03:05 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет o-kioku:

Про планы, дела и дофамин.

Вы составляете километровые планы, клянётесь, что всё сделаете, ложиться спать с твёрдым намерением вгрызться в дела вот прямо с утра - и на следующий день тупите до часу, не может заставить себя начать, даже будучи вроде бы выспавшимся и вроде бы при нормальном сомочувствии?
Так было всегда - уже со школы?
Вас это очень раздражает, но вы ничего не в состоянии с собой сделать?

Если ответ положительный, возможно, у вас дофаминовый сбой.
Это ещё один совокупный подарок нам любимым от матери-природы и мачехи-жизни.

Дофамин - медиатор достижений. Он вырабатывается, когда что-то получается.
Вы сделали работу, получили результат, что-то поняли, чего-то достигли. - Молодец! Возьми с полки пирожок! Ну, то есть на тебе твой дофамин, кайфуй.
В норме дофамин - один из мощнейших медиаторов мотивации. Наше стремление что-то делать, выполнять какие-то задачи и даже просто браться за них во многом завязано именно на дофамин.
Причём, надо понимать, что в природе всё построено на стремлении к получению максимума результата при минимуме затрат. Поэтому наши мозги при выполнении любой задачи сканируют ситуацию, оценивают возможности и составляют прогноз: насколько вероятен успех. Если он маловероятен - шевелиться нет смысла. Если очень вероятен, то тут же включаются активирующие системы для работы по достижению.

Сидит, скажем, лев в кустах. И надо бы пожрать. И на горизонте стадо газелей.
Но.
До горизонта степь и в ней ни кустика. Стадо не просто так пасётся, оно мониторит окрестности. При таких вводных его скорее всего засекут ещё на дальних подступах. Соответственно стадо срулит когда лев будет на полпути к нему. Ну и смысла топать нет, нефига зря тратить силы.
А вот если какая-то коза настолько дурная, что пошла гулять и догуляла до ближнего куста - это уже другое дело. Тут мозги переходят в режим "охота", кортизол, адреналин и прочие поднимают активность. Глазоньки засверкали, ушки домиком, лапы напряглись - вперёд, за обедом.
У льва нет того разума, которым оценили бы эту ситуацию мы. Он не прикидывает "ой, далеко". Его поведение строится не на интеллектуальном анализе, а на совокупности случаев из прошлого опыта.
Увидел газель в кустах - прыгнул - поймал. И получил дозу дофамина.
Увидел вдалеке стадо - побежал - обломался. - Не получил дофамина.
В следующий раз мозги уже знают, когда дофамин вероятен, когда нет.
И они не будут активировать соответствующие системы, если вероятность получить свою наркоту стремится к нулю. На кой, спрашивается?

Планировали много дел на свободный день? Не получилось выполнить всё задуманное? - Ну, так вы свой дофамин и не получили. А шли-то вообще-то и за ним тоже.
Не получилось два-три-четыре раза? - Всё, мозги точно знают, что это провальная затея и не активируют вам организм на трудовые подвиги. Ибо - нафиг? Вы сейчас упашетесь, время и силы потратите, профита не получите... ты бы, в-общем, лучше полежал, дорогой.
Дальше начинается триллер Годзилла против Конга. Продвинутая обезьяна опять пытается пересились архаичную рептилию. Чем больше высший примат себя заставляет, тем больше сопротивление. Ведь с точки зрения дофаминовой системы усилие порожнее. Чем больше сопротивление, тем хуже результат, дела накапливаются и переносятся на завтра, напряжение тоже накапливается. Гора дел становится непреодолимой и затмевает эверест. Защитные механизмы (это в другой раз) пытаются эту гору развидеть - вы начинаете всё забывать...

К сожалению, нормальную работу дофаминовой системы многим из нас сбили ещё в детском саду.

Во-первых, у нас вообще не очень принято подкреплять результат, что у детей, что у взрослых, что в школе, что в семье, что на работе. У нас принято использовать критику и негативную стимуляцию. Чем это фигово? Человек с таким мотивировочным паттерном работает не на результат, а на избегание наказания. Результат тут вообще ни при чём. Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.
Отсюда страдания на всю страну разных руководителей высокого уровня об неэффективности российской рабочей силы.

