Вагнер и улица моего города
В пяти минутах от моего дома бежит улица Вагнера. Это одна из улиц старого Кёнигсберга, избежавшая переименований в советском стиле ( на Лесопильную или Танковую). Но никто из жителей даже самой улицы не догадывается, чьё имя она носит на самом деле.
В Кёнигсберге в свое время жили три знаменитых Вагнера.
Первый – тайный советник Эрнест Вагнер, который долгие годы руководил мужской гимназией Кёнигсберга.
Второй – Карл Вагнер талантливый врач и профессор университета Кёнигсберга («Альбертины»), при жизни которого и горячем участии была построена клиника Университета (1863г.). ( смотри сюда - 1205pin.diary.ru/p75144913.htm )
Теперь это обычная больница на ул. Вагнера. И именно его именем фактически и была названа эта улица. Но обыватели ( и я тоже) думают,что улица носит имя другого Вагнера.
Третий Вагнер – Рихард. Любимый композитор Гитлера и Френсиса Копполы.
Рихард Вагнер кисти Ленбаха ( 19 век )
читать дальшеРихард Вагнер авантюрист, романтик, оптимист до мозга костей, родившийся в Лейпциге в 1813-м году и приходивший в ужас от того, что его имя и фамилия “Richard Wagner” заключают в себе “чертову дюжину” (13 букв), просто ДОЛЖЕН был рано или поздно оказаться в Кенигсберге! Очень уж не похож на “стопроцентных” немцев был он с самого детства!.. А “чудаков и оригиналов” тянуло в Восточную Пруссию точно магнитом.
Отец Вагнера, полицейский чиновник, умер вскоре после рождения сына. Вдова вышла замуж за близкого друга семьи, актера лейпцигского театра Людвига Гейера (вполне вероятно, что отчим и являлся настоящим отцом Вагнера). Рихард рос за кулисами театра. В юности он начал пробовать себя в драматургии и написал драму... “Лейбольд и Аделаида”, по ходу которой герои стремительно вымирали целыми семьями (погибло сорок два человека!), и в последнем действии на сцену пришлось вывести призраков - иначе некому было бы доиграть пьесу.
Тогда же Вагнер сочинил первую в своей жизни музыку... Слушатели рыдали. От смеха.
Вагнер пытался петь - но у него не было голоса. Однако он берет уроки музыки и скоро приобретает известность как неплохой исполнитель. По протекции брата он устраивается дирижером в Вюрцбург. В 1834-ом году он переезжает в Магдебург на должность музыкального директора. Пишет оперу “Запрет любви”, которая была исполнена всего один раз, потому что театр обанкротился. Вагнер уезжает в Кенигсберг, увозя с собой самую красивую актрису труппы - Минну Планер.
- Минна Планер
Но вот честолюбивой она не была. Вагнера, обожавшего ее, не понимала, хотя и восхищалась его гениальностью. Венчание Рихарда Вагнера и Минны Планер состоялось 24 ноября 1836-го года в Трагхаймской кирхе, а уже через полгода после свадьбы Минна сбежала к своим родителям в Дрезден: брак с самого начала оказался сплошным несчастьем.
- Трагхаймская кирха. Ныне на её месте сквер дома по ул. Соммера,13. А в 1808 году священником в Трагхаймской кирхе служил биограф и душеприказчик Иммануила Канта Андреас Вассианский.
Вагнер вел себя капризно, как примадонна, и был бешено ревнив. “Как турок”, - плакала Минна. Бросив все, Вагнер устремился за нею в погоню. Целое лето он пытался уговорить жену вернуться... и потратил на нее гораздо больше денег, чем сумел заработать. В театре дела обстояли скверно: основу оперного репертуара составляли примитивные французские и итальянские “однодневки”; уровень хора и оркестра был самым плачевным, актеры не имели ни голоса, ни репутации и получали, соответственно, гроши; в конце сезона дирекция отчаянно взывала “к самоотверженности труппы, чтобы обеспечить существование театра”... Вагнер залез в чудовищные долги, отдавать которые было нечем... Но тут подвернулось приглашение в Ригу - там только что открылся новый театр. Чета Вагнеров бежит в Ригу втайне от своих кредиторов. Но и там композитор влезает в долги (жить иначе он просто не может) - а тем временем зашевелились и прежние его заимодавцы. Пахнет судом. Вагнер решает бежать в Париж - ведь именно там снискали всемирную славу Глюк, Спонтини, Мейербер, Беллини... Абрахам Меллер, кенигсбергский друг Вагнера, очень кстати навестивший его в Риге, помогает тайком распродать мебель (в том числе и купленную в Кенигсберге “с отсрочкой платежа”) и предоставляет свой экипаж, чтобы Рихард и Минна могли, переехав через русскую границу, добраться до какой-нибудь гавани в Восточной Пруссии.
