Пишет  Серебряный:

Высоцкий

Статья одного из поклонников о творчестве Высоцкого.
Творчество Высоцкого я делю на «актерские» и «личные» песни. В «личных» песнях все понятно: ВВ пел от себя и про себя. Он в них даже слова менял исходя из своего состояния на тот момент, которое тоже менялось (и ничего в этом нет зазорного, как бы ему не ставили в упрек разницу между «И мне не жаль распятого...» и «Вот только жаль распятого...»). В «актерских» же песнях Высоцкий именно отыгрывал пьесы и придуманных им же персонажей. И тут есть одна интересная штука: песни ВВ ценят в огромной степени за их «достоверность», за «выстраданность» и «аутентичность» его персонажей. Как сказала одна девочка: «Я его люблю, потому что он не врал». Но дело в том, что в своей речи его персонажи сами по себе весьма малодостоверны! Ни хулиганы, ни шоферы, ни солдаты, ни пираты, ни спортсмены, ни студенты не разговаривают в реальной жизни так, как они разговаривают в песнях ВВ! Можно ли представить себе персонажей произносящих следующие реплики:

Хулиган: «В воскресенье отдыхать — вот мой девиз!»
Шофер: «А он зубами танец с саблями стучит.»
Солдат: «Зачем стучимся в райские ворота костяшками по кованым скобам?»
Спортсмен: «Ох, приходится до дна ее испить! Чашу с ядом вместо кубка я беру.»
Студент: «Тропы еще в антимир не протоптаны, но как на фронте держись ты!»
Рабочий: «До свиданья, цех кузнечный, аж до гвоздика родной».
Пират: «Бросайте за борт все что пахнет кровью! Поверьте, что цена невысока!»

С пиратами вообще все просто: (1) они занимали большое место в советской авторской песне, (2) никто из авторов, само собой, с пиратами знаком не был, помимо Стивенсона и Сабатини, (3) пиратство стало символом свободы и романтики, (4) говорили и вели пираты себя как благородные самураи, а (5) как ведут себя пираты на самом деле можно видеть на примере Сомали и триста лет назад вели себя также. Но не в этом дело. Все эти персонажи абсолютно недостоверны в своей речи. Именно поэтому «блатные» песни Высоцкого можно сразу отличить от всех остальных песен этого жанра. Во многих его песнях иногда, посредине в общем-то достоверного текста, иногда вылезают как ослиные уши, словечки и выражения, которые персонаж песни произнести не мог — слова самого автора. Скорее всего ВВ это делал осознанно: он был выходцем Таганского театра, исповедовавшего философию Брехта и его «принцип отчуждения». Т.е. не «отождествления» актера с персонажем, как у Станиславского, а «отчуждения», в котором (насколько я понимаю идею Брехта, не будучи ни в коей мере театральным критиком) актер концентрируется на эмоциях персонажа, а не на его истории и достоверности.

читать дальше


Несколько любимых песен




"Баллада о борьбе" в контексте "Властелина колец"



URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!