В одном книжном магазине не смог пройти мимо и не купить набор почтовых открыток с замечательными иллюстрациями и отличным описанием на обратной стороне. Интернет позволяет добавить немного ссылок, и вот пост об интересных музыкальных инструментах, использующихся в современной музыке, готов.
Изобретённый бельгийцем Адольфом Саксом ещё в 1842 году, саксофон, оказавшись на российской земле, ещё долго считался довольно экзотическим инструментом. Вспомните похождения первых джазменов в фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза» или знаменитую поговорку из советских времён борьбы со стилягами «От саксофона до ножа – один шаг». Ненародный какой-то инструмент, интеллигентский, космополитский, западнический. И как апофеоз приключений детища Сакса на земле российской – история блюзмена-саксофониста Лёши Селивёрстова в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» на закате советской эпохи. Сценарий был настолько личным и важным для Лунгина, что он решил впервые сам поставить фильм как режиссёр. А гениальный Пётр Мамонов настолько вжился в роль, что многие всерьёз полагали, будто он сам играет на инструменте. Сказанная его персонажем, с замечательной вкрадчиво-пьяной интонацией, фраза «женщины называют этот инструмент – сексофон» ушла в народ и стала крылатой. На самом деле все партии саксофона к фильму сочинил и записал легендарный джазовый саксофонист Владимир Чекасин.
ЭЛЕКТРОГИТАРА (илл. Анастасия майстренко и Croi Ssant)
- В Европе теперь никто на пианино не играет, играют на электричестве. - На электричестве играть нельзя – током убьёт. - А они в резиновых перчатках играют… - Э! В резиновых перчатках можно! Многие помнят этот диалог из знаменитой кинокомедии «Мимино». На самом деле «играть на электричестве» на Западе начали давно: первый магнитный звукосниматель был сконструирован в 1924 году; тогда же Лес Пол начал эксперементировать с новым звуком. В 30-40-х применение звукоснимателей в джаз-бэндах привело к революции в музыкальной сфере. В СССР в 1946 году 14-летний Юра Мухин услышал по «Голосу Америки» композицию Леса Пола, фантастическое звучание наложенных друг на друга электрогитар в которой врезалось ему в душу. Юрий приобрёл акустическую семиструнку и вместе с друзьями разорил несколько телефонных будок на предмет магнитов, которые крепятся у колодки и исполняют функцию звукоснимателя. Усилитель он поместил в патефонный ящик. Спустя 20 лет, в 1969-м, начальник УВД Москвы рапортовал, что в городе не работают многие таксофоны, и главная причина: музыканты-любители обрезают телефонные трубки, чтобы переделать свои гитары в электрические. Это уже были времена Вудстока, «детей цветов» и великого Джимми Хендрикса, воспринимавшего электрогитару как живое существо.
|
БАНДЖО
(илл. Антон Горбунов)
Удивительно, но факт: банджо, родившееся где-то среди африканских арабов, в Европу попало уже из Америки. Этот не самый богатый по своим возможностям инструмент, который ассоциируется у нас с кантри и джазом, изначально использовался исключительно в составе ритм-секции. Настоящую банджо-революцию совершил Эрл Скраггс, «один из отцов Bluegrass», освоивший банджо в четырёхлетнем возрасте. Именно он, игравший, в отличие от предшественников, не медиатором, а тремя пальцами, превратил банджо в солирующий инструмент. Впоследствии его исполнительскую манеру переняли многие, например, солист Grateful Dead Джерри Гарсия. Ещё один великий банджоист (уже по эту сторону Атлантики) – Барни МакКена, основатель легендарного ирландского фолк-ансамбля The Dubliners. МакКенна перекладывал для банджо партии, исполнявшиеся на скрипке, флейте и ирландских свистульках, тем самым ещё больше раздвинув горизонты возможностей банджо.
|
ПИАНИНО (илл. Ельнура Мурзатаева)
Фортепиано – краеугольный камень для мировой музыки последних трёх сотен лет. Сейчас как-то даже странно представить себе времена, когда не было роялей и пианино. Как выразился композитор Леонид Десятников: «Композитору прежде всего нужна недвижимость. Рояль в каких-нибудь стенах». Монументальность рояля, конечно, впечатляет. «Рояль не должен стремиться стать скрипкой, он должен гордиться тем, что он рояль!» - это уже слова Бьорк. Однако каким-либо образом минимизировать рояль мастера стремились давно – уж больно он громоздок и не эргономичен. И в начале XIX века параллельно в Америке и в Австрии почти одновременно догадались расположить основные внутренние части фортепиано – струны, деку и механическую часть – не горизонтально, как у рояля, а вертикально. Так и появилось пианино. Со временем оно заполонило мир, став, к примеру, неизменной частью интерьера среднестатистической интеллигентской квартиры в СССР. Со второй трети XX века пианино потихоньку сдаёт позиции, уступая сначала синтезаторам, а потом и MIDI-клавиатурам. Однако одно его достоинство по сравнению с электрическими девайсами и вообще любыми прочими инструментами неоспоримою Именно о нём сказал Ник Кейв: «Сломать пианино сложнее, чем гитару, зато пианино дольше горит».