Границу пришлось переходить ночью, по тропам контрабандистов, подвергаясь опасности быть обнаруженными и схваченными казачьими патрулями (предъявить на погранпереходе свои паспорта Вагнер и его жена не могли: кредиторы уже объявили их в розыск)... На неудобных фурах по скверным дорогам много дней добирались до Пилау, описав дугу вокруг Кенигсберга, куда нельзя было показать даже носа. В Пилау договорились с капитаном парусника, отплывающего в Лондон, о том, что он примет пассажиров на борт без паспортов. К кораблю добирались в сумерках, на маленькой лодке, молясь, чтобы не заметила береговая охрана. Подплыв к судну, сначала с великим трудом подтянули на палубу Роббера - гигантского ньюфаундленда, с которым ни за то что не хотел расстаться Вагнер, затем спрятались в глубине трюма, чтобы не попасться на глаза чиновникам, осматривающим корабль перед отплытием. Как всегда, Вагнеру повезло.
В Кенигсберг он больше не вернулся.Потом в его жизни многое было: ушла Минна (но до самой ее смерти Вагнер продолжал снабжать ее деньгами... которые по-прежнему брал в долг. Даже когда его материальное положение поправилось), к нему постепенно приходит успех, его оперы ставятся в Дрездене, Вене... Но в 1849-ом году Вагнер принимает участие в восстании; после разгрома мятежа за его голову обещана награда, по подложному паспорту он бежит в Швейцарию... продолжает писать музыку, успешно гастролирует (особенно в России)... опять бежит - теперь от кредиторов... Его горячим поклонником становится юный король Баварии Людовик II, израсходовавший львиную долю своего состояния на воссоздание замков своих предков: Neuschwanstein (его точную копию мы можем увидеть в диснеевском мультике “Золушка”), Linderhof и Herrenchiemsee. Людовик II материально поддерживает Вагнера - именно благодаря этому обстоятельству на сцене поставлена театралогия “Кольцо Нибелунгов” (а также самая длинная в мире классическая опера “Нюрнбергские мейстерзингеры”). Кстати, за свою жизнь Вагнер создал 13 опер - ту самую “чертову дюжину”, которой так боялся.
- Вагнер и Людовик 2.
После смерти Минны Вагнер женится на дочери Ференца Листа - Козиме... О Кенигсберге он вспоминает всего один раз - и то опосредованно - в последний год своей жизни. Тогда в Венском оперном театре случился пожар, погибло 900 человек, пришедших на оперетту Оффенбаха. Вагнер люто ненавидел Оффенбаха - сделавшись к старости ярым националистом, он терпеть не мог “французских лягушатников”. (Кстати, русских композиторов и художников он ценил, утверждая, что только русские могут так же трепетно, как он, относиться к фольклору). По поводу пожара он сказал: “Люди на таком спектакле - самый пустой народ. Когда погибают рабочие в угольной шахте, это волнует и возмущает меня: вызывает ужас общество, которое таким способом добывает топливо. Но если столько-то светских людей гибнет во время представления оперетты Оффенбаха<...> тут я совершенно равнодушен, меня это почти не трогает”.
...Роковой спектакль был поставлен по сказкам Гофмана, которые, кстати, Вагнера тоже не вдохновляли. Вероятно, для него (расправлявшегося со своими героями так же жестоко, как в юности) Гофман был недостаточно кровожаден.