Во-вторых, если вы думаете, что за время с развала совка что-то в целом поменялось - так нет. Стало даже хуже.
Возьмём сад. Я регулярно слышу от родителей садовских детишек, что сидели до трёх ночи, делали для ребёнка задание по труду. Родители делали. Угадайте, кто дофамин получил? И будет ли у ребёнка мотивация нормально развиваться.
2-3-4 года - очень важный период именно для формирования мотивационных механизмов. Это именно тот возраст, когда между макакой и ящерицей устанавливаются в этом плане "дипотношения", которые будут иметь значение всю оставшуюся жизнь.
Что я регулярно вижу? Маме некогда, поэтому ребёнок (нормальный шестилетний ребёнок) стоит, пока она его застёгивает. Маме неприкольно, когда маленькое чадо пытается справиться с пылесосом и пылесос отобрали, а чадо послали смотреть мультики, чтобы не мешалось под ногами.
А потом они приходят и говорят - его ничего не заставишь делать! Ему ничего не интересно! Он ничего не хочет!
Хотеть что-то делать тоже надо уметь. Если у ребёнка дофаминового опыта нет (а его всеми силами этого опыта лишали в критически важное время) - он и не знает, что от делания чего-то бывает хорошо. Более того, потом его начинают заставлять делать то, что ему никакого кайфа не приносит с воплями и из-под палки.
Это всё опять же последствия изменившихся условий жизни. Увеличившаяся продолжительность жизни, контроль рождаемости и некоторые другие нюансы позвояют очень сильно "продлить детство", вопреки возможностям.
Между прочим в первобытных обществах где-то с трёх-четырёх лет ребёнок уже не балласт, а пользу приносит - собирает корешочки, таскает всякую мелкую фигню, типа сумочки с теми же корешочками. Да и ладно, что все подряд, мама разберётся, он научится. В четыре - пять эти дети уже за мелочью следят самостоятельно и вполне способны помогать по немудрённому хозяйству. В семь-восемь лет в крестьянских семьях дети вовсю использовались в повседневном труде. И у них вполне получалось и кашу готовить (в печи на минуточку) и избу мести (веником, а не пылесосом). Так что дети куда менее беспомощны, чем это укоренено в нашем повседневном сознании. И когда говорят, что дети несамостоятельны, ничего не умеют - это чаще всего следствие воспитания. Не дети поменялись, поменялся подход к детям.
В школе в ряде случаев дофаминовый баг закрепляется. Тут можно писать много, но давайте не будем, потому что принцип тот же - мотивация строится не на тех медиаторах и механизмах, которые ответственны за мотивацию.
С годами всё это входит в систему и формируется особый тип функционирования. Такие люди вообще малочувствительны к похвале, зачастую не знают, как на неё реагировать, не воспринимают её и не чувствуют от похвалы никакого удовлетворения. Работают только на пинковой тяге. На действия поднять их может только угроза полного и тотального неумолимого абзаца. Знаете таких? У 90% этих людей - просто не простроено нормально функционирование дофаминовых механизмов мотивации. Причём оно искусственно убито и подлежит восстановлению путём несложных манипуляций.

Самое основное, что надо помнить при прокачке дофаминовых систем:
Дофамин выделяется на результат.
Отсюда мораль: любая задача, которую вы перед собой ставите должна быть гарантированно выполнима. У вас должно получиться.
Дела надо планировать так, чтобы они были максимально исполнябельны в заданные сроки. Все дела так спланировать не получится, но форсмажоры-форсмажорами, у нас речь о повседневшине.
Если возвратиться к началу поста и вспомнить историю про список дел и посмотреть на него внимательно, то "Результат" = "Я вотпрямсегодня переделал всё".
Развидьте.
Во-первых не планируйте себе дел на весь день даже если он свободен. Оставьте не меньше трети на гарантированный отдых.
Во-вторых, разбейте свой список на отдельные дела. Напишите их на бумажках и постарайтесь переформатировать цель. Каждое дело = результат.
Сделал одно? - Молодец, возьми с полки дофамин!
Тут есть проблемный момент, что далеко не сразу это начинает срабатывать. Когда вы годами в одной колее, то просто так дофамина вам не накапают, его поначалу приходится доить долго и мучительно, как старую корову. Поэтому постарайтесь чтобы у вас было подкрепление за счёт каких-то других медиаторов счастья.
Таким подкреплением может быть перерыв на чашку кофе, кусочек любимого вкусненького, три-четыре минуты движения (при физической активности вырабатывается эндорфин) эмоциональная положительная реакция другого человека (не обязательно, чтобы она была даже особо искренней, можно прийти к кому угодно достаточно адекватному и доверенному и попросить о содействии).

При чём тут сон? Чем эффективнее вы в повседневной жизни, чем чаще вы ложитесь с чувством удовлетворения от выполненных дел, чем меньше тревого у вас вызывает завтрашнее "планов громадьё" - тем лучше спится.

Удачи!

URL записи

Свое | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест?
1. Да!  378  (100%)
Всего: 378

@темы: Свое

URL
Комментарии
2017-04-17 в 05:19 

очень полезный пост! вот пока сидишь себе скроллишь избранное и страдаешь и занимаешься самобичеванием, что, мол, опять ничего не сделал, а такой пост попадается и легче жить становиться даже :lol::lol:

2017-04-17 в 09:03 

Ран Фуджимиевич
Кто с мечом к нам придёт - того и мордой об стенку! Обиваю двери кожей заказчика.
Просто надо чаще себя хвалить даже за совсем маленькие достижения. Встал пораньше? Молодец! Успел на работу вовремя? Молодец! Убрался в ящике комода? Опять же молодец!