|
ВОЛЫНКА
(илл. Croi Ssant)
Волынка, горы, килт, виски, «Храброе сердце», Шон Коннери, Ирвин Уэлш – всё это наше сознание привычно складывает в ассоциативный ряд, один набор символов, привычно соотносящийся с Шотландией. И это вполне справедливо, ведь именно шотландская волынка наиболее известна в мире – не в последнюю очередь благодаря постоянному использованию на различных дворцовых, военных, парадных, траурных и прочих официальных церемониях в Великобритании. Однако же, как есть наряду с шотландским, ничуть не уступающий ему ирландский виски – так есть и ирландская волынка. Стоит заметить, что она сильно отличается от привычной нам шотландской – надув воздуха в мешок осуществляется при помощи мехов, а не духовой трубки. Зато ирландка имеет диапазон в две полных октавы. Но и это не всё: существуют волынки французские, итальянские, испанские, армянские, белорусские и даже мордовские. А когда-то и на Руси волынка из бараньей или воловьей кожи была в ходу среди простого народа. Однако высшие сословия её не жаловали, считая игру на ней невыразительной и однообразной, и постепенно волынку в народном обиходе вытеснили более сложные баяны и гармони.
|
ГУБНАЯ ГАРМОНИКА (илл. Алексей Скотин)
Судьба многих вполне традиционных для нас инструментов похожа: приехали с Востока, были заново переизобретены в Европе и получили вторую жизни в Америке. По этому пути шла и губная гармоника. Её предок – восточный духовой орган – приехал из Китая в XVIII веке. В 1821 году немец Христиан Фридрих Людвиг Бушман изобрёл губную гармошку, затем другие немцы наладили её массовое производство. К XX веку это был популярнейший народный инструмент, получивший деревянный корпус и десяток отверстий с разными язычками для вдоха и выдоха. В массовом сознании инструмент так и ассоциировался бы с Германией (вспомните стереотипного немецкого солдата, играющего на губной гармошке какую-нибудь «Лили Марлен»), если бы не американская музыкальная революция, породившая джаз, блюз, кантри и рок-н-ролл, представители которых немедленно взяли её на вооружение. По статистике, в США на гармонике играют 40 миллионов человек, именно там в конце 1920-х были сделаны первые записи с её участием. А на американском сленге губная гармоника и вовсе получила прозвище «миссисипский саксофон».
|
МИНИМУГ
(илл. Елена Трофимова)
Исторически сложилось, что Minimoog стал первым массовым синтезатором для музыкантов, и Роберт Муг – отец его! Он был создан на основе модульных мегалитических синтезаторов Moog, которые делались мелкими партиями или вовсе поштучно и под заказ, и требовали специальных знаний для обращения с ними. Компактный, удобный, и в то же время доступный и простой в обращении, Minimoog изменил всё, дав возможность творить массе музыкантов, и заполонив собой прилавки музыкальных магазинов всего мира. Его не лишённый изящества дизайн сделался прототипом для всех последующих моделей синтезаторов. Одно перечисление всех известных исполнителей, использующих Minimoog, заняло бы толстенький буклет . В этом списке джазмены Джо Завинул и Хэрби Хэнкок, отцы фанка Parliament и Funkadelic, диско-звёзды ABBA, мастера прог-рока Рик Уэйкман и Yes, иконы нью-вэйва Blondie и Ultravox, патриархи электроники Kraftwerk, Жан-Мишль Жарр и Depeche Mode, электронные гранды 90-00-х The Orb, FSOL, Chemikal Brothers и Air, индустриальщики Nine-Inch-Nails и композитор Дэвид Холмс, инди-рокеры Radiohead и Metronomy.
|
ХАНГ (илл. Марина Соснина)
Этот инструмент – настоящий подарок всем уфологам и специалистам «по тарелочкам»: другого, столь сильно напоминающего НЛО, пресловутую «летающую тарелку», просто нет. В некотором смысле, ханг – это действительно инструмент космической эры, возможно даже, самый молодой из существующих. Он был изобретён в 2000 год двумя швейцарцами, много лет изучавшими особенности и свойства стальной тарелки и других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света. В результате своих опытов они соединили две металлические полусферы – DING и GU. Первая включает в себя купол и несколько тональных областей, а вторая имеет в центре отверстие для звукового резонанса. Музыканты играют на ханге, расположив его горизонтально либо вертикально на коленях, издавая при этом действительно космические звуки. В массовое производство это чудо современной перкуссии не дошло до сих пор, и производится поштучно под заказ, самими изобретателями.
|
ПЕРКУССИЯ
(илл. Инна Гольцеймер)
Есть большое подозрение, что самыми первыми музыкальными инструментами в истории человечества были как раз всевозможные ударные и перкуссионные инструменты. Какой-нибудь начинающий хомо сапиенс, в перерыве между поеданием плохо прожаренного мамонта и ковырянием в носу, начал стучать костью по другой кости. Потом догадался натянуть кожу и бить по ней. И так далее. Ритм, безусловно, появился раньше мелодии. И ритм же остаётся основой, этакой первобытной сущностью музыки. С тех времён арсенал всевозможных ударных только разрастался – увеличиваясь, однако, большей частью за счёт этнических инструментов разных народов, нежели благодаря техническим изобретениям. Бубен и литавры, бонго и маракасы, табла и дарбука, гонги и там-там, конго и дхол, кастаньеты и колокольчики, тамбурин и маримба… Эта первобытная энергетика ритма всегда была, есть и будет востребована – не случайна же популярность музыкальных коллективов, полностью заточенных под ударные и перкуссию: Blue man s Group, Stomp или ансамбля Марка Пекарского. А множество современных композиторов: Джон Кейдж, Эдгар Варез, Кшиштоф Пендерецкий – пишут произведения для перкуссии, и в ход в них идёт всё, вплоть до простого молотка.
|