...Позже фашисты объявят Вагнера “композитором №1”, воплотившим в своих “богах и героях” немецкий национальный дух. Но это будет совсем другой Вагнер, почти не имеющий отношения к настоящему - оригиналу, жившему в долг и “не успевающему заметить”, на что потрачены деньги.
Учитывая то, что Рихард Вагнер числился капельмейстером Луизентеатра Кёнигсберга ( ныне Дрматический театр Калининграда) и назанимал у меломанов города денег а также взял жалованье в театре на год вперед и смылся, никто и никогда здесь не стал бы называть в его честь улицу в центре любимого города.
Но в Баварии, недалеко от города Фюссен, в честь Рихарда Вагнера королем Людвигом II Баварским, известным также как «сказочный король», был построен целый замок. Лебединый.
Замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых замков Германии и одно из самых популярных туристических мест Европы
Король Людвиг был большим почитателем культуры и искусства и лично оказывал поддержку всемирно известному композитору Рихарду Вагнеру, и замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в его честь. Интерьер многих помещений замка пропитан атмосферой Вагнеровских персонажей. Третий ярус замка наиболее полно отражает восторженность Людвига операми Вагнера. Зал певцов, который занимает целиком четвёртый этаж, также украшен персонажами опер Вагнера.
Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Нойшванштайн действительно производит впечатление сказочного замка. Он строился в конце XIX века — в то время, когда замки уже утратили свои стратегические и оборонительные функции.
Во внутреннем дворе замка расположен сад с искусственной пещерой. Интерьер Нойшванштайна красив и снаружи. Хотя всего 14 комнат были завершены до внезапной кончины Людвига II в 1886 году, эти комнаты были украшены волшебными декорациями. Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, воплощенного в известном мультфильме «Спящая красавица».
Так что простим таланту его слабости. Тем паче, что у нас-то он не занимал)))
Использовала статью Д. Якшина (газета Новые колеса / Кёнигсберг - Калининград / ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА КЁНИГСБЕРГА), материалы Википедии, статьи Вадима Храппы из «Энциклопедии Пруссии»
URL записиВ пяти минутах от моего дома бежит улица Вагнера. Это одна из улиц старого Кёнигсберга, избежавшая переименований в советском стиле ( на Лесопильную или Танковую). Но никто из жителей даже самой улицы не догадывается, чьё имя она носит на самом деле.
В Кёнигсберге в свое время жили три знаменитых Вагнера.
Первый – тайный советник Эрнест Вагнер, который долгие годы руководил мужской гимназией Кёнигсберга.
Второй – Карл Вагнер талантливый врач и профессор университета Кёнигсберга («Альбертины»), при жизни которого и горячем участии была построена клиника Университета (1863г.). ( смотри сюда - 1205pin.diary.ru/p75144913.htm )
Теперь это обычная больница на ул. Вагнера. И именно его именем фактически и была названа эта улица. Но обыватели ( и я тоже) думают,что улица носит имя другого Вагнера.
Третий Вагнер – Рихард. Любимый композитор Гитлера и Френсиса Копполы.
Рихард Вагнер кисти Ленбаха ( 19 век )
читать дальшеРихард Вагнер авантюрист, романтик, оптимист до мозга костей, родившийся в Лейпциге в 1813-м году и приходивший в ужас от того, что его имя и фамилия “Richard Wagner” заключают в себе “чертову дюжину” (13 букв), просто ДОЛЖЕН был рано или поздно оказаться в Кенигсберге! Очень уж не похож на “стопроцентных” немцев был он с самого детства!.. А “чудаков и оригиналов” тянуло в Восточную Пруссию точно магнитом.
Отец Вагнера, полицейский чиновник, умер вскоре после рождения сына. Вдова вышла замуж за близкого друга семьи, актера лейпцигского театра Людвига Гейера (вполне вероятно, что отчим и являлся настоящим отцом Вагнера). Рихард рос за кулисами театра. В юности он начал пробовать себя в драматургии и написал драму... “Лейбольд и Аделаида”, по ходу которой герои стремительно вымирали целыми семьями (погибло сорок два человека!), и в последнем действии на сцену пришлось вывести призраков - иначе некому было бы доиграть пьесу.
Тогда же Вагнер сочинил первую в своей жизни музыку... Слушатели рыдали. От смеха.
Вагнер пытался петь - но у него не было голоса. Однако он берет уроки музыки и скоро приобретает известность как неплохой исполнитель. По протекции брата он устраивается дирижером в Вюрцбург. В 1834-ом году он переезжает в Магдебург на должность музыкального директора. Пишет оперу “Запрет любви”, которая была исполнена всего один раз, потому что театр обанкротился. Вагнер уезжает в Кенигсберг, увозя с собой самую красивую актрису труппы - Минну Планер.
- Минна Планер
Но вот честолюбивой она не была. Вагнера, обожавшего ее, не понимала, хотя и восхищалась его гениальностью. Венчание Рихарда Вагнера и Минны Планер состоялось 24 ноября 1836-го года в Трагхаймской кирхе, а уже через полгода после свадьбы Минна сбежала к своим родителям в Дрезден: брак с самого начала оказался сплошным несчастьем.
- Трагхаймская кирха. Ныне на её месте сквер дома по ул. Соммера,13. А в 1808 году священником в Трагхаймской кирхе служил биограф и душеприказчик Иммануила Канта Андреас Вассианский.
Вагнер вел себя капризно, как примадонна, и был бешено ревнив. “Как турок”, - плакала Минна. Бросив все, Вагнер устремился за нею в погоню. Целое лето он пытался уговорить жену вернуться... и потратил на нее гораздо больше денег, чем сумел заработать. В театре дела обстояли скверно: основу оперного репертуара составляли примитивные французские и итальянские “однодневки”; уровень хора и оркестра был самым плачевным, актеры не имели ни голоса, ни репутации и получали, соответственно, гроши; в конце сезона дирекция отчаянно взывала “к самоотверженности труппы, чтобы обеспечить существование театра”... Вагнер залез в чудовищные долги, отдавать которые было нечем... Но тут подвернулось приглашение в Ригу - там только что открылся новый театр. Чета Вагнеров бежит в Ригу втайне от своих кредиторов. Но и там композитор влезает в долги (жить иначе он просто не может) - а тем временем зашевелились и прежние его заимодавцы. Пахнет судом. Вагнер решает бежать в Париж - ведь именно там снискали всемирную славу Глюк, Спонтини, Мейербер, Беллини... Абрахам Меллер, кенигсбергский друг Вагнера, очень кстати навестивший его в Риге, помогает тайком распродать мебель (в том числе и купленную в Кенигсберге “с отсрочкой платежа”) и предоставляет свой экипаж, чтобы Рихард и Минна могли, переехав через русскую границу, добраться до какой-нибудь гавани в Восточной Пруссии.
Границу пришлось переходить ночью, по тропам контрабандистов, подвергаясь опасности быть обнаруженными и схваченными казачьими патрулями (предъявить на погранпереходе свои паспорта Вагнер и его жена не могли: кредиторы уже объявили их в розыск)... На неудобных фурах по скверным дорогам много дней добирались до Пилау, описав дугу вокруг Кенигсберга, куда нельзя было показать даже носа. В Пилау договорились с капитаном парусника, отплывающего в Лондон, о том, что он примет пассажиров на борт без паспортов. К кораблю добирались в сумерках, на маленькой лодке, молясь, чтобы не заметила береговая охрана. Подплыв к судну, сначала с великим трудом подтянули на палубу Роббера - гигантского ньюфаундленда, с которым ни за то что не хотел расстаться Вагнер, затем спрятались в глубине трюма, чтобы не попасться на глаза чиновникам, осматривающим корабль перед отплытием. Как всегда, Вагнеру повезло.