2017-04-17 в 11:13 

Каледония
все пропало!
ну хотя бы ссылочку надо поставить на чужое авторство
первоисточник: neuroleptic.ru/forum/topic/6041-%D1%81%D0%BD%D0...

а потом уже далее по сети:
pikabu.ru/story/pro_planyi_dela_i_dofamin_49370...

2017-04-17 в 12:47 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
А не пнуть СССР было нельзя.

2017-04-17 в 12:55 

Каледония, вообще-то, изначальный пост был именно на дайрях. На пикабу прицепили к нему дополнительный абзац откуда-то ещё и разместили без ссылки на первоисточник, поскольку у них ссылки на дневники почему-то не выставляются.
А со статьёй на нейролептике общего только то, что обе касаются изысканий по дофаминовой теории, но тогда уж ссылки надо ставить на перечень соответствующих статей за последние 10-15 лет.

2017-04-17 в 13:40 

Kemet
Виктория Инферно, А не пнуть СССР было нельзя.
Ну, так до революции было точно тоже самое. В принципе вся система обучения, построенная на отрицательном подкреплении порождает отсутствие инициативы.

2017-04-17 в 14:46 

Kemet, так изначально не было никакого "отрицательного" подкрепления. Оценки "удовлетворительно", "хорошо", "отлично", судя по самим их названиям, были призваны вызывать у получающего их совсем не отрицательные эмоции. Боле того, затем, чтобы дополнительно убрать "отрицательное звучание", двойку даже переименовали из "плохо" в "неудовлетворительно", а "очень плохо" - единицу - убрали вообще (в 80-е годы, когда я учился, она была уже практически только дисциплинарной оценкой, ставившейся даже не за полное отсутствие ответа, а за сознательный отказ от ответа).
Сформировавшаяся к "застойным" годам ситуация в общественном сознании, при котором "отлично" воспринималось как "нормально", "хорошо" - как "плохо, но терпимо", а "удовлетворительно" - как "очень плохо" (ну и прочее в этом духе: высшее образование - норма для всех, техникум - что-то вроде церковно-приходской школы, профтехучилище - вообще заповедник питекантропов), не устройством школы была порождена.

2017-04-17 в 17:58 

Маккуро Куроске, а откуда взялась эта ситуация? Просто интересно...Никогда не задумывалась, что именно так отлично" воспринималось как "нормально", "хорошо" - как "плохо, но терпимо", а "удовлетворительно" - как "очень плохо я и думала в школе, (в какой-то мере на это повлияли родители), а школу я закончила только год назад, то есть эта ситуация не у одной меня и давно?

2017-04-17 в 18:06 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Каждый видит, что хочет. О ранних школьных годах у меня сугубо тёплые воспоминания. Поощрения были и мне их хватало.

2017-04-17 в 18:16 

Элеми
Храбрый заяц =о_-_О=
"отлично" воспринималось как "нормально", "хорошо" - как "плохо, но терпимо", а "удовлетворительно" - как "очень плохо"

Ну... так же и есть? "Отлично" подразумевает полное правильное выполнение задания, т.е. норму. Всё что меньше уже подразумевает косяки.
Поэтому, когда у нас вводили 10-балльную систему и особо поясняли, что 10 - это за перевыполнение сверх задания и не для всех, у родителей были истерики - как же так, всё делающее правильно дитя больше не отличник))

2017-04-17 в 19:28 

10-бальная система была бы интересным опытом, в 5-бальной все слишком утрированно....

2017-04-17 в 19:44 

Maravillosa
Это того стоит ©
yulia1235, в 12-балльной тоже не всем нравится, что для 11-12 надо очень-очень постараться, и за рамками учебника.

2017-04-17 в 19:56 

Kemet
Маккуро Куроске, я совсем не об школьных отметках. Предлагаю вспомнить "Детство. В людях. Мои университеты" Максима Горького, по которому можно хорошо составить представление об том, как жили люди из разных слоев общества.

2017-04-17 в 19:59 

Kemet
Маккуро Куроске, высшее образование - норма для всех, техникум - что-то вроде церковно-приходской школы, профтехучилище - вообще заповедник питекантропов), не устройством школы была порождена.

Да((( И после этого все кричат о том, что ВУЗ не дает профессиональных навыков)) Хотя в университете нет такой задачи изначально. Профессиональные навыки - это к профтехучилищу (и там и правда их дают, правда не всегда по востребованным студентами профессиям).

2017-04-17 в 21:12 

Heljareyga
If the dream is won though everything is lost, we will pay the price, but we will not count the cost
Да не Совок в этом виноват, и не у одной России такие проблемы. Когда обезьяна взяла в руки палку, она заметила, что мотивировать соплеменников к труду в краткосрочной перспективе гораздо эффективнее колотушками, а не уговорами. С тех пор так и живем.

2017-04-17 в 21:23 

Kemet
Heljareyga, вполне возможно, что вы правы) Эт мы чаще судим по тому, что нас окружает, и не сильно знаем о том, как в других странах.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная