Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:30 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Nick-Luhminskii:

О самоедах
Меня давно и надежно колбасит от выражения "потребительское отношение к искусству", и сейчас я буду сказать за потребление еще раз.

Обычно о "потребительстве" говорят в контексте глупом и недостойном: дескать, нынешнее поколение потребляет искусство, а прошлые поколения делали с искусством нечто другое. В данном контексте из слова "потребление" вынуты все смыслы, кроме "я обзываюсь", но вообще идея насчет потребления -- интересная, хотя от рождения покалеченная: потреблению-то никакое другое значимое слово не противопоставлено.
Потребителем, скажем, кинопродукции, я бываю часто. Когда я выступаю в роли потребителя, я задаю определенные параметры, которым должен соответствовать выбираемый фильм, и оцениваю его с точки зрения учтенности моих пожеланий. Я желаю смотреть фильм про динозавра, который кушает людей и выплевывает окровавленные ботинки, или про то, как от солнца оторвался кусок и летит на землю -- причем пожеланий у меня всего два, а фильмов, соответствующих этим пожеланиям, может быть сколько угодно. И я буду оценивать это кино с точки зрения своего представления о формате: если укротитель динозавров или специалист по солнечным кускам будет слишком долго рассуждать о том, как он развелся со своей женой, я скажу, что это гадкое бюджетное кино.
Очевидно, я перестаю выступать в качестве потребителя в тот момент, когда я соглашаюсь на кота в мешке и с интересом жду, каким образом просмотренное будет переворачивать мою жизнь. Так вот, такие моменты в жизни любого человека очень кратки. Разные люди смотрят разные фильмы, но в большинстве случаев они заранее подписываются на то, что укладывается в их формат. Любители артхауса потребляют артхаус, который уже ничего им не скажет, тем более что возможности самого жанра крупно переоценены. Любители мелодрамы харчат мелодраму так, что за ушами трещит, и все равно это потребление, будь даже мелодрама трижды психологически достоверной. А уж пересмотр советской киноклассики -- самое чистое и незамутненное потребление на свете, потому что никаких сюрпризов в таком просмотре и быть не может.

А теперь, собственно, о самоедах.
Любопытный же вопрос: занимаются ли потреблением те, кто смотрят сериалы а потом катают по ним фанфики. С одной стороны, сериал -- это апофеоз потребления, там хоть с начала, хоть с конца строжайшее единообразие. С другой -- господам любителям кота в мешке и не снились такое сопереживание, такое растворение собственной жизни в воспринимаемом тексте и т.д.
И тогда я подумал: а не начинают ли господа фанаты со временем употреблять самих себя? Очень эффективно: самому себе бюджетную поделку не подсунешь. А происходит это, надо думать, потому, что жадность в потреблении нематериальных благ у людей также велика, как и жадность до благ материальных, и сколько ни дай, все будет мало.
Написав же словосочетание "нематериальные блага" я сразу подумал о религии как о фэндоме. Религия -- с хождением в церковь, молитвами, чтением соответствующей литературы -- такая же невротическая аддикция, как пристрастие к сериалам. Единообразие раздражителей, с вариациями, чтобы поддерживать интерес; стилевое единообразие, умеренная интерактивность -- все то же, что в фэндоме. И миссионерство, и мягкое отвержение мирского есть в жизни любого нормального фаната. Я возмущался мракобесием тех, кто говорит "кроме библии можно никаких других книг не читать", но, сравнивая фанатиков с фанатами, могу сказать, что понимаю, какие эмоциональные механизмы заставляют первых так говорить: лучше посмотреть новую серию любимого сериала, чем какой-то другой, неизвестно какой фильм. То, что принимают за неимоверную насыщенность духовной жизни, на деле оказывается крайней ее бедностью.
Самое интересное наступает, когда люди из фэндома "религия" перестают довольствоваться потреблением и начинают писать свой фанфик "Раздача милостыни из денег, отложенных ребенку на университет" или "Крестовый поход". Лучше бы уж пошли сослешились с кем-нибудь...

URL записи
>

Вопрос: Бест месяца?
1. Да!  42  (100%)
Всего: 42

@темы: Прислано по U-mail, Свое, Текст

URL
Комментарии
2009-11-23 в 12:41 

«Ya» бывают разные
У-у-у как всё запущенно. Может просто надо сначала разобраться с понятием «искусство».
В общем-то, делать колбасу это тоже искусство, и машины ремонтировать, и носки вязать. А уж если сюда же приплести понятие «современное искусство», будет ещё интересней.

2009-11-24 в 10:57 

Сусуватари
Занятно до безобразия.
balovannaya - колбасу делают по технологии, но в индивидуальном исполнении - может, и искусство. как торт - кроме вкаусностей полагается высокохудожественое оформление.
Потребление - да. все-таки мы музыку слушаем - потребляем.
Картины смотрим - потребляем.
Ходим на выставки - потребляем. И читаем... Или НЕ читаем.
И задаем параметры приемлемого.
а вот разворот темы к фандомному и религиозному - это не так однозначно. Сыровато и неоткристаллизовано. Что-то есть, но что?

2009-11-24 в 20:12 

Все тааакое вкусное!
Когда я выступаю в роли потребителя, я задаю определенные параметры, которым должен соответствовать выбираемый фильм, и оцениваю его с точки зрения учтенности моих пожеланий.
Очевидно, я перестаю выступать в качестве потребителя в тот момент, когда я соглашаюсь на кота в мешке и с интересом жду, каким образом просмотренное будет переворачивать мою жизнь.
А в чем разница-то? Просто во втором случае заданные параметры изменяются, вот и все. Типа, а теперь дайте мне чего-то нового и влияйте на меня. Чем не потребление? По-моему, автор сам несколько запутался в своей терминологии. Но интересно. И написано хорошо. Религия как фэндом - вообще превосходная мысль. За одно это большой плюс.

2009-11-24 в 21:15 

Сусуватари
Chmochan - и я про то же6 свежее сравнение.

Best of @Diary.ru

главная