В Кенигсберг он больше не вернулся.Потом в его жизни многое было: ушла Минна (но до самой ее смерти Вагнер продолжал снабжать ее деньгами... которые по-прежнему брал в долг. Даже когда его материальное положение поправилось), к нему постепенно приходит успех, его оперы ставятся в Дрездене, Вене... Но в 1849-ом году Вагнер принимает участие в восстании; после разгрома мятежа за его голову обещана награда, по подложному паспорту он бежит в Швейцарию... продолжает писать музыку, успешно гастролирует (особенно в России)... опять бежит - теперь от кредиторов... Его горячим поклонником становится юный король Баварии Людовик II, израсходовавший львиную долю своего состояния на воссоздание замков своих предков: Neuschwanstein (его точную копию мы можем увидеть в диснеевском мультике “Золушка”), Linderhof и Herrenchiemsee. Людовик II материально поддерживает Вагнера - именно благодаря этому обстоятельству на сцене поставлена театралогия “Кольцо Нибелунгов” (а также самая длинная в мире классическая опера “Нюрнбергские мейстерзингеры”). Кстати, за свою жизнь Вагнер создал 13 опер - ту самую “чертову дюжину”, которой так боялся.
- Вагнер и Людовик 2.
После смерти Минны Вагнер женится на дочери Ференца Листа - Козиме... О Кенигсберге он вспоминает всего один раз - и то опосредованно - в последний год своей жизни. Тогда в Венском оперном театре случился пожар, погибло 900 человек, пришедших на оперетту Оффенбаха. Вагнер люто ненавидел Оффенбаха - сделавшись к старости ярым националистом, он терпеть не мог “французских лягушатников”. (Кстати, русских композиторов и художников он ценил, утверждая, что только русские могут так же трепетно, как он, относиться к фольклору). По поводу пожара он сказал: “Люди на таком спектакле - самый пустой народ. Когда погибают рабочие в угольной шахте, это волнует и возмущает меня: вызывает ужас общество, которое таким способом добывает топливо. Но если столько-то светских людей гибнет во время представления оперетты Оффенбаха<...> тут я совершенно равнодушен, меня это почти не трогает”.
...Роковой спектакль был поставлен по сказкам Гофмана, которые, кстати, Вагнера тоже не вдохновляли. Вероятно, для него (расправлявшегося со своими героями так же жестоко, как в юности) Гофман был недостаточно кровожаден.
...Позже фашисты объявят Вагнера “композитором №1”, воплотившим в своих “богах и героях” немецкий национальный дух. Но это будет совсем другой Вагнер, почти не имеющий отношения к настоящему - оригиналу, жившему в долг и “не успевающему заметить”, на что потрачены деньги.
Учитывая то, что Рихард Вагнер числился капельмейстером Луизентеатра Кёнигсберга ( ныне Дрматический театр Калининграда) и назанимал у меломанов города денег а также взял жалованье в театре на год вперед и смылся, никто и никогда здесь не стал бы называть в его честь улицу в центре любимого города.
Но в Баварии, недалеко от города Фюссен, в честь Рихарда Вагнера королем Людвигом II Баварским, известным также как «сказочный король», был построен целый замок. Лебединый.
Замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых замков Германии и одно из самых популярных туристических мест Европы
Король Людвиг был большим почитателем культуры и искусства и лично оказывал поддержку всемирно известному композитору Рихарду Вагнеру, и замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в его честь. Интерьер многих помещений замка пропитан атмосферой Вагнеровских персонажей. Третий ярус замка наиболее полно отражает восторженность Людвига операми Вагнера. Зал певцов, который занимает целиком четвёртый этаж, также украшен персонажами опер Вагнера.
Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Нойшванштайн действительно производит впечатление сказочного замка. Он строился в конце XIX века — в то время, когда замки уже утратили свои стратегические и оборонительные функции.
Во внутреннем дворе замка расположен сад с искусственной пещерой. Интерьер Нойшванштайна красив и снаружи. Хотя всего 14 комнат были завершены до внезапной кончины Людвига II в 1886 году, эти комнаты были украшены волшебными декорациями. Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, воплощенного в известном мультфильме «Спящая красавица».
Так что простим таланту его слабости. Тем паче, что у нас-то он не занимал)))
Использовала статью Д. Якшина (газета Новые колеса / Кёнигсберг - Калининград / ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА КЁНИГСБЕРГА), материалы Википедии, статьи Вадима Храппы из «Энциклопедии Пруссии»
(не свое)
Не Бест? Пришли лучше!