09:20 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Йомин:

Как на Руси отличали девицу от мужней жены…
Известно, что по традиции на Руси замужняя женщина должна была заплетать волосы в две косы, укладывать их венцом и непременно покрывать их платком или головным убором. Девушкам, в отличие от замужних женщин, разрешалось открывать макушку, а волосы заплетать в одну косу. Понятно, что принципиальной разницы не было, а раз так, если уж ходить все время в головном уборе, пускай по крайней мере он будет необычайным и красивейшим…

По головному убору

Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса.

Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам.

После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

По венцу

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями).

Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених.

Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачующийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

По серьгам

На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь.

Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.

Существует ряд примет и суеверий, связанных с серьгами.
Так, потерять серьгу всегда считалось к плохому известию, неприятному событию.

Если замужняя женщина теряет серьгу, возможно, супруг изменяет ей.

Нашедший серьгу незамужней девушки станет ее мужем.

Тот, кто найдет серьгу женщины замужней, в скором времени найдет себе сердечную подругу, любовницу.

Если на свадьбе новобрачная теряет серьгу, то найти ее может любой из гостей, а поднять должна обязательно замужняя подружка невесты.

Невесте должна была серьги вдеть в уши счастливая жена, чтобы и та была счастлива.

А если замужняя женщина не носила серег, ей суждено было овдоветь. Ну а вдове носить серьги было грешно.

По косе

Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске».

Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус.

Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

По орнаменту и цвету одежды

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек.

Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.

По юбке

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды.

Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.

Замужние женщины носили поверх рубахи паневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! — это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву — это символизировало ее согласие на брак.

Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.

По обручальному кольцу

Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом.
У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое…

Источник storyfiles.blogspot.ru/


URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест?
1. Да!  164  (100%)
Всего: 164

@темы: Не свое

URL
Комментарии
2017-09-29 в 09:54 

Анаптикс
Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачующийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.
откуда это берется...

Справка из этимологического словаря Фасмера:
вене́ц — род. п. -нца́, укр. вiне́ць, блр. вене́ц, болг. вене́ц, ст.-слав. вѣньць στέφανος (Супр.), сербохорв. виjѐнац, чеш. věnec, слвц. venec, польск. wieniec. Родственно лит. vainikas — производное от *vainas, русск. вен «венок», польск. wian от вить; см. Гуйер, LF 55, 360; М. — Э. 4, 439. Неточно сравнение Ягича (AfslPh 16, 526) с лит. vainìkis; ср. вено́к.

или Шанского:
Венец
ВЕНЕЦ. Общеслав. Уменьшит.-ласкат. суф. производное от венъ (через "ять"), образованного (с перегласовкой) посредством суф. -нъ от вити. См. вить, ветвь. Вен "венок" еще известно в диалектной фольклорной речи.

Вено у Фасмера:
ве́но — др.-русск. вѣно «плата за невесту, приданое невесты», укр. вíно, чеш. věno, польск. wiano, др.-русск. вѣновати, вѣнити «продавать». Трудное слово. Считается родственным лат. vēnum «продажа», vendo из vēnum dō «продаю», греч. ὦνος «цена» (из *vōsnos), лесб. ὄννα (из *vosnā;), др.-инд. vasnám «цена», арм. gin — то же. Фонетическую параллель можно указать в лат. vēr «весна», др.-исл. vár, греч. ἔαρ, русск. весна́; см. Мейе, Et. 447; Брандт; РФВ 25, 217; Соболевский, РФВ 64, 105; ИОРЯС 27, 327; ЖМНП, 1895, май, 84 и сл.; Траутман, BSW 350; Младенов 62; Вайан, RES 14, 80; Брюкнер, «Slavia», 5, 431; Преобр. 1, 108. С другой стороны, пытались объяснить русск. слово из *vědno-, ср. греч. ἔδνον, ἔεδνον «приданое», д.-в.-н. widomo, widemo, англос. weotuma, wituma «цена», нов.-в.-н. Wittum и, далее, русск. веду́ и родственные; см. Педерсен, IF 5, 67; Торп 385; Буазак 215; Вальде 818; Булич, ЖМНП, 1895, июль, 254; Прусик, KZ 33, 162. По-видимому, следует отдать предпочтение первой этимологии.

2017-09-29 в 10:21 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом.

А сейчас остался только этот способ, да и то не показательный.

2017-09-29 в 10:33 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Ситуация с косами была различной в разных регионах.

2017-09-29 в 11:30 

ElectricCat
Нам ли быть в печали?
Только непонятно, зачем девушке в русском народном уборе нарисовали лицо Эми Россум

читать дальше

2017-09-29 в 11:43 

my_saturday
hold your breath and count to ten, start again, start again
Только непонятно, зачем девушке в русском народном уборе нарисовали лицо Эми Россум
Сижу, думаю об этом же.

2017-09-29 в 12:28 

ms_ist
Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.
Эх, вот так живешь белым лебедем, потом замуж вышел и все - сразу курица (((((
:-D

2017-09-29 в 12:37 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
сразу курица

И жаба рогатая! :alles:

2017-09-29 в 14:21 

Марса
оно ежели дескать не потому что вообще, а оно тебе раз и пожалуйста
А я зашла в надежде посмотреть интересные иллюстрации/фото и знатно обломилась

2017-09-29 в 16:59 

Ледяная Тьма
Поздно ей уже бежать, не вернуться в дом, суждено отныне спать, в мраке неживом.
А почему к посту про патологоанатома комменты закрыты? Обалденно же.

2017-09-29 в 18:18 

Тайя, которая душит романтиков
Не говорите так быстро, я не успеваю класть х*р на ваши слова.
Блин, сразу поняла, что "портрет" – фотошоп) Слишком "современное" лицо плюс раззявленный рот сразу выдаёт современницу)

2017-09-29 в 18:21 

Тайя, которая душит романтиков
Не говорите так быстро, я не успеваю класть х*р на ваши слова.
Кстати, про патологоанатома: давно в Бесте разрешены посты с матюгами, да ещё в таком количестве? О.о

2017-09-29 в 21:11 

atakagrizli
Никогда не поздно сделать все правильно ("El Barco")
Только непонятно, зачем девушке в русском народном уборе нарисовали лицо Эми Россум
Да и убор не русский, а болгарский)))

2017-09-30 в 01:54 

Крис_Крис
Хтоническое чудовище
Эми Россум с ее категорически не славянским лицом вообще не в тему тут.

2017-09-30 в 10:25 

Archi-77
Молот мне - так я любого в своего перекую!
ЕМНИП, степень закрытости головы была разной в разных регионах. Чем южнее - тем более открытой была голова девушки.

2017-09-30 в 12:17 

familiaris et discipulus dei
Спасибо! И пост и комменты очень познавательны.
Ну и ещё небольшую бочку мёда в ложку дёгтя: пусть здесь и Эми Россум — первая красавица, но сознайтесь честно, пройдясь по проспектам России или Украины не найдём ли мы множество девушек много краше? (вопрос риторический).

2017-09-30 в 20:08 

Malabar Rd
Многое спорно.

"К причастию девушки шли космачом".
Разве в церкви что девушка что женщина не обязаны быть с покрытой головой? А мужчины наоборот шапку снимать всегда.


А многое весело, потому что как-то не очень точно выражено.


А вот тут - ого:

Тот, кто найдет серьгу женщины замужней, в скором времени найдет себе сердечную подругу, любовницу.
Если на свадьбе новобрачная теряет серьгу, то найти ее может любой из гостей, а поднять должна обязательно замужняя подружка невесты.

То есть замужняя подружка невесты скоро найдет себе любовницу в лице новобрачной.
О темпора о морес в старину на Руси) А ругают современность почему-то)))

Опять же:
Если на свадьбе новобрачная теряет серьгу...
Потерять серьгу считалось плохим...

Мне кажется, суеверные люди могли и свадьбу на этом основании отложить, ибо "примета плохая".

2017-10-01 в 00:45 

Mirion
Все только начинается, начинается!
И мне хотелось картинок посмотреть к написанному ) но спасибо и за это )

2017-10-01 в 08:09 

_TrisS_
Что-то кончается, что-то начинается...
я зашла в надежде посмотреть интересные иллюстрации/фото и знатно обломилась
ага, и я.

2017-10-01 в 13:23 

Dante
И давно это у вас?
плюсую к возмущению о закрытых комментах к посту патологоанатома. огнище огней )

2017-10-01 в 18:04 

мозг орнитолога
Жить станет холоднее, голоднее, несвободнее.
Как-то не очень. Ни временной период не указан, ни регион, а как все категорично, Русь сжалась до пары каких-то губерний в каком-то веке.
Понравилось, что потерять серьгу - к несчастью, а нашедший серьгу незамужней девушки станет её мужем. Реалистическое, практичное отношение к браку.

2017-10-01 в 23:53 

Mister Green
Люди способны на многое, если довести их до ручки.
Ситуация с косами была различной в разных регионах.
Вот-вот. Такое ощущение, что тут описана только православная Русь. А мои языческие предки женского пола в обязательном порядке носили под рубахой штаны. Девушки тоже одну косу носили, а замужние вообще с прическами мудрили черт знает что. А еще, что точно помню, на всей одежде было огромное количество монет. Помню, был в музее историческом, так там указывался вес праздничного женского костюма - около 35 килограмм.

2017-10-02 в 17:49 

familiaris et discipulus dei
Если находятся люди, возмущённые закрытием комментов к патологоанатому, то я не возмущён, а просто удивлён: ну патологоанатом и что такого уж особенного, что прям и высказаться никому нельзя? Пусть не все, но большинство пройдёт через нежные руки этих замечательных людей. Так чего стеснятся?

2017-10-02 в 21:15 

Cicuta
лучшая маска - это правда... © Камша
плюсую к возмущению о закрытых комментах к посту патологоанатома. огнище огней )

Этот пост перепостили с пикабу, а пикабу взял со страницы автора, третий раз вижу. Возможно, боятся возмущений по поводу аццкого баяна.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная