преподавания накопилось много интересной информации на этот счёт, и ей хочется поделиться. Я считаю, что с людьми мне везет. И с работой тоже.
"Портрет Ангелины", 2007 г., холст/масло
Типичное занятие с группой начинается с того, что все ждут опоздавших минут десять, а потом я объясняю задание - наглядно во всех смыслах. Как только в глазах слушающих загорается огонь понимания, студенты садятся работать. Я брожу меж мольбертов, поправляя и направляя их работу в нужное русло. В середине занятия обед, на который все радостно сбегают (некоторые злостно голодают и "партизанят" без перерыва, на что я ругаюсь). Иногда после обеда на всех нападает позитив и буйно раздирает на части. Ещё чаще это происходит от усталости, уже под конец занятия.
У меня на работе живут птицы, зебровые амадины. Скачут, поквакивая, по клетке, развлекают студентов нестандартными звуками и расточают позитив во все стороны. Всё детство и юность дома жил здоровенный кот Портос. Кошек - нежно люблю, лошадьми восхищаюсь, собакам удивляюсь, птицам радуюсь. С рыбками пока не сложилось.
Мой любимый мультсериал - "Американский папаша", черт бы его побрал. У меня на будильнике музыка из его заставки. Обожаю эту семейку. Придя после работы, часто смотрю серию и ложусь спать с хорошим настроением.
"Небо", 2013 г., холст/масло
Я в равной степени люблю предрассветные и послезакатные часы летом и серо-снежные дни зимой. Но еще больше эмоций испытываю осенью, в дождь и серость, в любое время дня. А больше всего я люблю раннюю весну. Часто даже ту, предмартовскую, которая существует только в воздухе и многими людьми может не ощущаться. Весны я жду с середины зимы. Очень хорошо понимаю мартовских котов. Любимая погода весной - когда уже стаял снег, но не распустилась листва. Тихо, туманно. Раннее утро. Свежая, пьянящая прохлада. Почти также люблю позднюю осень, до снега.
Путешествие - это шикарно само по себе. Терпеть не могу экскурсионные группы и стадные хождения от экспоната до достопримечательности и обратно, имхо, путешествие должно быть комфортным. В путешествии я бы просчитал маршрут, рассчитал средства, изучил бы предварительно те места, которые хочу посетить, и главное - отвёл бы на это не одну неделю. И… чтобы там было море. И обязательно человек, с которым можно делиться увиденным. Один человек.
Качество в живописи и рисунке для меня - это уважение к зрителю, который на это произведение будет смотреть после создания. То есть не важно, что люди, рассматривающие картину, могут быть далеко не специалистами в искусстве. Это не повод делать косяки в перспективе, соблюдении колорита или пропорциях (если это не суровый авангард или кубизм). Что касается абстрактного искусства - там всем заправляет композиция. У Кандинского и того же Пикассо - люблю многие работы, настолько точно скомпанованные и сработанные по цвету, что приятно смотреть. Люблю колорит Писарро и Коро, Сислея, портреты Фешина, Серова, Рейнолдса, Рембрандта. Люблю иллюстраторов-графиков (Рекхем), мастеров офорта (Дюрер, Доре). Люблю фотографию - черно-белую, монохромную, с низкой цветовой насыщенностью. Фотография для меня - отражение тематики в композиции и контрасте.
Опоздавшая натурщица, фото в аудитории
Работать натурщиком - нелегко. Для этого нужна неслабая выдержка - сложно удерживать позу 45 минут, а то и больше. Профессиональных натурщиков мало, особенно тех, которые могут позировать всё, от портрета до обнажёнки. Для этого должны быть данные: пропорциональность и фактурность, способность точно фиксировать позу, и обязательно - пунктуальность. Сам я позировал один раз в ВУЗе. Одетая фигура сидя. Было не трудно, ибо поза была для меня естественной - с книгой на коленях.
Если бы я попал на необитаемый остров, то взял бы с собой любимого человека, ящик с инструментами, три мешка книг и гречки.
Между обучением детей и взрослых - пропасть. Дети требуют ПОЛНОЙ отдачи. Не только профессиональной - она даже и не всегда им нужна по большому счёту. Им нужна ПОЛНАЯ эмоциональная отдача всего тебя. Там больше психологии, чем методики обучения рисунку или живописи. Взрослые берут "дозами" информацию. Перерабатывают в своей голове, выдают на листе результат. Берут ещё. Выжимают - меньше. Здесь все наоборот, "поднажать" могу уже я. Со взрослыми всё строится на базе передачи конструктивной информации с эмоциональным посылом. С детьми - отдается мощный эмоциональный заряд, приправленный сведениями о том, как рисовать.
Работы студентов первого года обучения
Начинающим художникам я бы пожелал верить в себя. Но не занижайте планку. Если всерьез решили рисовать - посвящайте этому некоторое время каждый день. Начните с рисунка, с базовой грамоты. Потом цвет. Если, несмотря на работу, быт и прочие житейские трудности у вас находится для этого время - значит, вы правда можете научиться рисовать. Рисование - это на 80% практические занятия. И над ними нужен надзор и корректировка, чтобы двигаться дальше. Если нет возможности заниматься с преподавателем - копируйте. Копируйте карандашом картины мастеров, рисуйте то, что вокруг вас - от пачки сигарет до дверной ручки. Всё это - колоссальная тренировка глазомера.
Абсолютно любого человека можно научить рисовать. При одном условии - человек сам должен этого желать. И желать сильно. Без этого самый талантливый и линии нормально не проведет. Успех любого дела - желание достичь цели.